ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1434/2014 от 12.03.2014 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

 Гр.дело № 2-1434/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 12 марта 2014 года              г. Чебоксары

 Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе:

 председательствующего судьи Данилина Е.М.,

 при секретаре судебного заседания Сарбаевой Т.С.,

 с участием представителя заявителя ФИО1,

 представителей заинтересованного лица ФИО2, ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО4 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, выразившиеся в утверждении приказом от дата ----- отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на проект лесов по использованию лесного участка, арендуемого ФИО4; обязании Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в срок, установленный пунктами 7 и 12 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от дата ------, направить ФИО4 заключение экспертизы на проект освоения лесов по использованию лесного участка, представленный в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики дата, соответствующее требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики.

 Заявление, с учетом уточнения, мотивировано тем, что дата Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Истец заключили договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, адрес, Ильинское участковое лесничество, адрес, являющийся частью лесного участка с условным номером: ------, находящегося по адресу: Чувашская Республика, адрес, ------. Срок действия договора установлен с дата по дата. Истец подал в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики шесть вариантов проектов освоения лесов, на которые получены отрицательные заключения, в т.ч.: на проект освоения лесов, представленный в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики дата; проект освоения лесов от дата; проект освоения лесов от дата; проект освоения лесов от дата;    проект освоения лесов от дата; проект освоения лесов от дата.

 Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от дата ----- направлен приказ указанного министерства от дата № 618, которым утверждено отрицательное заключение Экспертной комиссии. Указанные документы получены истцом дата.

 Экспертная комиссия установила, что на странице 26 Проекта слова «Ликвидацию лесных пожаров, в случае их возникновения на Лесном участке Арендатор лесного участка обеспечивает своими силами или силами пожарных служб БУ ЧР «Лесопожарная служба Минприроды Чувашии по заранее заключенному договору на оказание услуг в части тушения лесных пожаров» необходимо заменить словами «В случае возникновения лесных пожаров на Лесном участке Арендатор лесного участка принимает все возможные меры по недопущению распространению лесного пожара».

 В таблице 1 проекта указано, что лесной участок на кадастровый учет не поставлен. При этом согласно публичной кадастровой карте лесному участку присвоен кадастровый номер -----

 В момент рассмотрения ответчиком 6 проекта освоения лесов и в настоящее время действует Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от дата № -----, в соответствии с пунктом 3 которого, целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. В силу пункта 4 Порядка для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить не менее двух представителей общественных объединений. Заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на проект освоения лесов по использования лесного участка, арендуемого Истцом, рассмотрен экспертной комиссией в составе 7 сотрудников указанного Министерства.

 Таким образом, состав экспертной комиссии не отвечает требования законодательства. В соответствии с пунктом 11 Порядка отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, законодательству РФ и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству РФ, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ.

 Исходя из указанных положений, перечень предложений и рекомендаций, изложенный в экспертном заключении является исчерпывающим, и не может произвольно дополняться и изменяться неограниченное количество раз, что делает сроки проведения экспертизы бессрочными. Следовательно, в первом отрицательном экспертном заключении должны были быть отражены все имеющиеся в проекте освоения лесов, представленном Истцом, недостатки и нарушения. Все последующие проекты освоения лесов, представленные истцом, были изготовлены в результате устранения выявленных недостатков на основе первого проекта. Таким образом, выявление каждый раз новых недостатков не соответствует законодательству РФ.

 Кроме того, заключение экспертной комиссии от дата № -----, не содержит сведений о выявлении несоответствий предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Опытного лесничества, утвержденного постановлением ФИО5 Республики от дата № ----- Лесному плану Чувашской Республики, утвержденному указом Президента чувашской Республики от дата № ----- законодательству РФ и не содержит указание на конкретные положения, противоречащие указанным нормативно-правовым актам.

 Таким образом, основания для утверждения приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от дата ----- отрицательного заключения Экспертизы исходя из действующего Порядка отсутствуют. В связи с отсутствием положительного экспертного заключения проекта освоения лесов ответчик в настоящее время требует расторгнуть договор аренды лесного участка в судебном порядке.

 Также указывает, что в силу пункта 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от дата -----, государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 -84 ЛК РФ.

