РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе: председательствующего судьи Писаренко С.А.,
при секретаре ФИО10,
рассмотрев и открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6-Ахмедовны, ФИО7-Ахмедовны, ФИО8-Ахмедовны к Министерству внутренних дел Чеченской Республики, ФГУ «Чеченский центр стандартизации и метрологии», Министерству финансов РФ о возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6-А., ФИО7-А., ФИО8-А. обратились в суд с иском о возмещении материального ущерба и взыскании судебных издержек к Министерству внутренних дел Чеченской Республики, ФГУ «Чеченский ЦСМ», Министерству финансов РФ.
Исковые требования мотивируют тем, что до начала боевых действий в <адрес> истцы со своими семьями проживали в <адрес>, в <адрес> принадлежащих им на праве собственности квартирах по<адрес>№ (ФИО2), № (ФИО3), № (ФИО4), № (ФИО11 – ФИО14), что подтверждается правоустанавливающими документами и свидетельствами о государственной регистрации права. Так как дом, в котором были их квартиры, был полуразрушенным, они не могли вернуться в квартиры и ни какой компенсации за нее не получали, живя в надежде, что восстановят этот дом, и они получат свои квартиры. Постановлением Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № «О передаче здания МВД Чеченской Республики в <адрес>» изъяло жилое здание и передало его на баланс ФГУ «Чеченский ЦСМ».
П. 2 Постановления Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ЧР рекомендовано передать аналогичное по площади здание, находящееся на балансе ФГУ «Чеченский ЦСМ» расположенное по адресу: <адрес> полку милиции УВО при МВД ЧР.
При этом п. 3 данного Постановления установлено, что передача здания подлежит исполнению только «при условии предварительного приобретения министерством внутренних дел Чеченской Республики по согласованию с гражданами, являющимися собственниками квартир в жилом здании по адресу: <адрес>, равноценного жилья в <адрес>». Несмотря на это, истцам никакого равноценного жилья МВД ЧР предоставлено не было. ФГУ «Чеченский ЦСМ» проводя перепланировку и ремонт здания, обосновалось на принадлежавшей им жилой площади, где и находится по сей день. Жилой дом на баланс на праве оперативного управления передан ФГУ «Чеченский ЦСМ» распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ЧР №-МШ от ДД.ММ.ГГГГ и №-МШ от ДД.ММ.ГГГГ. На их основании право ФГУ «Чеченский ЦСМ» оперативного управления нежилым зданием, площадью 1318,9 кв.м. расположенным по адресу: <адрес>, зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Начиная с 2006 года истцы в поисках справедливости обращались в различные государственные органы, однако по настоящее время ни какие меры по решению данной проблемы не приняты.
Дом переоборудован, и нет ни какой возможности возвратить им квартиры. Постановлением Правительства Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ нарушены их права, предоставленные им в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции России, где сказано: «никто не может быть лишен своего имущества не иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения», а также нарушен п. 1 ст. 40 Конституции РФ, где сказано: «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Они незаконно лишены своей собственности и в настоящее время им не могут вернуть их ни МВД ЧР, ни ФГУ «Чеченский ЦСМ», так как квартира передана в федеральную собственность и переоборудована под административное здание и не у одной из вышеуказанных администраций нет свободной жилой площади равноценной их квартирам. Рыночная стоимость, согласно отчетам об оценке квартир составляет:
- принадлежащие ФИО2<адрес>№ – 2808000 рублей;
- принадлежащая ФИО3<адрес> -1714000 рублей;
- принадлежащая ФИО4<адрес> – 1214000 рублей;
- принадлежащая семье ФИО14 в порядке наследования <адрес> – 1714000 рублей.
За проведение оценки каждой из квартир истцами было заплачено по 7000 рублей и при подаче искового заявления в суд государственная пошлина в размере 70280 рублей.
В судебном заседании представитель истцом ФИО2 С-Х., действующий по доверенности поддержал исковые требования своих доверителей по мотивам, изложенным в исковых заявлениях. Просит суд удовлетворить исковые требования о взыскании материального ущерба и судебных издержек по оплате услуг оценки и государственной пошлины.
В судебное заседание представитель Министерства внутренних дел Чеченской Республики не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ ФИО12, действующий по доверенности исковые требования не признал и пояснил, что в заявлении истцы просят взыскать рыночную стоимость изъятых у них квартир для государственных нужд с Министерства финансов РФ за счет средств Казны РФ. Предъявленные требования истца считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Исходя из требований искового заявления следует, что имели место действия (бездействия) государственных органов ЧР, выразившееся в издании не соответствующего закону постановления Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче здания МВД Чеченской Республики в Грозный». В соответствии с требованиями статьи 196 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности установлен в три года. В месте с тем, статьей 200 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Полагает, что истцы о нарушении своего права узнали в 2005 году, а в суд обратились с имущественным иском к Минфину РФ только в 2012 г.
