Гр. дело № 2-139/2020 Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2020 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.
при секретаре: Данилец В.В.
с участием истца: Царевой Е.Г
представителя истца ФИО1: ФИО2, действующего на основании доверенности от 04.02.2020 года,
представителей ответчика: ФИО3, ФИО4, действующей на основании доверенности,
помощника прокурора г.Кировска: Семеновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Кировска» о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Кировска» (далее - МБОУ «СОШ №7 г.Кировска») о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, указав в обоснование иска, что с ... она работала в МБОУ «СОШ №7 г.Кировска» в должности учителя английского языка. ... приказом №... она была уволена с занимаемой должности в связи с неудовлетворительным результатом испытания. Считает состоявшееся увольнение с работы неправомерными действиями работодателя, поскольку трудовой договор она не нарушала, предварительно не была ознакомлена на соответствие какому документу должна была быть выполняемая ею работа при испытании. Кроме того, работодателем была нарушена обязанность в части обеспечения её, как работника, оборудованием, инструментами, технической документацией. Просит суд восстановить её на работе в должности учителя английского языка, обязать работодателя отменить приказ №... от ... об увольнении, установить факт, что изданный ответчиком приказ №... является неправомерным действием работодателя в отношении лица, предпенсионного возраста, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с ... из расчета 1128 рублей в день.
В судебном заседании истец и её представитель поддержали исковые требования, настаивая на их удовлетворении, в дополнение пояснив, что в приказе неверно указана фамилия истца - «Царёва» вместо «Царева», отсутствует табельный номер, в основании увольнения указано на личное заявление работника, которого не было по факту, с приказом об увольнении она не была ознакомлена. При приёме на работу ответчику был известен возраст истца, являющийся предпенсионным, однако при увольнении данное обстоятельство ответчиком проигнорировано. Также, при трудоустройстве она не была ознакомлена с инструкциями, ей не оказывалась методическая помощь, учебная программа не соответствовала программе авторского учебника, отсутствовали учебные тетради, необходимую методическую литературу она приобретала за собственный счет, до её (истца) сведения не была доведена информация о поступивших жалобах. Исковые требования о взыскании заработка за время вынужденного прогула поддерживает в сумме 86856 рублей.
Представители ответчика иск не признали, пояснив в обоснование возражений, что при трудоустройстве истец была ознакомлена об условиях испытательного срока, в период прохождения которого результаты её профессиональной деятельности оказались неудовлетворительными, о чём свидетельствуют поступившие жалобы от родителей учащихся на организацию проводимых ФИО1 уроков в начальной школе. Несмотря на поступившие заявления от родителей о переводе детей в другую учебную группу, истцу по результатам персонального контроля оказывалась методическая помощь, давались практические рекомендации, которые истцом были проигнорированы. Результаты персонального контроля в отношении истца были рассмотрены на административном совете ..., на котором ФИО1 было предложено дать пояснения по выявленным замечаниям, которые расценены были работодателем как недобросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей. Также, в период работы, в связи с неисполнением своих должностных обязанностей, в отношении истца было применено дисциплинарное взыскание в виде объявления замечания. Основания для увольнения истца по предусмотренному законом основанию имелись, процедура увольнения истца была соблюдена, в связи с чем просят суд в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей ГНГ, ГОА, БАЛ, ЯЕВ, ТВН, ККА, ИЕС, заключения помощника прокурора г. Кировска Мурманской области, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (абзацы первый и второй статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, иными федеральными законами.
Частью 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе (часть 1 статьи 70 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов (часть 3 статьи 70 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом (часть 5 статьи 70 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.
При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия (часть 2 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях (часть 3 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня (часть 4 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных выше нормативных положений следует, что по соглашению сторон в трудовой договор может быть включено дополнительное условие об испытании работника, целью которого является проверка соответствия работника поручаемой работе. Право оценки результатов испытания работника принадлежит исключительно работодателю, который в период испытательного срока должен выяснить профессиональные и деловые качества работника и принять решение о возможности или невозможности продолжения трудовых отношений с данным работником. При этом трудовой договор с работником может быть расторгнут в любое время в течение испытательного срока, как только работодателем будут обнаружены факты неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей. Увольнению работника в таком случае предшествует обязательная процедура признания его не выдержавшим испытание, работник уведомляется работодателем о неудовлетворительном результате испытания с указанием причин, послуживших основанием для подобного вывода. Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание, и работодатель утрачивает право уволить его по причине неудовлетворительного результата испытания.
