ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1399/2021 от 14.09.2021 Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-1399/2021г.

УИД 52RS0008-01-2021-001241-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2021 года

Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода

в составе председательствующего: судьи Кшнякиной Е.И.,

при секретаре: Ямщикове К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паламарчука Василия Федоровича к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» о признании незаконным распоряжения работодателя, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Паламарчук В.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику.

В обоснование требований ссылается на то, что решением Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, он был восстановлен на работе в ФГБОУ «НГСХА», в должности начальника службы охраны труда, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. При восстановлении на работе в ранее занимаемой должности Паламарчук В.Ф. был восстановлен судом во всех трудовых правах.

Незаконными действиями администрации в связи необоснованным привлечением к дисциплинарной ответственности и незаконным увольнением Палаарчуку В.Ф. был причинён моральный вред, что также подтверждается решением суда, в соответствии с которым, ему были назначены компенсации морального вреда.

ДД.ММ.ГГГГ Паламарчук В. Ф. был ознакомлен с распоряжением вр.и.о. ректора ФГБОУ «НГСХА» Н.Ю. Бармина № 4/р «О разработке плана ГО и ЧС»

Вышеуказанное распоряжение Паламарчук В.Ф. считает незаконным и необоснованным. Сам текст распоряжения очевидно подготовлен безграмотным, некомпетентным и неадекватным человеком. Вышеуказанное распоряжение не может быть выполнено ввиду следующих обстоятельств.

Требование о разработке и предоставлении на проверку плана гражданской обороны «ФГБОУ ВО НГСХА» не может быть исполнено, так как документа с таким наименованием не существует. Законом от 12 февраля № 28 ФЗ «О гражданской обороне» и подзаконными актами в ФГБОУ ВО «НГСХА» предусмотрена разработка, согласование и утверждение «Плана гражданской обороны, защиты населения и мер по предупреждению ЧС». Это свидетельствует, что лицо подготовившее распоряжение безграмотно и некомпетентно.

В настоящее время в ФГБОУ ВО «НГСХА» имеется разработанный, согласованный и утверждённый «План гражданской обороны, зашиты населения и мер по предупреждению ЧС» на период ... -... года. Вышеуказанный документ с приложениями был незаконно изъят из служебного сейфа истца в декабре ... года по распоряжению гр-на Ясникова СВ. До настоящего времени местонахождение документации составляющей вышеуказанный план истцу неизвестно. ДД.ММ.ГГГГ на приёме Паламарчук В.Ф. сообщил об этом гр-ну Бармину Н.Ю. Его требование предоставить некий «план» истец считает неадекватным.

В вышеуказанном распоряжении не указано, план ГО на какой именно период требует от истца предоставить гр-н Бармин Н.Ю., что также свидетельствует о неадекватности и некомпетентности лица подготовившего распоряжение.

План гражданской обороны, защиты населения защиты населения и мер по предупреждению ЧС (в дальнейшем План), на определённый будущий период для организации разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями МЧС РФ, являющимися документами ДСП и частично составляющими гос. тайну.

План, представляет собой многотомный объёмный документ, разрабатывающийся в течение не менее полугода, с учётом ситуации на последнее полугодие перед истечением срока действия действующего Плана и его исполнения, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «разработать и представить на проверку» любой План невозможно и необоснованно, поскольку неизвестно, насколько выполнен прежний план.

План готовится на основании прежнего действующего Плана, который в настоящее время находится неизвестно где, у неизвестных лиц,

В разработке нового Плана на период ...- ... годов, должно быть задействовано для ФГБУ ВО «НГСХА» не менее 5 обученных, освобождённых работников службы, каковых в наличии не имеется.

Гр-н Майоров Д.В. не является обученным специалистом в сфере ГО и предупреждения ЧС, не имеет допуска к документам, составляющим гос. и служебную тайну. В соответствии с приказом № ... МЧС РФ на гр-на Майорова Д.В. не может быть возложен контроль за разработкой Плана.

До настоящего времени истцу как начальнику службы не передана изъятая у него служебная документация, т.е. созданы препятствия в исполнении служебных обязанностей.