Представитель ФГУ «Чеченский ЦСМ» ФИО13, действующий по доверенности исковые требования не признал и пояснил, что они являются ненадлежащими ответчиками, так как здание им передано Те<адрес> на праве оперативного управления, а собственником является ФИО1. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республики, привлеченного в качестве третьего лица без самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил. Таким образом, уважительность причин неявки судом не установлена. В связи, с чем суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истцов по следующим основаниям:
Из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за ФИО2 зарегистрировано право собственности на <адрес>№ в <адрес>.
Из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что собственником <адрес> является ФИО3
Из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ видно, что собственником <адрес> является ФИО4
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГФИО5 (мать ФИО14 - ФИО6, ФИО7 и ФИО8-Ахмедовны) восстановлена в праве собственности на <адрес>.
Из свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. Включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя, который должен являться их носителем на день открытия наследства или определенно мог быть таковым, но в силу объективных причин не успел их надлежащим образом оформить.
Эти обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными доказательствами.
В соответствии с п.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Из отчета № (ОЦ) от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости 3-х комнатной квартиры расположенной по адресу: ЧР, <адрес> (Первомайская), <адрес> на дату оценки составляет 1620000 рублей.
Из отчета № (ОЦ) от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости 2-х комнатной квартиры усматривается, что квартира <адрес> на дату оценки составляет 1188000 рублей.
Из отчета № (ОЦ) от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости 3-х комнатной квартиры расположенной по адресу: ЧР, <адрес> (Первомайская), <адрес> на дату оценки составляет 1714000 рублей.
Из отчета № (ОЦ) от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости 2-х комнатной квартиры расположенной по адресу: ЧР, <адрес> (Первомайская), <адрес> на дату оценки составляет 1214000 рублей.
Из отчета № (ОЦ) от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости 3-х комнатной квартиры усматривается, что квартира <адрес> на дату оценки составляет 1714000 рублей.
Из выписки из реестра федерального имущества на объект недвижимости, переданный на праве оперативного управления ФГУ «Чеченский ЦСМ» от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что федеральное имущество здание по адресу <адрес> передано в на праве оперативного управления ФГУ «Чеченский ЦСМ».
Из свидетельства регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ усматривается что ФГУ «Чеченский ЦСМ» зарегистрировало переход права оперативного управления на здание по адресу <адрес>.
Эти обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными доказательствами.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской ФИО1, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Из Постановления Правительства Чеченской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что министерству имущественных и земельных отношений ЧР передать 2-х этажное жилое здание по адресу <адрес> на баланс ФГУ«Чеченский ЦСМ», при условии предварительного приобретения МВД ЧР по согласованию с гражданами, являющимся собственниками квартир в жилом здании по адресу <адрес> равноценного жилья в <адрес>.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 214 ГК ПФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что здание по адресу <адрес> относится к федеральному имуществу и изъято в пользу государства.
Доводы представителя Министерства финансов РФ о применении срока исковой давности не состоятельны в силу ст. 208 ГК РФ, так как исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Из представленных истцами квитанций усматривается, что при обращении в суд истцами оплачена государственная пошлина и услуги по проведению оценки рыночной стоимости жилья.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При таких обстоятельствах суд считает правильным удовлетворить исковые требования истцов лишь к Министерству финансов РФ, а в удовлетворении требований к Министерству внутренних дел Чеченской Республики, ФГУ «Чеченский центр стандартизации и метрологии» о возмещении материального ущерба отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6-Ахмедовны, ФИО7-Ахмедовны, ФИО8-Ахмедовны к Министерству финансов РФ о возмещении материального ущерба удовлетворить.
Признать за ФИО6-Ахмедовной, ФИО7-Ахмедовной, ФИО8-Ахмедовной право на возмещении материального ущерба в связи с изъятием в собственность государства <адрес> входившей в наследственную массу после смерти их матери ФИО5.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО2 2844240 (два миллиона восемьсот сорок четыре тысячи двести сорок) рублей.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО3 1737770 (один миллион семьсот тридцать семь тысяч семьсот семьдесят) рублей.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО4 1235270 (один миллион двести тридцать пять тысяч двести семьдесят) рублей.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО6-Ахмедовны, ФИО7-Ахмедовны, ФИО8-Ахмедовны, 1738000 (один миллион семьсот тридцать восемь тысяч) рублей в равных долях.
В части удовлетворения исковых требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6-Ахмедовны, ФИО7-Ахмедовны, ФИО8-Ахмедовны к Министерству внутренних дел Чеченской Республики, ФГУ «Чеченский центр стандартизации и метрологии» о возмещении материального ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики в течение месячного срока со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий: (подпись) С.А. Писаренко
Копия верна:
Судья:
Секретарь: