№ 2-13/2021
УИД 70RS0016-01-2020-000826-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2021 года
Каргасокский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Фокина Р.А.,
при секретаре Соколовой Т.Ю.,
помощнике судьи Гришаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Каргасокского района Томской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» о признании незаконными действий по удержанию излишне выплаченных сумм компенсации расходов, возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов в части выплаты текущих сумм компенсации расходов, взыскании удержанных текущих выплат компенсации расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению (далее ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района») о признании незаконными действий по зачету излишне выплаченных сумм компенсации на возмещение расходов на ЕДВ ЖКХ в бесспорном порядке, возложении обязанности устранить нарушения законных прав и интересов, взыскании денежной суммы. В обоснование заявленных требований указала, что она является инвалидом второй группы, в связи с чем имеет право получать компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов, рассчитанную исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенную по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Предоставление денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Каргасокского района, относится к государственной услуге, оказываемой ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района». На основании поданного ею ответчику заявления она является получателем компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. С августа 2019 года компенсационные выплаты некоторое время ответчиком не выплачивались, затем выплачивались в меньшем размере. Несоответствие получаемой ею компенсации связано с удержанием с нее переплаты за прошлые периоды. Ответчиком информация о переплате до нее в письменном либо устном виде не доводилась, никакие решения об удержании ей не направлялись, заявление о добровольном погашении переплаты ею не подавалось. Из ответа на ее обращение следует, что ответчиком в июле 2019 года был сделан перерасчет, начиная с 01.01.2019, исходя из фактических платежей инвалидов за ЖКУ на основании данных поставщиков услуг о нормативе и тарифе. Перерасчет был произведен в связи с вступлением с 01.01.2019 года в силу изменений, внесенных в региональный нормативный документ о порядке предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг инвалидам. Из ответа ей также стало известно, что размер переполученной ею суммы выплаты на оплату ЖКУ определен в 6 572,39 рублей, остаток переплаты составляет 4 895, 44 рублей, начиная с сентября 2019 года, ежемесячный размер удержаний составляет 10% от начисленных сумм компенсации. Считает указанные действия ответчика фактическим отказом в предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг, гарантированных ему, как инвалиду, федеральными законами и нормативными правовыми актами Томской области.
Просит суд признать незаконными действия ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» по зачету излишне выплаченных сумм компенсации на возмещение расходов на ЕДВ ЖКХ в бесспорном порядке в размере 6 572, 39 рублей, возложить на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1, взыскать с ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» сумму в размере 6 572, 39 рубля.
В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования и просил суд признать незаконными действия ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» по удержанию излишне выплаченных сумм компенсации расходов из текущих выплат компенсации расходов без заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов во внесудебном порядке в размере 1 871,68 рублей; возложить на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 в части выплаты текущих сумм компенсации расходов за период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года; взыскать с ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» удержанные текущие выплаты компенсации расходов в период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года, в размере 1 871,68 рублей.
Истец ФИО1, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФИО2, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, о чем указано в телефонограмме от 26.05.2021.
Третье лицо – Департамент социальной защиты населения Томской области, будучи извещено о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента. В представленных в суд возражениях на исковое заявление просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что истец в период с 01.01.2012 по 01.12.2020 имела право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Федерального закона № 181-ФЗ в связи с установленной инвалидностью. При этом до 01.01.2019 истец в соответствии с Порядком являлась получателем ЕДВ ЖКУ. А после 01.01.2019 – получателем компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. По результатам перерасчета компенсации расходов за первое полугодие 2019, произведенного в июле 2019 года, на основании п.31 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения на основании сведений о начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, переданных организациями ЖКХ, было установлено, что истцу полагалась компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 4 418,56 рублей. Вместе с тем, за первое полугодие 2019 года истцу была выплачена компенсация в размере 10 990 рублей. Поскольку истец не утратила свое право на компенсацию расходов, то за указанный период удержание сумм ранее излишне выплаченной компенсации расходов осуществлялось в строгом соответствии с требованиями Порядка, то есть в беззаявительном порядке. Так, из п. 31 Порядка следовало, что если в результате перерасчета сложилась излишне выплаченная сумма, то данная сумма засчитывается в счет будущей компенсации расходов. Положения п. 31 Порядка, предусматривающее удержание переплаты, не было оспорено в порядке, предусмотренным действующим законодательством, в связи с чем являлось законным основанием для удержания ОГКУ «ЦСПН Каргасокского района» в размере 100 %, то есть в сумме 1 100,25 рублей. С сентября 2019 года размер удержаний из предоставляемой истцу компенсации расходов в счет сложившейся переплаты составляет 10%. Порядком не предусмотрено совершение тех действий, которые истец приводит в своем заявлении, как-то уведомление его о переплате, принятие решения об удержании, направление заявления о добровольном погашении. Заявление о добровольном возмещении излишне полученных сумм необходимо только в случае отсутствия права на получение компенсации расходов. Сумма компенсации за период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года в размере 1 871,68 рублей была удержана правомерно, основания для ее взыскания отсутствуют.