 В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента предоставления Минприроды Чувашской Республики государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на территории Чувашской Республики, утвержденного Указом Главы Чувашской Республики от дата № ----- органом исполнительной власти Чувашской Республики, предоставляющим государственную услугу по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на территории Чувашской Республики, является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Согласно пункту 7 Порядка экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. В соответствии с пунктом 9 Порядка экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. В силу пункта 12 Порядка органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 7 дней после утверждения заключения Экспертизы направляют его Лесопользователю.

 Таким образом, незаконные действия ответчика нарушают права истца на использование лесного участка, предусмотренные договором аренды от 05.08.2009, создают препятствия к осуществлению им указанных прав.

 В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

 Представители заинтересованного лица ФИО3, ФИО6 полагают заявление необоснованным по основаниям, изложенным в отзыве, из которого следует, что дата в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики поступило заявление ФИО4 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов с приложением проекта освоения лесов. дата проект освоения лесов, разработанный ФИО4, рассмотрен Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от дата ----- «Об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов». Состав экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов состоит из ------ членов, в том числе из двух представителей общественного объединения: ФИО11 - член чувашского республиканского отделения «Русское географическое общество» и ФИО12 - член Республиканского общественного движения «Экологическое движение молодежи Чувашской Республики». дата проект освоения лесов ФИО4 был рассмотрен 7 членами Экспертной комиссии. Указанными членами общественных объединений, данный проект не рассматривался, в связи их неявкой. Согласно пункта 3.4 раздела 3 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на территории Чувашской Республики, утвержденного Указом Главы Чувашской Республики от дата № -----, заседание экспертной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов. По замечаниям, изложенным в отрицательном заключении, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии ЧР от дата -----, указано, что на странице 26 Проекта слова «Ликвидацию лесных пожаров, в случае их возникновения на Лесном участке Арендатор лесного участка обеспечивает своими силами или силами пожарных служб БУ ЧР «Лесопожарная служба» Минприроды Чувашии по заранее заключенному договору на оказание услуг в части тушения лесных пожаров» необходимо заменить словами «В случае возникновения лесных пожаров на Лесном участке Арендатор лесного участка принимает все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.». Данное замечание было выдано Экспертной комиссией на основании части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса РФ. Замечание: Согласно акту осмотра лесного участка, выполненного сотрудниками КУ «Опытное лесничество» Минприроды Чувашии, на лесном участке расположены дом на капитальном фундаменте и глухой забор, что не отражено в Проекте. Кроме того, согласно действующему лесному законодательству Российской Федерации строительство указанных объектов на арендуемом лесном участке запрещено, в связи с чем, необходимо обеспечить их снос и представить в Минприроды Чувашии доказательства. Данное замечание было выдано Экспертной комиссией повторно, так как указанное замечание было изложено в отрицательном заключении, утвержденном приказом Минприроды Чувашии от дата -----.

 Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Из материалов дела следует, что дата между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ФИО4 был заключен договор аренды лесного участка.

 Согласно п. 1 Договора Арендодатель, действующий в соответствии со статьями-41, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола ----- от дата заседания комиссии по проведению аукциона по продаже права на Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности    Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок).

 Из п. 2 Договора следует, что лесной участок площадью ------ га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Чувашская Республика, адрес, адрес, являющийся частью лесного участка с условным номером -----, находящегося по адресу Чувашская Республика,адрес,адрес адрес

 Арендатору передается лесной участок для использования в целях использования лесов    для осуществления рекреационной деятельности (п. 4 Договора).

 Приказом министерства природных ресурсов и экологии ЧР от дата ----- в числе прочего утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью ------ га, арендуемого ФИО4 для осуществления рекреационной деятельности в выделе 6 квартала 9 Ильинского участкового лесничества Опытного лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от дата.

 Заявитель указывает, что письмо министерства, которым направлен приказ об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии, получено дата, что не оспаривается представителями заинтересованного лица. Доказательств того, что заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод ранее, не представлено. С учетом изложенного, установленный ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд соблюден.

 В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии с ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно ч. 2 ст. 89 ЛК РФ государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

 Приказом Рослесхоза от дата ----- утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее – Порядок).

 В соответствии с п. 3 Порядка целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.Согласно 5 Порядка лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.

 Пунктом 8 Порядка установлено, что в процессе проведения Экспертизы у Лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов.

 Согласно п. 9 - 11 Порядка экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

 Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

 Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с п. 4 Порядка для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить не менее двух представителей общественных объединений.

