ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1401/2021 от 28.12.2021 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Гр.дело № 2-1401/2021 Мотивированное решение

УИД 51RS0007-01-2021-003691-70 составлено 28 декабря 2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 г. город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Быковой Н.Б.,

при помощнике судьи Пошиной И.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО3,

представителя третьего лица – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты к ФИО3 о признании муниципальных правовых актов недействительными, взыскании незаконно начисленной и выплаченной премии и надбавки за работу с документами, составляющими государственную тайну,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Апатиты обратился с иском в интересах муниципального образования муниципального округа города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области к ФИО3 о признании муниципальных правовых актов недействительными, взыскании незаконно начисленной и выплаченной премии и надбавки за работу с документами, составляющими государственную тайну.

В обоснование заявленных требований указано, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае – к компетенции Совета депутатов г. Апатиты, которому подконтролен и подотчетен Глава города.

Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27.05.2014 № 930 утверждено Положение о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования. В соответствии с пунктами 1, 1.2, 3.3, 3.2.1, 3.7 данного Положения материальное стимулирование лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, осуществляется, в том числе в виде премирования по результатам работы за квартал и год. Выплата ежеквартального денежного поощрения, премий, материальной помощи производится на основании распоряжений Главы города Апатиты. Решение о выплате премии по результатам работы за 1, 2 и 3 кварталы и ее размер в отношении лица, замещающего муниципальную должность, принимается Главой города Апатиты не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Решение о выплате премии по результатам работы за 4 квартал и год и ее размер в отношении лица, замещающего муниципальную должность, принимается Главой города Апатиты не позднее 25 декабря текущего года. После окончания указанных сроков премирование за прошедший отчетный период не производится. Основанием выплат премии работы за квартал и год является: выполнение на высоком профессиональном уровне конкретных поручений и единовременных заданий, и проявление при этом личной инициативы; выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы; применение в работе современных форм и методов организации труда; проявление творческой активности при исполнении должностных полномочий; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию лица, замещающего муниципальную должность в городе Апатиты. Размер премии по результатам работы за квартал и год лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, устанавливается в кратном отношении к его месячному денежному вознаграждению, имеющемуся на последнее число квартала, либо в абсолютной сумме в рублях и максимальным размером не ограничивается.

Поскольку премия Главе города Апатиты, предусмотренная Положением, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования и оценки критериев, дающих право на получение премий, в том числе оснований для невыплаты премии, представительным органом муниципального образования - Советом депутатов МО город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятие решения о поощрении главы муниципального образования относится к компетенции Совета депутатов. Для того, чтобы установить наличие или отсутствие правовых оснований для выплат главе муниципального образования премии, необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, что в силу положений части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, частей 1,2 статьи 33, части 13 статьи 37 Устава входит в компетенцию Совета депутатов города Апатиты.

Кроме того, из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также Федеральный закон №273-ФЗ) следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Наделение главы муниципального образования полномочиями по установлению самому себе премии по результатам работы за месяц, квартал и год прямо противоречит его полномочиям и выходит за их пределы.

Вместе с тем, в период с декабря 2018 г. по июль 2021 г. ФИО3, являясь главой муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, в отсутствие решения представительного органа о выплате премий и наличии неурегулированного конфликта интересов незаконно издавал распоряжения о своем премировании, на основании которых осуществлялся расчет и начисление премий главе города Апатиты, в результате чего из бюджета муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области ему незаконно начислены и выплачены денежные средства в размере 135761 рубль 78 копеек.

Принимая решение о выплате себе премии, ФИО3, тем самым оценил свою деятельность как главы города Апатиты, чем нарушил права представительного органа местного самоуправления (Совета депутатов муниципального образования г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области) на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законом полномочий.

Кроме того, в период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года Главе города Апатиты незаконно начислялась и выплачивалась ежемесячная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, которая входит в структуру оплаты труда главы города Апатиты и устанавливается представительным органом местного самоуправления в зависимости от секретности сведений, к которым глава муниципального образования имеет документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Конкретный размер процентной надбавки решением Совета депутатов от 29.04.2014 № 918 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» не установлен.

Имея допуск к государственной тайне по форме № 2 («совершенно секретно») ФИО3 21.12.2017, 21.12.2018, 30.09.2019 были изданы распоряжения, которыми ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлена в размере 45% к денежному вознаграждению.

Поскольку представительным органом муниципального образования – Советом депутатов муниципального образования г. Апатиты, конкретный размер процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению главы г. Апатиты, за работу со сведения составляющими государственную тайну, не установлен, глава города Апатиты ФИО3 при наличии допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну по форме Ф-2 (совершенно секретно) имел безусловное право на получение минимальной процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 30 %.

Таким образом, в период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года Глава города Апатиты, незаконно получал надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере дополнительно установленных 15%, что в денежном выражении в общем размере составило 51862 рубля 20 копеек.

