Дело № 2- 36/14РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 января 2014г. г. Бирск
Бирский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Родионовой С.Р., при секретаре Полюдовой М.А., с участием представителя заявителя – Кузахметова А.Н., ответчицы Галяутдиновой З.З. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению
Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан к нотариусу нотариального округа г. Бирск и Бирский район Галяутдиновой З.З. о признании действий незаконными и обязании выдать свидетельства о праве на наследство в отношении ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО7 в виде денежных вкладов находящихся в филиале ОАО «Уралсиб» в г.Уфа,
У с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №33 по Республике Башкортостан обратилась в суд с заявлением, указав на то, что они обратились к нотариусу Галяутдиновой З.З. с заявлением о выдаче в отношении ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО7 свидетельства о праве на наследство.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № нотариус Галяутдинова З.З. сообщила, что у налогового органа отсутствуют полномочия на получение свидетельства о праве на наследство.
Считают, указанный ответ незаконным, поскольку согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 (далее - Положение). Непосредственный порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учета, оценки и реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов".
Исходя из изложенного до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией.
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
Свидетельство о праве на наследство выдается налоговому органу в порядке, установленном гл. 64 ГК РФ и гл. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.
Кроме того, просят учесть, что в получении письма инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № о выдаче свидетельств о праве на наследство, нотариус Галяутдинова 3.3. не отказала в рассмотрении данного письма как не имеющий полномочий в рассмотрении данного письма, а лишь указала, что налоговые органы не имеют полномочия на получение свидетельства о праве на наследство выморочного имущества.
Просят суд: признать отказ нотариуса Галяутдиновой 3.3. в совершении нотариальных действий незаконным и обязать выдать свидетельство о праве на наследство в отношении ФИО4, ФИО9, ФИО6. ФИО7, в виде денежных вкладов находящихся в филиале ОАО «УралСиб» в г.Уфа.
Представитель заявителя Кузахметов А.Н. подержал заявленные требования в полном объеме. Добавил, что нотариус им не сообщала о наличии приказа о разделении наследственных дел в зависимости от фамилии умершего. Не зависимо от того, что нотариусом выдано письмо, а не постановление они считают, что это - официальный отказ нотариуса.
Нотариус Галяутдинова З.З. не признала заявленные требования, суду показала, что согласно п.95 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», если при оспаривании отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство возникает спор о праве, то такие требования подлежат рассмотрению судом в порядке искового, а не особого производства. В данном случае нет спора о праве, инспекцией оспаривается факт отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство. Ею не выносилось постановление об отказе в совершении нотариального действия, в своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ она указала, что налоговые органы не имеют полномочий на получение свидетельства о праве на наследство. Постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от 5 июня 2008 года утверждено Положение «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», где в п. 5. 35. установлено, что Федеральное агентство принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Таким образом, у налоговых органов нет полномочий обращаться за принятием наследства на выморочное имущество. Приказом Управления Министерства юстиции РФ по РБ № 89 от 14.11.2008 года между нотариусами распределены наследственные дела по буквам алфавита. Согласно данного приказа наследственные дела по букве «А» открывает нотариус нотариального округа г.Бирск Айдушев Е.И., наследственные дела по буквам «Д и Т» открывает нотариус нотариального округа г.Бирск и Бирский район Евстигнеева Н.А., наследственные дела по букве «X» открывает нотариус нотариального округа г.Бирск и Бирский район Галяутдинова 3.3.
Представитель третьего лица - директор Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Бирский психоневрологический интернат» Абдуллин А.Х. просит рассмотреть дело без его участия, требования Межрайонной ИФНС № 33 по РБ поддерживает.
Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 содержались и были зарегистрированы в Бирском психоневрологическом интернате по адресу <адрес>.
Согласно свидетельств о смерти ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС № 33 по РБ обратилась к нотариусу г. Бирска с письмом о выдаче в отношении ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО7 свидетельств о праве на наследство, мотивировав тем, что к ним поступило письмо Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Бирский психоневрологический интернат что в отношении указанных лиц имеются денежные счета в филиале ОАО «УраСиб» (так указано в письме не «УралСиб», а «УраСиб» ).
Однако данных о том, что к указанному письму приложены свидетельства о смерти указанных лиц, данные о месте открытия наследства, сведения о месте регистрации указанных лиц по месту жительства и данные о наличии счетов в банке - суду не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Галяутдиновой З.З. в Межрайонную ИФНС № 33 по РБ направлен ответ о том, что в утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации №432 от 5 июня 2008 года Положении «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» установлено, что осуществляя полномочия собственника агентство ведёт учёт, реестр федерального имущества; осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность; принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность РФ. Таким образом, налоговые органы не имеют полномочия на получение свидетельства о праве на наследство выморочного имущества.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Российская Федерация в качестве наследника выморочного имущества - особый наследник по закону, не относящийся ни к одной из очередей и может унаследовать по закону только выморочное имущество, воля на приобретение которого заранее выражена в законе.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти", установлено, что органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору является Росимущество.
В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Российской Федерации, как и любому другому наследнику, выдается свидетельство о праве на наследство (ст. 1162 ГК РФ).
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что нотариусом Галяутдиновой З.З. правильно сделан вывод о том, что в соответствии с действующим законодательством налоговые органы не имеют полномочия на получение свидетельства о праве на наследство выморочного имущества.
Более того, согласно приказа Управления Министерства юстиции РФ по РБ № 89 от 14.11.2008 года между нотариусами распределены наследственные дела по буквам алфавита. Согласно данного приказа наследственные дела по букве «А» открывает нотариус нотариального округа г.Бирск Айдушев Е.И., наследственные дела по буквам «Д и Т» открывает нотариус нотариального округа г.Бирск и Бирский район Евстигнеева Н.А., наследственные дела по букве «X» открывает нотариус нотариального округа г.Бирск и Бирский район Галяутдинова 3.3.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Межрайонной ИФНС № 33 по РБ не обоснованы и подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан к нотариусу нотариального округа г. Бирск и Бирский район Галяутдиновой З.З. о признании действий незаконными и обязании выдать свидетельства о праве на наследство в отношении ФИО4, ФИО9, ФИО6, ФИО7 в виде денежных вкладов находящихся в филиале ОАО «Уралсиб» в г.Уфа– отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п
Копия верна. Судья Бирского районного суда: Родионова С.Р.