ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1418/17 от 02.11.2017 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1418/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2017 года г. Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд в составе:

председательствующего судьи Корытникова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Дикаревой Ю.Д.,

с участием истца ФИО1,

представитель ответчиков ФИО2,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Юргинского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, об обязании предоставить земельный участок в целях огородничества,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Юргинского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, об обязании предоставить земельный участок в целях огородничества.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 *** обратилась к Главе Юргинского сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества с правом аренды сроком на 20 лет.

*** получено заключение *** Архитектурного отдела Администрации Юргинского муниципального района о возможности использования под огородничество земельного участка по адресу *** примыкающий к ***.

*** в газете Юргинские ведомости было размещено объявление о предоставлении земельного участка по адресу ***, *** примыкающий к *** под огородничество. В срок до *** иных заявлений на предоставление этого участка не поступило.

Постановлением администрации Юргинского сельского поселения *** от *** предварительно согласованно предоставление земельного участка по адресу ***, ***, примыкающий к ***, площадью 400 кв.м.

Впоследствии данный земельный участок поставлен ФИО1 на кадастровый учет с номером ***.

*** в письме за подписью И.о. Председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом ФИО4 ФИО1 сообщено о принятом решении в отказе в предоставлении земельного участка по адресу ***, ***, примыкающий к ***, на основании того, что был выявлен факт пересечения границ смежного участка, однако по сведениям публичной кадастровой карты никаких пересечений не имеется.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Необходимыми для кадастрового учета земельного участка документами согласно ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 ЗК РФ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

На основании ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, оснований по которым КУМИ Юргинского района отказало в предоставлении земельного участка в данной статье не содержится.

В межевом плане на земельный участок по адресу ***, ***, примыкающий к ***. Сведений о смежных участках не имеется. Следовательно законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка по адресу ***, ***, примыкающий к ***, в целях огородничества не имеется. Отказом в предоставлении земельного участка нарушены права гражданина на пользование земельными участками.

Просит суд признать незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка по адресу ***, ***, примыкающий к ***, в целях огородничества, принятое Комитетом по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района и обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района предоставить ФИО1 земельный участок по адресу ***, ***, примыкающий к ***, в целях огородничества площадью 400 кв.м., кадастровый ***

Определением Юргинского городского суда от 30 августа 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО3, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (л.д.35).

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, уточнила, что просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района предоставить земельный участок по адресу ***, ***, примыкающий к ***, в целях огородничества площадью 400 кв.м., кадастровый ***.

В судебном заседании представитель Администрации Юргинского муниципального района, Комитета по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района ФИО2, действующая на основании доверенностей (л.д.23, 44), возражала против удовлетворения иска, пояснила, что в ходе дополнительных мероприятий по уточнению границ смежных землепользователей, был выявлен факт пересечения границ испрашиваемого земельного участка, с границами земельного участка ранее поставленного на кадастровый учет, с декларированной площадью без координат границ. В соответствии с п. 3 ст.11 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 №135-03 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований, пояснил, что ФИО1 был предоставлен земельный участок, границы которого накладываются на его земельный участок кадастровый ***, предоставленного ему по договору аренды земельного участка *** ф/с от ***.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещенного надлежащим образом.

Суд постановил, рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. (пункт 1)

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. (пункт 2)

Статьей 39.6. ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. (пункт 1).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 15 пункта 2).

В судебном заседании установлено, что на основании заявления ФИО1 от *** о предварительном согласовании предоставления земельного участка, архитектурным отделом Администрации Юргинского муниципального района *** выдано заключение *** «......, предоставление земельного участка для ведения огородничества расположенного по адресу: ***, ***, примыкающий к *** - возможно».

*** Администрацией Юргинского сельского поселения вынесено постановление *** «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов по адресу: ***, ***, примыкающий к ******, площадью 400 кв. м.; разрешенное использование: для ведения огородничества.

Администрацией Юргинского муниципального района вынесено постановление от ****** «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель населенных пунктов по адресу: ***, ***, примыкающий у ******, площадью 400 кв.м.; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

В последствии ФИО1 земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен номер ***.

В ходе дополнительных мероприятий по уточнению границ смежных землепользователей, был выявлен факт пересечения границ испрашиваемого земельного участка, с границами земельного участка ранее поставленного на кадастровый учет, с декларированной площадью без координат границ.

А именно было установлено, что *** между Муниципальным образованием «Юргинский район» и ФИО5 заключен договор аренды земельного участка ****** расположенного по адресу: ***, ***, *** для ведения личного подсобного хозяйства кадастровый ***.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО6 при проведении кадастровых работ по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *** расположенного: ***, ***, ***, было выявлено пересечение границ исправляемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером *** Данное пересечение обусловлено тем, что на этапе оформления земельного участка с кадастровым номером *** границы исправляемого земельного участка не были определены в государственном кадастре недвижимости в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 Статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015г. №218-ФЗ данное пересечение границ является основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав.

В связи с этим, границы земельного участка с кадастровым номером *** невозможно внести в государственный кадастр недвижимости без устранения выявленного пересечения. (л.д.110)

Также представителем ответчика представлена схема границ земельного участка с кадастровым номером ***, из которого усматривается, что границы земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** пересекаются, при этом большая часть земельного участка с кадастровым номером *** находится в границах земельного участка с кадастровым номером ***.