Просит признать недействительными распоряжения Главы города Апатиты от 20 декабря 2018 г. № 96а в части выплаты премии ФИО3; от 22 апреля 2019 г. № 28а; от 23 июля 2019 г. № 54а; от 18 декабря 2019 г. № 135а в части выплаты премии ФИО3; от 20 декабря 2019 г. № 136а в части выплаты премии ФИО3; от 13 апреля 2020 г. № 5а в части выплаты премии ФИО3; от 9 июля 2020 г. № 19а в части выплаты премии ФИО3; от 12 октября 2020 г. № 36а в части выплаты премии ФИО3; от 23 декабря 2020 г. № 51а в части выплаты премии ФИО3; от 21 апреля 2021 г. № 13а; от 2 июля 2021 № 34а; от 21 декабря 2017 г. № 150а, от 21 декабря 2018 г. № 101а, от 30 сентября 2019 г.№ 91а; взыскать с ФИО3 в пользу бюджета муниципального образования город Апатиты денежную сумму в размере 135761 рубль 78 копеек, выплаченную в качестве премиальных вознаграждений за период с декабря 2018 года по июль 2021 года, и в размере 51862 рубля 20 копеек, выплаченную в период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а всего взыскать 187 623 рубля 98 копеек.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам и основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях, согласно которым выразил несогласие с заявленными исковыми требованиями, поскольку принимал оспариваемые распоряжения в рамках предоставленных ему действующим муниципальным правовым актом полномочий, а именно в соответствии с Положением о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 27.05.2014 № 930 (с последующими изменениями). Указанный акт принят представительным органом муниципального образования, без нарушения процедур его принятия, надлежащим образом опубликован и на момент его применения (с декабря 2018 года по июль 2021 года) никем не был оспорен. Расходы на выплату премии Главе муниципального образования были заложены и утверждены соответствующими решениями о бюджете муниципального образования, проводились в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и фонда оплаты труда, расходовались в соответствии с их целевым назначением, то есть законно. Его ежегодные отчеты о деятельности в должности Главы муниципального образования были приняты Советом депутатов г. Апатиты, который давал объективную оценку деятельности главы и результатам его работы, что подтверждает добросовестность выполнения им своих должностных обязанностей и право на получение премии. Отмечает, что анализ положений ч. 4 ст. 86 БК РФ, ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 33, 37 Устава муниципального образования показывает, что данные нормы, определяя статус представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования, непосредственно не регулируют порядок оплаты труда главы муниципального образования. Данные нормы предусматривают, что установление порядка оплаты труда главы муниципального образования, в том числе его премирование, осуществляется нормативным правовым актом представительного органа. При этом истцом не отрицается, что соответствующий муниципальный правовой акт был принят и порядок выплаты премии в нем был определен именно Советом депутатов г. Апатиты, чем и была реализована компетенция Совета депутатов по данному вопросу. Принимая Положение Совет депутатов реализовал свои полномочия по подотчетности и подконтрольности главы муниципального образования Совету депутатов, установив для него конкретный порядок установления премии – распоряжением Главы. Находит, что выводы истца о том, что основанием для выплаты премий Главе г. Апатиты может являться только решение представительного органа, не основан на законе. Настаивает на том, что он как глава муниципального образования, в силу предоставленных ему полномочий имел право на издание распоряжений Главы г. Апатиты, которыми оформлял выплату премий себе в пределах утвержденного решениями Совета депутатов своего фонда оплаты труда на соответствующий год и на условиях, установленных Положением, поэтому его действия не могут быть расценены как необоснованное расходование денежных средств бюджета города Апатиты. Полагает, что доводы истца о том, что для выплаты премии Главе г. Апатиты обязательно требовалось решение Совета депутатов, устанавливающее размер указанной премии и дающее оценку деятельности главы прямо противоречит нормам действующего законодательства, а именно абз 2 ч. 15 ст. 35Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно представленным Советом депутатов г. Апатиты документов, бюджет муниципального образования предусматривал объем денежных средств на денежное содержание Главы г. Апатиты отдельной строкой. Доказательств того, что в результате спорных выплат ответчику превышены нормативы расходов, прокурором не представлено. Средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств фонда оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое расходование бюджетных средств. Поскольку местному бюджету г. Апатиты материальный ущерб не причинен, выплата премий происходила на основании действующих на тот момент муниципальных правовых актов, не противоречила положениям федерального законодательства, что, по его мнению, необоснованно само обращение прокурора г. Апатиты в интересах муниципального образования.

Кроме того, со ссылкой на ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указал, что истцом не приведены доводы о том, что каким образом издание им распоряжений о премировании влияло или могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных обязанностей, не приведены доказательства самого факта наличия конфликта интересов в данной ситуации. Отмечает, что не усматривал наличие конфликта интересов, и не усматривает его в собственных действиях и на сегодняшний момент. Считает вывод истца о том, что он обязан был вынести вопрос о своем премировании на рассмотрение Совета депутатов г. Апатиты не основан на положениях Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Выражает мнение, что получение им премий не составляет неосновательного обогащения в том смысле, который предусматривается ст. 1102 ГК РФ. Подчеркивает, что истцом не доказана недобросовестность его действий, в связи с чем должны быть применены положения ст. 1109 ГК РФ и выплаченные ему денежные суммы не должны быть взысканы в качестве неосновательного обогащения.

