ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1434/2014 от 30.04.2014 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 апреля 2014 года Дело № 2-1434/2014

Абаканский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Бастраковой А.О.,

при секретаре Россихиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям и.о. прокурора ..., действующего в интересах Соловьевой ..., Мироненковой ..., Поповой ..., Пьянниковой ... к Министерству финансов Республики Хакасия, Министерству финансов Российской Федерации, Администрации ... о взыскании денежных средств и обязании производить ежемесячную оплату расходов на жилое помещение и коммунальные услуги,

с участием старшего помощника прокурора ... Михеевой С.В. (служебное удостоверение ТО №102463),

представителя ответчика Министерства Финансов РХ Тахтобиной Н.П. (доверенность от 29.11.2013),

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора ... обратился в суд в интересах Пьянниковой В.В. с иском к Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании денежных средств в размере 18 418 рублей 26 копеек, обязании ежемесячно выплачивать расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги с 01.10.2013.

И.о.прокурора ... обратился в суд в интересах Соловьевой Л.Н. с иском к Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании денежных средств в размере 13 527 рублей 97 копеек, обязании ежемесячно выплачивать расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги с 01.10.2013.

И.о.прокурора ... обратился в суд в интересах Мироненковой В.И. с иском к Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании денежных средств в размере 19 975 рублей 91 копейка, обязании ежемесячно выплачивать расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги с 01.10.2013.

И.о.прокурора ... обратился в суд в интересах Поповой Т.С. с иском к Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании денежных средств в размере 20 836 рублей 21 копейки, обязании ежемесячно выплачивать расходы на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги с 01.10.2013.

На основании определения суда от дд.мм.гггг указанные гражданские дела соединены в одно производство, делу присвоен №2-1434/2014.

Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по ....

Согласно определению суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация ....

Требования мотивированы тем, что Соловьева Л.Н., Мироненкова В.И., Пьянникова В.В., Попова Т.С. являются вышедшими на пенсию медицинскими работниками, проработавшими более 10 лет в сельской местности, и имеют право на компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. До дд.мм.гггг такая компенсация производилась из местного бюджета муниципального образования .... Постановлением Правительства Республики Хакасия от дд.мм.гггг муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения ... были переданы из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Хакасия, в связи с чем с дд.мм.гггг медицинским и фармацевтическим работникам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности, финансирование мер социальной поддержки из местного бюджета муниципального образования ... не производится. Вместе с тем, как показала проверка, меры социальной поддержки, предусмотренные пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших более 10 лет в сельской местности, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг за счет казны Республики Хакасия не оказывались, что повлекло за собой нарушение прав Козловской Л.А. Просит взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия в пользу в пользу Соловьевой Л.Н. за март - сентябрь ... года в сумме 13 527,97 руб.; в пользу Мироненковой В.И. за март-октябрь ... в сумме 19 975, 91 руб., в пользу Пьянниковой В.В. за март-сентябрь ... в сумме 18 418,26 руб., в пользу Поповой Т.С. за март-октябрь в сумме 20 836,21 руб., а также обязании Министерства финансов РХ ежемесячно выплачивать истцам за счет казны Республики Хакасия расходы на оплату жилья жилищно-коммунальные услуги с дд.мм.гггг года.

В ходе судебного разбирательства от и.о. прокурора ... поступили уточнения исковых требований в части размера подлежащих взысканию расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг, который просил взыскать с Министерства финансов РХ за счет средств казны Республики Хакасия в пользу Пьянниковой В.В. расходы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг за март – сентябрь ... года в размере 18 916, рублей 26 копеек, в пользу Соловьевой Л.Н. расходы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг за март – сентябрь 2013 года в размере 23 860 рулей 50 копеек.

В целом участвующий в деле старший помощник прокурора ... Михеева С.В. иск поддержала, просила удовлетворить, полагала, что социальные гарантии в виде компенсационных выплат ответчиком не исполняются, что недопустимо, в связи с чем заявлено также требование об обязании ответчика осуществлять требуемые платежи в пользу истцов в будущем.