 Указом Главы ЧР от дата ----- утвержден Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на территории Чувашской Республики (Регламент).

 В соответствии с п. 3.4 Регламента основанием для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов является регистрация заявления и прилагаемых к нему документов, представленных лесопользователем (его уполномоченным представителем) в Министерство.

 Проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов осуществляется экспертной комиссией Министерства, состав которой утверждается приказом Министерства. В состав экспертной комиссии должны входить не менее двух представителей общественных объединений.

 Заседания экспертной комиссии проводятся председателем экспертной комиссии. Заседание экспертной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.

 Заключение (в двух экземплярах), подписанное простым большинством членов экспертной комиссии, присутствовавших на заседании экспертной комиссии, секретарем экспертной комиссии и председателем экспертной комиссии, а также проект приказа Министерства об утверждении соответствующего заключения секретарь экспертной комиссии направляет на рассмотрение и подписание министру (лицу, исполняющему его обязанности).

 Заключение утверждается приказом Министерства в день его поступления к министру (лицу, исполняющему его обязанности).

 Приказом министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (Министерство) от дата ----- утверждены состав экспертной комиссии и Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов (Положение).

 С последующими изменениями на момент вынесения оспариваемого заключения, состав комиссии был утвержден в количестве 13 членов, в т.ч. 2 представителя общественности.

 Согласно п. 3.8 – 3.11 Положения в процессе проведения Экспертизы члены Экспертной комиссии рассматривают соответствие предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, Лесному плану Чувашской Республики, законодательству Российской Федерации.

 У лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов.

 По результатам рассмотрения проекта освоения лесов члены Экспертной комиссии готовят проекты заключения и передают их Секретарю в печатной и электронном виде для последующего рассмотрения на заседании Экспертной комиссии.

 Проект заключения членов Экспертной комиссии обсуждается на заседании Экспертной комиссии. Члены Экспертной комиссии докладывают о результатах Экспертизы проекта освоения лесов.

 Согласно п. 4.5 Положения Заключение считается принятым и приобретает статус заключения после утверждения его приказом Минприроды.

 Таким образом, само по себе заседание Экспертной комиссии, на котором принимается решение путем голосования является лишь последним этапом (перед утверждением заключения Министерством) деятельности комиссии по принятию соответствующего решения. В соответствии с установленным порядком, до данного этапа необходимо обеспечить представление членам Экспертной комиссии проекта освоения лесов для изучения и подготовки проектов заключений, т.е. необходимо обеспечение реального участия в деятельности Экспертной комиссии ее членов (хотя и не присутствовавших в последующем на заседании), в т.ч. представителей общественности, а не только их номинальное включение в состав Экспертной комиссии.

 Данные требования Министерством не соблюдены. Представителями заинтересованного лица не представлены доказательства того, что до членов экспертной комиссии вообще доводилась информация о поступлении соответствующего проекта освоения лесов, представлялся проект для изучения.

 При таких обстоятельствах, порядок принятия оспариваемого приказа не соблюден, что свидетельствует о его незаконности.

 Кроме того, содержание оспариваемого заключения также не соответствует требованиям законодательства.

 Как следует из оспариваемого заключения Экспертной комиссии отрицательное заключение выдано, поскольку:

 на стр. 26 Проекта слова «Ликвидацию лесных пожаров, в случае их возникновения на Лесном участке Арендатор лесного участка обеспечивает своими силами или силами пожарных служб БУ ЧР «Лесопожарная служба Минприроды Чувашии по заранее заключенному договору на оказание услуг в части тушения лесных пожаров» необходимо заменить словами «В случае возникновения лесных пожаров на Лесном участке Арендатор лесного участка принимает все возможные меры по недопущению распространению лесного пожара».

 в таблице 1 Проекта указано, что лесной участок на кадастровый учет не поставлен. При этом согласно публичной кадастровой карте лесному участку присвоен кадастровый номер -----

 Согласно акту осмотра лесного участка, выполненного сотрудниками КУ «Опытное лесничество» Минприроды Чувашии, на лесном участке расположены дом на капитальном фундаменте и глухой забор, что не отражено в Проекте. Кроме того, согласно действующему лесному законодательству Российской Федерации строительство указанных объектов на арендуемом лесном участке запрещено, в связи с чем, необходимо обеспечить их снос и представить в Минприроды Чувашии доказательства.