Также выразил несогласие с требованием о взыскании надбавки за работу со сведениями, составляющим государственную тайну, приведя доводы о том, что надбавка должна быть установлена распоряжением главы органа местного самоуправления, а не решением Совета депутатов г. Апатиты, что следует из буквального толкования п. 1, 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.05.2011 № 408н. Поскольку организационно должность Главы г. Апатиты входит в штатное расписание Совета депутатов, а Глава г. Апатиты исполняет полномочия председателя Совета депутатов, то есть руководителя органа местного самоуправления, в штатное расписание которого входит данная должность, то в силу прямого указания взаимосвязанных требований законодательства РФ о государственной тайне, решение об установлении Главе г. Апатиты размера процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, следует оформлять именно распоряжением руководителя Совета депутатов, то есть распоряжением Главы г. Апатиты. Обращает внимание, что размер надбавки (45%) определен в пределах, установленных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 (от 30 до 50%). Объем выполняемых работ в рассматриваемый период возрос, что обусловлено увеличением размера надбавки с минимальных 30 % до 45 % и подтверждается письмом и.о. заведующего сектором по мобилизационной работе администрации г. Апатиты. Так как указанная надбавка входит в систему оплаты труда, для её взыскания так же следует учитывать положения ст. 1109 ГК РФ. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Апатиты просит отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - Совета депутатов г. Апатиты, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам и основаниям, приведенным в письменном отзыве на исковое заявление, а также аналогичным изложенным ответчиком. Так, привел доводы о том, что полномочия Главы города Апатиты закреплены в п. 2 ст. 39 Устава города Апатиты, среди которых подпунктами 9 и 13 установлено, что Глава города Апатиты принимает решения о награждении, иных поощрениях в соответствии с порядком, установленным Советом депутатов, издает в пределах своих полномочий правовые акты. Согласно предписаниям Положения о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденном решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 27.05.2014 № 930, решение о выплате премии по результатам работы за квартал и год и её размере в отношении Главы города Апатиты принимается самим Главой города Апатиты и оформляется муниципальным правовым актом – распоряжением Главы города Апатиты. Распоряжениями Главы города Апатиты от 20.12.2018 № 96а, от 22.04.2019 № 28а, от 23.07.2019 № 54а, от 18.12.2019 № 135а, от 20.12.2019 № 136а, от 13.04.2020 № 5а, от 09.07.2020 № 19а, от 12.10.2020 № 36а, от 23.12.2020 № 51а, от 21.04.2021 № 13а, от 02.07.2021 № 34а Глава города Апатиты ФИО3 премирован по результатам работы за 2018 год, 1-2, 4 кварталы 2019 года, за 2019 год, за 1-3 кварталы 2020 года, за 2020 год, за 1-2 кварталы 2021 года на общую сумму 135761 рубль 78 копеек (за вычетом НДФЛ в размере 20287 рублей). В соответствии с п. 1 решения № 918 оплата труда лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, к числу которых относится и Глава города Апатиты, производится в виде денежного содержания, включающего в себя месячное денежное вознаграждение и месячное денежное поощрение, а также иных выплат, предусмотренных решением. Из взаимосвязанных положений решения № 918 и Положения № 930 следует, что премии по результатам работы за квартал и год входят в состав денежного содержания Главы города Апатиты. Положением № 930 определены условия назначения указанной премии. Согласно пункту 6 решения № 918 при определении объема средств, направляемых на оплату труда Главы города Апатиты за счет средств городского бюджета сверх суммы средств, направляемых для выплаты месячного денежного вознаграждения и месячного денежного поощрения Главе города Апатиты в местном бюджете города Апатиты в отношении Главы города Апатиты предусматриваются средства на выплату (в расчете на год): 8 месячных денежных вознаграждений на выплату ежеквартального денежного поощрения и премий; 5,4 месячного денежного вознаграждения на выплату ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Указанный объем средств определяется с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами города Апатиты Совета депутатов города Апатиты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера. Пунктами 3.2 и 7.2 Положения № 930 прямо закреплено, что лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, выплачивается премия по результатам работы за год при условии экономии фонда оплаты труда, решение о премировании лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, оказании материальной помощи указанным лицам, выплате ежеквартального денежного поощрения принимается в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Решениями Совета депутатов утверждены основные характеристики городского бюджета и структура расходов муниципального образования на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы соответственно, в том числе и расходов на денежное содержание Главы города Апатиты (высшее должностное лицо) отдельной строкой (то есть фонд оплаты труда Главы города Апатиты). Таким образом, ФИО3 имел право на получение спорных премий по результатам работы за квартал и год, которые входят в состав его денежного содержания. Как следует из оспариваемых распоряжений Главы города Апатиты, размеры и периодичность выплаты премии определены в соответствии с Положением № 930 и в пределах утвержденного вышеуказанными решениями Совета депутатов о бюджете города Апатиты фондов оплаты труда Главы города Апатиты на 2018-2021 годы. Таким образом, при наличии права на получение спорных премий, наличии закрепленного в Положении № 930 полномочия по оформлению решений о выплате премий Главе города Апатиты, а также закрепленных за ним Уставом города Апатиты собственных полномочий по решению вопросов местного значения по принятию решений об иных поощрениях в соответствии с порядком, установленным Советом депутатов и изданию в пределах своих полномочий правовых актов, к числу которых относятся и распоряжения Главы города Апатиты, ФИО3 (подпункт 3 пункта 3 статьи 11 и пункт 1 ст. 14 Устава города Апатиты), как глава муниципального образования, в силу предоставленных ему полномочий имел право на издание распоряжений Главы города Апатиты, которым оформлял выплату премий себе в пределах утвержденного решениями Совета депутатов своего фонда оплаты труда на соответствующий год и на условиях, установленных Положением № 930, и его действия не могут быть расценены как необоснованное расходование денежных средств бюджета города Апатиты. Обратил внимание, что Положение № 930 не отменено и не признано судом недействующим, следовательно, подлежит применению, как порождающее правовые последствия для соответствующих правоотношений. Довод истца о противоречии Положений № 930 требованиям федерального законодательства в части пунктов 1.2 и 3.3 носит предположительный характер. Выразил несогласие с доводами истца о том, что основанием для выплаты ФИО3 премий по результатам работы за квартал и год могло являться только решение представительного органа муниципального образования – Совета депутатов города Апатиты, поскольку никакими нормативными положениями данное правомочие представительного органа муниципального образования прямо не предусмотрено. Отметил, то подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу не свидетельствует о том, что формой осуществления такого контроля является принятие решений о выплате или невыплате главе муниципального образования денежного содержания. Также обратил внимание, что ФИО3, будучи Главой города Апатиты, в период с декабря 2018 года по июль 2021 года ежегодно предоставлял Совету депутатов города Апатиты отчет о результатах своей деятельности, как главы муниципального образования, которые приняты без замечаний со стороны Совета депутатов единогласно всеми присутствующими на сессии депутатами Совета депутатов решениями от 30.10.2018 № 705, от 29.09.2020 № 173, 23.09.2021 № 331, что свидетельствует о наличии у ФИО3 права на получение премий по результатам работы за оспариваемый период. Также подчеркнул, что выписками из решений Совета депутатов от 26.12.2017 № 575, 25.12.2018 № 739, от 24.12.2019 № 35, от 21.12.2020 № 220, которыми утверждался местный бюджет города Апатиты на 2018, 2019, 2020, 2021 годы, подтверждается, что бюджет муниципального образования согласно структуре расходов предусматривал, в том числе объем денежных средств на денежное содержание Главы города Апатиты отдельной строкой. Доказательств того, что в результате спорных выплат ФИО3 превышены нормативы расходов, прокурором не представлены. Также не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих недобросовестность ФИО3 при получении премий в сумме заявленных исковых требований. Необоснованным полагает вывод истца о допущенном конфликте интересов, поскольку Глава города Апатиты ФИО3 имел полномочия на издание распоряжений Главы города Апатиты, своих полномочий он не превышал, материальный ущерб бюджету города Апатиты не причинен. При этом, в период с 2019 по 2021 годы Совет депутатов решениями неоднократно единогласно утверждал отчеты об исполнении местного бюджета города Апатиты, в которых содержались сведения о расходах на оплату труда Главы, замечаний не высказывал по вопросу выплаты премий и данные сведения не были использованы депутатами для изменения порядка работы Главы города Апатиты, в том числе в части изменения порядка выплаты ему премий по результатам работы за квартал и год. Принимая во внимание вышеизложенное, считает, что основания для признания незаконными заявленных в иске распоряжений Главы города Апатиты отсутствуют, так как они изданы уполномоченным должностным лицом, а их содержание соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, действующего законодательства, решения Совета депутатов города Апатиты от 27.05.2014 № 930, не нарушает интересы муниципального образования город Апатиты и не причиняет ему материального ущерба.

