ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1388/2021 от 23.06.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

УИД: 92RS0002-01-2021-000643-15

Дело №2-1388/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2021 года г. Севастополь

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Блейз И.Г.

при участии секретаря Бойко Т.А.

истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Севастополя «Медицинский склад №1043» о взыскании денежных средств, третье лицо - Департамент здравоохранения г. Севастополя, -

установил:

ФИО1, уточнив исковые требования, обратилась с иском к ГКУС «Медицинский склад №1043» о признании незаконным бездействия ответчика по невыплате ей выплаты за интенсивность труда, выплаты за качество и эффективность труда, премиальных выплат по итогам работы за 2 квартал. Просит взыскать с ответчика стимулирующие выплаты в размере 49 105 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, в счет возмещения морального вреда 10 000 руб. Требования мотивированы тем, что с 19 декабря 2019 года по 31 июля 2020 года истец работала в должности заместителя директора по экономическим вопросам/аппарат управления в ГКУС «Медицинский склад №1043». За 2 квартал 2020 года ответчик выплачивал истцу заработную плату без выплат за интенсивность труда, качество и эффективность труда, премиальных выплат по итогам работы, что истец полагает незаконным, а потому обратилась с настоящим иском в суд.

Истец в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал по основаниям, указанным в письменных возражениях, пояснила, что для начисления премиальных выплат необходима воля руководителя и наличие приказа, однако, руководитель не посчитала возможным премировать истца.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Согласно ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Поскольку все участники процесса извещены надлежаще, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая специфику трудовых споров, именно на работодателе лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие своевременность выплаты заработной платы. Ведение бухгалтерского учета, начисление оплаты труда и ее выплата возлагаются исключительно на работодателя.

Судом установлено, что 18 декабря 2019 года истец принята на должность старшего специалиста по закупкам ГКУС «Медицинский склад №1043». 28 декабря 2019 года переведена на должность ведущего экономиста, 18 февраля 2020 года переведена на должность заместителя директора по экономическим вопросам.

31 июля 2020 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника на основании п.3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с оплатой труда работников государственных учреждений города Севастополя, регулируются Законом г. Севастополя от 06.02.2017 № 320-3C «Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя».

Согласно положениям вышеназванного Закона № 320-ЗС, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников государственных учреждений в процентном отношении или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами.

Приказом Департамента здравоохранения г. Севастополя от 25 мая 2017 года № 544 было утверждено Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения города Севастополя (далее - Типовое положение).

Пунктом 8 раздела 1 Типового положения предусмотрено, что руководитель учреждения самостоятельно формирует и утверждает (в пределах доведенных учредителем нормативов) штатное расписание учреждения на текущий год в пределах фонда оплаты труда учреждения на текущий год по согласованию с учредителем, при этом доля фонда оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании (выполнении) государственных услуг (работ), устанавливается с учетом обязательных выплат (должностных окладов, компенсационных выплат).

Согласно пункта 11 раздела 1 Типового положения, оплата труда отдельных категорий работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя возложены на Департамент, не относящихся по своим функциональным обязанностям к работникам сферы здравоохранения, устанавливается локально-нормативным актом учреждения на основании постановлений Правительства Севастополя и типовых положений об оплате труда для соответствующей отрасли.

ГКУС «Медицинский склад № 1043» является государственным учреждением, учредителем которого является Департамент здравоохранения города Севастополя.

На учреждение возложены отдельные функции Департамента здравоохранения в части исполнения бюджетных полномочий по закупке лекарственных препаратов, изделии медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для льготной категории граждан.

Порядок установления стимулирующих выплат за интенсивность и результативность работы (эффективность труда) работников ГКУС «Медицинский склад № 1043», утвержден приказом директора Учреждения от 08.06.2020 № 64.

Согласно пункта 5 Порядка установления стимулирующих выплат, размер стимулирующих выплат за интенсивность и результативность работы определяется по коэффициенту трудозатрат каждого работника исходя из фактической нагрузки и показателей труда.

