РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Прямицыной Е.А.
при секретаре Сладковой В.О.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика избирательной комиссии Тульской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1420/2020 поиску ФИО1 к избирательной комиссии Тульской области об отмене распоряжения председателя избирательной комиссии Тульской области, о взыскании недополученной части денежного содержания, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к избирательной комиссии Тульской области об отмене распоряжения председателя избирательной комиссии Тульской области, о взыскании недополученной части денежного содержания, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что она является государственным гражданским служащим Тульской области, работает в избирательной комиссии Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ в последней должности - главного консультанта информационного центра избирательной комиссии Тульской области - отдела аппарата избирательной комиссии Тульской области.
Распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 № 5-лс «По личному составу» ей изменено ежемесячное денежное поощрение в кратном отношении к должностному окладу: коэффициент 2,2 изменен на 0,5. Размер снижения поощрения значительный - почти 1/3 ежемесячного денежного содержания.
В избирательной комиссии Тульской области порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения регламентируется Положением о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим аппарата избирательной комиссии Тульской области, утвержденным распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 17 июня 2014 года № 94-р «О дополнительных выплатах государственным гражданским служащим аппарата избирательной комиссии Тульской области».
Пунктом 2.1 указанного Положения установлено, что ежемесячное денежное поощрение выплачивается в целях повышения заинтересованности гражданских служащих в результатах профессиональной служебной деятельности с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебного распорядка, однако не определены условия для изменения размера поощрения (в каких случаях и за что коэффициент к должностному окладу может быть повышен либо снижен; в каких временных пределах осуществляется учет добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебного распорядка). Кроме того, сама формулировка «в целях повышения заинтересованности», по ее мнению предполагает изменение поощрения только в сторону увеличения, иное (уменьшение коэффициента) означало бы достижение цели понижения заинтересованности, что противоречит смыслу, заложенному в содержание п.2.1 Положения.
Помимо этого в избирательной комиссии Тульской области работодателем не регламентирован порядок выявления нарушений при исполнении должностных обязанностей и соблюдении служебного распорядка.
Распоряжение председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 № 5-лс не содержит обоснования (сведений относительно проступка, который послужил поводом для значительного снижения поощрения, реквизитов документов, которые подтверждают совершение ею проступка), в связи с чем ею 15.01.2020 после ознакомления с названным распоряжением было подано заявление на имя председателе избирательной комиссии Тульской области с просьбой пояснить причины принятия такого решения.
В ответе председателя избирательной комиссии Тульской области от 31.01.2020 № 74-ИК/01.31 в качестве причин были указаны выявленные факты неисполнения ею должностных обязанностей и нарушений установленного служебного распорядка избирательной комиссии Тульской области, однако какие именно, четкую и понятную формулировку вины во вменяемом ей дисциплинарном проступке, тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, представитель нанимателя не пояснил.
Распоряжений о дисциплинарных взысканиях в отношении нее не было, за все время службы она ни разу не привлекалась к дисциплинарной ответственности, всегда добросовестно исполняла свои обязанности.
Учитывая изложенное, считает уменьшение ей ежемесячного денежного поощрения незаконным. Издание необоснованного распоряжения председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 № 5-лс об изменении ей ежемесячного денежного поощрения, и, как следствие, значительного снижения ее ежемесячного денежного содержания, расценивает как результат неприязненного, предвзятого отношения к ней со стороны представителя нанимателя ФИО3
Указывает, что никто из коллег не был подвергнут столь резкому уменьшению заработной платы. Неоднократно ФИО3 незаконно и не аргументированно предлагал ей написать заявление об увольнении. Уменьшение поощрения - одно из проявлений постоянной негативной мотивации со стороны работодателя, психологического давления с целью побудить ее к написанию заявления об увольнении.
Необоснованными действиями работодателя (представителя нанимателя) ей причинен моральный вред, который выразился в сильнейшем стрессе, нервном напряжении, бессоннице, необходимости приема лекарств, тем самым, ей причинен моральный вред.
