Дело № 2-139/2022
Решение
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 г. г. Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством Раевского А.С., при секретаре судебного заседания Иконниковой И.Ю., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» (далее по тексту - ФКУ «Военный комиссариат») к военнослужащему войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 о взыскании незаконно полученной пенсии за выслугу лет,
установил:
ФКУ «Военный комиссариат», в лице врио военного комиссара <данные изъяты> ФИО2, обратилось в военный суд с исковым заявлением, в котором просит суд взыскать с ФИО1 незаконно полученную пенсию за выслугу лет в Вооруженных силах РФ (далее по тексту - пенсия) в размере 236851 руб. 29 коп.
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон РФ), указал, что ФИО1, уволенный с военной службы обратился в ФКУ «Военный комиссариат» с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет. 23 апреля 2019 года ФИО1 была назначена пенсия и выплачивалась по 29 февраля 2020 года. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 14 ноября 2019 года приказы об увольнении ФИО1 с военной службы и исключении из списков воинской части признаны незаконными и отменены. Исполняя решение суда, командир войсковой части № приказом от 27 января 2020 года № 38-ДД отменил п.1 ранее изданного приказа от 12 апреля 2019 года № 167-ДД в части, касающийся увольнения ФИО1 с военной службы, как незаконно изданный, в связи с чем ответчик считается проходящим военную службу с 23 апреля 2019 года, что влечет прекращение выплаты ему пенсии за выслугу лет. Однако выплата пенсии была прекращена только с 29 февраля 2020 года, после поступления от ответчика заявления о прекращении выплаты пенсии. После восстановления на военной службе, ФИО1 было выплачено денежное довольствие за период с 23 апреля 2019 года. Поскольку ФИО1 за период с 23 апреля 2019 года по 29 февраля 2020 года была выплачена пенсия в размере 366403 руб., а также денежное довольствие как военнослужащему, то выплаченная ответчику пенсия подлежит возврату, как незаконно полученная. ФИО1 в добровольном порядке была возвращена незаконно полученная пенсия в размере 129551 руб. 71 коп., остаток незаконно полученной пенсии в размере 236851 руб. 29 коп., ответчиком не возвращен.
Сумма в размере 236851 руб. 29 коп. как незаконно полученная ответчиком является материальным ущербом для ФКУ «Военный комиссариат», как государственного органа, уполномоченного Министерством обороны Российской Федерации (далее по тексту – МО РФ), в части пенсионного обеспечения военнослужащих, подлежит взысканию в соответствии с главой 59 ГК РФ в пользу ФКУ «Военный комиссариат».
Истец ФКУ «Военный комиссариат», в лице военного комиссара ФИО3, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца, требования о взыскании с ФИО1 суммы неосновательного обогащения в виде переплаченной суммы пенсии за выслугу лет в размере 236851 руб. 29 коп. поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО1 будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в него не прибыл.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, представила в суд пояснения, в которых с требованиями о взыскании с ФИО1 денежных средств не согласилась, указав, что пенсию ответчик получал на законных основаниях, ущерб МО РФ не причинял, просила в удовлетворении требований отказать.
Суд в соответствие со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив исковое заявление, рассмотрев материалы дела и все представленные доказательства с точки зрения их полноты, относимости и допустимости, суд приходит к следующим выводам.
Из п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609 усматривается, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях, в том числе, пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные его положениями, распространяются, в частности, на лиц, проходивших военную службу в качестве мичманов в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Закона выплата пенсий обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
В силу подп. "а" п. 1 ст. 53 Закона пенсии назначаются лицам, указанным в ст. 1 Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
В то же время согласно ст. 6 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Статьей 56 Закона предусматривается, что лица, указанные в ст. 1 Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с февраля 1997 года.
Приказом командира войсковой части № от 28 марта 2019 года № 17 ФИО1 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом того же командира от 12 апреля 2019 года № 167-ДД ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части № с 22 апреля 2019 года.
16 мая 2019 года ФИО1 обратился в военный комиссариат Архангельской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет в соответствии с п.«а» ст.13 Закона РФ, которая была назначена ему с 23 апреля 2019 года.
За период с 23 апреля 2019 года по 29 февраля 2020 года ФИО1 военным комиссариатом Архангельской области выплачена пенсия за выслугу лет в размере 366403 руб., что подтверждается предоставленным истцом расчетом.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам 2-го Западного окружного суда от 14 ноября 2019 года, признаны незаконными приказы командира войсковой части № от 28 марта 2019 года № 17 и от 12 апреля 2019 года № 167-ДД в части, касающейся увольнения и исключения ФИО1 из списков личного состава воинской части. Этим же определением на ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» возложена обязанность установить и выплатить ФИО1 денежное довольствие за период с 23 апреля 2019 года.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Подпунктом 22 п. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, предусмотрено, что восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
Согласно разъяснениям, данным в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит восстановлению на военной службе в прежней должности с возмещением всех причиненных убытков. Восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.