В соответствии с пунктом 6 Порядка установления стимулирующих выплат, выплаты стимулирующего характера устанавливаются каждому работнику с учетом показателей для назначения стимулирующих выплат за интенсивность и результативность работы по отдельным категориям работников, позволяющих оценить результативность и качество работы.

Работникам учреждения устанавливаются стимулирующие выплаты в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы (пункт 7 Порядка).Выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается дополнительным приказом руководителя Учреждения на определенный срок, не более, чем на один календарный год в пределах фонда оплаты труда.

Согласно пункту 13 вышеуказанного Порядка, перечень показателей и критерии оценки их достижения могут дополнятся и детализироваться на уровне локальных нормативных актов Учреждения. Основные критерии оценки работников устанавливаются трудовым договором (эффективным контрактом), который заключается при приеме работника на работу.

Эффективным контрактом установлен перечень оснований для начисления стимулирующих выплат за интенсивность труда, в том числе: интенсивность и напряженность работы; успешное и добросовестное выполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; участие в выполнении особо важных работ и мероприятий; выполнение работ, не входящих в круг обязанностей работника; проведение учебных и производственных практик, использование в работе системы наставничества; внедрение и использование современных информационных технологий и т.д.

Выплаты за качество и эффективность труда заместителя директора по экономическим вопросам ФИО1, согласно дополнительному соглашению № 3 от 18.02.2020 к эффективному контракту, устанавливались в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности. Всего 5 (пять) критериев оценки, определяемых в баллах. По одному баллу по каждому критерию оценки.

Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются эффективным контрактом работника в размере до 100%.

Таким образом, исходя из положений Порядка установления стимулирующих выплат работникам ГКУС «Медицинский склад № 1043» и условий эффективного контракта ФИО1, выплаты за интенсивность и результативность работы (эффективность труда) выплачиваются работнику ежемесячно. Указанные выплаты образуют систему выплат стимулирующего характера, направленных усиление материальной заинтересованности работников в улучшении результатов труда.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось истцом, стимулирующие выплаты за интенсивность и результативность работы (эффективность труда) ФИО1 за второй квартал 2020 года выплачены в соответствии с ее эффективным контрактом - по 5 критериям оценки, по пятибалльной шкале.

Комиссией по оценке выполнения показателей эффективности деятельности работников ГКУС «Медицинский склад № 1043» эффективность труда заместителя директора по экономическим вопросам в апреле 2020 года оценена на 5 баллов.

В мае 2020 года работа заместителя директора по экономическим вопросам также оценена на 5 баллов.

В июне 2020 года работа заместителя директора по экономическим вопросам оценена Комиссией в 1 балл.

Размер стимулирующих выплат установлен приказами руководителя Учреждения от 30 апреля 2020 года № 44, от 29.05.2020 № 55 и от 30 июня 2020 г. № 71 исходя из оценки выполнения показателей эффективности деятельности заместителя директора по экономическим вопросам за апрель, май и июнь 2020 года.

В апреле 2020 года ФИО1 выплачена заработная плата в сумме 63 990,00 руб., в том числе: окладная часть 35 550,00 руб.; выплата стимулирующего характера в сумме 24 885,00 руб. (70% от оклада), а также надбавка за выслугу лет в сумме 3 555,00 руб. (10% от оклада исходя из стажа работы ФИО1 в государственных учреждениях).

В мае 2020 года ФИО1 выплачена заработная плата в сумме 88 218,30 руб., в том числе: оплата по окладу 35 550,00 руб.; выплата стимулирующего характера в сумме 24 885,00 руб. (70% от оклада); стимулирующая выплата за интенсивность (в баллах) за прошлый квартал в сумме 16 839,47 руб. (за период с 18 февраля 2020 по 31 марта 2020), а также оплата за работу в праздничные и выходные дни в сумме 4 600,59 руб.; доплата за совмещение в сумме 2 788,24 руб.; выплата за выслугу лет в сумме 3 555,00 руб.

