ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1415/13 от 22.10.2013 Тейковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-1415\13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» октября 2013 года                                г.Тейково

Тейковский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Сочиловой А.С.,

при секретаре Панкратовой Т.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области к городской думе г.о. Тейково о понуждении к созданию контрольно-счетного органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец обратился в суд с исковым заявлением к городской Думе г.о. Тейково и просил суд: обязать городскую думу г.о. Тейково создать орган внешнего финансового контроля, определить его полномочия, закрепить их в уставе г.о. Тейково, принять порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета. В обоснование заявленных требований указал, что Тейковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении органами местного самоуправления внешнего финансового контроля, в ходе которой установлено следующее: в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входит контрольно-счетный орган. Наименование и полномочия органов местного самоуправления, а также порядок контроля за исполнением местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ должны определяться уставом муниципального образования. В силу п.1 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ проведение внешней проверки отчета об исполнении местного бюджета до его рассмотрения в представительном органе местного самоуправления является обязательным. В соответствии с пунктом 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», которым установлены общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований. Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. В соответствии с ст.11,12 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Порядок включения в планы деятельности контрольно-счетных органов поручений глав муниципальных образований устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В нарушение указанных требований контрольно-счетный орган муниципального образования городской Думой г.о.Тейково до настоящего времени не создан, стандарты внешнего муниципального финансового контроля, порядок включения в планы деятельности контрольно-счетных органов поручений не разработаны. ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в адрес главы городского округа ФИО3 внесено представление «Об устранении нарушений бюджетного законодательства» с требованием устранить указанные нарушения. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора не исполнены, нарушения не устранены. Причиной выявленных нарушений послужило игнорирование требований законодательства со стороны ответственных должностных лиц.

Ходе судебного заседания истец изменил предмет заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд обязать городскую Думу г.о. Тейково создать контрольно-счетный орган г.о. Тейково.

Представитель истца Тейковской межрайонной прокуратуры <адрес> старший помощник прокурора ФИО4 заявленные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика городской Думы г.о. Тейково ФИО5, действующая на основании доверенности, в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по следующим основаниям:

В соответствии с Конституцией общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 2 ст. 34 указанного закона наличие контрольно-счетного органа в структуре органов местного самоуправления не является обязательным. Согласно ч. 3 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ формирование, утверждение и контроль за исполнением местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и упомянутым Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов. Бюджетные полномочия представительных органов установлены ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В том числе к ним относятся формирование и определение правового статуса органов внешнего муниципального финансового контроля. При этом согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 04ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа устанавливается уставом или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с указанным федеральным законом. Просит учесть, что Федеральный закон № 6-ФЗ устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов, но не содержит норм, напрямую обязывающих создавать такие органы, включать их в структуру органов местного самоуправления и не устанавливает ответственность за их не создание. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации внешняя проверка отчета об исполнении бюджета <адрес> до его рассмотрения в городской Думе городского округа Тейково проводится в обязательном порядке. Для этих целей в городской Думой городского округа Тейково создан постоянно действующий орган муниципального внешнего финансового контроля - Контрольно-счетная комиссия, ее деятельность регулируется решением муниципального городского Совета городского округа Тейково от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о контрольно - счетной комиссии при муниципальном городском Совете», решением муниципального городского Совета городского округа Тейково от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Регламента Контрольно - счетной комиссии при муниципальном городском Совете», решением муниципального городского Совета городского округа Тейково от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе контрольно - счетной комиссии муниципального городского Совета городского округа Тейково». Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета определен в решении городской Думы городского округа Тейково от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе Тейково». В настоящее время администрацией г.о. Тейково разработан проект отдельного муниципального правового акта о порядке проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета, который предусматривает более детальное регламентирование процесса внешнего финансового контроля в отношении отчета об исполнении бюджета <адрес>. Указанный проект направлялся в прокуратуру для проведения антикоррупционной и правовой экспертизы, получено положительное заключение. В октябре 2013 года данный проект будет вынесен на утверждение Думой. Таким образом, считает, что требования прокурора незаконны и необоснованны, поскольку орган внешнего финансового контроля в городском округе Тейково уже создан городской Думой в соответствии с ее компетенцией. Полномочия данного органа, его статус, подотчетность и порядок деятельности определены и закреплены в муниципальном правовом акте представительного органа городского округа Тейково. Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета <адрес> также определен, и в настоящее время в него вносятся необходимые изменения и дополнения для приведения его в соответствие с действующим законодательством.

