ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/2017 от 28.01.2017 Красногорского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-13/2017

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Красногорское 23 января 2017 года

Красногорский районный суд в составе председательствующего Исламовой Е.Н., при секретаре Савиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края о прекращении права собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения и признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края обратилась с иском к Территориальному управлению Росимущества по Алтайскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Алтайскому краю о прекращении права собственности А.Р.И.,А.Ф.П.,А.М.В.,А.И.П.,Б.Е.В.,Б.Ф.В.,Б.П.М.,Б.Т.С.,, Б.Р.Г.,Б.А.И.,Б.Е.М.,Б.Е.С.,Б.А.Н.,Б.Р.А.,Б.Е.А.,Б.В.Ф.,, Б.И.А.,Б.А.Т.,Б.А.Я.,Б.С.Д.,Б.М.И.,В.Е.П.,В.Я.М.,В.А.П.,В.А.Т.,В.А.Р.,В.М.А.,В.А.А.,В.Ф.Т.,, В.Е.Г.,В.П.Н.,В.А.А.,В.А.И.,Г.М.И.,Г.Е.М.,Г.А.А.,Г..Н.А.,, Г.Я.И.,Г.Л.И.,Г.Л.Д.,Г.Н.В.,Г.И.П.,Г.Н.Е.,Г.А.Ф.,Г.Н.И.,, Г.А.П.,Г.Л.Н.,Г.Е.И.,Г.Н.П.,Г.А.А.,Г.А.В.,Д.Ю.А.,Д.Т.А., Д.А.С.,Д.И.Л.,Д.М.И.,Д.А.П.,Д.Д.И.,Д.М.Ф.,Д.П.И.,Д.А.Д.., Д.В.С.,Е.М.И.,Ж.Н.П.,Ж.М.Я.,Ж.Т.Е.,З.И.Е.,З.Г.К.,З.И.Г.,З.А.М.,, К.А.А.,К.А.Н.,К.И.Н.,К.Н.А.,К.О.А.,К.В.И.,К.В.Б.,К.В.К., К.Н.А.,К.А.В.,К.А.И.,К.П.Д.,К.А.И.,К.М.А.,К.Г.И.,К.А.И.,К.В.Н.,К.И.С.,К.П.И.,К.К.С.,К.Н.С.,К.А.М.,К.П.С.,К.В.И.,К.И.Л., Л.В.МВ.,Л.В.И.,Л.Н.В.,Л.М.В.,Л.В.Е.,М.А.П.,М.А.И.,М.М.Ю., МА.Г.,М.С.М.,М.В.К.,М.А.М., М.П.Ф.,Н.Л.А,Н.П.Е.,Н.И.Д., Н.А.П.,Н.П.Н.,О.И.К.,О.С.К.,П.П.Д.,П.З.К.,П.В.Ф., П.И.А.,, П.Л.А.,П.В.И.,П.П.С.,П.П.Г.,П.А.Т.,П.Е.Р.,П.В.И.,, П.Ф.Ф.,П.И.Ф.,П.С.С.,П.Г.П.,Р.П.М.,Р.В.И.,Р.В.Е.,Р.В.М.,, Р.Е.М.,Р.А.Я.,Р.Е.И.,С.И,А.,С.А.Н.,С.Л.И.,С.А.Ф.,С.Г.А.,, С.В.А,,С.И.А.,С.Е.М.,С.Н.А.,С.С.Ф.С.П.Г.,С.А.А.,С.О.П.,С.Н.А.,С.О.П.,, С.Я.А.,С.Г.Д.,С.А.Н.,С.Л.М.,С.Е.М.,С.И.В.,С.Н.В.,С.А.М.,, Т.Г.М.,Т.И.П.,Т.В.К.,Т.А.В.,Т.А.А.,Т.Л.В.,Т.Н.П., Т.М.С.,У.А.А.,У.А.А,, У.Л.И., Ф.Ф.А.,Ф.И.М.,Х.А.А.,Х.Т.И. , Х.А.А.,Х.Е.М.,Ч.А.И.,Ч.В.П.,Ч.В.Ю.,Ш.Н.Г.,Ш.Е.Н.,Ш.А.В.,Ш.М.В.,Щ.В.И.,Я.В.Г.,, на земельные доли сельскохозяйственного назначения и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.

