Дело № 2-142/2024
07RS0003-01-2023-03315-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 г. г. Нарткала
Урванский районный суд КБРв составе председательствующего Гутова В.Л., при секретаре Дзуганове Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Урванского района КБР в интересах Российской Федерации к Унакафову Муриду Мухадиновичу и Унакафовой Милане Арсеновне о солидарном взыскании денежных средств, законность получения которых не подтверждена,
установил:
Прокурор Урванского района КБР в интересах РФ обратился в суд с иском к Унакафову М.М. и Унакафовой М.А., в котором просил взыскать с ответчиков солидарно в доход Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по КБР 850 230руб., ссылаясь на то, что Унакафов М.М., являясь депутатом Совета местного самоуправления Урванского муниципального района, предоставил неполные и недостоверные сведения за 2021г. о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги Унакафовой М.А., при этом в ходе проведения проверки законность получения предъявленной ко взысканию суммы не подтверждена.
В судебном заседании прокуроры Александров Д.Р. и Жигунова М.А. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.
Унакафовы М.М. и М.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, при этом имеются заявления последних о рассмотрении дела без их участия, в которых также указано на признание иска прокурора в полном объеме.
Заслушав присутствующих, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Из материалов дела следует, что решением 1-ой организационной сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об итогах выборов с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и подтверждение полномочий вновь избранных депутатов Совета местного самоуправления с.<адрес>» Унакафов М.М. избран депутатом Совета местного самоуправления с.<адрес>, а решением 1-ой организационной сессии Совета местного самоуправления с.<адрес> муниципального района КБР седьмого созыва от 29.09.2021г. № «О делегировании депутатов в Совет местного самоуправления Урванского муниципального района КБР» последний делегирован депутатом в Совет местного самоуправления Урванского муниципального района КБР.
Обязанность лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлена п. 4.2 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Из представленных материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера проведенной Управлением по противодействию коррупции Администрации Главы КБР следует, что на счета Унакафова М.М. и Унакафовой М.А. в 2021 году поступили денежные средства в сумме, превышающей совокупный доход семьи за отчетный период и предшествующие два года, и законность получения ответчиками денежных средств в общей сумме 850 230руб. не подтверждена.
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при этом ч. 1 данной нормы предусмотрено, что граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с положениями пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход Российской Федерации.
Возникновение обязательств вследствие причинения вреда регламентировано гл. 59 ГК РФ, при этом ст. 1080 ГК РФ предусмотрено, что лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В системе межотраслевого взаимодействия антикоррупционного и гражданского законодательства положения статьи 1080 ГК РФ являются механизмом, позволяющим обеспечить дифференциацию ответственности и достижение баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из принципов справедливости и юридического равенства критериев разумности, справедливости, соразмерности и пропорциональности.
В соответствии с абз. 17 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. № 995, администрирование доходов, полученных от обращения по решению федерального суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, доходов от конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, а также доходов от денежных средств от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В качестве приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2007г. № 995 имеется перечень источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами государственной власти (государственными органами) и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также за Центральным Банком РФ.
В соответствии с п. 4 раздела IV данного Перечня к главным администраторам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, источником которых являются денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, отнесено ФССП России.
В связи с этим УФССП по КБР в данном случае является органом, уполномоченным на администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ от денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений и обращенных в доход РФ на основании судебного акта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для солидарного взыскания с Унакафова М.М. и Унакафовой М.А. в доход Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по КБР 850 230руб., законность получения которых не подтверждена, при этом признание ответчиками иска прокурора следует принять.
В связи с тем, что в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 прокурор при предъявлении рассматриваемого иска освобожден от уплаты государственной пошлины, с Унакафова М.М. и Унакафовой М.А. в порядке ч. 1 ст. 103 ГПК РФ необходимо взыскать солидарно 11 702,23 руб. государственной пошлины в доход бюджета Урванского муниципального района КБР.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Урванского района КБР удовлетворить.
Взыскать с Унакафова Мурида Мухадиновича и Унакафовой Миланы Арсеновны солидарно в доход Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по КБР 850230руб., законность получения которых не подтверждена.
Взыскать с Унакафова Мурида Мухадиновича и Унакафовой Миланы Арсеновны солидарно 11702,23 руб. государственной пошлины в доход бюджета Урванского муниципального района КБР.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Урванский районный суд КБР в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.Л. Гутов
Копия верна В.Л. Гутов
Решение в окончательной форме изготовлено 19.02.2024г.