Как установлено судом, приказом №... от ... ФИО1 принята на работу в МБОУ «СОШ №7 г.Кировска» учителем английского языка,
Трудовой договор заключен работодателем с ФИО1 на неопределенный срок (пункт 1.3 трудового договора). Работнику установлен испытательный срок продолжительностью три месяца с начала действия трудового договора (пункт 1.6 трудового договора).
Приказом №... от ... истец уволена с ... в связи с неудовлетворительным результатом испытания по части 1 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации.
Актом от ... (л.д.48) зафиксирован отказ истца от подписания указанного приказа.
Основанием для издания данного приказа послужило уведомление истца о предстоящем увольнении от ....
Как следует из приказа №... от ... (л.д.136) в период с 12 по ... установлен персональный контроль деятельности учителя английского языка ФИО1, включающий анализ освоения учащимися образовательной программы по английскому языку по итогам I триместра 2019-2020 учебного года, выполнения учителем должностных обязанностей. Указанным приказом даны распоряжения заместителю директора по УВР ГНГ, назначена дата проведения административного совета по вопросу профпригодности истца на .... С данным приказом ознакомлены заинтересованные лица (БАЛ, ГНГ) и истец.
Согласно заключению о результатах деятельности ФИО1 от ... (л.д. 51-60), по результатам посещений представителями администрации школы уроков, проводимых истцом в классах 2 «а», 2 «в», 3 «а», 3 «г», 4 «а», 4 «б», 4 «в», результатов контрольных работ учащихся, комиссионные выводы заключаются в том, что контрольные работы для всех классов составлены с нарушением требований к фондам оценочных средств в соответствии с ФГОС - нет заданий на проверку чтения и грамматики во 2-х классах, грамматики и письма в 3-х классах, грамматики в 4-х классах. Задания в контрольных работах составлены некорректно, так как не прослеживаются темы, отраженные в календарно-тематическом планировании, в контрольных работах не были представлены критерии оценивания, учащиеся показали низкий уровень усвоения материала, отметки, выставленные в АИС в период с ... по ... не отражают реальный уровень знаний учащихся. ФИО1 не владеет содержанием программы по английскому языку, методикой преподавания английского языка в начальной школе, не учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
С указанным заключением истец ознакомлена, от подписи отказалась, что отражено в акте от ... (л.д.61).
Согласно протоколу №... заседания административного совета (л.д.162-163), итоги работы истца в течение испытательного срока признаны неудовлетворительными. В ходе административного совета, с участием истца, ГНГ было оглашено вышеприведенное заключение, истцу предложено дать пояснения на представленные замечания, а также подписать уведомление о расторжении трудового договора.
Актом от ... (л.д.50) зафиксирован отказ ФИО1 от подписи в уведомлении об увольнении в связи с неудовлетворительным результатом работы.
В период испытательного срока в отношении ФИО1 сотрудниками МБОУ «СОШ №7 г.Кировска» составлялись докладные записки о допущенных нарушениях истцом при выполнении должностных обязанностей (докладная записка педагога-психолога ААА от ..., докладная записка СОБ от ..., докладная записка ГОА от ...), справка по итогам проверки заполнения АИС «Электронная школа» от ... (л.д.137-157), составленная заместителем директора ГНГ
... в адрес заместителя директора МБОУ «СОШ №7 г.Кировска» ГНГ поступила коллективная жалоба на учителя (ФИО1) от родителей учащихся 3 «а» класса, в которой имеющиеся претензии к учителю родителей мотивированы организацией учителем учебного процесса, неадекватной оценкой учителем знаний детей, объяснением учителем учебного материала.
... в адрес заместителя директора МБОУ «СОШ №7 г.Кировска» ГНГ также поступила коллективная жалоба на учителя (ФИО1) от родителей учащихся 2 «б» класса, в которой родителями указано на непонимание детьми первого года обучения иностранного языка изучаемого предмета в связи с применяемой учителем «непонятной», по мнению родителей, методикой обучения.
