Дело № 2-9/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2018 года г. Орск
Октябрьский районной суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шор А.В., при секретаре Шевченко Е.О.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Дергович В.П., ответчика и представителя ответчика Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1, представителя третьего лица Контрольно-счетной палаты города Орска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ленинского района г. Орска к Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск», председателю Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1 об оспаривании бездействий, взыскании денежных средств,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Орска, с учетом внесенных в ходе рассмотрения дела изменений и дополнений, обратился в суд с иском к ответчикам, в обоснование которого указал, что Прокуратурой Ленинского района г. Орска совместно с Контрольно-счетной палатой города Орска проведена проверка в деятельности Избирательной комиссии г. Орска, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о муниципальной собственности, закупках, бюджетного и трудового законодательства.
Так, Избирательная комиссия города Орска осуществляет свою деятельность в помещениях на втором этаже здания по адресу: <...>, находящегося в муниципальной собственности МО город Орск. При осмотре 06.03.2017г. установлено, что Избирательная комиссия города Орска занимает три помещения общей площадью 54 кв.м., в которых располагаются кабинеты председателя, бухгалтерии и приемная. В указанных кабинетах на момент проверки имеется мебель и оргтехника Избирательной комиссии города Орска. Вместе с тем, в нарушение п.2.6 Положения «О порядке предоставления в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества города Орска» решение Орского городского Совета депутатов о передаче объектов муниципального недвижимого имущества – помещений на втором этаже здания, расположенного по адресу: <...>, Избирательной комиссии города Орска не принималось, договоры аренды, безвозмездного пользования с администрацией г. Орска не заключались. Таким образом, проверкой установлено, что Избирательная комиссия города Орска допустило нарушение законодательства о муниципальной собственности, выразившееся в использовании муниципального имущества в отсутствие решения собственника о передаче объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование Избирательной комиссии города Орска.
Проверкой также установлено, что в 2016 году в пользовании Избирательной комиссии г. Орска по договору безвозмездного пользования транспортным средством №03-849 от 01.02.2008 (№1 от 01.02.2009) находились следующие транспортные средства:
- автомобиль NISSAN QOSHQAI NC 2012 года выпуска регистрационный знак № регион с 01.01.2016 по 30.06.2016.
- автомобиль NISSAN QOSHQAI NC 2016 года выпуска регистрационный знак № регион с 01.07.2016 по 31.12.2016.
При изучении передаточных актов на указанные автомобили установлено, что в протоколе согласования в преамбуле указан договор №1 от 01.02.2009, тогда как в отсылочной части указан договор №03-849 от 01.02.2008. Аналогичные несоответствия имеются в ранее составленных передаточных актах и протоколах согласования от 01.11.2011, 01.02.2009, 31.12.2012. Кроме того, путевые листы заполнены с нарушениями Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», при этом принятие к бухгалтерскому учету путевых листов, заполненных с нарушениями, является нарушением со стороны бухгалтера части 1 ст.9 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», что свидетельствует о низком уровне первичного и последующего внутреннего финансового контроля бухгалтерских работников и руководителя учреждения.
При проверке правомерности расходов, предусмотренных сметой на содержание и ремонт автомобиля установлено, что указанный в путевых листах километраж пройденных автомобилем расстояний не соответствует фактическому километражу расстояний, установленных посредством использования информационного ресурса Яндекс.Карты, который может использоваться как официальный источник информации. Общая сумма денежных средств списанных на приобретение топлива и израсходованное на не подтвержденное путевыми листами расстояние, составляет 19174, 50 рублей.
Таким образом, установлено нецелевое использование Избирательной комиссией г. Орска бюджетных средств на общую сумму 19714, 50 рублей.
Также в ходе проверки установлены нарушения трудового законодательства в деятельности ответчика. В нарушении статьи 139 ТК РФ и пункта 10 Постановления от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» расчет средней заработной платы председателя Избирательной комиссии производился не исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 3 календарных месяца предшествующих периоду, а в расчет средней заработной платы были включены месяцы прошлого периода работы председателя Избирательной комиссии, срок полномочий которого истёк 16.02.2016 года. В связи с этим, сумма неправомерно выплаченных отпускных составила 1419,78 руб.