Материальные истцы Соловьева Л.Н., Мироненкова В.И., Попова Т.С., Пьянникова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом судом извещались, в материалах дела от Пьянниковой В.В., Мироненковой В.И., Соловьевой Л.Н. имеются просьбы о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Министерства финансов РХ Тахтобина Н.П., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила суду возражения на иски, которые поддержала в судебном заседании, полагала, что Министерства финансов РХ является ненадлежащим ответчиком, не оспаривая право истцов на получение спорных компенсационных выплат, гарантированных федеральными законами, полагает, что ответчик выполняет указанные обязательства, поскольку истцам уплачиваются ежемесячные денежные выплаты в сумме 1200 руб. в качестве материальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от дд.мм.гггг «Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011 - 2013 годы)», Приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от дд.мм.гггг «Об утверждении размера, порядка и условиях предоставления и назначения материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию», в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от дд.мм.гггг «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года».

Представители соответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Администрации ..., в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления.

В соответствии с положениями ч.ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от дд.мм.гггг «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу 08.05.2003). В силу п. 10 вышеуказанного постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и в рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местным бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям, организациям, необходимая и вполне пригодная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений, организаций по действительной их стоимости.

Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.

Впоследствии указанные гарантии были восприняты рядом федеральных законодательных актов, в частности Жилищным кодексом РСФСР, в соответствии со ст. 59 которого специалисты, работавшие и проживавшие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть шестая введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Как установлено ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 2 данного Закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Вступившим в законную силу с 01.01.2012 Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Часть 2 ст. 72 данного Закона предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Пунктом 1 ст. 26.3 и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, порядок предоставления пенсионерам из числа медицинских и фармацевтических работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки должен осуществляться на основании правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, и этот механизм должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Данный вывод согласуется с конституционно-правовым смыслом, изложенным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1.03.2007 г. № 129-О-П, из которого следует, что в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.

Изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты,

Следовательно, порядок предоставления с 01 января 2005 года пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом, Пьянникова В.В., Попова Т.С., Соловьева Л.Н., Мироненкова В.И., в интересах которых заявлены данные иски, относятся к категории пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, имеющих право на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это следует из материалов дела (трудовых книжек истиц), а также установлено вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка ... от дд.мм.гггг по гражданскому делу по иску прокурора ... в интересах ряда граждан (в том числе Пьянниковой В.В., Поповой Т.С., Соловьевой Л.Н., Мироненковой В.И.) к Администрации ..., к Министерству финансов РФ, к Министерству финансов РХ о взыскании денежных средств, уплаченных гражданами за жилье и коммунальные услуги, что в силу ст. 61 ГПК РФ не требует доказывания в рамках рассмотрения настоящего дела.

Судом установлено, что за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за счет казны Республики Хакасия истцам не оказывались. Суд полагает необоснованными доводы представителя Министерства финансов РХ о том, что, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от дд.мм.гггг «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие здравоохранения Республики Хакасия до 2020 года» предусмотрена денежная выплата на оплату жилого помещения, коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам с высшим или средним медицинским и фармацевтическим образованием, в том числе вышедшим на пенсию, то истцам должно быть отказано в иске, поскольку указанные выплаты не являются компенсационными и в нарушение п.1 ст. 56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что истцам Пьянниковой В.В., Поповой Т.С., Соловьевой Л.Н., Мироненковой В.И. в спорный период такая компенсация была выплачена. Представленные суду Оборотно-сальдовые ведомости по счету 302.62 за 2013, 2014 годы не свидетельствуют об оплате заявленных истцами выплат в рамках предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий, а являются материальной поддержкой всех медицинских работников, вышедших на пенсию.

Доводы представителя Министерства финансов Республики Хакасия о непоступлении в республиканский бюджет Республики Хакасия в 2013 году субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающим с ними членам их семей, сами по себе не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Хакасия.