Также выразил несогласие в части доводов прокурора об отсутствии законных оснований для издания распоряжений об установлении надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 45 % к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Отметил, что из приведенных истцом правовых норм не следует, что установление конкретного размера надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению главы муниципального образования относится к компетенции представительного органа данного муниципального образования. Организационно должность Главы города Апатиты, входит в штатное расписание Совета депутатов, а, Глава города Апатиты исполняет полномочия председателя Совета депутатов, то есть руководителя органа местного самоуправления, в штатное расписание которого входит данная должность, то в силу прямого указания требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне решение об установлении главе города Апатиты размера процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, следует оформлять именно распоряжением руководителя Совета депутатов, то есть распоряжением Главы города Апатиты. Вопреки утверждению прокурора, отсутствует и в решении № 918 полномочие Совета депутатов по установлению Главе города Апатиты размера процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Поскольку распоряжения Главы города Апатиты входят в систему муниципальных правовых актов города Апатиты, то предусмотренный решением № 918 порядок оформления Главе города Апатиты надбавки к заработной плате за работу на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, соответствует законодательству и вопреки утверждению прокурора не содержит коррупциогенного фактора. При этом оформляемая распоряжением Главы города Апатиты процентная надбавка к его месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается не в произвольной форме, а в размере, указываемом в письме отдела по мобилизационной работе Администрации города Апатиты – режимного-секретного подразделения, которая в силу требований 11 абз п. 13 ст. 44 Устава города Апатиты уполномочена на обеспечение защиты государственной тайны в органах местного самоуправления города Апатиты, в том числе и Главе города Апатиты. Во исполнение требований Постановления № 573 и решения № 918 каждый год до издания соответствующего распоряжения Главы города Апатиты режимно-секретное подразделение Администрации города Апатиты направляет Главе города Апатиты информация о размере процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению Главы города Апатиты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, которая зависит от объема сведений, к которым Глава города Апатиты имеет доступ, а также объёма документов, которые он издает. Настаивает, что ФИО3 имел право на выплату из бюджета города Апатиты процентной надбавки к его месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и имеющими степень секретности «совершенно секретно», в размере 45 %, которая должна была быть оформлена именно распоряжениями Главы города Апатиты. Утверждение прокурора о наличии основания только для получения процентной надбавки в размере 30 % противоречит законодательству о государственной тайне, поскольку игнорирует зависимость размера данной надбавки от объема сведений, к которым ФИО3 имел доступ в оспариваемый период, а также продолжительности срока, в течение которого сохранялась актуальность засекречивания этих сведений, учет которой императивно предписывается законом при определении её размера и которую как раз и рассчитывает специально уполномоченное режимно-секретное подразделение Администрации города Апатиты. Надуманными полагает доводы прокурора о наличии неурегулированного конфликта интересов, поскольку в данном случае у Главы города Апатиты отсутствовал конфликт интересов в виду того, что издавая данные распоряжения, ФИО3 совершал лишь действия по реализации конкретных положений законодательства о государственной тайне, при этом у него отсутствовала какая-либо возможность произвольного выбора размера указанной надбавки. Настаивает, что оснований для признания незаконными распоряжений Главы города Апатиты от 21.12.2017 № 150а, 21.12.2018 № 101а, 30.09.2019 № 91а не имеется, так как они изданы уполномоченным должностным лицом, а их содержание соответствует требованиям действующего законодательства, решению Совета депутатов от 29.04.2014 № 918 и не нарушает интересы муниципального образования город Апатиты. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Апатиты в полном объеме.