По изложенным основаниям с учетом уточнения исковых требований просит суд установить факт дискриминации со стороны представителя нанимателя ФИО4 в отношении истца в сфере трудовых отношений, отменить распоряжение председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 № 5-лс «По личному составу», установить ей размер ежемесячного денежного поощрения в период с 15.01.2020 по 22.05.2020 (день увольнения) включительно в кратном отношении к должностному окладу 2,2 в сумме 28 644 руб., исходя из установленного ранее распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 01.10.2014 № 119-лс коэффициента 2,2, взыскать с избирательной комиссии Тульской области в ее пользу разницу, образовавшуюся между суммой ежемесячного денежного поощрения, исходя из установленного ей ранее распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 01.10.2014 № 119-лс коэффициента 2,2 в кратном отношении к должностному окладу, а также иных выплат, при исчислении которых учитывался размер ежемесячного денежного поощрения, начисленных начиная с 15 января 2020 года, и ранее начисленной и выплаченной с учетом удержаний суммой ежемесячного денежного поощрения, исходя из установленного ей распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 № 5-лс коэффициента 0,5 в кратном отношении к должностному окладу, а также иных выплат, при исчислении которых учитывался размер ежемесячного денежного поощрения, начисленных начиная с 15 января 2020 года в сумме 180394,29 руб., взыскать с избирательной комиссии Тульской области в ее пользу денежную компенсацию за задержку выплаты ежемесячного денежного поощрения, а также иных выплат, при исчислении которых учитывался размер ежемесячного денежного поощрения, за каждый день, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета (выплаты взыскиваемой в соответствии с пунктом 3 суммы) включительно, исходя из размера компенсации, установленного ст. 236 ТК РФ, размер которого по состоянию на 22.10.2020 года составляет 10 130 руб. 19 коп., компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом их уточнения поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, уточненных исках. Дополнительно пояснила, что подверглась дискриминации по уменьшению размера ежемесячного денежного поощрения вследствие отказа выполнять незаконную работу, также от подписания некоей записки, которую предложил подписать ей работодатель. По ее мнению, после обращения с судебным иском о взыскании разницы за снижение ей коэффициента при расчете дополнительной оплаты труда за активную работу по подготовке и проведению выборов и за выполнение особо важных и сложных заданий, по результатам рассмотрения которого апелляционной инстанцией ее требования были удовлетворены, она подверглась травле, была незаконно и необоснованно уволена.
В судебном заседании представитель ответчика избирательной комиссии Тульской области по доверенности ФИО2 исковые требования с учетом уточнения не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержав возражения на иск, согласно которым в силу норм действующего регионального законодательства и локальных нормативных актов избирательной комиссии тульской области ежемесячное денежное поощрение выплачивается в целях повышения заинтересованности государственных гражданских служащих в результатах профессиональной служебной деятельности с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебного распорядка, устанавливается работодателем, изменение его размера является правом представителя нанимателя, относится к его исключительной компетенции, который вправе оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в периоде, за который производится материальное стимулирование. В данном случае размер ежемесячного денежного поощрения был уменьшен в связи с выявленными фактами неисполнения истцом должностных обязанностей и нарушений установленного служебного распорядка избирательной комиссии Тульской области. При этом порядок изменения размера ежемесячного денежного поощрения был соблюден. Доводы истца о дискриминации полагает надуманными, ничем не подтвержденными.
Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика избирательной комиссии Тульской области по доверенности ФИО2, свидетеля ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3, пункт 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Вместе с тем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (абзац второй пункта 1 статьи 3 названного федерального закона).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, включая правовое регулирование вопросов оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, так же как и федеральных государственных гражданских служащих, установлены Федеральным законом N 79-ФЗ, в силу пункта 2 статьи 4 которого одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон N 79-ФЗ содержит главу 3 о правовом положении (статусе) гражданского служащего, в статье 13 которой дается единое понятие гражданского служащего независимо от уровня гражданской службы - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Оплата труда гражданских служащих урегулирована главой 10 названного закона, в статье 50 которой содержатся правовые предписания общие для федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения гражданского служащего и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, о его составных частях (часть 1).