Выслушав участников процесса, определив в соответствии с частями 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица Департамента социальной защиты населения Томской области, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод устанавливает Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из содержания ч.ч. 1, 2, 6 ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг вышеуказанной категории граждан Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Иных полномочий в отношении инвалидов органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляя собственное правовое регулирование в области предоставления инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уполномочен лишь определить форму предоставления таких мер социальной поддержки.
Подобное правовое регулирование исключает возможность устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации иные, отличные от предусмотренных федеральным законодательством, условия предоставления социальных гарантий, средства на реализацию которых являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Организация предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе инвалидам на территории Томской области осуществляется в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а.
В период возникновения спорных правоотношений порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам был урегулирован постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области» в редакции № 17 от 29.10.2018.
Пунктом 30 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области (далее по тексту Порядок) предусмотрено, что размер компенсации расходов определяется уполномоченным учреждением по переданной информации организациями ЖКХ о нормативах потребления коммунальных услуг и тарифах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу предоставления организациями ЖКХ уполномоченному учреждению соответствующих сведений, с учетом состава семьи, вида жилищного фонда, размера компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в процентах), установленного в нормативных правовых актах, перечисленных в пункте 2 настоящего Порядка.
Выплата компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ производится уполномоченным учреждением ежемесячно, с 5-го по 25-е число, путем перечисления денежных средств на счета граждан в кредитных организациях, либо через операторов почтовой связи, либо иным способом, указанным в заявлении о назначении компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ (пункт 37 Порядка).
В соответствии с пунктом 31 Порядка перерасчет компенсации расходов производится в июле текущего года за первое полугодие текущего года, в январе текущего года - за второе полугодие предшествующего года с учетом положений нормативных правовых актов, перечисленных в пункте 2 настоящего Порядка, на основании сведений о начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, передаваемых организациями ЖКХ за указанные в настоящем пункте периоды.
Если в результате перерасчета сложилась излишне выплаченная сумма, то данная сумма засчитывается в счет будущей компенсации расходов. При отсутствии права на получение компенсации расходов излишне выплаченные суммы компенсации возвращаются добровольно на основании заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм. При отказе от добровольного возврата излишне полученные суммы истребуются по иску уполномоченного учреждения в судебном порядке.
Судом на основании справки <данные изъяты>, пояснений сторон, установлено, что ФИО1 является <данные изъяты> и в 2019 году являлся получателем мер социальной поддержки, предоставляемой в виде компенсации инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Предметом деятельности ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» является оказание услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Томской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан (пункт 2.1 Устава ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района»).
Целями деятельности, для которых создано учреждение, являются обеспечение реализации прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки, государственной социальной и материальной помощи, социального обслуживания на дому (пункт 2.2 Устава).В силу п.п. 1.5, 1.7, 1.8 Устава ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, бюджетную смету, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом органе Томской области и в органах Федерального казначейства, печать со своим наименованием, бланки, штампы; учреждение от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Согласно справке о составе семьи от 31.08.2020 № 3851 ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, совместно с супругом ФИО7.
Таким образом, ответчик является учреждением, предоставляющим выплату на оплату жилых помещений и коммунальных услуг инвалиду ФИО1
Из ответа ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» от 04.08.2020 № 2278, направленного на обращение ФИО1, следует, что истец ФИО1 и ее супруг ФИО7 являются получателями компенсации на оплату коммунальных услуг в связи с наличием льготы «инвалид». Им обоим начисляется компенсация в размере 50% от ? расходов на оплату коммунальных услуг.
Данные обстоятельства истцом и его представителем не оспаривались.
Судом установлено, что за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 со стороны ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» истцу ФИО1 выплачена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг инвалиду в размере 10 990,95 рублей, что следует из справки ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» от 03.08.2020.