Исполнение субъектом Российской Федерации возложенных на него обязательств не может зависеть от наличия средств в его бюджете, что согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в его Определениях от 03.02.2010 № 136-О-П, от 27.12.2005 № 502-О, от 02.12.2006 № 56-О, из содержания которых следует, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов и т.д. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 12-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя конкретные меры, направленные на социальную защиту различных категорий граждан, и определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в реализации этих мер, вправе установить, что обеспечение соответствующих лиц мерами социальной защиты осуществляется субъектами Российской Федерации, и отнести расходные обязательства по обеспечению такими мерами к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Передача расходных обязательств по обеспечению граждан мерами социальной защиты не означает освобождение Российской Федерации от полномочий по их реализации. Определив степень участия субъектов Российской Федерации в правовом регулировании по данному предмету совместного ведения, Российская Федерация продолжает нести ответственность за состояние дел в сфере социальной защиты граждан, проявляющуюся в том числе в создании необходимых финансовых условий для надлежащего осуществления соответствующих полномочий субъектами Российской Федерации.

В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов и т.д. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг № 12-П по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг № 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого).

Вместе с тем, приходя к выводу о том, что Министерство финансов Республики Хакасия является надлежащим ответчиком по требованию о взыскании в пользу Пьянниковой В.В., Поповой Т.С., Соловьевой Л.Н., Мироненковой В.И. расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Как следует из указанных выше нормативных правовых актов (п. 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до дд.мм.гггг), за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.

Таким образом, ранее действовавшее законодательство Российской Федерации на федеральном уровне закрепляло право такой категории граждан на получение компенсации расходов за пользование жилым помещением, а также расходов на отопление и освещение жилого помещения. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 154 ЖК РФ платой за пользование жилым помещением является плата за наем жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании: жилое помещение, расположенное по адресу: ..., пгт. Черемушки, ..., в котором проживает Попова Т.С. составом семьи 2 человека, находится в общей с Поповым Г.А. совместной собственности. Площадь квартиры составляет 58,9 кв.м, задолженности собственники по оплате коммунальных услуг на дд.мм.гггг не имеют.

Указанные обстоятельства подтверждается копиями финансового лицевого счета на указанную квартиру, Выпиской из ЕГРП от дд.мм.гггг за № свидетельством о государственной регистрации права от 09.05.2013.

Пьянникова В.В. является единоличным собственником ..., общей площадью 58,6 кв.м, что следует из договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 22.01.1998, зарегистрированным в РУТИ ...дд.мм.гггг и финансово-лицевого счета. Задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги по состоянию на дд.мм.гггг не имеется.

Мироненкова В.И. и Мироненков Н.П. имеют на праве общей совместной собственности ... пгт. Черемушки ... (выписка из ЕГРЮЛ от дд.мм.гггг за ). Площадь квартиры составляет 58,5 кв.м., задолженности собственники по оплате коммунальных услуг на дд.мм.гггг не имеют.

Соловьева А.Г. и Соловьева Л.Н. имеют на праве совместной собственности ... пгт.Черемушки, ..., общей площадью 43,5 кв.м., что следует из дубликата договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 28.09.1992, зарегистрированного в исполнительном комитете Совета народных депутатов 10.11.1992. Задолженности собственники по оплате коммунальных услуг на дд.мм.гггг не имеют (Выписка из ЕГРП от дд.мм.гггг № 01/005/2014-579, финансово-лицевой счет).

Обращаясь с иском в суд, и.о.прокурора ... указывал, что до дд.мм.гггг истцы пользовались правом на компенсацию понесенных ими расходов за жилое помещение и коммунальные услуги. С дд.мм.гггг меры социальной поддержки истцам не предоставляются.

Оценивая заявленные требования, суд приходит к выводу, что действующим законодательством предусмотрена компенсация расходов за наем жилого помещения, отопление и освещение. Полное возмещение заявленных истцами расходов законом не предусмотрено.

Как уже было отмечено, ранее действовавшим законодательством было закреплено право медицинских и фармацевтических работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Из преамбулы Федерального закона от дд.мм.гггг № 122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

При этом ч. 2 ст. 72 Федерального закона от дд.мм.гггг № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

При таких обстоятельствах установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам является правом органов государственной власти субъектов РФ, которое, вместе с тем, не должно вести к отмене гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от дд.мм.гггг «О принятии в государственную собственность Республики Хакасия муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения ..., Усть-Абаканского и ...ов» утвержден перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых с дд.мм.гггг из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Хакасия.