О всех вышеуказанных обстоятельствах известно гр-ну Бармину Н.Ю. Данное распоряжение заведомо невыполнимо, безграмотно и неадекватно, издано гр-ном Барминиым Н.Ю. намеренно, с целью сфабриковать материал о дисциплинарном правонарушении.

Сам гр-н Бармин Н.Ю. пояснил Паламарчуку В.Ф в личной беседе, на приёме, что является «правоведом». Правовед не может издать настолько безграмотное распоряжение, следовательно, оно издано умышленно.

Незаконными действиями работодателя в связи изданием незаконного заведомо невыполнимого распоряжения Паламарчуку В.Ф. причинён моральный вред, который он оценивает в сумме ... рублей ... копеек.

Основывая свои требования на нормах ст.ст.3,4,257 ТК РФ, истец просит суд:

1. Признать незаконным и необоснованным распоряжение вр.и.о. ректора ФГБОУ ВО «НГСХА» №... от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке плана ГО и ЧС».

2. Взыскать с работодателя ФГБОУ «НГСХА» в счёт возмещения морального вреда причинённого работнику Паламарчуку В.Ф. незаконными действиями работодателя денежные средства в сумме ... рублей ... копеек. (л.д. ...).

В дальнейшем истец дополнил требования, указав, что фактически распоряжением работодателя на 1-го работника Паламарчука В.Ф. незаконно и необоснованно возложена трудовая функция всей службы по охране труда и предупреждению ЧС. Распоряжением работодателя необоснованно и незаконно установлен ограничительный срок для выполнения трудовой функции всей службы до ДД.ММ.ГГГГ. Работодателем издано распоряжение о подготовке несуществующего документа, распоряжение не может быть исполнено, так как не указано точное наименование документа, не указано на какой период необходимо подготовить данный документ. Контроль за исполнением поручения возложен на лицо, не обладающее необходимыми познаниями и допусками. Работнику не обеспечен допуск к методической базе и документации необходимой для выполнения распоряжения. То есть, работнику дано заведомо неисполнимое распоряжение, что впоследствии может быть основанием для незаконного и необоснованного привлечения его к дисциплинарной ответственности, и создаёт угрозу нарушения трудовых прав работника (л.д. ...).

В дальнейшем истец уточнил требования, указав, что документа под названием «План гражданской обороны…» не существует, не предусмотрено действующим законодательством. Действующим законодательством для предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, предусмотрены разработка и утверждение «Плана гражданской обороны и мероприятий по предупреждению ЧС», что свидетельствует о том, что распоряжение подготовлено и подписано безграмотными и некомпетентными лицами.

В ФГБОУ «НГСХА» имеется утверждённый и согласованный с ГУ ГО и ЧС по Нижегородской области бессрочный «План гражданской обороны и мероприятий по предупреждению ЧС на ... - ... год», что подтверждается решением Приокского районного суда Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № ..., ранее вышеуказанный План был незаконно изъят из сейфа Паламарчука В.Ф. и до настоящего времени не возвращён ему. В соответствии с действующим законодательством «План гражданской обороны и мероприятий по предупреждению ЧС» является бессрочным, и подлежит ежегодной корректировке и согласованию, с учётом фактически выполненных мероприятий, выявленных недостатков, плана работы и развития предприятия и т.д. Таким образом, работник не мог физически представить работодателю требуемый «План…», при наличии действующего согласованного документа.

План гражданской обороны и мероприятий по предупреждению ЧС ФГБОУ ВО «НГСХА» представляет собой объёмный комплекс взаимосвязанных документов, с помощью которых оценивается текущая обстановка и подготавливаются мероприятия по защите работающих (учащихся) на предприятии людей, содержит разделы:

Раздел с краткой оценкой окружающей обстановки, после вероятного нападения противника, наступления ЧС или военного конфликта;

Решение непосредственного руководителя ГО по планомерному переводу органов управления на деятельность в условиях войны или наступления ЧС;

Решение руководителя по выполнению рабочих задач при нападении или наступлении ЧС;

Детально, планы выполнения мероприятий раскрываются в текстовых приложениях.