Структура денежного содержания гражданского служащего установлена частью 2 этой же статьи: месячный оклад в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад), месячный оклад в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты.
К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 названного Закона).
В пунктах 1 - 3 и 7 части 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ указано, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 названной выше статьи (часть 4 статьи 51).
При этом частью 7 названной статьи определено, что порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.
Правоотношения, связанные с оплатой труда государственных гражданских служащих Тульской области, регулируются Законом Тульской области от 31.10.2005 г. № 622-ЗТО «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тульской области».
Согласно положениям ст. 2 названного Закона оплата труда гражданского служащего области производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности государственной гражданской службы Тульской области (далее - должности гражданской службы области).
Денежное содержание гражданского служащего области состоит из месячного оклада гражданского служащего области в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы области (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего области в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы области (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего области (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам в силу положений ст. 4 Закона относятся: 1) надбавки к должностному окладу гражданского служащего области: ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 2) ежемесячное денежное поощрение; 3) выплаты, устанавливаемые в зависимости от оклада денежного содержания: премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих области.
Размер и порядок осуществления дополнительных выплат установлен ст. 5 Закона. Так, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе устанавливается в размерах в зависимости от стажа гражданской службы в обозначенных в статье размерах.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается гражданскому служащему области в размере до 200 процентов должностного оклада.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.
Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается представителем нанимателя и максимальными размерами не ограничивается. Выплата премии производится в пределах фонда оплаты труда, сформированного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
Порядок выплаты премии устанавливается представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа и исполнения должностного регламента гражданского служащего области.
Размер и порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения гражданским служащим области устанавливаются представителем нанимателя. Выплата ежемесячного денежного поощрения производится в пределах фонда оплаты труда, сформированного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона годовой фонд оплаты труда гражданских служащих области в органах государственной власти Тульской области и в государственных органах Тульской области состоит из средств на выплату должностных окладов и средств, направляемых на выплату (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания;
7) ежемесячного денежного поощрения - в размере четырнадцати должностных окладов.
Представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда гражданских служащих области между выплатами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи (ч. 3 названной статьи).
Порядок осуществления дополнительных выплат государственным гражданским служащим аппарата избирательной комиссии Тульской области установлен Положением о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим аппарата избирательной комиссии Тульской области, утвержденным распоряжением избирательной комиссии Тульской области от 17.06.2014 г. № 94-р, к числе которых относится ежемесячное денежное поощрение.
Как следует из раздела 2 указанного Положения ежемесячное денежное поощрение (далее-поощрение) выплачивается в целях повышения заинтересованности гражданских служащих в результатах профессиональной служебной деятельности с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебного распорядка (п. 2.1 Положения).
Размер поощрения устанавливается в процентном отношении к должностным окладам гражданских служащих (п. 2.2 Положения).
Согласно п. 2.3 Положения поощрение выплачивается ежемесячно.
Распоряжение председателя комиссии об установлении поощрения и изменении ее размера объявляется гражданскому служащему под роспись (п. 2.4 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 работала в избирательной комиссии Тульской области с 19 ноября 2002 г. на различных должностях, с 1 мая 2010 г. переведена на должность главного консультанта информационного центра аппарата избирательной комиссии Тульской области.
22 мая 2020 г. ФИО1 в соответствии с распоряжением председателя комиссии Тульской области уволена с занимаемой должности, что подтверждается копиями приказа о приеме на работу от 19.11.2002 г. № 109-к, распоряжения об увольнении от 22.05.2020 г. № 30-лс, трудовой книжки истца.