Выслушав представителя истца, ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ установлено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Уставе муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятого решением Апатитского городского Совета от 23 июня 2005 г. № 471, а также в Регламенте Совета депутатов города Апатиты, утвержденном решением Совета депутатов города Апатиты от 17.01.2006 г. №7.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования города Апатиты составляют: Совет депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области - представительный орган местного самоуправления городского округа Апатиты; Глава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области – выборное должностное лицо местного самоуправления городского округа; Администрация муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа Апатиты, возглавляемый Главой Администрации города Апатиты; Контрольно-счетная палата муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области - контрольно- счетный орган местного самоуправления городского округа Апатиты (часть 1 статьи 7 Устава).

Согласно части 1 и 2 статьи 33 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов, помимо прочего находятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; заслушивает ежегодные отчеты Главы города о результатах его деятельности, ежегодные отчеты Главы администрации города о результатах его деятельности, деятельности администрации города, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.

Согласно положениям ст. 37 Устава Глава города Апатиты является высшим должностным лицом города Апатиты, выборным должностным лицом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом, входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса и исполняет полномочия председателя Совета депутатов.

Пунктом 10.1 статьи 37 Устава определено, что Глава города Апатиты должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Глава города Апатиты осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Глава города Апатиты подконтролен и подотчетен населению города и Совету депутатов.

Полномочия Главы города Апатиты закреплены в пункте 2 статьи 39 Устава.

Глава города Апатиты, в том числе представляет город Апатиты во взаимоотношениях с органами государственной власти, в том числе в суде, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, гражданами, общественными объединениями, организациями независимо от форм собственности, а также в международном сотрудничестве; издает в пределах своих полномочий правовые акты и организует контроль за их исполнением (подпункты 1 и 13 пункта 2 статьи 39 Устава).

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39 Устава определено, что Глава города Апатиты принимает решения о награждении, иных поощрениях в соответствии с порядком, установленным Советом депутатов.

В соответствии с частью 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов города Апатиты, которому подконтролен и подотчетен Глава города Апатиты.

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно частей 3, 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты подведомственной территорией от 25.06.2015 № 133 «Об избрании на должность Главы муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» с 25.06.2015 Главой города Апатиты избран ФИО3.

Решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 27.09.2019 № 4 «Об избрании на должность Главы муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области» с 27.09.2019 Главой города Апатиты избран ФИО3.

На основании Решения Совета депутатов города Апатиты от 23.09.2021 № 332 «О досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области ФИО3» 24 сентября 2021 г. досрочно прекращены полномочия Главы муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области ФИО3.

Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27.05.2014 № 930 утверждено Положение о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (в редакции решений Совета депутатов МО город Апатиты от 28.10.2014 № 36, от 14.05.2020 № 119, от 28.09.2021 № 349), которым определен порядок, размер и условия материальных выплат, устанавливаемых в целях стимулирования профессиональной деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, профессиональной деятельности, в том числе Главе города Апатиты, который является лицом, замещающим муниципальную должность в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.

В период с декабря 2018 года по июль 2021 года действовало Положение о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденное Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27.05.2014 № 930, в редакции решений Совета депутатов МО город Апатиты от 28.10.2014 № 36, от 14.05.2020 № 119.

В соответствии с пунктом 1 Положения материальное стимулирование лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, осуществляется, в том числе в виде премирования по результатам работы за квартал и год.

Пунктом 1.2 Положения в редакции от 28.10.2014 и 14.05.2020 установлено, что выплата ежеквартального денежного поощрения, премий, материальной помощи производится на основании распоряжений Главы города Апатиты.

Пунктом 3.1. Положения в редакции от 28 октября 2014 г. предусмотрено, что лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, выплачивается премия по результатам работы за квартал в размере не более 0,5 его месячного денежного вознаграждения.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Положения в редакции от 14 мая 2020 г. лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, выплачивается премия по результатам работы за квартал. Лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, выплачивается премия по результатам работы за год при условии экономии фонда оплаты труда.

Согласно пункту 3.2.1 Положения основанием выплат премии работы за квартал и год является: выполнение на высоком профессиональном уровне конкретных поручений и единовременных заданий, и проявление при этом личной инициативы; выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы; применение в работе современных форм и методов организации труда; проявление творческой активности при исполнении должностных полномочий; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию лица, замещающего муниципальную должность в городе Апатиты.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения в редакции от 28.10.2014 и 14.05.2020 решение о выплате премии по результатам работы за 1, 2 и 3 кварталы и ее размер в отношении лица, замещающего муниципальную должность, принимается Главой города Апатиты не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Решение о выплате премии по результатам работы за 4 квартал и год и ее размер в отношении лица, замещающего муниципальную должность, принимается Главой города Апатиты не позднее 25 декабря текущего года.

Пунктом 3.7 Положения установлено, что размер премии по результатам работы за квартал и год лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, устанавливается в кратном отношении к его месячному денежному вознаграждению, имеющемуся на последнее число квартала, либо в абсолютной сумме в рублях и максимальным размером не ограничивается.

Таким образом, указанными нормами Положения установлено, что решение о выплате премии и ее размере в отношении Главы муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области принимается Главой города Апатиты и оформляется его распоряжением.

Премия Главе города Апатиты, предусмотренная Положением, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы муниципального образования и оценки критериев, дающих право на получении премий, в том числе оснований для невыплаты премии, представительным органом муниципального образования - Советом депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.