Заявленные исковые требования истец обосновал тем, что во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в коллективно-долевую собственность членов ТОО «Предгорный» на основании Постановления Администрации Красногорского района Алтайского края от 27.01.993 года № 7/3 было предоставлено 18 420 га сельскохозяйственных угодий, из них 6726 га пашни.

Красногорским районным Советом депутатов был утвержден список рабочих, служащих и пенсионеров ТОО «Предгорный», наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, в число которых вошли и ныне умершие собственники земельных долей, с определением размера доли каждого собственника в 16 га, что соответствует 228 баллогектарам.

В связи с тем, что собственники земельных долей сельскохозяйственного назначения до настоящего времени принадлежащими им земельными долями не распорядились, не используют эти доли в целях сельскохозяйственного производства, Администрацией Усть-Ишинского сельсовета земельные доли собственников признаны невостребованными в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для чего истцом был составлен Список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. Указанные Списки были опубликованы в газете «Алтайская правда» от 03.11.2015 года в номере 205, а также на Информационных стендах Администрации Усть-Ишинского сельсовета, а также в с. Карагуж, п. Горный и п. Долина Свободы. До 04.02.2016 года истцом принимались в письменной форме возражения лиц, считающих что земельные доли собственников необоснованно включены в вышеуказанные Списки.

Также истец в краевом средстве массовой газеты «Алтайская правда» № 242 от 25.12.2015 года и на информационных Стендах сел Усть-Иша, Карагуж, п. Горный и п. Долина Свободы Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края, уведомил всех участников долевой собственности о проведении Общего собрания участников долевой собственности по вопросу утверждения Списка невостребованных земельных долей. В связи с тем, что на общем собрании присутствовало всего 3 человек от общего числа участников долевой собственности, собрание было признано неправомочным, в связи с чем решение по признанию земельных долей невостребованными было принято Администрацией Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края в виде постановления от 04.03.2016 года № 17 «Об утверждении Списка невостребованных земельных долей». Указанным постановлением был признан и утвержден Список невостребованных земельных долей, расположенных в границах муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края, в который вошли собственники земельных долей, земельная доля каждого из которых составляет 16 га с оценкой 228 баллогектаров.

Земельные доли умерших собственников являются вымороченным имуществом, поскольку к указанному имуществу отсутствуют наследники, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследство, либо все наследники отказались от наследства. В отношении умерших собственников, земельные доли которых признаны невостребованными, истец просит прекратить право собственности и признать право собственности на эти земельные доли за истцом в соответствии с положениями статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Определением Красногорского районного суда Алтайского края от 29.11.2016 года производство в части признания права собственности на невостребованные земельные доли умерших собственников ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО18, ФИО21, ФИО23, ФИО26, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО34, ФИО35, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО47, ФИО49, ФИО50, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО58, ФИО60, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО81, ФИО85, ФИО86, ФИО89, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО97, ФИО101, ФИО104, ФИО107, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО126, ФИО130, ФИО131, ФИО132, ФИО134, ФИО135, ФИО137, ФИО138, ФИО139, ФИО140, ФИО146, ФИО148, ФИО152, ФИО157, ФИО158, ФИО159, ФИО160, ФИО163, ФИО168, ФИО173, ФИО176, ФИО177, ФИО178, ФИО179, ФИО181, ФИО182, ФИО183 прекращено в связи с отказом представителя истца от иска.

Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 29.11.2016 года исковые требования о прекращении права собственности и признании за муниципальным образованием – Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края право муниципальной собственности на признанные невостребованными земельные доли сельскохозяйственного назначения А.Р.И.,А.Ф.П.,Б.Е.В.,Б.В.Ф.,Б.Т.С.,Б.А.И.,Б.А.Н.,Б.И.А.,Б.С.Д.,В.Е.П.,В.А.Т.,В.Е.Г.,Г.Е.М.,Г.Я.И.,., Г.Л.И.,Г.А.Ф.,Г.А.А.,Д.Т.А.,Д.А.С.,Д.М.Ф.,Д.А.Д.,Е.М.И.,З.И.Е.,З.К.Г.З.И.Г.,К.Н.А.,К.А.И.,К.К.С.,К.А.М.,Л.В.В.,Л.В.И.,Л.Н.В.,М.А.П.,М.А.И.,М.А.Г.,М.С.М.,М.А.М.,М.П.Ф.,Н.П.Е.,Н.А.П.,Н.П.Н.,П.И.А.,П.Л.А.,П.Ф.Ф.,П.С.С.,П.Г.П.,Р.П.М.,С.И.А.,С.В.А.,С.Е.М., , С.С.Ф.,С.А.А.,С.Н.А.,С.Я.А.,С.А.Н.,С.Л.М.,., С.Е.М.,Т.В.К.,Т.А.В.,Т.М.С.,У.А.А.,У.А.А.,Ф,Ф.А.,Ф.И.М., Х.А.А.,Х.Е.М.,Ч.А.И.,Ш.А.В. удовлетворены.