Кроме того, председателю Избирательной комиссии в мае 2016 года представляется отпуск с 4 по 14 мая 2016 года (10 дней дополнительного отпуска за период 2015 - 2016 годы). Между тем, согласно решению Избирательной комиссии от 17.02.2016 года № 1/3-6 ФИО1 17 февраля 2016 года вновь избран председателем Избирательной комиссии. Следовательно, срок полномочий председателя Избирательной комиссии ФИО1 истек 16.02.2016 года. Трудовым кодексом РФ не предусмотрена возможность перенести обязанность по оплате отпуска на нового работодателя, которым в данном случае выступает вновь избранная Избирательная комиссия. 10 дней дополнительного отпуска за прошлый период своих полномочий ФИО1 предоставлен неправомерно, общая сумма переплаченных денежных средств составила13551,70 руб.
Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о низком контроле за выполнением Избирательной комиссией г. Орска норм федерального законодательства со стороны руководства и главного бухгалтера и являются недопустимыми.
С учетом внесенных в ходе рассмотрения дела уточнений предмета иска, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 1102 ГК РФ, истец просит:
1. признать действия Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» незаконными, выразившееся в длительном занятии с июня 2015 по май 2017 года помещений на втором этаже здания с кадастровым номером № по адресу: <...>, находящегося в муниципальной собственности МО город Орск, в отсутствие решения собственника о передаче объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование МКУ «Избирательная комиссия муниципального образования «Город Орск».
2. взыскать с председателя Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1 денежные средства в размере 19714, 50 руб., израсходованные не по целевому назначению в пользу Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск».
3. взыскать с председателя Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1 денежные средства в размере 1419,78 руб. за неправомерно выплаченные председателю в качестве отпускных в пользу Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск».
4. взыскать с председателя Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1 денежные средства в размере 13551,70 руб., выплаченные председателю за неправомерно предоставленный 10-дневный отпуск в 2016 году в пользу Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск».
В судебном заседании старший помощник прокурора Дергович В.П. требования иска поддержала в полном объеме по доводам, в нем изложенным.
Ответчик ФИО1 иск не признал, представил письменный отзыв. Суду пояснил, что помещения для работы Избирательной комиссии в здании администрации г.Орска предоставлены в 2005г. без заключения договора. Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключен 27.04.2017г., в связи с чем отсутствуют основания для признания бездействий Избирательной комиссии незаконными. С требованиями иска о нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 19714,50 руб. и взыскании денежных средств так же не согласен, так как применение программы «Яндекс. Карты» по определению расстояний, отраженных в путевых листах, неправомерно. Возражает против иска и в части взыскания 13551,70 руб., выплаченных ему за предоставленный 10- дневный отпуск и 1419,78 руб. в качестве отпускных, поскольку смена работодателя не произошла.
Представитель третьего лица Контрольно-счетной палаты г. Орска ФИО2 в судебном заседании полагала иск подлежащим удовлетворению. Пояснила, что нарушения, выявленные в ходе проверки правомерного использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности Избирательной комиссии МО г. Орск за 2016г., ответчиком не устранены. Использованные не в целях деятельности Избирательной комиссии г. Орска денежные средства, заявленные в настоящем иске, в бюджет не возвращены. При проверке обоснованности расходования бюджетных денежных средств на обслуживание транспортного средства Избирательной комиссии и покупки ГСМ, проверяющие обоснованно использовали сервис «Яндекс. Карты». Сопоставление данных этого сервиса и путевых листов показало несоответствие километража и соответственно закупку ГСМ на большую сумму, что составило 19174,50 руб. и является нецелевым использование бюджетных денежных средств ответчиком. Считает, что возражения ответчика по поводу необоснованности требований о возмещении денежных средств, выплаченных председателю Избирательной комиссии в счет отпускных, не основаны на законе, а правильность выводов специалистов Контрольно-счетной палаты г.Орска подтверждена вступившим в законную силу решением суда от 09.10.2017г.
Представитель третьего лица администрации г. Орска в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Избирательная комиссия города Орска действует на основании Положения, утвержденного Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 04.10.2011 №15-212 «Об утверждении Положения «Об избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск», согласно которому является муниципальным органом. Согласно п.3 ст.5 указанного Положения Избирательная комиссия города Орска действует на постоянной основе, наделена правом юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба города и наименованием Комиссии, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами, а так же эмблему Комиссии.
Согласно Положению, место нахождение комиссии: <...>. Указанное здание Администрации г. Орска площадью <данные изъяты> кв.м является муниципальным имуществом.
В силу ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст.27 Устава г.Орска в исключительной компетенции Орского городского Совета депутатов находиться определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Орска.