Размер месячного денежного содержания главы города Апатиты установлен решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 29 апреля 2014 г. № 918 "Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области".

Согласно пунктам 3,4 Решения Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 29 апреля 2014 г. № 918 лицам, замещающим муниципальные должности в городе Апатиты и допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается и выплачивается ежемесячная процентная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в процентном отношении, определяемом законодательством Российской Федерации в зависимости от степени секретности сведений, к которым лица, замещающие муниципальные должности в городе Апатиты, имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

При определении размера ежемесячной надбавки, указанной в настоящем пункте, учитывается объем сведений, к которым лица, замещающие муниципальные должности в городе Апатиты, имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Решение о назначении лицу, замещающему муниципальную должность в городе Апатиты, ежемесячной процентной надбавки принимается не реже одного раза в год с учетом приема и увольнения лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, изменения перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, и иных факторов.

В случае если правоотношения, связанные с установлением и выплатой лицам, замещающим муниципальные должности в городе Апатиты, ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не урегулированы настоящим решением, к ним применяются положения Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны", приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.05.2011 N 408Н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

Представительным органом муниципального образования – Советом депутатов муниципального представительным органом муниципального образования г. Апатиты в решении от 29 апреля 2014 г. № 918 конкретный размер процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению главы г. Апатиты, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну не установлен.

В соответствии с пунктами 6,7 решения Совета депутатов МО город Апатиты от 29.04.2014 N 918 (ред. от 26.12.2017, 29.10.2019) объем средств, направляемых на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты (далее - фонд оплаты труда), определяется в расчете на год, исходя из суммы выплат месячного денежного вознаграждения, месячного денежного поощрения, гарантий гражданам за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере установленных муниципальными правовыми актами города Апатиты в соответствии с законодательством Российской Федерации 8 месячных денежных вознаграждений в год на осуществление ежеквартального денежного поощрения и премирования. Указанный объем средств определяется с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми Советом депутатов города Апатиты, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера. Недоиспользованные в течение финансового года средства фонда оплаты труда могут быть направлены на компенсационные и (или) поощрительные выплаты, установленные муниципальными правовыми актами, принятыми Советом депутатов города Апатиты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также на оказание материальной помощи.

Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 14.05.2020 № 120 пункт 6 вышеуказанного Решения изложен в новой редакции, а именно: при определении объема средств, направляемых на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, (далее - фонд оплаты труда) сверх суммы средств, направляемых для выплаты месячного денежного вознаграждения и месячного денежного поощрения лиц, замещающих муниципальные должности в городе Апатиты, предусматриваются средства на выплату (в расчете на год): ежеквартального денежного поощрения и премий в размере 8 месячных денежных вознаграждений; ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере: 5,4 месячного денежного вознаграждения для лица, замещающего муниципальную должность Главы города Апатиты; 4,8 месячного денежного вознаграждения для лица, замещающего муниципальную должность заместителя Главы города Апатиты.

Указанный объем средств определяется с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами города Апатиты Совета депутатов города Апатиты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.

В силу статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Пунктом 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 (далее - Правила N 573) установлено, размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50-75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30-50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10-15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, 5-10 процентов.

Согласно пункту 4.1 указанного постановления Правительства Российской Федерации органом, уполномоченным на дачу разъяснений по применению Правил N 573, является Минздравсоцразвития России.

Приказом данного Министерства от 19.05.2011 N 408н утверждены Разъяснения о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, в силу пункта 1 которых выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами N 573.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжениями главы города Апатиты ФИО3 изданы распоряжения о выплате премии: 20.12.2018 № 96а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 15 431,18 руб. по результатам работы за 2018 год; 22.04.2019 № 28а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 17 858,35 руб. по результатам работы за 1 квартал 2019 года; 23.07.2019 № 54а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 17 000 руб. по результатам работы 6 месяцев 2019 года; 18.12.2019 № 135а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 0,5 месячного денежного вознаграждения который в денежном выражении составил 18 573,65 руб. по результатам работы за 4 квартал 2019 года; 20.12.2019 № 136а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 11 391,78 руб. по результатам работы за 2019 год; 13.04.2020 № 5а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 0,3 месячного денежного вознаграждения размер которой в денежном выражении составил 11 114,19 руб. по результатам работы за 1 квартал 2020 года; 09.07.2020 № 19а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 0,5 месячного денежного вознаграждения с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера размер которой в денежном выражении составил 18 573,65 руб. по результатам работы за 2 квартал 2020 года; 12.10.2020 № 36а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 10 000 руб. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера по результатам работы за 3 квартал 2020 года; 23.12.2020 № 51а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 7 358,98 руб. по результатам работы за 2020 год; 21.04.2021 № 13а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 5 747 руб. по результатам работы за 1 квартал 2021 года; 02.07.2021 № 34а за выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы - ФИО3, Главе города Апатиты в размере 23 000 руб. по результатам работы за 2 квартал 2021 года.

Всего за период с декабря 2018 по июль 2021 года Главой города Апатиты ФИО3 получена сумма премиальных выплат в размере 135 761,78 руб. (за вычетом НДФЛ в размере 20 287 руб.), что подтверждается копиями расчетных листков и платежных поручений с реестрами.

Из пояснений ответчика ФИО3, данных в ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжения о выплате главе города Апатиты премии принимались на основании устной информации, предоставленной работниками бухгалтерии администрации города Апатиты Мурманской области, о размере премии, которую возможно направить на выплату премии главы из расчета экономии фонда оплаты труда.