Таким образом, План представляет собой объёмный комплекс документов, требующий тщательной, длительной разработки, специализированным подразделением или лицензированной организацией.

Разработать новый «План....» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ физически не представлялось возможным ввиду следующих обстоятельств.

Недостаточно времени разработки и согласования «Плана с приложениями»

Отсутствует необходимое количество обученных сотрудников для осуществления деятельности службы, а о разработке нового «Плана....» говорить не приходится.

При восстановлении на работе Паламарчуку В.Ф. не был обеспечен доступ к учебно-методической базе учреждения, не была передана ранее изъятая документация.

Начальник управления по защите ресурсов Д.В. Майоров не является обученным специалистом в сфере ГО и предупреждения ЧС, не имеет допуска к документам, составляющим гос. тайну, по форме 2, не имеет по должности полномочий осуществлять контроль за деятельностью подразделения ГО и ЧС.

То есть, при издании вышеуказанного распоряжения, работодатель достоверно знал о том, что оно не может быть исполнено.

Правовыми основаниями для разработки и утверждения «План гражданской обороны мероприятий по предупреждению ЧС являются : ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28 «О гражданской обороне», Постановление Правительства № 804 от 26 ноября 2007 года «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», «Методические рекомендации по формированию системы исходных данных для планирования мероприятий по гражданской обороне на период 2021 - 2025 года., утверждённые Приказом заместителя министра по делам ГО и ЧС ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные выводы, относительно оспариваемого распоряжения «О разработке плана ГО» № ..., с установленным сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, сделаны на основе анализа приведённых документов. Часть документов регламентирующих разработку «Плана гражданской обороны и мероприятий по предупреждению ЧС» являются документами ДСП, либо документами составляющими гос.ФИО16, в части согласования планов с ГУ ЧС и ФСБ РФ.

Относительно правовых оснований, установленных трудовым законодательством для признания Распоряжения «О разработке плана ГО » № ..., с установленным сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, истец дополняет следующее.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ работнику должны быть обеспечены справедливые условия труда. В данном случае работодатель издал незаконное и необоснованное распоряжение, которое работник заведомо не в состоянии выполнить, вследствие отсутствия достаточного периода рабочего времени, отсутствия доступа к исходным данным, методической базе, отсутствия достаточного периода рабочего времени, отсутствия персонала необходимого для выполнения порученного задания. Само поручение сформулировано некорректно и безграмотно.

Распоряжение «О разработке плана ГО» № ..., является локальным трудовым актом в отношении работника Паламарчука В.Ф. и в соответствии со ст.8 ТК РФ не должно противоречить иному трудовому законодательству. В данном случае вышеуказанное распоряжение прямо противоречит ст. 2 ТК РФ, должностной инструкции и трудовому договору работника Паламарчука В.Ф, противоречит ст. 68 ТК РФ.

В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на предоставление ему работы обусловленной трудовым договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда. В данном случае работодатель, без какой-либо производственной необходимости и оснований к тому, поручил работнику разработать и представить документ, не предусмотренный действующим законодательством, в сроки, явно не соответствующие здравому смыслу и нормативам по труду, не обеспечив материально - технической, методической базой и документацией, не обеспечив необходимое количество сотрудников.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать работников оборудованием, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей, своевременно исполнять требования органов исполнительной власти. В данном случае работнику выдано распоряжение не соответствующее закону и трудовому договору, работник не был обеспечен необходимыми средствами для выполнения работ, нормирование работ не осуществлялось, контроль за исполнением распоряжения был возложен на неполномочное лицо (л.д. ...).

В судебном заседании истец Паламарчук В.Ф. и его представитель Михалков Д.К., действующий по доверенности ( л.д. ...) исковые требования поддержали в полном объеме, пояснили, что в соответствии с приказом МЧС № ... необходимости разрабатывать новый план ГО не было, в академии имелся ранее разработанный план ГО, он должен быть только актуализирован. При наличии старого плана не требуется разработка нового плана, при этом и приказа МЧС о разработке нового плана не имелось. Истцу не было представлено никакой документации, ничего по должности не было передано, не была передана оргтехника, отсутствовал необходимый штат для разработки штата ГО и ЧС. Распоряжение Врио ректора № ... от ДД.ММ.ГГГГ. считают незаконным и необоснованным.