Приказом Минздрава Республики Хакасия от дд.мм.гггг утверждено Положение о размере, порядке и условиях предоставления и назначения материальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию, которым льготы по оплате расходов за наем жилого помещения, отопление и освещение не предусмотрены.

В связи с чем, учитывая, что истцы являются собственниками вышеуказанных жилых помещений, суд полагает, что возмещению подлежат только расходы на отопление и освещение такого помещения.

При расчете расходов на отопление и освещение суд принимает во внимание региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Республики Хакасия от дд.мм.гггг «Об установлении региональных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг в ...», а также нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, утвержденных Приказом Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от дд.мм.гггг № 86-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», в редакции от 29.05.2013).

В марте ... года Соловьева Л.Н. за жилое помещение и предоставленные жилищно-коммунальные услуги начислено и оплачено 3643,27 руб., в апреле 2013 года - 3622,00 руб., в мае 2013 года - 3612,27 руб., в июне 2013 года -3892,16 руб., в июле 2013 года – 3434,29 руб., в августе 2013 года – 3426,93 руб., в сентябре 2013 года-3020,78 руб.

В судебном заседании установлено, что площадь помещения в размере 43,5 кв.м. не превышает региональный стандарт нормативной площади жилого помещения по 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из трех человек.

С марта по июнь 2013 года тариф по отоплению составлял 23,76 руб., с июля по сентябрь 26,61 руб.

Таким образом, с марта по сентябрь 2013 года за отопление Соловьевой Л.Н. подлежат компенсации расходы: 4 134, 24 руб. + 3 472, 61 руб. = 7 606,85 руб., исходя из следующего расчета:

43,5 кв.м. х 23,76 (руб.) х 4 мес.(с марта по июнь 2013) = 4 134, 24 руб.

43,5 кв.м. х 26,61 (руб.) х 3 мес.(с июля по сентябрь 2013) = 3 472, 61 руб.

Объем потребленной электрической энергии составил за март 2013 года - 196 квт.ч, за апрель 2013 года - 226 квт.ч., за май ... года - 425 квт.ч., за июнь ... года - 237 квт. ч., за июль ... года - 199 квт.ч., за август ... года - 212 квт.ч., за сентябрь ... года - 457 квт.ч.

За март - август ... года норматив для целей предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг по электроснабжению на одного человека в месяц в двухкомнатной квартире (при количестве проживающих в одной квартире - 3 человека) - 456 квт.ч., подлежит взысканию в полном объеме за март - август 2013 года. За сентябрь 2013 года по электроснабжению был перерасход на 1 квт.ч – 1,127 руб., следовательно, взысканию подлежит не в полном объеме размер платы за потребленную электрическую энергию – только в пределах нормы потребления – за 456 квт.

Таким образом, всего за указанный период с марта по август 2013 года за освещение Соловьевой Л.Н. подлежат компенсации расходы, уплаченные за указанную услугу согласно выписке из лицевого счета: 195,02 руб. +221,48 руб. +416,50 руб. +232,26 руб.+ 224,27 руб.+ 238,92руб. = 1528,45 руб.

За сентябрь ... года подлежат компенсации расходы за потребленную электрическую энергию – только в пределах нормы потребления – за 456 квт. в сумме 513,91 руб.

Следовательно, с Министерства финансов Республики Хакасия подлежит взысканию в пользу Соловьевой Л.Н. компенсация расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение в размере: 7 606,85 руб. + 1528,45 руб. + 513,91 руб. = 9 649, 21 руб.

Далее, в марте ... года Мироненковой В.И. за жилое помещение и предоставленные жилищно-коммунальные услуги начислено и оплачено: в апреле ... года -3572,63 руб., в мае ... года -3476,25 руб., в июне ... года - 3107,71 руб., в июле ... года - 3696,69 руб., в августе ... года - 3864,86 руб., в сентябре ... года - 3740,93 руб..

Площадь квартиры Мироненковой В.И. составляет 58,5 кв.м., что превышает региональный стандарт нормативной площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из двух человек, поэтому услуги по обслуживанию жилого помещения площадью 16,5 кв.м. компенсации не подлежат (58,5 кв.м. – 21 кв.м. х 2 чел. =16,5).