15 октября, 30 октября и ... в адрес директора МБОУ «СОШ №7 г.Кировска» поступили обращения родителей учеников 3 «а», 4 «в» и 2 «в» классов с просьбой о переводе своих детей в группы, обучение в которых проводится другим учителем.
Приказом №... от ...6 года в отношении истца применено дисциплинарное взыскание в виде объявления замечания за нарушение пункта 2.2. (а) раздела II трудового договора, нарушение пункта 4.10 должностной инструкции.
Указанный приказ истцом не оспорен, на дату увольнения истца являлся действующим.
Свидетель ГНГ, завуч МБОУ «СОШ №7 г.Кировска», в судебном заседании показала, что в связи с поступившими устными, а впоследствии в письменном виде жалобами родителей на учителя английского языка ФИО1, ею (свидетелем) были посещены уроки, проводимые в начальной школе истцом. По результатам посещения, она (свидетель) пришла к выводам о наличии замечаний к учителю методического характера, а именно: отсутствие на уроках четкой структуры, содержание проводимых учителем уроков не соответствовало заявленной теме, учитель не учитывал возрастные особенности детей, не владеет дисциплиной на уроке, в ходе уроков у детей не формировалась положительная мотивация. Методическая помощь в виде данных учителю рекомендаций не привела к желаемому результату.
Свидетель ГОА, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7 г.Кировска», в судебном заседании показала, что от учащихся 4 «А» класса и их родителей стали поступать жалобы на учителя английского языка ФИО1, которая вела уроки в одной из подгрупп класса. При этом, жалобы были вызваны непониманием детей учебного материала. ... она оказалась случайным свидетелем проводимого ФИО1 урока, после окончания которого она (свидетель) подошла к ФИО1 и сообщила ей о том, что она (свидетель), будучи взрослым человеком, ничего не поняла на уроке: непонятны были цели урока, структура урока была нарушена - учитель с одного задания перескакивал на другое, при том, что начальная школа требует четкого алгоритма в подаваемом учащимся учебном материале, домашнее задание ученикам было задано с доски по новой теме, не озвученной в ходе урока.
Свидетель БАЛ, учитель английского языка МБОУ «СОШ №7 г.Кировска», в судебном заседании показала, что она присутствовала на одном из уроков во втором классе, проводимым учителем ФИО1, по результатам которого у неё (свидетеля) появились замечания, поскольку методически урок был составлен неправильно с точки зрения его содержания и структуры, не прослеживались цели и задачи урока, отбор учебного материала вводил детей в заблуждение, в ходе урока не учитывались возрастные особенности детей, не учитывались санитарно-эпидемиологические нормы (не проводились необходимые физминуты для отдыха), по её (свидетеля) мнению, учитель не владеет оценочной методикой. По итогам посещения урока ею (свидетелем) имеющиеся замечания доведены до сведения учителя ФИО1 в устном виде. ФИО1 положительно отреагировала на критические замечания и сказала что примет во внимание все замечания, чтобы улучшить свою работу.
Свидетель ЯЕВ, заместитель директора по УВР, в судебном заседании показала, что является секретарем административного совета в МБОУ «СОШ №7 г.Кировска», она посетила четыре урока в младших классах, проводимых учителем ФИО1, был проведен анализ этих уроков. Составленный ею (свидетелем) и подписанный протокол №... заседания административного совета соответствовал действительным обстоятельствам.
Свидетель ТВН, завуч МБОУ «СОШ №7 г.Кировска», в судебном заседании показала, что в рамках административного контроля она посещала уроки, проводимые учителем ФИО1, на которых отсутствовала логика в изложении материала, учителем не были продуманы этапы урока, совершенно не обращалось внимание учителя на готовность детей к уроку, дисциплина на уроке была недопустимой, дети были предоставлены самим себе и не были вовлечены учителем в учебный процесс.
Свидетель ККА, родитель учащейся 3 «а» класса, в судебном заседании показала, что она (свидетель) совместно с другими родителями учеников класса написали жалобу на учителя английского языка ФИО1, где изложили имеющиеся претензии к качеству проведения данным учителем уроков, а именно игнорирование учителем желания детей дать правильный ответ на поставленные вопросы, неадекватность выставленных детям оценок, низкий объем учебных заданий по сравнению с уровнем подготовки ребенка и предшествующим периодом обучения.