Представитель ответчика Тараканова Т.Ю., действующая по доверенности (л.д. ...), иск не признала. Поддержала представленные ранее письменные возражения на иск, согласно которым ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА не согласно с указанными требованиями, считает их незаконными и необоснованными в силу следующего. На основании решения Приокского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... приказом №... от ДД.ММ.ГГГГ Паламарчук В.Ф. восстановлен в должности начальника службы по охране труда, ГО и ЧС. В тот же день истцом было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору. N ... от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 1.3. которого указано, что его трудовая функция определяется в соответствии с должностной инструкцией и (или) профессиональным стандартом, утвержденным приказом Минтруда России. Должностной инструкцией начальника службы по охране труда, ГО и ЧС от ДД.ММ.ГГГГ, с который истец был ознакомлен под роспись с получением второго экземпляра, установлены требования к его знаниям и умениям, а также определен круг должностных обязанностей. Согласно должностной инструкции к трудовым функциям истца в области ГО и ЧС отнесена, в числе прочего, разработка нормативных, методических и организационных документов по вопросам гражданской обороны, разработка порядка организации и ведения гражданской обороны в организации, а также разработка плана гражданской обороны и защиты населения (п. 2.7.8 инструкции). Таким образом, разработка плана гражданской обороны и защиты населения отнесена к трудовой функции истца. В связи с указанным, ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение №..., обязывающее истца разработать план гражданской обороны ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА. Довод истца о том, что документа с таким названием не существует, является неправомерным. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, действующее на основании Положения о Министерстве утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868). Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ... утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны). Таким образом, понятие план гражданской обороны утверждено нормативно и является одноименным понятию план гражданской обороны и защиты населения. И напротив, понятие «План гражданской обороны, защиты населения и мер по предупреждению ЧС» не существует, оно не закреплено законодательно в каких-либо федеральных или иных нормативных документах, регулирующих сферу ГО и ЧС, в том числе и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в нем значатся: план гражданской обороны и зашиты населения Российской Федерации, план гражданской обороны, план гражданской обороны и защиты населения), на который делает ссылку истец. Несостоятельным является и довод истца об изъятии из служебного сейфа разработанного и согласованного плана гражданской обороны на ...-... годы. Вышеуказанное высказывание истца является надуманными, голословным, неподтвержденным никакими документами и доказательствами. ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА отнесено ко 2 категории по ГО и ЧС и обязано разработать План гражданской обороны. План гражданской обороны (План ГО) - документ, в котором определены объем, организация, порядок, обеспечение, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность сил гражданской обороны при переходе функционирования организации с мирного на военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций. Основной целью разработки Плана ГО является подготовка организации к устойчивому функционированию при переходе с мирного на военное время, а также при возникновении ЧС. Согласно описи служебного имущества и документов, находящегося в служебном сейфе в кабинете 120 общежития , составленной ДД.ММ.ГГГГ при вскрытии служебного сейфа, документа с таким названием либо похожим в сейфе не было. Данный документ в процессе работы другими сотрудниками, в компетенции которых находятся вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, также обнаружен не был. План гражданской обороны согласовывается организацией, отнесенной в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне, - с соответствующим органом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность на территории расположения, если организация находится в его ведении. План гражданской обороны организации утверждается руководителем организации. Подтверждения того, что плана гражданской обороны на ...-... годы утверждался руководителем организации, согласовывался с соответствующими органами, а также какого-либо иного подтверждения того, что он имелся, истцом не представлено. Как указывалось ранее, порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.... Выписка из данного приказа находится в свободном доступе в сети Интернет. Данным порядком не установлено, что план гражданской обороны разрабатывается на строго определенный год. Срок действия плана гражданской обороны бессрочный, при этом план гражданской обороны организации уточняется ежегодно по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, в силу того, что план гражданской обороны не разрабатывается на какой-то) определенный период, в распоряжении ...