Однако, как установлено судом, в период с июня 2015г. по май 2017г., Избирательная комиссия г.Орска в отсутствие заключенного договора безвозмездного пользования, осуществляла свою деятельность в трех помещениях общей площадью <данные изъяты> кв.м на втором этаже здания Администрации г. Орска по адресу: <...>. Указанное подтверждается пояснениями истца, актом проверки Контрольно-счетной палаты г. Орска от 03.02.2017г., и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
27 апреля 2017г. между администрацией г. Орска и Избирательной комиссией г. Орска заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом г. Орска, ответчику переданы три помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м в безвозмездное пользование на срок с 27.04.2017г. по 26.04.2020г.
Таким образом, в период с июня 2015г. по май 2017г. Избирательная комиссия г. Орска без законных оснований, в отсутствие решения собственника о передаче объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование Избирательной комиссии города Орска, фактически использовала муниципальное имущество, чем допустила незаконное бездействие.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. При этом в силу положений части 2 данной статьи предусмотренные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Судом установлено, что в период с 11.01.2017г. по 03.02.2017г. Контрольно-счетной палатой г. Орска при участии прокуратуры Ленинского района г. Орска проведена проверка правомерного использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности Избирательной комиссии МО г. Орск за 2016г.
По результатам проверки составлен акт № 03-01-01 от 03.02.2017г., резолютивная часть которого содержит указание, в том числе, на следующие нарушения:
п. 5 расчет ежегодного оплачиваемого отпуска председателю Избирательной комиссии г. Орска за период 2016-2017 годы в 2016 году производился в нарушение ст. 139 ТК РФ и п. 10 Постановления № 922 от 21.12.2007г. «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Сумма неправомерно выплаченных отпускных составила 1419,78 руб.
п. 6 Избирательной комиссией была допущена выплата расходов нецелевого характера в размере 13551,70 руб. вновь избранному председателю, не имеющему права на оплату отпускных за прошлый период полномочий в нарушение требований ст. 162 Бюджетного кодекса РФ
п.11 списанный на нужды учреждения бензин не подтвержден маршрутами, указанными в путевых листах за 2016г. и может расцениваться как необоснованно израсходованная сумма на нужды Избирательной комиссии при покупке бензина. Нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 19714,50 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска от 09.10.2017г. отказано в удовлетворении административного искового заявления председателя Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1 к Контрольно-счетной палате города Орска о признании пунктов 3,5,6,11 резолютивной части акта по результатам проверки от 03 февраля 2017 года и пунктов 3,5,6,10 резолютивной части представления контрольно-счетной палаты города Орска от 13 февраля 2017 года № 03-01/01 незаконными и подлежащими отмене, об обязании Контрольно-счетной палаты г.Орска устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Апелляционным определение Оренбургского областного суда от 11.01.2018г. решение суда оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, ч.5 ст.5 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 № 364/72-IV-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области» срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.
Решением Орского городского Совета депутатов от 04 октября 2011 № 15-212 сформирована избирательная комиссия муниципального образования «Город Орск» с пятилетним сроком полномочий, который истек 16.02.2016 года.
Решениями избирательной комиссии муниципального образования г. Орск от 14 февраля 2007 года, 15 февраля 2011 года и от 17 февраля 2016 года ФИО1 был избран председателем избирательной комиссии муниципального образования г.Орск.
В соответствии с требованиями статьи 2 Закона Оренбургской области от 10 октября 2007 г. № 1599/344-IV-03 «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области» - должность председателя избирательной комиссии города Орска является муниципальной должностью и установлена Уставом города Орска.
Согласно п. 11.6 ст. 11 Положения об Избирательной комиссии г. Орска председатель комиссии является распорядителем финансовых средств.
Частью 10 статьи 34 Устава города Орска (в редакции Решения Орского городского Совета депутатов № 25-404 от 31.05.2017 года), предусмотрена процедура избрания председателя избирательной комиссии. Члены Комиссии с правом решающего голоса на своем первом заседании, которое проводится не позднее, чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий Комиссии предыдущего состава, избирают тайным голосованием из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии в порядке, определяемом действующим законодательством.
Частью 13 статьи 34 Устава города Орска предусматривается, что срок полномочий Комиссии составляет пять лет. Частью 14 статьи 34 Устава предусматривается, что срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии.
Следовательно, полномочия председателя избирательной комиссии также истекают с истечением срока полномочий комиссии и ее членов, обладающих правом решающего голоса. Так как в силу пунктов 10, 13 и 14 статьи 34 Устава председатель избирается из числа членов комиссии, соответственно его полномочия не могут выходить за рамки срока полномочий комиссии и ее членов.