 Предложенная экспертной комиссией как правильная формулировка на ст. 26 проекта «В случае возникновения лесных пожаров на Лесном участке Арендатор лесного участка принимает все возможные меры по недопущению распространению лесного пожара» действительно соответствует тексту ч. 2 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ.

 Вместе с тем, на той же странице 26 проекта в последней абз. указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ Арендатор лесного участка, в случае обнаружения лесного пожара на Лесном участке и на прилегающих к нему территориях обязан незамедлительно сообщить об этом в КУ ЧР «Опытное лесничество» Минприроды Чувашии и БУ ЧР «Лесопожарная служба» Минприроды Чувашии и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

 При таких обстоятельствах, из заключения экспертной комиссии непонятно, каким образом избранные заявителем в проекте формулировки, нарушают требования действующего законодательства или лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов.

 Доводы о том, что в таблице 1 Проекта указано, что лесной участок на кадастровый учет не поставлен, не соответствуют действительности. Как следует из Проекта в таблице 1 Проекта указано, что отсутствует номер учетной записи в государственном лесном реестре.

 В соответствии со ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; 4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

 Статьей 92 ЛК РФ установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно ст. 3 которого государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

 Таким образом, учетная запись в государственном лесном реестре и кадастровый номер - различные понятия, соответственно приведенное в заключении основание не является правомерным.

 В подтверждение изложенного в заключении основания – наличие дома на капитальном фундаменте и глухого забора, не отраженных в проекте, представителем Министерства представлен акт осмотра от дата, при том, что отрицательное заключение утверждено дата. Представляется невозможным законно вынести заключение экспертной комиссии в дата года, основываясь на данных осмотра от дата.

 Кроме того, изложение данного факта само по себе в заключении никаким образом не препятствует выдаче положительного заключения на проект освоения лесов. Ни в оспариваемом заключении, ни в отзыве на заявление, ни в объяснениях представителей заинтересованных лиц не приведено никаких правовых обоснований, почему при наличии данного объекта на участке, не может быть выдано положительное заключение экспертной комиссии, какие нормы права этому препятствуют.

 Также необходимо учесть, что представленный заявителем для проведения государственной экспертизы проект получает уже шестое отрицательное заключение, при этом в отрицательных заключениях приводятся все новые основания.

 Вместе с тем, при получении отрицательного заключения на проект освоения лесов соответствующих участник лесных отношений может осуществить соответствующую доработку проекта и представить его снова для проведения государственной экспертизы.

 Т.е. отрицательное заключение экспертной комиссии должно содержать в себе все имеющиеся основания для отказа в выдаче положительного заключения, а не только какие-то из них. В целях формирования соответствующего заключения у экспертной комиссии есть право запросить у лесопользователя дополнительную информацию и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов, что экспертной комиссией также не реализовано.

 Последовательная выдача ряда отрицательных заключений на проект освоения лесов, содержащих новые основания, которые не были указаны в ранее выданных отрицательных заключениях, препятствует участнику лесных отношений в принятии мер по устранению недостатков проекта и создает необоснованные препятствия к реализации законных прав и интересов гражданина, нарушает ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

 Заявителем сформулированы требования о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в утверждении приказом заключения экспертной комиссии.

 По-существу, это требования о признании незаконным облеченного в письменную форму решения Министерства, а именно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от дата ----- в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

 Поскольку заключение экспертной комиссии считается принятым и приобретает статус заключения после утверждения его приказом Минприроды, именно приказ в данной части и подлежит признанию незаконным.

 В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Поскольку суд признает незаконным приказ Министерства в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии, а вопрос о выдаче иного заключения не находиться в компетенции суда, и подлежит разрешению с соблюдением необходимой установленной законодательством процедуры, суд возлагает на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязанность повторно не позднее ------ календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть на экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики представленный ФИО4 проект освоения лесов.

 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Признать незаконным приказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от дата ----- в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью ------ га, арендуемого ФИО4 для осуществления рекреационной деятельности в выделе адрес

 Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязанность повторно не позднее ------ календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть на экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики представленный ФИО4 проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью ------ га, арендуемого ФИО4 для осуществления рекреационной деятельности в выделе ------ адрес от дата.

 На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

 Мотивированное решение изготовлено 17.03.2014.

 Судья                  Е.М. Данилин