р от ДД.ММ.ГГГГ правомерно не указан период, на который он должен быть разработан. Необоснованным является и утверждение истца о создании препятствий для исполнения должностных обязанностей, в частности в подготовке плана гражданской обороны и необходимости принятия дополнительных 5 человек для разработки плана гражданской обороны. При восстановлении на работе с истцом было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому для осуществления трудовой деятельности ему определен отдельный кабинет . Кабинет оборудован необходимой для работы офисной мебелью, компьютером, оргтехникой и телефоном, то есть условиями, необходимыми для выполнения трудовой функции, работодатель истца обеспечил в полной мере. Сведений о том, какими именно дополнительными условиями он должен быть обеспечен для исполнения должностных обязанностей в области ГО и ЧС с обоснованием на основании каких норм и правил работодатель должен их предоставить, истцом не предоставлено. Им также не конкретизировано, какая именно методическая документация и инвентарь находился в кабинете, занимаемым им до сокращения должности, а также имеются ли материалы в наличии, с учетом того, что служба по охране труда, ГО и ЧС, которой он руководит, не функционировала более года. Более того, разработка нормативных, методических и организационных документов по вопросам гражданской обороны должностной инструкцией отнесена к должностным обязанностям истца, следовательно, указанная документация должна быть разработана им самим с учетом изменений, произошедших в данной сфере за время его отсутствия. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численности состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. В штатном расписании службы, куда восстановлен истец, значится только один сотрудник, однако данное обстоятельство не означает, что при отсутствии других сотрудников истец не обязан выполнять трудовую функцию, установленную должностной инструкцией, с которой он ознакомлен. Поскольку в подписанном истцом дополнительном соглашении к трудовому договору его трудовая функция определена в соответствии с должностной инструкцией, в которой к должностным обязанностям истца отнесена разработка плана гражданской обороны и защиты населения, при отсутствии других сотрудников, распоряжения должны исполняться той численностью работников, которая имелась, поэтому истец независимо от количества сотрудников службы обязан осуществлять действия по разработке плана гражданской обороны. При этом вопреки доводам истца, план гражданской обороны не представляет собой многотомный документ и не готовится на основании предыдущего плана. Нормативно такие критерии не предусмотрены. После самоустранения истца от подготовки плана посредством получения листа нетрудоспособности и написания заявления на предоставление отпуска, проект плана гражданской обороны был подготовлен сотрудником службы охраны жизнедеятельности, числящимся в службе в единственном числе. План состоит из 33 листов (шрифт 14, интервал 1,5), и приложений в количестве ориентировочно на 34 листах, что после самоустранения истца от подготовки плана посредством получения листа нетрудоспособности и написания заявления на предоставление отпуска, проект плана гражданской обороны был подготовлен сотрудником службы охраны жизнедеятельности, числящимся в службе также в единственном числе. План состоит из 33 листов (шрифт 14, интервал 1,5), и приложений в количестве ориентировочно на 34 листах. В целях восстановления истца на работе в прежней должности в соответствии с решением суда в штатное расписание учреждения в состав управления по защите ресурсов введена служба по охране труда, ГО и ЧС. Руководитель управления прошел обучение в области ГО и ЧС, пожарной безопасности и охране труда. Управление находится в непосредственном подчинении ректора Академии. В соответствии с приказом МЧС от 23 мая 2017 г. №230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» структурные подразделения (работники) по Гражданской обороне организуют разработку (разрабатывают) план гражданской обороны. Соответственно, на истца, как руководителя службы по охране труда, ГО и ЧС в соответствии с трудовой функцией обоснованно была возложена обязанность по подготовке плана гражданской обороны организации, а на руководителя структурного подразделения, являющегося в свою очередь руководителем истца, правомерно возложена обязанность по контролю за разработкой истцом плана гражданской обороны учреждения. Исходя из изложенного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств того, что распоряжение №... от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону либо иному нормативно-правовому акту; издано некомпетентным лицом либо за рамками предоставленных руководителю полномочий; не соблюдена форма или процедура издания распоряжения. Кроме того, не представлено доказательств того, что распоряжение нарушает охраняемые законом права истца. Каких-либо доказательств о причинении нравственных или физических страданий в результате действий ответчика по изданию распоряжения в материалы дела истцом не представлено, поэтому ответчик считает, что требование о взыскании морального вреда также заявлено необоснованно (л.д. ...).