В результате произведенного в июле 2019 года ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» перерасчета на основании полученных сведений об объемах жилищно-коммунальных услуг, потребленных ФИО1 за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, установлен факт переплаты (излишне выплаченных денежных средств) за указанный период в размере 6 572,39 рублей.
Как указано в п. 28 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, излишне выплаченные суммы подлежат удержанию в соответствии с пунктом 41 настоящего Порядка.
Как указано в п. 41 Порядка, удержание излишне выплаченных сумм компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ, ЕДВ на топливо, компенсационной доплаты производится в полном объеме из текущей выплаты компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ на основании заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ, ЕДВ на топливо, компенсационной доплаты. При отсутствии заявления о добровольном возмещении излишне выплаченные суммы компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ, ЕДВ на топливо, компенсационной доплаты взыскиваются в судебном порядке.
При прекращении выплаты компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ возврат излишне выплаченных сумм компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ, ЕДВ на топливо, компенсационной доплаты производится гражданином добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата взыскивается в судебном порядке.
Таким образом, Порядком не предусмотрено получение заявления от гражданина о зачете излишне выплаченной суммы компенсации расходов в счет будущей компенсации расходов. Пунктом 41 Порядка урегулирована процедура удержания излишне выплаченных сумм компенсации расходов, а не порядок зачета данных сумм. В связи с чем действия ответчика по производству зачета излишне выплаченных сумм не подпадают под правовое регулирование пункта 41 Порядка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» по зачету излишне выплаченных сумм в счет будущей компенсации расходов, в связи с перерасчетом, произведенным в июле 2019 года, за первое полугодие 2019 года без заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов не противоречат требованиям действующего законодательства, поскольку прямо соответствуют п. 31 Порядка, предусматривающего, что если в результате перерасчета сложилась излишне выплаченная сумма, то данная сумма засчитывается в счет будущей компенсации расходов.
В связи с чем суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца о признании действий ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» по зачету излишне выплаченных сумм компенсации расходов в счет будущей компенсации расходов без заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов несоответствующими положениям п.41 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области», утвержденного постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а (в редакции № 17 от 29.10.2018).
Вместе с тем, судом установлено, что в связи с наличием излишне выплаченной компенсации ФИО7 в размере 6 572, 39 рубля, ответчик на основании пункта 31 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, без вынесения письменного документа, в августе 2019 года принял решение об удержании из выплат, полагающихся ФИО7, суммы переплаты в указанном размере.
Из справки по выплаченным суммам за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, статистической справки по удержаниям от 12.03.2021 следует, что ответчик произвел удержания из выплат, полагающихся ФИО1 в следующих размерах в счет погашения суммы переплаты: в августе 2019 года в размере 1 100, 25 рублей; в сентябре 2019 года в размере 35, 27 рублей; в октябре 2019 года в размере 34, 70 рублей; в ноябре 2019 года в размере 47, 53 рублей; в декабре 2019 года в размере 62, 61 рубля; в январе 2020 года в размере 107, 18 рублей; в феврале 2020 года в размере 79, 73 рублей; в марте 2020 года в размере 95, 48 рублей; в апреле 2020 года в размере 66, 61 рублей; в мае 2020 года в размере 47, 59 рублей; в июне 2020 года в размере 60,60 рублей; в июле 2020 года в размере 25, 54 рублей; в августе 2020 года в размере 21, 17 рубль; в сентябре 2020 года в размере 18,20 рублей; в октябре 2020 года в размере 25,09 рублей; в ноябре 2020 года в размере 44, 13 рублей, а всего за указанный период в сумме 1871, 68 рубль.
Также, из вышеприведенной справки судом установлено, что в ноябре 2020 года ФИО1 добровольно внесла в кассу ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» оставшуюся сумму переплаты в размере 4 700, 71 рублей.
Истец оспаривает правомерность удержания ответчиком суммы переплаты компенсации в период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года в общей сумме 1 871, 68 рубль.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 заявления о добровольном возмещении суммы переплаты в размере 1 871, 68 рубль не подавала, соответствующего судебного решения о взыскании с ФИО1 суммы переплаты в указанном размере судом не выносилось.
Таким образом, из текущих выплат компенсации расходов, ежемесячно полагающихся инвалиду ФИО1, ответчиком в период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года в одностороннем порядке была удержана излишне выплаченная сумма компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в общем размере 1 871, 68 рублей.