Таким образом, главе муниципального образования г. Апатиты ФИО3 в период с декабря 2018 года по июль 2021 года выплачивалась премия, на основании изданных ответчиком соответствующих распоряжений.

Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с декабря 2018 г. по декабрь 2019 г. главе города Апатиты ФИО3 произведена выплата ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и имеющими степень секретности «совершенно секретно» в размере 45 % должностного оклада.

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, была установлена главе города Апатиты распоряжениями Главы города Апатиты от 21 декабря 2017 г. № 105а (с 1 января 2018 г.), от 21 декабря 2018 г. № 101а (с 1 января 2019 г.), от 30 сентября 2019 г. № 91а (с 1 октября 2019 г.).

Данные распоряжения издавались главой города Апатиты на основании адресованных ему писем должностных лиц отдела (сектора) по мобилизационной работе Администрации города Апатиты от 19 декабря 2017 г., 20 декабря 2018 г., 27 сентября 2019 г., с предложением об установлении размер ежемесячной надбавки Главе города Апатиты ФИО3 за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, по форме № 2 («совершенно секретно») в размере 45 %, что подтверждено в ходе судебного разбирательства свидетелями ФИО, ФИО2, которые показали, что предложения об установлении процентной надбавки ими вносились на будущий временной промежуток с учетом объема сведений, к которым глава города Апатиты имел доступ, а также продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных прокурором требований является вопрос о том, была ли допущена главой города Апатиты ФИО3 недобросовестность при назначении самому себе и получении им в период с декабря 2018 г. по июль 2021 г. премиальных выплат, а также в период с декабря 2018 г. по декабрь 2019 г. надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Поскольку премия главе города Апатиты является по своей правовой природе поощрительной выплатой, размер которой зависит от результатов деятельности главы, принятие решения о поощрении главы муниципального образования г. Апатиты относится к компетенции Совета депутатов МО город Апатиты.

Также учитывая, что представительным органом муниципального образования

Советом депутатов муниципального образования г. Апатиты, конкретный размер процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению главы г. Апатиты, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не установлен, Глава города Апатиты ФИО3 при наличии допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну по форме: Ф-2 (совершенно секретно) имел неоспоримое право на получении минимальной процентной надбавки к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 30 %.

Таким образом, в период с декабря 2018 года по декабрь 2019 года Глава города Апатиты без законных на то оснований получал надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере дополнительно установленных 15%, которая в денежном выражении (за вычетом НДФЛ) составила: за декабрь 2018 г. - 3 550,91 руб., за январь 2019 г. - 4 661,51 руб., за февраль 2019 г.- 3 496,51 руб., за март 2019 г. - 3 961,88 руб., за апрель 2019 г. - 4 237,46 руб., за май 2019 г. - 4 661,51 руб., за июнь 2019 г. - 3 679,91 руб., за июль 2019 года - 4 458,57 руб., за август 2019 г. - 4 448,98 руб., за сентябрь 2019 г. - 3 995,15 руб., за октябрь 2019 г. - 1 897,38 руб., за ноябрь 2019 г. - 4 848,10 руб., за декабрь 2019 г. - 3 965,98 руб., всего за указанный период времени - 51 862,20 руб.

Принимая во внимание изложенное, а также вышеприведённые положения Федерального закона № 131-ФЗ, Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, Положение о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденное Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27.05.2014 № 930, решение Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 29 апреля 2014 г. № 918 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области», суд приходит к выводу, что поскольку глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Совету депутатов), то именно данный орган - Совет депутатов - полномочен принимать решения о премировании и установлении главе г. Апатиты ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Ввиду того, что уполномоченным органом - Советом депутатов МО город Апатиты - решения о премировании и установлении главе города Апатиты ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в спорные периоды не принимались, суд считает, что распоряжения главы города Апатиты о премировании главы город Апатиты и установлении ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем являются недействительными.

По мнению суда, в действиях ФИО3 при получении им премий и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну имеет место недобросовестность, поскольку, будучи одновременно председателем Совета депутатов МО город Апатиты, в полномочия которого входит, в том числе созыв заседаний Совета депутатов, формирование повестки дня, вопросы о своем премировании и установлении надбавки на разрешение Совета не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, определенных законом и Уставом муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.

Поскольку ФИО3 незаконно в качестве премий за период с декабря 2018 г. по июль 2021 г. были получены денежные средства в размере 135761 рубль 78 копеек, в качестве надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну за период с декабря 2018 г. по декабрь 2019 г. были получены денежные средства в сумме 51862 рубля 20 копеек, а всего 187623 рубля 98 копеек, суд полагает заявленные истцом требования законными и обоснованными, в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию с ФИО3 в пользу бюджета муниципального образования города Апатиты в качестве неосновательного обогащения.

Делая вывод, что поскольку премии входят в состав денежного довольствия главы города Апатиты, то глава города Апатиты ФИО3 был вправе принимать решения о выплате самому себе премий в пределах и на условиях, установленных Положение о материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденное Решением Совета депутатов МО город Апатиты от 27.05.2014 № 930, ответчик и представитель третьего лица не учитывают, что указание в данном Положении возможности установления премии, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы города, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов МО города Апатиты.

Также ответчиком и представителем третьего лица не принято во внимание, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе города Апатиты премии и надбавки необходима объективная оценка его деятельности, результатов его работы, объема сведений к которым он имеет доступ, которые в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства Российской Федерации входят в компетенцию Совета депутатов МО города Апатиты. При этом, последний в установленном законом порядке не уполномочивал главу давать такую оценку.

Так, из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 № 203-О следует, что глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (Определения от 25.01.2012 № 114-О-О, от 16.07.2013 № 1241-О и от 27.10.2015 № 2437-О).