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Нижегородской области Третьяков Д.И., действующий по доверенности (л.д. ...), в судебном заседании пояснил, что в соответствии с изменениями законодательства и новыми требованиями, Приказом № ... от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения» работодатель вправе издать поручение о подготовке нового плана ГО и ЧС. Переработка плана ГО означает, как внесение в него изменений, так и разработку нового плана ГО. В ходе проведения плановой выездной проверки ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» в отношении документов по гражданской обороне, каких-либо нарушений выявлено не было. Представитель третьего лица также поддержал представленный ранее отзыв на иск, из которого следует, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. Согласно пункту 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 ведение гражданской обороны в организациях осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны организаций. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» относится ко второй категории по гражданской обороне. В данной связи, необходимо разрабатывать план гражданской обороны в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 216-ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения». До ... года разработка плана гражданской обороны осуществлялась в соответствии с приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70-ДСП «Об утверждении рядка разработки и согласования плана гражданской обороны». В подпункте «г» пункта 118 данного приказа предписано, что организации, отнесенные ко второй категории по гражданской обороне, согласовывают план гражданской обороны с соответствующим органом местного самоуправления. Следовательно, согласование плана гражданской обороны ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА» было необходимо только с администрацией Приокского района (по территориальной расположенности). В ... году вступил в силу приказ МЧС России № 216-ДСП, который в свою очередь отменяет приказ МЧС России № 70-ДСП. Пунктом 46 приказа МЧС России № 216-ДСП определено, что переработка плана гражданской обороны осуществляется по решению МЧС России. Таким образом, отмена приказа МЧС № 70-ДСП предполагает необходимость переработки или разработки (если переработка невозможна) плана гражданской обороны ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА». Кроме того, пунктом 43 приказа МЧС России № 216-ДСП установлено, что уточнение Плана гражданской обороны проводится ежегодно до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года. Следовательно, план гражданской обороны ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА» должен быть разработан на длительный срок, но при этом ежегодно уточняться и при необходимости вносить в него изменения. Одновременно с этим, подпунктом «д» пункта 39 приказа МЧС России № 216-ДСП определено, что организации, отнесенной в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне, необходимо согласовывать план гражданской обороны с соответствующим органом местного самоуправления, который осуществляет свою деятельность на территории расположения организации. При этом, если организация, отнесенная в установленном порядке к категории по гражданской обороне, находится в ведении федерального органа исполнительной власти (или его территориального органа), государственной корпорации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или связана с их деятельностью, то план гражданской обороны данной организации также согласовывается с соответствующим органом власти или государственной корпорацией. Таким образом, ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА» должна согласовывать план гражданской обороны с Министерством сельского хозяйства и администрацией Приокского района. Согласование плана гражданской обороны с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области не требуется. До ... года плановые проверки ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА» не проводились, соответственно проверка наличия плана гражданской обороны не представлялась возможной. В июле 2021 года проведена плановая выездная проверка требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в результате которой нарушений по плану гражданской обороны не выявлены. (л.д. ...).

