Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1404/11 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г. при секретаре Хомяковой Ю.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Омске 11 апреля 2011 года гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Омской области о взыскании сумм с учетом индексации, признании действий незаконными,
установил:
ФИО1 обратился в суд к Военному комиссариату Омской области, в котором просит признать незаконными действия ответчика по невыплатам ежемесячной денежной компенсации в размере 250 руб. в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета РФ в свою пользу единовременно задолженность по выплатам возмещения вреда здоровью в связи с радиационным воздействием за период с 15.02.2001 г. по 31.12.2004 г. в размере 16474,92 руб., а также 19039,60 руб. в возмещение имущественного вреда в связи с задержкой по выплате назначенных сумм в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием за период с 15.02.2001 г. по 31.12.2004 г., полученного путем индексации согласно индексу роста потребительских цен по Омской области. В обоснование иска указал, что проходил действительную военную службу в ВВС СССР в качестве военного летчика, на второй день после катастрофы на Чернобыльской АЭС он в составе штатного экипажа выполнял правительственное задание по ликвидации катастрофы, что послужило причиной получения дозы облучения.
15.03.2004 г. он обратился письменно в Военный комиссариат Омской области с заявлением о выплате задолженности по невыплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием в размере 250 руб., произведении перерасчета с учетом индексации и возмещение ущерба вследствие инфляции, но получил отказ, который считает неправомерным.
Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца ФИО2 по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
В судебное заседание представитель Министерства финансов РФ, извещенный надлежаще, не явился, прислал письменный отзыв, в котором указал, что право истца на возмещение вреда здоровью возникло в соответствии с законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона (в редакции от 24.07.2009 № 213-ФЗ) - финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов устанавливается Правительством Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 22.01.2007 N 29) регламентирует порядок выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца через территориальные органы Федерального казначейства. В соответствии с вышеназванным постановлением уполномоченный орган (Отделы Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску по районам) составляет списки получателей компенсации и представляет данные списки в Отделение по г. Омску Управления Федерального казначейства по Омской области (списки граждан на следующий месяц подаются до 25 числа текущего месяца). На основании списков Отделение по г. Омску Управления Федерального казначейства по Омской области составляет сводную заявку и представляет ее в Управление Федерального казначейства по Омской области Управление Федерального казначейства по Омской области отправляет данную заявку в Федеральное казначейство. Финансирование на выплату компенсации поступает на сумму представленной заявки. Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации. Также, согласно ч. 3 ст. 5 Закона размеры выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В пункте 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел. связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 11.05.2007 № 23) закреплено, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона являются органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, которые согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Министерство финансов Российской Федерации не осуществляет действия по назначению, перерасчету и индексации социальных выплат, предусмотренных федеральным и областным законодательством. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 22.01.2007 N 29) финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации. Согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 158) только главные распорядители бюджетных средств могут выступать от имени казны Российской Федерации. Военный комиссариат Омской области не является главным распорядителем бюджетных средств, но имеет лицевой счет получателя средств федерального бюджета, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области. В соответствии главой 24.1 БК РФ (ст. 242.3) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется в финансовый орган по месту открытия должнику лицевых счетов для учета средств федерального бюджета.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 является пенсионером МО РФ, увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.
На основании исполнительного листа Центрального районного суда г.Омска от 26.11.2007 г. в пользу ФИО1 взыскана задолженность компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2005 г. по 31.10.2007 г. в размере 53 393,28 руб., с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в размере 6025,95 руб. в месяц.
Согласно абз.3 п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-I2123-1 (в первоначальной редакции, действовавшей до 22.08.2004 года) «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» лицам, указанным в подпункте «Д» пункта 1 настоящего постановления гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных пунктами 4, 5, 9-11, 13-19, 21, 23 и 25 статьи 14, пунктами 1-11 части первой статьи 15, частью седьмой статьи 24, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 11 статьи 15 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года (в редакции от 12 февраля 2001 года) РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности). Указанные изменения вступили в силу со дня опубликования, то есть с 15.02.2001 года (текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 15 февраля 2001 г. N 33, в "Парламентской газете" от 15 февраля 2001 г. N30).
Порядок назначения ежемесячной выплаты в размере 250 рублей не был урегулирован нормами права, поэтому исходя из буквального толкования Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставление льгот и компенсаций осуществлялось на основании удостоверения, выданного Комитетом ветеранов подразделений особого риска РФ на основании заключения медико -социальной экспертизы.
Федеральным законом от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятым во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, установлено путем выплаты ежемесячных денежных компенсаций (инвалидам II группы 250 руб.).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 №11-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ), предусматривающие ежегодную индексацию сумм в возмещение вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, поскольку они не предусматривали механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носили неопределенный характер. Федеральным законом от 26.04.2004 № 31 -ФЗ установлена ежегодная индексации с 29.05.2004 г. назначенных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью исходя из уровня инфляции, предусмотренного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Правительством Российской Федерации приняты соответствующие постановления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №847 утверждены правила индексации в 2004 гуду размеров компенсаций и иных выплат гражданам подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом установлены коэффициенты индексации, и исходя из них размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период, а также коэффициенты индексации денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью. В связи с тем, что эти коэффициенты, как правило, ниже коэффициентов роста уровня жизни в субъектах Российской Федерации, Верховным судом Российской Федерации был направлен запрос в Конституционный суд Российской Федерации по вопросу конституционности Федерального закона от 26.04.2004 №31 - ФЗ в части установленного порядка индексации. Конституционным судом РФ вынесено определение от 04.10.2005 №364-0. Согласно этому определению исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, разрешая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19.06.2002 по 29 мая 2004 г. как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но котором выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом, а также исходить из правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.
Таким образом, истец был признан инвалидом второй группы 16.12.2004 г., право на ежемесячное возмещение вреда здоровью у ФИО1 наступило с 01.01.2005 г.
В связи с чем, требование о взыскании с ответчика выплат за период с 15.02.2001 г. по 31.12.2004 г. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Омской области о взыскании сумм с учетом индексации, признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Г.Г. Щеглаков