Исходя из указанных выше положений, судом установлено и подтверждается материалами дела, что при избрании на должность согласно решению Избирательной комиссии от 17.02.2016г. ФИО3 17.02.2016г. (решение избирательной комиссии от 17.02.2016 года № 1/3-6), срок полномочий ранее избранного председателя комиссии ФИО3 истек 16.02.2016г.
На основании сделанного вывода о прекращении полномочий председателя комиссии 16.02.2016г., проверкой было установлено, что председателю избирательной комиссии в мае 2016 года необоснованно был предоставлен отпуск с 4 по 14 мая 2016 года (10 дней дополнительного отпуска за период 2015 - 2016 годы) с выплатой 13551,70 руб.
Действительно, Трудовым кодексом РФ не предусмотрена возможность переноса обязанности по оплате отпуска на нового работодателя, из чего следует, что 10 дней дополнительного отпуска за прошлый период своих полномочий ответчику не может быть предоставлен.
Кроме того, при проведении проверки расчета ежегодно оплачиваемого отпуска председателю комиссии за период 2016-2017г. в 2016г., установлено, что расчет производился неверно, а именно: 6 календарных дней основного отпуска с 15.05-20.05.2016года переплата составила 941,37 руб.; 28 календарных дней основного отпуска с 14.11-11.12.2016 года переплата составила 226,05 руб.; 4 календарных дня неиспользованного дополнительного отпуска заменены денежной компенсацией переплата составила 252,36 руб. При этом расчет средней заработной платы председателя комиссии производился неверно исходя из фактически начисленной ему заработной платы в месяцы прошлого периода полномочий председателя, который истек 16.02.2016г. В то время как расчет должен был производиться из фактически начисленной заработной платы и отработанного времени за 3 календарных месяца предшествующих периоду. Сумма неправомерно выплаченных отпускных составила 1419,78 руб.
Суд соглашается с расчетами указанных сумм, произведенными истцом, третьим лицом, поскольку они соответствуют положениям ст. 139 ТК РФ и пункта 10 Постановления от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Что касается требований иска о взыскании с ответчика ФИО1 использованных в нецелевом порядке денежных средств на сумму 19714,50 руб. на покупку бензина, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что в 2016 году в пользовании Избирательной комиссии г. Орска по договорам безвозмездного пользования транспортным средством №03-849 от 01.02.2008 (№1 от 01.02.2009) находились следующие транспортные средства:
- автомобиль NISSAN QOSHQAI NC 2012 года выпуска регистрационный знак № регион с 01.01.2016 по 30.06.2016.
- автомобиль NISSAN QOSHQAI NC 2016 года выпуска регистрационный знак № регион с 01.07.2016 по 31.12.2016.
Указанные транспортные средства принадлежат ответчику ФИО1, который использовал их как в личных целях, так и в рабочих для обеспечения деятельности Избирательной комиссии г.Орска, что установлено из материалов дела и пояснений самого ответчика ФИО1
При проверке правомерности расходов, предусмотренных сметой на содержание и ремонт автомобиля, истцом выборочно были проверены путевые листы. Проверкой путевых листов было установлено:
отчетный месяц 2016 | Кол-во км | Норматив л/км | Кол-во литров бензина бензина списанных в отчетном месяце |
Январь | 1017 | 13,72/100 | 139,53 |
Февраль | 1166 | 13,72/100 | 159,98 |
Март | 1220 | 13,72/100 | 167,38 |
Апрель | 1152 | 13,72/100 12,16/100 | 149,58 |
Май | 573 | 12,16/100 | 69,68 |
Июнь | 1609 | 12,16/100 | 195,65 |
Июль | 1973 | 10,88/100 | 214,66 |
Август | 1409 | 10,88/100 | 153,30 |
Сентябрь | 1350 | 10,88/100 | 146,88 |
Октябрь | 1385 | 10,88/100 | 155,98 |
Ноябрь | 368 | 12,27/100 | 45,15 |
Декабрь | 773 | 12,27/100 | 94,85 |
Проверкой путевых листов был сопоставлен километраж, отраженный в путевом листе с километражем по программе «Яндекс. Карты». Результаты представлены в приведенной ниже таблице:
№ | месяц 2016 года | км. ИК | км. КСП | разница км. | Разница руб. | ||||||
1 | январь | 1017 | 943 | 74 | 367,8 | ||||||
2 | февраль | 1166 | 582 | 584 | 2883,03 | ||||||
3 | март | 1220 | 639,1 | 580,9 | 2982,45 | ||||||
4 | апрель | 1152 | 663,9 | 488,1 | 2271,06 | ||||||
5 | май | 573 | 295,6 | 277,4 | 1202,64 | ||||||
6 | июнь | 1609 | 1089 | 520 | 2245,34 | ||||||
7 | июль | 1973 | 1872 | 101 | 455,46 | ||||||
8 | август | 1409 | 861,4 | 547,6 | 2505 | ||||||
9 | сентябрь | 1350 | 971,8 | 378,2 | 1730,75 | ||||||
1 | октябрь | 1385 | 1060 | 325 | 1203,6 | ||||||
1 | ноябрь | 368 | 223,2 | 144,8 | 637,64 | ||||||
декабрь | 773 | 497,8 | 275,2 | 1229,75 | |||||||
ИТОГО | 13995 | 9699 | 4296,2 | 19 714,5 | |||||||
Исходя из информации, представленной в таблице, суд приходит к выводу о том, что бензин, полученный и израсходованный на указанную сумму, не подтвержден маршрутами, указанными в путевых листах за 2016 год. Километраж, отраженный в отчетной графе, не соответствует километражу маршрута, указанному ответчиком в путевых листах.
Ссылка ответчика на то, что данные сервиса «Яндекс. Карты» не гарантируют правильность определения расстояний не принимается судом, поскольку при проведении мероприятий финансового контроля в отношении ответчика инспекторы Контрольно-счетной палаты г.Орска обоснованно руководствовались данными сервиса «Яндекс. Карты» в соответствии со Стандартом внешнего муниципального финансового контроля.
Таким образом, в нарушении требований ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, избирательной комиссией и её председателем, как распорядителем финансовых средств, была допущена выплата расходов нецелевого характера вновь избранному председателю, не имеющего права на оплату отпускных за прошлый период полномочий, а также расходов не на цели избирательной комиссии при покупке бензина.
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу о возврате неосновательного обогащения, является факт приобретения имущества за счет другого лица при отсутствии к тому правовых оснований.
В данном случае такие обстоятельства, с которыми закон связывает наличие оснований для возложения обязанности по возврату неосновательного обогащения, имеются.
Поскольку факт нецелевого использования бюджетных средств подтверждается всей совокупностью исследованных доказательств по делу, доводы ответчика об отсутствии оснований истребовать денежные средства в заявленном прокурором размере, являются несостоятельными, а денежные средства в общей сумме 34685,98 рублей, выплаченные ФИО1, как председателю Избирательной комиссии г. Орска и собственнику транспортного средства, подлежат возврату в бюджет как неосновательное обогащение по правилам статьи 1102 ГК РФ.
Доводы ответчика, ссылающегося на положения п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в обоснование отказа в возврате полученной денежной суммы, не являются правомерными.
Как указано в статье 1109 Гражданского кодекса РФ, не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из материалов дела усматривается, что указанные выше выплаты из бюджета осуществлены в результате недобросовестного поведения ответчика как распорядителя финансовых средств, выделенных на цели обеспечения проведения выборов и референдумов и обеспечения деятельности Избирательной комиссии г. Орска.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик получил не причитающиеся ему денежные средства, законного основания на получение которых не имел, суд приходит к выводу, что эта сумма подлежит взысканию с ответчика ФИО1 в пользу Избирательной комиссии г. Орска.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, исходя из того, что требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика ФИО1 в доход бюджета г. Орска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1240,57 руб. с учетом удовлетворенных требований имущественного и неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
решил:
иск прокурора Ленинского района г. Орска к Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск», председателю Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» ФИО1 об оспаривании бездействий, взыскании денежных средств удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск», выразившееся в занятии в период с июня 2015 по май 2017 года помещений на втором этаже здания по адресу: <...>, находящегося в собственности МО город Орск, в отсутствие решения собственника о передаче объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск».
Взыскать с ФИО1 в пользу Избирательной комиссии муниципального образования «Город Орск» 19714,50 руб. в счет возмещения необоснованно израсходованных бюджетных денежных средств на приобретение бензина, 13551,70 руб. – полученных за неправомерно предоставленный десятидневный отпуск в 2016 году, 1419,78 руб. – неправомерно выплаченных отпускных за 2016 год, всего 34685 рублей 98 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО г. Орск государственную пошлину в размере 1 240 рублей 57 копеек.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2018 года