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, третьего лица, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации

Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором, выплачивать в полном объеме заработную плату.

Так же, работодатель имеет право заключать, изменять, расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

В силу ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ.на основании приказа № ... Паламарчук В.Ф. принят на работу в ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» в Службу по охране труда, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на должность начальника на 1,0 ставки с должностным окладом ... руб. и стимулирующей доплатой ... руб. за интенсивность труда. ( л.д. ...).

ДД.ММ.ГГГГ. между работодателем ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» и работником Паламарчуком В.Ф. заключен трудовой договор № 83/19 на неопределенный срок. ( л.д. ...).

На основании приказа № ... от ДД.ММ.ГГГГ. трудовой договор с Паламарчуком В.Ф. был расторгнут по основаниям п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, ДД.ММ.ГГГГ. он уволен в связи с сокращением численности или штата работников организации.

Паламарчук В.Ф. обратился в суд с иском об спаривании увольнения.

Решением Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ. Паламарчук В.Ф. восстановлен на работе в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» в должности начальника по охране труда, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с ДД.ММ.ГГГГ. С Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» в пользу Паламарчука В.Ф. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., компенсация морального вреда.

На основании решения Приокского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... приказом №... от ДД.ММ.ГГГГ Паламарчук В.Ф. восстановлен в должности начальника службы по охране труда, ГО и ЧС. ( л.д....).

Дополнительным соглашением к трудовому договору. N ... от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ., заключенным между ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» и Паламарчуком В.Ф. внесены изменения в трудовой договора, так в п. 1.3. которого указано, что трудовая функция истца определяется в соответствии с должностной инструкцией и (или) профессиональным стандартом, утвержденным приказом Минтруда России. ( л.д....).

Требования добросовестно исполнять свои трудовые обязанности и выполнять установленные нормы труда (абзацы второй и пятый части второй статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации) предъявляются ко всем работникам. Данные требования могут конкретизироваться в локальных нормативных актах, принимаемых работодателем, в том числе в должностных инструкциях.

С должностной инструкцией начальника Службы по охране труда, ГО и ЧС Паламарчук В.Ф. был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д....).

Согласно п.2.7, п.2.7.1, п.2.7.5, п.2.7.8 должностной инструкции к трудовым функциям истца в области ГО и ЧС отнесено : разработка нормативных, методических и организационных документов по вопросам гражданской обороны, разработка порядка организации и ведения гражданской обороны в организации, а также разработка плана гражданской обороны и защиты населения. ( л.д. ... ).

ДД.ММ.ГГГГ. врио ректора ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» издано распоряжение № ..., обязывающее истца в срок до ДД.ММ.ГГГГ. разработать план Гражданской обороны ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» с необходимым перечнем приложений ( Приложение 1).

В соответствии с пунктом 2.1.2 трудового договора работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами и распорядительными документами работодателя, а также выполнять иные распоряжения работодателя в рамках своей трудовой функции.

Работодатель имеет право требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей по трудовому договору в соответствии с должностной инструкцией. ( п.2.2.1 трудового договора). ( л.д. ...).

В разработке плана гражданской обороны Паламарчук В.Ф. не участвовал, данное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. не исполнял, находился на больничном листе.

Данное распоряжение № ... от ДД.ММ.ГГГГ. по разработке плана гражданской обороны ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» было исполнено специалистом службы охраны жизнедеятельности Чичкиным О.И. План Гражданской обороны Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден врио ректора ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА», а также согласован с зам. Министра сельского хозяйства РФ и главой администрации Приокского района. ( л.д....).

Доводы истца о том, что необходимости в разработке нового плана ГО не было, поскольку в академии имелся ранее разработанный план ГО, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно пункту 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 ведение гражданской обороны в организациях осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны организаций. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» относится ко второй категории по гражданской обороне.

В данной связи, необходимо разрабатывать план гражданской обороны в соответствии с приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216-ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения». ( л.д. ...).

В соответствии с п.43 приказа МЧС России № 216-ДСП план гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 01 февраля по состоянию на 01 января текущего года.

Согласно п.46 приказа МЧС России № 216-ДСП переработка плана гражданской обороны федерального органа исполнительной власти ( территориального органа федерального органа исполнительной власти, организации) осуществляется в случае существенных изменений структуры федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти, организации) по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти ( организации) или по решению МЧС России. ( л.д. ...).