На основании полученной информации Комитетом по управлению муниципальным имуществом было направлено письмо ФИО1 о том, что в ходе дополнительных мероприятий по уточнению границ смежных землепользователей, был выявлен факт пересечения границ испрашиваемого земельного участка, с границами земельного участка ранее поставленного на кадастровый учет, с декларированной площадью без координат границ. В соответствии с п. 3 ст.11 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 №135-03 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка (л.д. 5).

Постановлением Администрации Юргинского муниципального района *** от *** (л.д.31) Постановление администрации Юргинского муниципального района от ****** «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» и Постановление администрации Юргинского муниципального района от ****** «О предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка» отменены.

Истица считает незаконным принятое администрацией Юргинского муниципального района решение об отказе в предоставлении ей земельного участка ввиду отсутствия предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для этого.

Суд не может согласиться с данными доводами, поскольку они основаны на неверном примени норм материального права и переоценке обстоятельств дела.

Так Советом народных депутатов Кемеровской области 25 декабря 2015 года на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях регулирования отдельных вопросов в сфере земельных отношений принят Закон Кемеровской области от 29.12.2015 N 135-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений».

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 N 135-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений» основание принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка без проведения торгов пересечение границ испрашиваемого земельного участка с линиями градостроительного регулирования (красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования), а также с границами иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекс Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, по общему правилу предоставление земельного участка в собственность или в аренду, на общих основаниях возможно только в случае, если этот участок является фактически и юридически свободным от прав других лиц.

В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно Положению «О Комитете по управлению муниципальным имуществом Юргинского района» утвержденному Распоряжением главы Юргинского района от 26.05.2008 N 517-р в своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законами Кемеровской области, Уставом Юргинского района, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Юргинского района, настоящим Положением и по всем вопросам отчитывается перед Главой Юргинского района или в установленном им порядке. Распоряжение главы Юргинского района от 26.05.2008 N 517-р. (п. 1.6)

Комитет создан в целях:

Эффективного управления и распоряжения в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Юргинского района, а также в государственной собственности до разграничения прав собственности на землю. (пункт 2.1.3.)

Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Комитет осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности Комитета):

Является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками Юргинского района, находящимися в муниципальной собственности Юргинского района, а также земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Юргинского района. В том числе:

- принимает, в пределах своей компетенции, решения о предоставлении земельных участков на правах, определенных земельным законодательством и о прекращении соответствующих прав;

- оформляет правоустанавливающие документы на землю в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления (договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, а также иных соглашений, связанных с исполнением или расторжением заключенных договоров);

- обеспечивает в необходимых случаях разработку землеустроительной документации и ее согласование;

- организует и проводит торги по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков;

- осуществляет функции муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Юргинского района; (пункт 2.2.27.)

Уставом муниципального образования Юргинский муниципальный район установлено, что Администрация Юргинского муниципального района:

1) исполняет полномочия по решению вопросов районного значения в интересах населения Юргинского муниципального района, за исключением отнесенных федеральными законами, Уставом и законами Кемеровской области, настоящим Уставом к полномочиям Совета народных депутатов Юргинского муниципального района;

2) осуществляет переданные в установленном порядке отдельные государственные полномочия;

21) осуществляет муниципальный земельный контроля на межселенной территории муниципального района;

На основании этого органы местного самоуправления, исполняя административные функции, вправе проводить самоконтроль за законностью принимаемых актов и решений, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в связи с чем компетентный орган, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им нормативный правовой акт.

Из материалов дела следует, что в ходе дополнительных мероприятий по уточнению границ смежных землепользователей был выявлен факт пересечения границ испрашиваемого земельного участка, с границами земельного участка ранее поставленного на кадастровый учет, с декларированной площадью без координат границ. В результате кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного: ***, *** факт был действительно установлен и со всей очевидностью свидетельствовал о том, что на момент принятия решения о предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка было наложение границ с земельным участком, ранее предоставленным в аренду и поставленным на кадастровый учет.

При таких данных суд считает, что ответчик, располагая сведениями о том, что испрашиваемый земельный участок был не свободен, что является препятствием для предоставления его в аренду ФИО1, правомерно принял решение об отказе в предоставлении в аренду ФИО1 испрашиваемого земельного участка.

При таких данных суд не усматривает оснований для признания решения об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка по адресу ***, *** примыкающий к ***, в целях огородничества, незаконным. Оспариваемое решение принято в пределах полномочий органа, в установленном законном порядке, и на предусмотренных законом основаниях.

Учитывая изложенное выше суд также приходит к выводу, что не могут быть удовлетворены требования о возложении обязанности на Комитет по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района предоставить ФИО1 земельный участок по адресу ***, ***, примыкающий к ***, в целях огородничества, площадью 400 кв.м., кадастровый ***, поскольку они не основаны на законе, а также отсутствия у суда возможности подменять собой органы муниципальной власти, к исключительной компетенции которых относится вопрос о предоставлении земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Юргинского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Юргинского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, об обязании предоставить земельный участок в целях огородничества, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий -подпись- А.Н. Корытников

Решение суда в окончательной форме составлено 07 ноября 2017 года