Часть 5 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлена на введение подотчетности и подконтрольности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования и в системе действующего правового регулирования, предусматривающего право граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, самостоятельность местного самоуправления, учет местных особенностей и традиций при осуществлении местного самоуправления населением непосредственно и через органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, обязательное установление уставом муниципального образования форм, порядка и гарантий участия населения в осуществлении местного самоуправления, видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, оснований наступления этой ответственности и порядка решения соответствующих вопросов (Определение от 22.04.2014 № 870-О).

Суждения ответчика и представителя третьего лица о том, что определённый порядок о выплате премии был установлен Советом депутатов МО города Апатиты не согласуется с требованиями закона, поскольку представительный орган, который возглавляет глава муниципального образования, не вправе делегировать каким-либо лицам полномочия по установлению оснований для осуществления рассматриваемых выплат, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, что относится к одной из составляющих порядка осуществления таких выплат.

Кроме того, профессиональная сфера главы муниципального образования, который является высшим должностным лицом муниципального образования, предполагает наличие определенной ответственности при осуществлении им деятельности, что обусловлено исполнением особых публично-правовых обязанностей.

Деятельность ответчика непосредственно связана с деятельностью муниципального образования, решению вопросов местного значения, и он, как глава органа местного самоуправления, а также председатель представительного органа местного самоуправления, должен проявлять степень ответственности и осмотрительности, прежде всего при реализации своих полномочий.

Помимо этого, в соответствии с подпунктами 7, 13, 19-20 пункта 2 ст. 39 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области Глава города Апатиты издает в пределах своих полномочий правовые акты, вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов, осуществляет руководство подготовкой заседаний Совета депутатов и вопросов, выносимых на рассмотрение Совета депутатов, созывает заседания Совета депутатов, доводит до сведения депутатов и населения время и место его проведения, проект повестки дня заседания.

Таким образом, являясь главой города Апатиты и председателем Совета депутатов МО города Апатиты, ответчик ФИО3 был вправе вносить вопрос о выплате ему премиальных выплат и установлении надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну на заседания Совета депутатов МО город Апатиты.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в действиях главы муниципального образования города Апатиты ФИО3 при получении им премий и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну имеет место недобросовестность, поскольку, будучи одновременно председателем Совета депутатов муниципального образования города Апатиты, в полномочия которого входит, в том числе созыв заседаний Совета депутатов, формирование повестки дня, вопросы о своем премировании на разрешение Совета не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, определенных законом и Уставом муниципального образования, поэтому возникшее на стороне ответчика неосновательное обогащение подлежит взысканию в пользу бюджета муниципального образования города Апатиты.

Поскольку ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств возврата денежных средств, оценив имеющиеся в деле доказательства с соблюдением требований статьей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о взыскании с последнего в бюджет муниципального образования города Апатиты, полученные им премиальные выплаты и надбавки в общей сумме 187 623 рубля 98 копеек.

Утверждение ответчика и представителя третьего лица в части того, что при издании распоряжений о премировании и установлении надбавки глава муниципального образования города Апатиты ФИО3 руководствовался действующими нормативными правовыми актами, определяющими порядок его премирования и установлении надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, несостоятельны, поскольку указанные акты содержали в себе коррупциогенные факторы и каждый раз приводили к конфликту интересов главы муниципального образования города Апатиты ФИО3 при принятии таких решений.

При этом, в силу ограничений налагаемых на ФИО3, как на главу муниципального образования, не только Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», но и Уставом муниципального образования города Апатиты (подпункт 10.1 статьи 37 Устава), где указанно, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», и в силу предоставленных ему, законом и Уставом, полномочий по созыву Совета депутатов, имел возможность инициировать вопрос о приведении решений Совета депутатов в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Вместе с тем, указанные полномочия ответчиком не реализовывались, что привело к изданию незаконных распоряжений о своем премировании и установлении надбавки, тем самым допущен конфликт интересов и его не урегулированность.

Иные доводы ответчика и представителя третьего лица судом отклоняются, поскольку с учетом вышеприведенных обстоятельств не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Принимая во внимание, что прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом положений статьи 333.19 Налого вого кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4952 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Апатиты к ФИО3 о признании муниципальных правовых актов недействительными, взыскании незаконно начисленной и выплаченной премии и надбавки за работу с документами, составляющими государственную тайну удовлетворить.

Признать недействительными распоряжения Главы города Апатиты от 20 декабря 2018 г. № 96а в части выплаты премии ФИО3; от 22 апреля 2019 г. № 28а; от 23 июля 2019 г. № 54а; от 18 декабря 2019 г. № 135а в части выплаты премии ФИО3; от 20 декабря 2019 г. № 136а в части выплаты премии ФИО3; от 13 апреля 2020 г. № 5а в части выплаты премии ФИО3; от 9 июля 2020 г. № 19а в части выплаты премии ФИО3; от 12 октября 2020 г. № 36а в части выплаты премии ФИО3; от 23 декабря 2020 г. № 51а в части выплаты премии ФИО3; от 21 апреля 2021 г. № 13а; от 2 июля 2021 № 34а; от 21 декабря 2017 г. № 150а, от 21 декабря 2018 г. № 101а, от 30 сентября 2019 г.№ 91а.

Взыскать с ФИО3 в бюджет муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией полученные премиальные выплаты в размере 135761 рубль 78 копеек, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 51862 рубля 20 копеек, а всего взыскать 187 623 (сто восемьдесят семь тысяч шестьсот двадцать три) рубля 98 копеек.

Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4952 рубля.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Б. Быкова