В удовлетворении исковых требований о признании долей Б.А.Я.,В.М.А.,В.Ф.Т.,Г.Е.И.,К.О.А.,К.П.Д.,К.М.А.,К.К.И.,К.П.И.,Л.В.Е.,Н.И.Д.,,Р.Е.М., С.И.А.,С.Н.А., истцу отказано.

Определением Красногорского районного суда Алтайского краю от 29.11.2016 года производство о признании невостребованными долей ФИО184, ФИО186, ФИО185, ФИО150 и ФИО187 выделены в отдельное производство.

Определением Красногорского районного суда Алтайского края от 04.05.2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО1, являющийся наследником умершего Б.П.М.

Определением Красногорского районного суда Алтайского края от 31.05.2016 года ФИО2 и ФИО3 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.

Представитель истца – Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края - ФИО6 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.

Представители ответчиков - Территориального управления Росимущества по Алтайскому краю, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Алтайскому краю, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Ответчик ФИО7 уведомлялась судом по адресу, согласно сведениям адресно-справочной службы УФМС России по Алтайскому краю, конверты возвращены с отметками «истек срок хранения» или «отсутствие адресата».

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания неоднократно извещен путем направления извещений, возвращены корешки уведомлений с отметкой о получении почтовой корреспонденции, заявлений, ходатайств относительно исковых требований суду не представил.

Третье лицо – ФИО8, являющийся наследником умерших ФИО9 и ФИО10 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска в части земельных долей, принадлежащих ФИО9 и ФИО10, указывая на то, что намерен оформить в наследство данные земельные доли, для чего обратился в суд с иском об установлении факта принятия наследства. Однако в иске ему было отказано, и он решение суда не обжаловал.

Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

жилое помещение;

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно части 1 статьи 17 указанного закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно статей 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно статей 10, 12 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса РФ. Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению аграрной реформы в России» и принятых Правительством РФ в его развитие постановлениях от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» совхоз «Предгорный» был реорганизован в ТОО совхоз «Предгорный».

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности.

Постановления Администрации Красногорского района Алтайского края от 27.01.993 года № 7/3 ТОО совхоз «Предгорный» в коллективно-долевую собственность были переданы земли сельскохозяйственного назначения, согласно приложенного списка, для ведения сельскохозяйственного производства, сельхозугодия общей площадью 18 420 га, из них 6726 га пашни.

В соответствии с Указом Президента РФ N 1767 от 17 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

В соответствии с Рекомендациями по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренные Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 года N 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи:

составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 настоящих Рекомендаций;

рассчитывают (уточняют) размеры земельных долей и имущественных паев;

на основе проведенной работы подготавливают пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи согласно Приложению N 1;

оформляют, регистрируют и выдают свидетельства о праве на имущественные паи и организуют выдачу подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли;

по завершении работы объединяют все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передают их на хранение в органы местной администрации.

На получение в собственность земельных долей имеют право:

работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящими Рекомендациями;

пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории;

наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).

Всем собственникам земельных долей при наличии заявлений от них выдаются свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

При реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) временным документом, удостоверяющим право собственности на земельную долю, может служить выписка из приложения к документу, удостоверяющему право общей собственности на землю (решению местной администрации, государственному акту (свидетельству)). Указанная выписка выдается районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и подлежит сдаче при получении свидетельства, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Красногорским районным Советом депутатов был утвержден список рабочих, служащих и пенсионеров ТОО «Предгорный», наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, в число которых вошли и ныне умершие собственники земельных долей, с определением размера доли каждого собственника в 16 га, что соответствует 228 баллогектарам.

Согласно приложения к данному акту определен список собственников, и размер их земельных долей, в который, в том числе, вошли и лица, указанные в исковом заявлении как умершие, и земельные доли которых в настоящее время признаны невостребованными.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что с момента вынесения выше указанного постановления у граждан, которые указаны в приложении к государственному акту, возникло право собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения.

Земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие на праве собственности указанным в исковом заявлении лицам, находятся на земельном участке, расположенном в границах муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков, обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фито-санитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ).

Кроме того, использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель в соответствии с действующим законодательством, является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности и прекращения права собственности на землю в силу специального закона, регулирующего спорные правоотношения.

В судебном заседание установлено, что в результате многолетнего неиспользования по назначению земель сельскохозяйственного назначения, ранее занятых под пашнями, происходит не только ухудшение плодородия этих земель, но и их зарастание сорняком, кустарником, деревьями и невозможность использования в связи с этим земель по их прямому назначению для сельскохозяйственного производства.

В судебном заседании из представленных органами ЗАГС справками подтверждается, что:

Б.П.М., умер – ДД.ММ.ГГГГ;

В.А.Р., умерла - ДД.ММ.ГГГГ;

В.А.П. умер – ДД.ММ.ГГГГ;

Т.А.А. умерла – ДД.ММ.ГГГГ.

При жизни умершие собственники земельных долей не передали земельную долю в аренду и не распорядились ею иным образом, право собственности на земельные участки не зарегистрировано, он не выделен в натуре и его границы не установлены.

Наследственные дела после смерти В.А.П. и Т.А.А. не заводились. После смерти В.А.Р. . заведено наследственное дело, однако ФИО9 подал заявление об отказе от наследства.

Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 14.12.2016 года ФИО8 отказано в удовлетворении требований об установлении факта принятия наследства после умерших В.А.П. . и В.А.Р. Решение суда вступило в законную силу.

После смерти Б.П.М. . у нотариуса Красногорского нотариального округа заведено наследственное дело. Наследником по завещанию на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> в <адрес>, является ФИО1

Наследнику ФИО1 неоднократно предлагалась сообщить суду о своем решении относительно земельной доли, имеющейся у его отца – Б.П.М. однако наследник в судебное заседание не явился, каких-либо действий по принятию наследства в виде земельной доли не принял, проживает за пределами Алтайского края, фактических действий по использованию земельной доли не совершил.

Длительное неиспользование принадлежащих умершим собственникам на праве собственности земельных долей, предназначенных для сельскохозяйственного производства, является основанием для прекращения их права собственности на земельные доли в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно указанной норме закона отсутствие распорядительных действий собственника земельной доли в течение трех лет подряд с момента приобретения права собственности (невостребованность), является основанием для прекращения права собственности на нее.

В целях рационального использования земли по ее целевому назначению и в соответствии с частью 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке, невостребованными.

В судебном заседании установлено, что земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие лицам, указанным в исковом заявлении и о прекращении права собственности которых просит истец, расположены в границах муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края, в связи с чем Администрация Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края обоснованно имеет право на обращение в суд с иском о признании права муниципальной собственности на признанные в установленном законом порядке невостребованными земельные доли сельскохозяйственного назначения.

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. В соответствии с частью 2 статьи 12.1 указанного выше закона, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Порядок признания земельной доли невостребованной установлен статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и заключается в том, что первоначально орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, после чего опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

По истечении трехмесячного срока после опубликования Списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и иными доступными средствами, органом местного самоуправления указанный Список представляется на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

При этом лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

В соответствии с частью 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание участников долевой собственности (далее по тексту – общее собрание) проводится, в том числе по предложению органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Общее собрание в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принимает решение, в том числе по вопросу утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участники долевой собственности должны быть извещены органом местного самоуправления поселения о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сообщение, подаваемое в средства массовой информации, размещаемое в сети «Интернет» и на информационном щите, должно содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 3 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 года № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» опубликование органами местного самоуправления поселений списков невостребованных земельных долей, а также извещений о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельный участок производится в газете «Алтайская правда» и на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования в сети "Интернет" (при его наличии).

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Проверяя основания признания выше указанных земельных долей невостребованными, суд находит, что установленный законом порядок признания земельных долей невостребованными, истцом соблюден.