Как следует из должностного регламента главного консультанта отдела - информационного центра аппарата избирательной комиссии Тульской области, утвержденного 6 июня 2017 г., указанная должность является должностью государственной гражданской службы Тульской области, относящейся к ведущей группе должностей категории «специалисты».
Распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 01.10.2014 г. № 119-лс на основании ст. 5 Закона Тульской области от 31.10.2005 г. № 622-ЗТО «» Об оплате труда государственных гражданских служащих Тульской области, Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим аппарата избирательной комиссии Тульской области, утвержденным распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 17.06.2014 г. № 94-р, ФИО1, главному консультанту информационного центра, установлено ежемесячное денежное поощрение в кратном отношении к должностному окладу – 2.2 в размере 25 036 руб.
Распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 г. № 5-лс на основании ст. 5 Закона Тульской области от 31.10.2005 г. № 622-ЗТО «» Об оплате труда государственных гражданских служащих Тульской области, Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим аппарата избирательной комиссии Тульской области, утвержденным распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области от 17.06.2014 г. № 94-р, ФИО1, главному консультанту информационного центра - отдела аппарата избирательной комиссии Тульской области, установлено с 15 января 2020 года ежемесячное денежное поощрение в кратном отношении к должностному окладу - 0,5 (в размере 6 510 рублей).
Основанием для изменения ФИО1 размера ежемесячного денежного поощрения явилось выявление работодателем фактов неисполнения ею должностных обязанностей и нарушений установленного служебного распорядка избирательной комиссии Тульской области, что следует из ответа от 31.01.2020 г. председателя избирательной комиссии Тульской области ФИО3 ФИО1
Указанные факты неисполнения ФИО6 должностных обязанностей и нарушений установленного служебного распорядка избирательной комиссии Тульской области установлены работодателем по результатам служебной проверки в связи с нарушением ею служебной дисциплины на гражданской службе и систематическом несоблюдением служебного распорядка избирательной комиссии Тульской области, что следует из материалов указанной служебной проверки, в том числе, служебной записки начальника отдела – руководителя информационного центра аппарата избирательной комиссии Тульской области ФИО5 от 02.12.2019 г. по фактам опозданий ФИО1 на работу, объяснительной ФИО1 от 18.12.2019 г., от 30.12.2019 г., информацией ГУ Тульской области «Сервис», объяснительных служащих избирательной комиссии, заключения о результатах служебной проверки от 30.12.2019 г., служебной запиской ФИО5 от 27.12.2019 г. о невыполнении ФИО1 ее распоряжений и заданий.
Указанные обстоятельства подтверждены ФИО5, начальником отдела – руководителем информационного центра аппарата избирательной комиссии Тульской области, допрошенной судом в судебном заседании. Так, ФИО5 показала, что являлась непосредственным руководителем ФИО1 Той не было исполнено ее распоряжение от 12.12.2019 г. со сроком исполнения 14.12.2019 г. о доработке Регламента перевода регионального фрагмента ГСА «Выборы» в режим подготовки и проведения выборов депутатов Тульской областной Думы 7 созыва и депутатов представительных органов МО Тульской области в единый день голосования 08.09.2019 г. Указанная работа надлежаще и в срок выполнена не была.
Показания указанного свидетеля согласуются с письменными материалами дела, в том числе, скриншотом переписки ФИО1 и ФИО5, оснований полагать данные показания недостоверными суд не усматривает.
Вместе с тем, из анализа приведенного выше законодательства, регулирующего оплату труда гражданского служащего субъекта РФ, следует, что федеральный законодатель предоставил право представителю нанимателя определять порядок выплат только в отношении таких дополнительных выплат, как премия за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда (пункт 4 части 5, части 7 и 8 статьи 50 названного закона).
Частями 14 и 15 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемые в срочном служебном контракте, учитываются исключительно при установлении особого порядка оплаты труда гражданских служащих по отдельным должностям гражданской службы, перечень которых утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако к таким служащим не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями указанной статьи.