С марта по сентябрь ... года за отопление Мироненковой В.И. подлежат компенсации расходы: 3 991, 68 руб. + 3 352,86 руб. = 7 344,54 руб., исходя из следующего расчета:

42 кв.м. х 23,76 (руб.) х 4 мес.(с марта по июнь 2013) = 3 991, 68 руб.

42 кв.м. х 26,61 (руб.) х 3 мес.(с июля по сентябрь 2013) = 3 352,86 руб.

С учетом того, что объем потребленной электрической энергии составил: март ... года - 278 квт.ч, за апрель ... года - 311 квт.ч., за май ... года -квт.ч., за июнь ... года - 206 квт.ч., за июль ... года - 352 квт.ч., за август ... года - 341 квт.ч., за сентябрь ... года - 404 квт.ч., что не превышает норматив для целей предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг по электроснабжению для одного члена семьи состоящей из 2-х человек, оплата электрической энергии подлежит компенсации полном объеме.

Таким образом, всего за указанный период с марта по август 2013 года за освещение Мироненковой В.И. подлежат компенсации расходы, уплаченные за указанную услугу согласно платежным документам: 260, 46 руб. +292, 66 руб. +232,88 руб. + 181,03 руб. +371,29 руб.+ 350,04 руб. +432,32 руб. = 2 120,68 руб.

Следовательно, с Министерства финансов Республики Хакасия подлежит взысканию в пользу Мироненковой В.И. компенсация расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение в размере: 7 344,54 руб. + 2 120,68 руб. = 9 465, 22 руб.

Площадь квартиры Пьянниковой В.В. составляет 58,6 кв.м., что превышает региональный стандарт нормативной площади жилого помещения для одиноко проживающего человека, поэтому услуги по обслуживанию жилого помещения площадью 25,6 кв.м. компенсации не подлежат (58,6 кв.м. – 33 кв.м. х 1 чел. =25,6).

С марта по сентябрь ... года за отопление Пьянниковой В.В. подлежат компенсации расходы: 3 136, 32 руб. + 2 634,39 руб. = 5 770,71 руб., исходя из следующего расчета:

33 кв.м. х 23,76 (руб.) х 4 мес.(с марта по июнь ...) = 3 136, 32 руб.

33 кв.м. х 26,61 (руб.) х 3 мес.(с июля по сентябрь ...) = 2 634,39 руб.

С учетом того, что объем потребленной электрической энергии составил: март ... года - 224 квт.ч, за апрель ... года - 225 квт.ч., за май ... года - 2 квт.ч., за июнь ... года - 206 квт.ч., за июль ... года - 253 квт.ч., за август ... года - 291 квт.ч., за сентябрь ... года - 255 квт.ч., оплата электрической энергии подлежит компенсации в пользу Пьянниковой В.В. в полном объеме, так как объем потребленной электрической энергии в спорный период не превышает нормативов для целей предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг по энергоснабжению для одиноко проживающего человека.

Таким образом, всего за указанный период с марта по август ... года за освещение Пьянниковой В.В. подлежат компенсации расходы, уплаченные за указанную услугу согласно платежным документам: 240,90 руб. +249,05 руб. +250,20 руб. + 225,62 руб. +300,71 руб.+ 322,30 руб. +314,68 руб. = 1903,46 руб.

Следовательно, с Министерства финансов Республики Хакасия подлежит взысканию в пользу Пьянниковой В.В. компенсация расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение в размере: 5 770,71 руб. + 1903,46 руб. = 7 674,17 руб.

Площадь квартиры Поповой Т.С. составляет 58,9 кв.м., что превышает региональный стандарт нормативной площади жилого помещения для одного члена семьи состоящего из двух человек, поэтому услуги по обслуживанию жилого помещения площадью 16,9 кв.м. компенсации не подлежат: (58,9 кв.м. – 21 кв.м. х 2 чел. =16,9 кв.м.).