Так, во исполнение требований действующего законодательства, администрацией Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края в октябре 2015 года были составлены Списки земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, после чего в краевой массовой газете «Алтайская правда» от 03.11.2015 года в номере 205 администрацией Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края было опубликовано извещение, которым истец уведомил собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края, о намерении признать право муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 года № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения». При этом собственникам земельных долей, наследникам умерших собственников земельных долей было предложено в течение 90 дней со дня опубликования извещения направить письменные возражения в адрес истца. Одновременно указанная информация была размещена истцом на информационных щитах Администрации Усть-Ишинского сельсовета, а также в с. Карагуж, п. Горный и п. Долина Свободы, входящих в состав муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края. Кроме того, данная информация была размещена на официальном сайте в сети «Интернет».

По истечении трехмесячного срока со дня выхода в средствах массовой информации извещения о принятии возражений, было назначено общее собрание участников долевой собственности для утверждения Списка невостребованных земельных долей сельскохозяйственного назначения, объявление о котором было опубликовано в краевой массовой газете «Алтайская правда» № 242 от 25.12.2015 года. Общее собрание было назначено на 04 февраля 2016 года. О предстоящем собрании собственники земельных долей сельскохозяйственного назначения и наследники умерших собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения были извещены также посредством размещения объявления на информационных стендах сел Усть-Иша, Карагуж, п. Горный и п. Долина Свободы Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края, а также на официальном Интернет-сайта в сети Интернет.

Согласно статье 14 Федерального Закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

Согласно статье 15 Федерального Закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 18 Федерального Закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ввиду того, что на собрании присутствовало лишь три собственника земельных долей сельскохозяйственного назначения, общее собрание в соответствии с пунктом 5 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», было признано неправомочным.

Обязательным условием для признания земельных долей невостребованными органом местного самоуправления, является невозможность принятия решения о признании земельных долей невостребованными общим собранием ввиду его неправомочности. Учитывая, что общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей не было принято решение по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей, 04 марта 2016 года постановлением администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края № 17 во исполнение требований части 7 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были признаны и утверждены Списки невостребованных земельных долей ста семидесяти собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах муниципального образования – Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края.

В частности, невостребованными были признаны земельные доли сельскохозяйственного назначения каждая площадью 16 га с оценкой в 228 баллогектаров, принадлежащие – Б.П.М.,В.А.П.,В.А.Р.,Т.А.А.

Согласно представленной суду информации, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует информация о праве на земельные доли сельскохозяйственного назначения указанных собственников земельных долей.

Порядок наследования и учета вымороченного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации).

На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.

В силу п.1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации вымороченное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое вымороченное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (вымороченное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве вымороченного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на вымороченное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на вымороченное имущество в виде невостребованных земельных долей является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества по Алтайскому краю.

Истцом соблюдена процедура признания земельных долей сельскохозяйственного назначения невостребованными, суд находит законными требования о признании за сельским поселением права собственности на невостребованные земельные доли умерших собственников, при этом суд учитывает, что граждане, получившие в собственность земельные доли сельскохозяйственного назначения, не используют земельные доли более трех лет подряд по их прямому назначению, не передали ее в аренду и не распорядились ею иным образом, свои права на земельные доли не зарегистрировали в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что в соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является основанием для признания земельных долей невостребованными.

При этом суд также учитывает, что ни Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ни Земельный кодекс РФ не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на невостребованные земельные доли земель сельскохозяйственного назначения. Также признание права собственности на земли сельхозназначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков из земель сельхозназначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.

Таким образом, в судебном заседании установлены основания для удовлетворения исковых требований в части заявленных требований в отношении 4 умерших собственников земельных долей.

Кроме того, истцом заявлены требования о признании невостребованными земельной доли С.О.П. .

Однако, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт смерти С.О.П. ., в связи с чем исковые требования Администрации Усть-Ищинского сельсовета в данной части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края удовлетворить частично.

Прекратить право общей долевой собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения Б.П.М.,В.А.П.,В.А.Р.,Т.А.А.

Признать за муниципальным образованием – Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края право муниципальной собственности на признанные невостребованными земельные доли сельскохозяйственного назначения Б.П.М.,В.А.П.,В.А.Р.,Т.А.А. , всего 4 земельных доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , из земель сельскохозяйственного назначения ТОО колхоз «Предгорный», расположенного по адресу: <адрес>, земли ТОО колхоз «Предгорный», размером по 228 баллогектаров каждая.

В удовлетворении требований о прекращении права общей долевой собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения ФИО2 Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края – отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Красногорский районный суд Алтайского края.

Судья Е.Н. Исламова

.

.

.

.

.

.