Согласно п.39 подп. «д» приказа МЧС России № 216-ДСП организации, отнесенной в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне, необходимо согласовывать план гражданской обороны с соответствующим органом местного самоуправления, который осуществляет свою деятельность на территории расположения организации. При этом, если организация, отнесенная в установленном порядке к категории по гражданской обороне, находится в ведении федерального органа исполнительной власти (или его территориального органа), государственной корпорации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или связана с их деятельностью, то план гражданской обороны данной организации также согласовывается с соответствующим органом власти или государственной корпорацией. Таким образом, ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА» должна согласовывать план гражданской обороны с Министерством сельского хозяйства и администрацией Приокского района. Согласование плана гражданской обороны с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области не требуется.

Таким образом, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, действующего законодательства, работодатель вправе издать поручение о подготовке нового плана Гражданкой обороны. Переработка плана гражданской обороны означает, как внесение в него изменений, так и разработку нового плана ГО.

С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ГУ МЧС России по Нижегородской области Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Н.Новгороду проведена плановая выездная проверка ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСХА» в отношении документов, к которым предъявляются требования по гражданской обороне. Нарушений обязательных требований в области гражданской обороны не выявлено. ( л.д. ...).

Истец в силу ст.56 ГПК РФ не представил суду каких-либо доказательств в подтверждение того, что ранее разработанный план ГО имел место быть и не требовалась разработка нового плана ГО в соответствии с действующим законодательством. Доводы истца о том, что разработанный план ГО на ...-....г. был изъят у него из служебного сейфа, суд находит необоснованными и не подтвержденными какими-либо доказательствами. Согласно описи служебного имущества и документов, находящегося в служебном сейфе в кабинете 120 общежития , составленной ДД.ММ.ГГГГ при вскрытии служебного сейфа, план ГО не обнаружен. (л.д....). Данный документ в процессе работы другими сотрудниками, в компетенции которых находятся вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, также обнаружен не был.

В целях восстановления истца на работе в прежней должности в соответствии с решением суда в штатное расписание учреждения в состав управления по защите ресурсов введена служба по охране труда, ГО и ЧС. Руководитель управления прошел обучение в области ГО и ЧС, пожарной безопасности и охране труда. Управление находится в непосредственном подчинении ректора Академии. В соответствии с приказом МЧС от 23 мая 2017 г. №230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» структурные подразделения (работники) по Гражданской обороне организуют разработку (разрабатывают) план гражданской обороны. На руководителя структурного подразделения ( Майорова Д.В.), являющегося в свою очередь руководителем истца, правомерно возложена обязанность по контролю за разработкой истцом плана гражданской обороны учреждения. Доводы истца о невозможности исполнить распоряжения работодателя в установленные для этого сроки, не могут быть приняты во внимание, поскольку срок исполнения в распоряжении до ДД.ММ.ГГГГ. является разумным, действия по разработке плана ГО должны были исполняться истцом на протяжении всего рабочего времени в соответствии с его должностной инструкцией, кроме того, истец вправе был обратиться с докладной запиской о продлении срока исполнения распоряжения в силу наличия уважительных причин невозможности исполнения распоряжения в установленный срок.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого распоряжения врио. ректора ФГБОУ ВО «НГСХА» №...р от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке плана ГО и ЧС» незаконным и необоснованным не имеется,поскольку оно принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в соответствии с должностной инструкцией истца, где истец обязался участвовать в составлении документов об организации проведения мероприятий по гражданской обороне, разрабатывать планы гражданской обороны и защиты населения. Оспариваемое истцом распоряжение работодателя не содержит сведений в отношении истца и не несет негативных последствий в отношении данного работника, прав истца не нарушает. Распоряжение врио. ректора ФГБОУ ВО «НГСХА» №... от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке плана ГО и ЧС» соответствует условиям заключенного трудового договора и должностной инструкции истца. Составление затребованного ответчиком у истца плана гражданской обороны входило в должностные обязанности истца, согласно его должностной инструкции.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда как производного от исковых требований об оспаривании распоряжения следует также отказать, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Паламарчуку Василию Федоровичу к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» о признании незаконным распоряжения работодателя № ... от ДД.ММ.ГГГГ. о разработке плана гражданской обороны, взыскании компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Судья: Е.И.Кшнякина