Дело № 2-93/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаврилов Посад 15 февраля 2022 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Кузнецовой В.А.,
при секретаре судебного заседания Поцелуевой Н.Ю.,
с участием представителя истца и.о. заместителя прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Беловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества объекта культурного наследия – памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества объекта культурного наследия – памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны, поскольку в ходе проверки соблюдения администрацией Петровского сельского поселения законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества установлено, что на территории Петровского поселения в д. Морозово расположен памятник погибшим воинам Великой Отечественной Войны, который не имеет собственника и не зарегистрирован как бесхозяйный.
Органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне. Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из местных бюджетов – на памятники местного (муниципального) значения, а так же пожертвования физических и юридических лиц. Памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны в д. Морозово не имеет собственника и не зарегистрирован, как бесхозяйный. Непринятие администрацией соответствующих мер препятствует реализации мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям.
Представитель истца Белова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района в судебное заседание не явился. Главой предоставлен отзыв о том, что администрация Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, поскольку сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне, осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, а так же действия по государственной регистрации бесхозяйных вещей не отнесены к вопросам местного значения городского поселения, установленных ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и являются отдельными государственными полномочиями.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия в отзыве указал, что памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, д. Морозово не обладает статусом объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного объекта культурного наследия, просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" установлено, что к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации - на памятники регионального значения и местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.
В силу положений ст.2 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" одной из основных форм увековечения памяти погибших при защите Отечества является создание, сохранение и благоустройство памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
Статьей 11 указанного закона на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Исходя из данной нормы, сооружения, к которым следует отнести памятники, являются объектами недвижимого имущества, в силу их прочной связи с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
В силу пункта 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности муниципальных образований. В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как следует из пункта 3 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно акту от 4 октября 2021 года, с фототаблицей, в ходе проверки прокуратурой исполнения требований законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества с участием заместителя главы Петровского городского поселения установлено, что на территории Петровского городского поселения в д.Морозово расположен памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны, который не имеет собственника и не зарегистрирован как бесхозяйный (л.д.8).
Из ответа администрации от 29 октября 2021 года следует, что памятник воинам Великой Отечественной войны, расположенный в д. Морозово Гаврилоаво-Посадского района Ивановской области, не значится в реестре муниципальной собственности Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района (л.д.10).
В соответствии со ст. 2 Устава Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района территория населенного пункта д. Морозово входит в состав территории поселения.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области сведения об объектах недвижимого имущества и земельном участке по адресу: Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с Морозово ул. Гусева отсутствуют в актуальных сведениях Единого государственного реестра недвижимости. В ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 37:03:011206:159 с декларированной площадью 365 кв. м. по адресу: Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, д.Морозово, с видом разрешенного использования – для обслуживания памятника. Идентифицировать земельный участок с испрашиваемым объектом невозможно в связи с недостаточностью параметров (л.д.53).
Выпиской из ЕГРН от 18 января 2022 года подтверждено, что земельный участок площадью 365 кв.м. по адресу: Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, д. Морозово с кадастровым номером № относится к виду разрешенного использования – для обслуживания памятника, категория – земли населенных пунктов (л.д.55).
Из информации Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия следует, что объект недвижимости по адресу: <...> (памятник погибшим воинам) на государственной охране в качестве памятника истории и культуры не стоит, сведения об историко-культурной ценности в комитет не поступали, информация об их собственниках в комитете отсутствует (л.д.54).
Из ответа администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области следует, что памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: <...> не значится в реестре имущества, находящегося в муниципальной собственности Гаврилово-Посадского муниципального района и муниципальной собственности Гаврилово-Посадсмкого городского поселения (л.д.68).
Ответом Департамента Управления имуществом Ивановской области подтверждено, что памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: <...> в реестре имущества, находящегося в собственности Ивановской области, по состоянию на 24 января 2022 года отсутствует (л.д.69).
Из информации Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что на техническом учете отсутствуют инвентарные дела по объекту недвижимости - памятнику погибшим воинам Великой Отечественной войны, расположенному по адресу: <...> (л.д. 70).
Ответом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) подтверждено, что в реестре федерального имущества отсутствуют сведения по объекту – памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны по адресу: <...>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный объект существует как материальный объект, является объектом недвижимости, однако на учете в едином реестре объектов недвижимости не состоит, балансовая принадлежность вышеуказанного объекта не определена, указанное сооружение не имеет собственника, при этом объектом культурного наследия, включенным в соответствующий реестр, не является, и, соответственно, является бесхозяйным недвижимым имуществом, при этом притязаний со стороны иных лиц при рассмотрении дела не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.
Единый порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, в соответствии с п. 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
По смыслу указанных норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, администрация Петровского городского поселения, на территории которой расположен памятник, обязана это сделать, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Отсутствие собственника у памятника воинам Великой Отечественной войны может повлечь за собой его разрушение в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, что не соответствует публичному интересу сохранения памяти о защитниках Родины, отдавших свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость. Постановка на учет объекта, увековечивающего память об участниках Великой Отечественной войны, расположенного на территории Петровского городского поселения, в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в дальнейшем позволит включить данный объект в реестр муниципальной собственности, что в свою очередь обеспечит принятие собственником всех мер, направленных на его сохранение.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны, расположенный в д. Морозово, не является объектом культурного наследия по смыслу Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (ч. 1 ст. 15 Федерального закона), не является выявленным объектом культурного наследия, в связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что сохранение памятника не относится к вопросам местного значения городского поселения, установленным ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а понятие «органы местного самоуправления», указанные в ст.5 Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", ч.3 ст.225 ГК РФ, не применяются в отношении органов местного самоуправления городского поселения, не основаны на законе, и противоречат п. 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Срок один год для исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом времени, необходимого для истребования и сбора необходимых документов, по убеждению суда является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района о возложении обязанности принять меры по постановке на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества объекта культурного наследия – памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района обязанность в течение одного года с момента вступления решения в законную силу принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны в д. Морозово Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (22 февраля 2022 года).
Судья В.А. Кузнецова