ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1425/202125МА от 25.05.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1425/2021 25 мая 2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего судьи Ефремова О.Б.,

при секретаре Сукниновой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 25 мая 2021 г. гражданское дело по иску Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана к ФИО1 о признании права собственности на <адрес> г. Магадане за муниципальным образованием «Город Магадан»,

УСТАНОВИЛ:

Управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана обратилась в Магаданский городской суд с иском к ФИО1 о признании права собственности на <адрес> г. Магадане за муниципальным образованием «Город Магадан».

В обоснование исковых требований указано, что согласно части 1 статьи 36, части 2 статьи 37 Устава муниципального образования «Город Магадан», принятого решением Магаданской городской Думы от 26.08.2005 № 96-Д (далее - Устав), мэрия города Магадана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Магаданской области, в структуру мэрии города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы мэрии.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.17 Положения об управлении по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана, утвержденного решением Магаданской городской Думы от 14.06.2016 № 37-Д, управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана (далее - Управление) является функциональным органом мэрии города Магадана, который организует деятельность по переходу права собственности на жилые помещения жилищного фонда муниципального образования «Город Магадан», в том числе по переходу права собственности муниципальному образованию «Город Магадан» выморочного имущества.

В соответствии с пунктом 3.1 постановления мэра города Магадана от 14.07.2011 № 1573 «О возложении полномочий по приему выморочного имущества в виде жилого помещения в собственность муниципального образования «Город Магадан» 06.04.2021 Управление обратилось к нотариусу Магаданского городского нотариального округа Т. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГХ., состоящее из <адрес> городе Магадане.

В письме от 06.04.2021 нотариусом Т. указано, что из представленных нотариусу документов - справки с места регистрации следует, что по адресу: г. Магадан, <адрес>, зарегистрирована постоянно наследник первой очереди умершего Х.: ФИО1 (дочь).

В связи с чем, руководствуясь п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», п. 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ нотариус полагает, что наследник первой очереди совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

Однако, данная справка с места регистрации не является документом свидетельствующим о проживании совместно с наследодателем, поскольку регистрация Х. по указанному адресу не свидетельствует о фактическом проживании ответчика, и соответственно не может являться подтверждением фактического принятия им наследства.

Кроме этого, ответчик сохранность <адрес> городе Магадане не осуществлял. Согласно акту фактического проживания от 21.01.2021, со слов соседей Х. по указанному адресу не проживала и не приживает. Почтовый ящик забит почтовыми извещениями, квитанциями. Доступ в квартиру отсутствует.

Ответчиком оплата за жилое помещение и коммунальные услуги с момента смерти наследодателя в течение шести месячного срока для принятия наследства и по настоящее время не производилась.

Так, согласно расчету задолженности, представленного МУП г. Магадана «Водоканал» платежи за водопотребление и водоотведение не осуществлялись с 01.08.2010 по 30.11.2020, задолженность по состоянию на 01.12.2020 составляет 46382 руб. 30 коп., платежи за тепловую энергию и горячую воду не осуществлялись, задолженность по состоянию на 01.12.2020 составляет 320956 руб. 54 коп, оплата за потребленную электроэнергию также не производилась вовремя, задолженность по состоянию на 01.12.2021 составляет 50324 руб. 41 коп.

Доказательств о том, что ответчик пользовался жилым помещением наследодателя, предметами домашней обстановки, быта и другими вещами, принадлежащими наследодателю, не имеется.

Таким образом, поскольку Х. не совершила действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, полагают данное имущество является выморочным.

На основании изложенного, просили признать право собственности на <адрес> г. Магадане за муниципальным образованием «Город Магадан».

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался надлежащим образом по последнему известному месту жительства.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора нотариус Магаданского городского нотариального округа Т. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 119, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав представленные в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.11.2007 г. N 281-ФЗ, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение расположенное по адресу: г. Магадан, <адрес> на основании договора купли-продажи от 04.11.2003 принадлежало на праве собственности Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГХ. снят с регистрационного учета в связи со смертью.

Согласно справке с места регистрации в спорном жилом помещении значиться зарегистрированной ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь собственника.

6 апреля 2021 г. нотариусом Магаданского нотариального округа Т. на заявление мэрии г. Магадана о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на выморочное имущество Х. дан ответ, согласно которому ФИО1 при наличии регистрации фактически приняла наследство, в связи с чем имущество не является выморочным.

При этом, наследственное дело к имуществу Х. не заводилось, право собственности на жилое помещение согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.11.2020 зарегистрировано на имя Х..

В подтверждение доводов о том, что ответчиком фактически не принималось наследство после смерти наследодателя истцом представлен акт фактического проживания от 21 января 2021 г., согласно которому была обследована <адрес> в г. Магадане, при выходе по месту нахождения объекта, установлено: со слов соседей ФИО1 по указанному адресу ранее не проживала и не проживает, ее место нахождение, не известно. Дверь железная, доступ в квартиру отсутствует.

Кроме того представлены ответы ресурсоснабжающих организаций, согласно которым по оплате предоставленных услуг по указанному жилому помещению имеется непогашенная задолженность за период с 01.08.2010 по 30.11.2020.

В силу п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

В соответствии с разъяснениями, указанными в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Магадан», принятого решением Магаданской городской Думы от 26.08.2005 № 96-Д (далее - Устав), мэрия города Магадана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Магаданской области, в структуру мэрии города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы мэрии.

В соответствии с п.п. 1.1, 3.17 Положения об управлении по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана, утвержденного решением Магаданской городской Думы от 14.06.2016 № 37-Д, управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана является функциональным органом мэрии города Магадана, который организует деятельность по переходу права собственности на жилые помещения жилищного фонда муниципального образования «Город Магадан», в том числе по переходу права собственности муниципальному образованию «Город Магадан» выморочного имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 и п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу ст. 236 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Из содержания указанных норм следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.

При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.

При рассмотрении дела суду не представлены доказательства, свидетельствующие о несении кем-либо бремени содержания спорной квартиры.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума ВС РФ N 10 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Поскольку материалами дела подтверждается то обстоятельство, что государственная регистрация права собственности на спорное жилое помещение после смерти Х. не произведена, право собственности на спорную квартиру у ответчика не возникло, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о признании права собственности муниципального образования «Город Магадан» на <адрес> в г. Магадане.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана к ФИО1 о признании права собственности на <адрес> г. Магадане за муниципальным образованием «Город Магадан», удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования «Город Магадан» на <адрес> в г. Магадане с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату изготовления мотивированного решения суда – 2 июня 2021 г.

Судья О.Б. Ефремов