Представитель ответчика городской Думы г.о. Тейково ФИО6, действующая на основании доверенности так же возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в его действующей редакции (далее - Закон N 131-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 38 Закона N 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), Законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В силу п. п. 2, 4, 6, 8, 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Выступая в качестве нормативных актов прямого действия, Закон РФ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля, повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Цель Закона - установить общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их основные полномочия (ст. 1 Закон РФ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований").

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции, позволяет суду признать обоснованными заявленные исковые требования прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Законом N 6-ФЗ.

Ответчиками по делу, не оспаривалось, что в городском округе Тейково до настоящего времени не создан контрольно-счетный орган, входящий в структуру органов муниципального управления данного муниципального образования, что так же подтверждается Уставом г.о. Тейково.

Согласно представленных суду документов, а именно: решения 35 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения контрольно-счетной комиссии» (л.д. 30), положения о ней (31-37), решения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении регламента контрольно-счетной комиссии муниципальном городском Совете» и регламента к нему (л.д. 38-45), решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О составе контрольно-счетной комиссии» и приложения нему (л.д. 46-47) следует, что контрольно-счетная комиссия муниципального городского Совета городского округа Тейково, не является организационно и функционально независимым органом внешнего муниципального контроля, не входит в систему органов местного самоуправления, предусмотренных Уставом городского округа Тейково, и не наделена полномочиями контрольно-счетного органа местного самоуправления, перечисленными в п. 2 ст. 9 Закона N 6-ФЗ.

Нормами Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования наделен специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, обладающего самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает исполнение таких функций какой-либо комиссией представительного органа, в состав которой входят депутаты, а так же могут быть избраны, с письменного согласия депутатов, специалисты, обладающие правом совещательного голоса.

В этой связи, несостоятельным является довод представителя ответчика о том, что представительные органы муниципальных образований и их собственные контрольные органы, в данном случае контрольно-счетный орган, образованный на основании решения муниципального городского совета г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 9, также можно отнести к органам, осуществляющим определенные функции внешнего финансового контроля.

Так же суд считает необоснованной и ссылку представителя ответчика на проект решения «О порядке осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета <адрес>», поскольку данный проект не принят в установленном законом порядке, более того, не содержит положений о создании органа внешнего муниципального контроля, обладающего организационной и функциональной независимостью.

При этом суд учитывает, что требования прокурора об обязании городскую Думу г.о. Тейково устранить нарушения закона путем образования контрольно-счетного органа не направлены на вмешательство в нормотворческую деятельность муниципального органа (ст. 10, ст. 12 Конституции РФ), поскольку прокурор не просил суд обязать ответчика принять, изменить или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, в том числе Устав. Требования прокурора направлены на обязание представительного органа муниципального образования исполнить закон, определяющий структуру муниципального образования, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ, предусматривающей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В связи с этим, является необоснованным довод представителя ответчика том, что у суда не имеется правовых оснований для возложения обязанности на представительный орган местного самоуправления, в частности городскую Думу муниципального образования г.о. Тейково, по созданию контрольно-счетного органа, поскольку данный орган в соответствии с Уставом г.о. Тейково не входит в структуру органов местного самоуправления.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области к городской Думе г.о. Тейково о понуждении к созданию контрольно-счетного органа местного самоуправления, удовлетворить.

Обязать городскую Думу г.о. Тейково создать контрольно-счетный орган местного самоуправления г.о. Тейково.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Сочилова