Таким образом, федеральный законодатель определил ежемесячное денежное поощрение как обязательную составную часть денежного содержания государственного служащего, подлежащую выплате в установленном размере независимо от качества исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебной дисциплины.
Указанная правовая позиция изложена в апелляционных определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2019 г. № 93-АПА 19-3, от 18 апреля 2018 г. № 117-АПГ 18-3.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд приходит к выводу о том, что федеральный законодатель не наделил представителя нанимателя изменять количество должностных окладов, сумма которых определяет размер иных выплат, входящих в структуру денежного содержания гражданского служащего, в частности сумму окладов ежемесячного денежного поощрения, а лишь перераспределять средства фонда оплаты труда гражданских служащих области между выплатами, предусмотренными частью 2 ст. 6 Закона Тульской области № 622-ЗТО.
Между тем, как следует из содержания оспариваемого распоряжения председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 г. № 5-лс, тот фактически изменил в сторону уменьшения размер ежемесячного денежного поощрения истца, поставив его в зависимость от качества исполнения ею должностных обязанностей и соблюдения служебной дисциплины.
Каких-либо доказательств уменьшения размера ежемесячного денежного поощрения ввиду перераспределения средств фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, как то предусмотрено ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ, и ч. 3 ст. 6 Закона Тульской области № 622-ЗТО, суду с соблюдением положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, представитель ответчика в судебном заседании на такие обстоятельства не ссылался.
При изложенном суд приходит к выводу о признании недействительным распоряжения председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 г. № 5-лс «По личному составу», в связи с чем требования ФИО1 об установлении ей с 15 января 2020 г. по 22 мая 2020 г. ежемесячного денежного поощрения в кратном отношении к должностному окладу – 2,2 в размере 28 644 руб., о взыскании с избирательной комиссии Тульской области в ее пользу разницы между произведенными выплатами с учетом пониженного размера ежемесячного денежного поощрения и указанного размера ежемесячного денежного поощрения в части выплат отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности за период с 15 января 2020 г. по 22 мая 2020 г. в общей сумме 180 394 руб. 29 коп. подлежат удовлетворению.
Расчет денежных сумм, приведенный истцом, судом проверен, сомнений не вызывает, выполнен в соответствии с положениями действующего законодательства, с установленным размером должностного оклада государственного гражданского служащего, с учетом количества дней использованного и не использованного отпуска, ответчиком его правильность подтверждена соответствующим контр расчётом.
Разрешая требование истца о взыскании компенсации за нарушение срока выплат, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Расчет компенсации, произведенный истом, судом проверен и сомнений не вызывает, выполнен в соответствии с п. 4.4 Служебного распорядка избирательной комиссии Тульской области, утвержденного распоряжением председателя избирательной комиссии Тульской области, иным расчетом со стороны ответчика не опровергнут, в связи с чем в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплат недоплаченного ежемесячного денежного поощрения и всех выплат, при исчислении которых учитывается размер ежемесячного денежного поощрения, размер которого на дату вынесения настоящего решения составляет 10 130 руб. 19 коп.
При этом суд учитывает, что материальная ответственность работодателя в виде обязанности выплатить компенсацию по ст. 236 ГПК РФ в данном случае ограничена датой принятия настоящего судебного решения.
Проверяя доводы и возражения сторон в части применения к истцу работодателем действий дискриминационного характера, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.
В силу положений ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. В свою очередь разъяснения, содержащиеся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года N 1, определяют, что под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий.
Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на обеспечение равных возможностей в осуществлении своих способностей к труду. Исключительно деловые качества работника должны учитываться при заключении трудового договора, при оплате труда, поручении тех или иных производственных заданий.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" в соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Разрешая настоящий спор, исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что доводы истица в обоснование своих требований в указанной части не свидетельствуют о дискриминации в отношении него со стороны работодателя.