Свидетель ИЕС, родитель учащегося 3 «а» класса КА, в судебном заседании показала, что её (свидетеля) сын жаловался на учителя английского языка ФИО1 в том, что она (ФИО1) не реагирует на его желание отвечать на уроках, в связи с чем, ребенок испытал стресс. В итоге, после трех уроков английского языка, ребенок сказал ей (свидетелю), что отказывается посещать уроки у учителя ФИО1, потому что он не понимает на уроках пояснений учителя ни по-русски, ни по-английски. Она (свидетель) в составе других родителей учащихся 3 «а» класса подписала под фамилией КЕС жалобу на учителя с просьбой заменить учителя английского языка ФИО1 на другого учителя.
Оценив в совокупности представленные суду доказательства, проанализировав показания указанных свидетелей, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела ответчиком представлена достаточная совокупность доказательств в подтверждение доводов о неудовлетворительном испытании истца.
В рамках испытательного срока именно работодателю принадлежит право оценки профессиональных качеств работника, его соответствия занимаемой должности с точки зрения полноты, своевременности и качества выполнения поставленных перед ним задач и распоряжений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что с момента заключения трудового договора ... в пределах установленного договором испытательного срока имело место ненадлежащее исполнение истцом трудовых обязанностей, что свидетельствовало об обоснованности принятия ответчиком решения о расторжении трудового договора в связи с неудовлетворительным результатом испытания.
Порядок увольнения работодателем нарушен не был, уведомление о расторжении трудового договора в связи с неудовлетворительными результатами испытания вместе с заключением о результатах испытания от ..., были представлены истцу ....
Допущенная ответчиком в приказе №... от ... техническая ошибка в части указания фамилии истца, а также ссылка на наличие личного заявления работника, не искажает его значение, в связи с чем не может быть расценена как нарушение ответчиком порядка увольнения.
Доводы истца и его представителя относительно предпенсионного возраста истца правого значения в рамках настоящего спора не имеют и не влияют на законность изданного приказа.
Доводы истца относительно того, что ей не оказывалась методическая помощь опровергаются представленными в материалы дела анализами урока, проведенным зам.директором по УВР ЯЕВ, ТВН, БАЛ, справкой об итогах посещения уроков, составленной учителем английского языка МЕВ, показаниями свидетелей ГНГ, ГОА, БАЛ, ЯЕВ, ТВН
Доводы истца о том, что при трудоустройстве она не была ознакомлена с инструкциями и не была обеспечена необходимыми оборудованием, инструментами, технической документацией, суд полагает несостоятельными, поскольку неудовлетворительный результат испытания истца никаким образом не связан с данными обстоятельствами, а является результатом оценки профессиональных и деловых качеств работника.
Факт неосведомленности истца о поступивших жалобах от родителей учащихся также не влияет на результат испытания и не свидетельствует о незаконности оспариваемого истцом приказа.
Целью установленной законом процедуры увольнения работника по причине неудовлетворительного результата испытания является обеспечение защиты работника от произвольного увольнения, недопущение нарушения его трудовых прав.
Вместе с тем, доказательств того, что увольнением в день окончания испытательного срока были нарушены трудовые права истца, признанной работодателем не выдержавшей испытание, и уведомленной в оставшийся до окончания испытания срок о таком решении работодателя с указанием его причин, суду представлено не было. Работник имела возможность представить свои возражения по существу претензий работодателя, поскольку о них ФИО1 было известно, однако как следует из протокола №... заседания административного совета ограничилась просьбой о возможности доработать до пенсии.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика в том, что подобная мотивация истца к продолжению трудовых обязанностей не совпадают с целями и задачами образовательного процесса учащихся, в связи с чем возраст истца не может быть критерием, оправдывающим некачественную трудовую функцию работника педагогической специальности.
Фактов неправомерных действий по вынесению в отношении истца незаконного приказа судом при изложенных по настоящему делу обстоятельствах не установлено, исходя из чего правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании в её пользу с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Кировска» о восстановлении на работе в должности учителя английского языка, отмене приказа №... от ... об увольнении, установлении факта неправомерных действий работодателя, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с ... по день восстановления на работе – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья : С.Н. Кулыгина