В судебном заседании установлено, что приказом командира войсковой части № от 27 января 2020 года № 38-ДД п.1, параграфа 1 приказа от 12 апреля 2019 года № 167-ДД отменен как незаконно изданный.
Приказом командира войсковой части № от 31 января 2020 года № 7 также отменен п.9 приказа от 28 марта 2019 года № 17 об увольнении ФИО1 с военной службы.
Согласно справке начальника отделения кадров войсковой части № от 18 марта 2022 года №162 ФИО1 в настоящее время проходит военную службу в войсковой части №, контракт о прохождении военной службы в ВС РФ заключен сроком на 10 лет по 4 мая 2025 года.
Из расчетного листка ФИО1 за 2020 года следует, что последнему выплачено денежное довольствие за период с 23 апреля 2019 года по январь 2020 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 за период с 23 апреля 2019 года по январь 2020 года получил пенсию за выслугу лет, а также ему было выплаченное денежное довольствие за указанный период в связи с незаконным увольнением его с военной службы.
По мнению истца, поскольку ФИО1 за период с 23 апреля 2019 года по январь 2020 года было выплачено ежемесячное денежное довольствие, то право на получение пенсии он не имел и выплаченная ему пенсия подлежит возврату.
По своей правовой природе излишне выплаченное денежное обеспечение, в том числе и пенсии, относятся к неосновательному обогащению.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Кроме того, анализируя сходные по структуре правового регулирования положения п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в развитие положений абз. 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», также п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 года N 2073-О указал, что действующее законодательство не предполагает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения и выплаты трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и наличии счетной ошибки.
Как установлено в судебном заседании, пенсия за выслугу лет была установлена ФИО1 23 апреля 2019 года на законных основаниях, что стороной истца не оспаривается. Основанием для прекращения её выплаты является восстановление ФИО1 на военной службе путем отмены приказов об увольнении его с военной службы, которые были изданы 27 и 31 января 2020 года.
После издания командиром войсковой части № приказа об отмене приказов об увольнении ФИО1 с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, ответчик был восстановлен на военной службе, и с 27 января 2020 года является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечение которого денежным довольствием предусмотрено Федеральным законом от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В связи с чем, выплата ФИО1 пенсии за выслугу лет после восстановления его на военной службе противоречит положениям Закона РФ, поскольку ее выплата связана только с увольнением с военной службы и не предусмотрена для лиц, проходящих военную службу или восстановленных на военной службе.
Вместе с тем, ФИО1 27 марта 2020 года в добровольном порядке возместил выплаченную ему пенсию за период с 14 ноября 2019 года по 29 февраля 2020 года в размере 129851 руб. 29 коп., то есть с момента вынесения апелляционного определения 2-го Западного окружного военного суда об отмене приказов командира войсковой части № об увольнении ФИО1 с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части, по дату прекращения ФКУ «Военным комиссариатом» выплаты пенсии.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что в период с 24 апреля 2019 года по 27 января 2020 года ФИО1 получал пенсию на законных основаниях, выплата ответчику денежного довольствия как военнослужащему, носит компенсационный характер, и не свидетельствует о недобросовестности ФИО1 по получению в этот период пенсии, которая на тот момент для ответчика являлась единственным средством к существованию. Доказательств обратного стороной истца суду не предоставлено, не установлены данные обстоятельства и в судебном заседании, также отсутствуют данные о счетной ошибке.
Доводы истца о том, что сумма незаконно полученной пенсии является материальным ущербом, которая должна быть взыскана в соответствии с нормами ст. 15 и 1064 ГК РФ, суд считает несостоятельными, поскольку как установлено в судебном заседании правоотношения связанные с получением ФИО1 пенсии относятся к неосновательному обогащению, и регулируются нормами гл. 60 ГК РФ.
Таким образом, проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд не находит оснований для взыскания с ФИО1 выплаченных ему в период с 23 апреля по 14 ноября 2019 года денежных средств в размере 236851 руб. 29 коп., в качестве пенсии за выслугу лет, в связи с чем отказывает истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» к военнослужащему войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 о взыскании незаконно полученной пенсии за выслугу лет – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.С. Раевский