Судом установлено, что снижение ФИО1 размера ежемесячного денежного поощрения основано на ошибочном, по мнению суда, толковании и применении работодателем норм федерального и регионального законодательства, определяющего порядок и условия дополнительных выплат государственным гражданским служащим.
Однако, уменьшая размер указанной дополнительной выплаты, тот руководствовался объективно установленными в рамках служебной проверки данными о нарушении истцом трудового распорядка, которое в судебном заседании той признавалось.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о проявлении в отношении истца дискриминации при установлении ежемесячного денежного поощрения со стороны работодателя на основании каких-либо личных неприязненных отношений, признаках социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, материалы дела не содержат.
Заключение служебной проверки от 30.12.2019 г. истцом не оспаривалось, на такие обстоятельства стороны при рассмотрении дела не ссылались.
Доводы истца о предъявлении только к ней требований по соблюдению служебного распорядка, что по ее мнению, свидетельствует о проявлении дискриминации в отношении нее, опровергаются копиями распоряжений от 17.12.2019 г. № 266/1-р, от 07.07.2020 г. № 86/1-р, № 86/1-р, из которых следует, что аналогичные проверки проводились в отношении ряда гражданских служащих избирательной комиссии Тульской области.
Доводы о наличии дискриминации в отношении нее при увольнении ничем объективно не подтверждены, приказ об увольнении в установленном порядке ею не оспаривался, предметом настоящего судебного разбирательства увольнение истца не являлось.
Тем самым, доводы истца, изложенные в иске с учетом его уточнений, письменных пояснениях, поддержанных истцом в судебном заседании, о дискриминационных проявлениях со стороны работодателя и руководства избирательной комиссии Тульской области своего подтверждения в судебном заседании не нашли, основаны на субъективном восприятии осуществления представителем нанимателя своих должностных полномочий в рамках контроля исполнения госслужащими должностных обязанностей и соблюдения ими трудового распорядка.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяется судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Установленный судом факт нарушения трудовых прав ФИО1, в частности, права на справедливое вознаграждение за труд, свидетельствует о причинении истцу морального вреда неправомерными действиями ответчика и является основанием для взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца.
Исходя из фактических обстоятельств дела, степени вины работодателя, характера нарушения прав истца и причиненных ей нравственных страданий, требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с избирательной комиссии Тульской области в пользу ФИО1, суд определяет в размере 10 000 руб.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от уплаты государственной пошлины и судебных расходов.
Таким образом, государственная пошлина в размере 5 505 руб. 24 коп. (300 руб. за требование о взыскании компенсации морального вреда, 5 205 руб. 24 коп. за имущественное требование), от уплаты которой была освобождена ФИО1 при обращении в суд с иском в защиту нарушенных трудовых прав, подлежит взысканию с ответчика избирательной комиссии Тульской области в доход бюджета муниципального образования город Тула.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО1 к избирательной комиссии Тульской области об отмене распоряжения председателя избирательной комиссии Тульской области, о взыскании недополученной части денежного содержания, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать недействительным распоряжение председателя избирательной комиссии Тульской области от 15.01.2020 г. № 5-лс «По личному составу», установить ФИО1 с 15 января 2020 г. по 22 мая 2020 г. ежемесячное денежное поощрение в кратном отношении к должностному окладу – 2,2 в размере 28 644 руб.
Взыскать с избирательной комиссии Тульской области в пользу ФИО1 недоплаченные денежные суммы ежемесячного денежного поощрения, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности за период с 15 января 2020 г. по 22 мая 2020 г., образовавшиеся вследствие изменения размера ежемесячного денежного поощрения, в общей сумме 180 394 руб. 29 коп., компенсацию за несвоевременную выплату указанных денежных сумм в соответствии со ст. 236 ТК РФ в размере 10 130 руб. 19 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., а всего взыскать 200 524 руб. 48 коп.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Взыскать с избирательной комиссии Тульской области в доход бюджета муниципального образования г. Тула госпошлину в размере 5 505 руб. 24 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Прямицына
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2020 года