Как следует из представленных ответчиком документам (статистической справкой по удержаниям, сведениями о выплаченных суммах), ФИО1 добровольно возместила оставшуюся излишне выплаченную сумму компенсации расходов в размере 4 700,71 рублей, перечислив указанную сумму на счет ответчика.
Также в судебном заседании установлено, что с 01.12.2020 ФИО1 является получателем мер социальной поддержки по другому основанию, не как инвалид, а как ветеран труда.
Вместе с тем, пунктом 41 Порядка предусмотрено, что удержание излишне выплаченных сумм компенсации расходов, производится в полном объеме из текущей выплаты компенсации расходов, на основании заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов. При отсутствии заявления о добровольном возмещении излишне выплаченные суммы компенсации расходов взыскиваются в судебном порядке.
Как установлено судом, согласие ФИО1 на удержание из назначенной компенсации расходов излишне выплаченных сумм компенсации ответчиком получено не было, соответствующее заявление ФИО1 в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» не подавал.
Ссылку ответчика на урегулирование спорных правоотношений лишь пунктом 31 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, который ответчик толкует как основание своего права на удержание суммы переплаты в одностороннем порядке, в связи с сохранением у истца права на дальнейшее получение компенсации, суд считает необоснованной. В данном случае спорные правоотношение регулируются указанным Порядком в совокупности и взаимосвязи всех указанных в нем положений, в том числе, пункта 28 Порядка, указывающего на то, что излишне выплаченные суммы подлежат удержанию в соответствии с пунктом 41 Порядка, предписывающего осуществление удержания излишне выплаченных сумм компенсации расходов, в полном объеме из текущей выплаты компенсации расходов на основании заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов, а при отсутствии такого заявления - в судебном порядке.
Исходя из положений п.п. 28, 41 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» обязано было предложить получателю мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты ФИО1 возместить излишне выплаченные ей суммы ежемесячной денежной выплаты, а в случае отказа обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Положения приведенного Порядка не позволяют ответчику при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся инвалиду ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг.
В связи с чем суд приходит к выводу, что действия ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» по удержанию излишне выплаченных сумм компенсации расходов из текущих выплат компенсации расходов без заявления гражданина ФИО1 о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов во внесудебном порядке в размере 1 871 рубль 68 копеек являются незаконными.
В связи с чем, требования истца о признании незаконными действий ОГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» по удержанию излишне выплаченных сумм компенсации расходов из текущих выплат компенсации расходов без заявления гражданина о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов во внесудебном порядке в размере 1 871 рубль 68 копеек суд считает законными и обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению.
В настоящее время ФИО1 является получателем мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда». В Томской области предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 16.12.2004 № 254-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области», в статье 8 данного Закона определено, что финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется за счет средств бюджета Томской области.
Как указано в ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» средства на реализацию для осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Исходя из изложенных положений закона, суд приходит к выводу, что зачет незаконно удержанной ответчиком суммы переплаты в счет будущей компенсации расходов невозможен ввиду того, что компенсация расходов инвалидам и ветеранам труда осуществляется из разных бюджетов.
Учитывая гарантированное истцу право на ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также недопустимость изменения установленных условий социального гарантирования, которое должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 в части выплаты текущих сумм компенсации расходов за период с августа 2019 года по ноябрь 2020 и взыскании удержанных текущих выплат компенсации расходов в период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года в размере 1 871 рубль 68 копеек.
Поскольку ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» неправомерно произвел удержание гарантированных законом инвалиду ФИО1 выплат, в настоящем зачет этих выплат невозможен, суд считает возможным возложить на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 в части выплаты текущих сумм компенсации расходов в период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года, и взыскать с ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» в пользу истца удержанные текущие выплаты компенсации расходов в период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года в размере 1 871 рубль 68 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» удовлетворить.
Признать незаконными действия ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» по удержанию излишне выплаченных сумм компенсации расходов из текущих выплат компенсации расходов без заявления гражданина ФИО1 о добровольном возмещении излишне полученных сумм компенсации расходов во внесудебном порядке в размере 1 871 рубль 68 копеек.
Обязать ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 в части выплаты текущих сумм компенсации расходов в период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года.
Взыскать с ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» в пользу ФИО1 удержанные текущие выплаты компенсации расходов в период с августа 2019 года по ноябрь 2020 года в размере 1 871 рубль 68 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.А. Фокин
Мотивированное решение изготовлено 01.06.2021.
Судья Р.А. Фокин