В июне 2020 года ФИО1 выплачена заработная плата в суме 75 771,28 руб., в том числе: оплата основного отпуска 16 689,28 руб.; оклад 35 550,00 руб.; премия ко Дню медицинского работника в сумме 12 000,00 руб.; премия Губернатора в связи с празднованием Дня медницкого работника 3000,00 руб.; стимулирующая выплата за интенсивность в сумме 4 977,00 руб. (14% от оклада), выплата за выслугу лет в сумме 3 555,00 руб.

Факт данных выплат истцом подтвержден.

Приказами по учреждению от 30 апреля 2020 № 43, от 29 мая 2020 № 56, от 30 июня 2020 № 72, установлено, что итоговые баллы аппарату управления (главному бухгалтеру, заместителю директора по экономическим вопросам) устанавливаются в размере 70% от итоговых баллов, установленных Департаментом здравоохранения города Севастополя директору ГКУС «Медицинский склад № 1043» по результатам работы за второй квартал 2020 года.

Стимулирующие выплаты за интенсивность труда и результативность работы (эффективность труда), предусмотренные вышеуказанными приказами, начислялись главному бухгалтеру и заместителю директора ГКУС «Медицинский склад » по экономическим вопросам ежеквартально, как дополнительная мера поддержки в целях материальной заинтересованности работников аппарата управления в улучшении результатов труда.

Указанные выплаты расцениваются как премиальные выплаты по итогам работы за отчетный период (квартал) в соответствии с положениями подп. 3 пункта 4.1.2.2 Эффективного контракта ФИО1, устанавливающего порядок выплат стимулирующего характера.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, премия по итогам работы за второй квартал 2020 года ФИО1 выплачена не была, в связи с тем, что, по мнению руководителя предприятия, в период нахождения в должности заместителя директора по экономическим вопросам ФИО1 ненадлежащим образом исполняла свои должностные обязанности, что выражалось в отсутствии контроля за эффективным использованием и расходованием всех имеющихся ресурсов учреждения; выявленных фактов двойного принятия бюджетных обязательств (по государственным контрактам, заключенным в период с апреля по июль 2020 года), что является грубейшим нарушением финансовой дисциплины.

Указанные факты нашли отражение в протоколе № 6 заседания комиссии по оценке выполнения показателей эффективности деятельности работников ГКУС «Медицинский склад № 1043» от 30 июня 2020 года.

Согласно ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Таким образом, выплата премии является правом работодателя поощрять работника, а не безусловной обязанностью.

Согласно пункта 15 Порядка установления стимулирующих выплат за интенсивность и результативность работы работников Государственного казённого учреждения Севастополя «Медицинский склад № 1043», утвержденного приказом от 08.06.2020 № 64, в случае увольнения главного бухгалтера, заместителя директора по экономическим вопросам, заместителя директора по административно-хозяйственной части выплаты за интенсивность и результативность работы не выплачиваются (не производится окончательный расчет) при наличии фактов ненадлежащего исполнения вышеуказанными работниками своих функциональных обязанностей, которые имели место в рассматриваемом периоде и привели к негативным последствиям.

Приказ о начислении стимулирующих выплат заместителю директора по экономическим вопросам ФИО1 за второй квартал 2020 года руководителем учреждения не издавался, выплаты не производились.

Как следует из материалов дела, приказом по учреждению от 29 июля 2020 года № 46-к к работнику ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. С вышеуказанным приказом работник ФИО1 была ознакомлена 30 июля 2020 года.

Данный приказ ФИО1 не оспорен.

Согласно пункту 14 Порядка установления стимулирующих выплат, выплаты за интенсивность и результативность работы работников ГКУС «Медицинский склад № 1043» не устанавливаются /либо их размер снижается/ при наличии у работника за рассматриваемый период дисциплинарных и иных видов взысканий.

Статьей 132 ТК РФ установлено, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Каких-либо доказательств наличия дискриминации в отношении истца Б не представлено.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

решил:

Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Севастополя «Медицинский склад №1043» о взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Мотивированный текст решения составлен 30 июня 2021 года.

Председательствующий И.Г.Блейз