С марта по сентябрь ... года за отопление Поповой Т.С. подлежат компенсации расходы: 3 991, 68 руб. + 3 352,86 руб. = 7 344,54 руб., исходя из следующего расчета:

42 кв.м. х 23,76 (руб.) х 4 мес.(с марта по июнь 2013) = 3 991, 68 руб.

42 кв.м. х 26,61 (руб.) х 3 мес.(с июля по сентябрь 2013) = 3 352,86 руб.

С учетом того, что объем потребленной электрической энергии составил март 2013 года - 291 квт.ч, за апрель ... года - 279 квт.ч., за май ... года - 2 квт.ч., за июнь ... года - 235 квт.ч., за июль ... года - 257 квт.ч., за август ... года - 298 квт.ч., за сентябрь ... года - 205 квт.ч., за октябрь ... года - 211 квт.ч., оплата электрической энергии подлежит компенсации в пользу Поповой Т.С. в полном объеме, так как объем потребленной электрической энергии в спорный период не превышает нормативов для целей предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг по энергоснабжению для одного члена семьи, состоящей из 2 человек.

Таким образом, всего за указанный период с марта по август ... года за освещение Поповой Т.С. подлежат компенсации расходы, уплаченные за указанную услугу согласно платежным документам: 319,31 руб. +327,68 руб. +252,90 руб. + 244,57 руб. +317,38 руб.+ 347,52 руб. +258,78 руб. = 2068,14 руб.

Следовательно, с Министерства финансов Республики Хакасия подлежит взысканию в пользу Поповой Т.С. компенсация расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение в размере: 7 344,54 руб. + 2068,14 руб. = 9 412,68 руб.

Поскольку суд, как указано выше, пришел к выводу, что предоставление такого рода компенсации относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, с правом субъектов Российской Федерации в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, суд приходит к выводу о наличии оснований и для удовлетворения требования истца о возложении на Министерство финансов Республики Хакасия обязанности по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Поповой ... в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., с дд.мм.гггг, Мироненковой ... в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., с дд.мм.гггг, Соловьевой ...... в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ......, с дд.мм.гггг, Пьянниковой ... в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., с дд.мм.гггг.

Учитывая, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Республики Хакасия, оснований для взыскания с Министерства финансов РФ и Администрации ... в пользу истцов расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение, а также возложения обязанности по ежемесячному предоставлению социальной поддержки указанным материальным истцам в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора ..., действующего в интересах Соловьевой ..., Мироненковой ..., Поповой Татьяны ..., Пьянниковой ..., удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия в пользу Пьянниковой ... компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., за март-сентябрь ... года в размере 7 674 рубля 17 копеек.

Возложить на Министерство финансов Республики Хакасия обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Пьянниковой ... в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., с дд.мм.гггг.

Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия в пользу Мироненковой ... компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., за март-сентябрь ... года в размере 9 465 рублей 22 копейки.

Возложить на Министерство финансов Республики Хакасия обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Мироненковой ... в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., пгт..., с дд.мм.гггг.

Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия в пользу Соловьевой ... компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., пгт. Черемушки, ..., за март-сентябрь ... года в размере 9 649 рублей 21 копейку.

Возложить на Министерство финансов Республики Хакасия обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Соловьевой ... в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., пгт. Черемушки, ..., с дд.мм.гггг.

Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия в пользу Поповой ... компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., пгт. Черемушки, ..., за март-сентябрь 2013 года в размере 9 412 рублей 68 копеек.

Возложить на Министерство финансов Республики Хакасия обязанность по ежемесячному предоставлению социальной поддержки Поповой ... в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., с дд.мм.гггг.

В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурору ..., действующему в интересах Опариной ..., Новичихиной ..., Гордеевой ... к Министерству финансов Республики Хакасия отказать.

В удовлетворении исковых требований Прокурора ..., действующего в интересах Соловьевой ..., Мироненковой ..., Поповой ..., Пьянниковой ..., к Министерству финансов Российской Федерации, к Администрации ... о взыскании в пользу Соловьевой ..., Мироненковой ..., Поповой ..., Пьянниковой ... денежных средств и обязании производить ежемесячные выплаты в счет компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, отказать

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.

Председательствующий А.О. Бастракова

Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг

Судья А.О. Бастракова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...