Дело № 2-37/2024
УИД 19RS0003-01-2023-002287-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года г. Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Плетневой Т.А.,
при секретаре Аракчаа М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г.Саяногорска об обязании осуществить финансирование затрат на выполнение мероприятий по организации устранения недостатков работ системы вентиляции в виде проведения экспертизы об установлении причины неправильной работы вентиляции, работ по устранению эффекта «опрокидывания тяги» вентиляции, обязании организовать устранение недостатков выполненных работ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г.Саяногорска об обязании осуществить финансирование затрат на выполнение мероприятий по организации устранения недостатков работ системы вентиляции в виде проведения экспертизы об установлении причины неправильной работы вентиляции, работ по устранению эффекта «опрокидывания тяги» вентиляции, обязании организовать устранение недостатков выполненных работ, мотивируя исковые требования тем, что Прокуратурой г. Саяногорска в деятельности Комитета жилищно- коммунального хозяйства и транспорта г. Саяногорска выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Установлено, что ДАТА между Комитетом ЖКХиТ г. Саяногорска и ООО <> заключен контракт № (далее - контракт) на строительство многоквартирного дома <адрес>). Строительство дома осуществлено с целью переселения граждан из аварийных жилых домов. Согласно п. 1.1 контракта подрядчик обязан выполнить все предусмотренные проектной документацией строительно-монтажные работы. Согласно п.п. 4.1.4, 4.1.5, 4.2.1 заказчик обязан: передать подрядчику необходимую для строительства рабочую документацию, осуществить приему выполненных работ. Актом межведомственной комиссии от ДАТА дом №31 принят в эксплуатацию. С 2020 г. в адрес заместителя главы МО г. Саяногорск по ЖКХиТ, руководителя Комитета ЖКХиТ г. Саяногорска от жителей дома № 31, а также от управляющей компании неоднократно поступала информация о нерабочем состоянии вентиляции (обращения от ДАТА, ДАТА). Из обращений жильцов дома №31 следует, что в зимнее время на решетках вентиляции квартир образуется изморозь и присутствует обратная тяга. Кроме того, директором ООО <>ДАТА руководителю комитета ЖКХиТ г. Саяногорска сообщено, что вентиляционная система дома №31 выполнена в соответствии с разработанной проектной документацией. Обратный приток воздуха в помещения объясняется тем, что в каждой квартире предусмотрено 2 стояка вентиляционных шахт (один вытяжной, другой приточный). Поскольку помещения дома герметичны, система вентиляции не работает. Для исправления сложившейся ситуации необходимо установить «альпийские форточки», либо вытяжные вентиляторы. Данные работы контрактом № не предусмотрены. Актом осмотра, проведенного прокуратурой города совместно со специалистами Комитета ЖКХиТ г. Саяногорска, ООО УК «Багульник» ДАТА установлено, что система вентиляции дома № 31 находится в нерабочем состоянии. В нарушение ст. 6 Закона № 44-ФЗ, ст. 309, ч. 1 ст. 721, ч.ч. 1, 2 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации Комитет. ЖКХиТ г. Саяногорска по контракту № не обеспечил ООО <> технической документацией, обеспечивающей выполнение системы вентиляции дома №31 пригодной к эксплуатации, принял объект капитального строительства в эксплуатацию при условии нерабочего состояния вентиляции дома, меры направленные на приведение ее в рабочее состояние не принял. Прокурором города ДАТА на имя главы МО г. Саяногорск внесено представление об устранении указанного нарушения законодательства. Однако до настоящего времени недостатки выполненных работ не устранены. На запросы прокуратуры города главой МО г. Саяногорск представлены следующие ответы и документы. Так, ответом от ДАТА сообщено о том, что недостатки будут устранены подрядчиком. Протоколом № 1 от ДАТА установлено, что подрядчиком работы выполнены в соответствии с проектной документацией. Ответом от ДАТА сообщено, что подрядчиком будут приняты меры по увеличению высоты воздуховодов. Ответом от ДАТА сообщено, что увеличение высоты воздуховодов положительного результата не дало. В настоящее время Комитетом ЖКХиТ г. Саяногорска выявлен эффект «опрокидывания тяги». В этой связи органом местного самоуправления направлены запросы в экспертные организации с целью выявления причин некорректной работы вентиляционной системы дома. Пунктом 3 ст. 23 Устава МО г. Саяногорск, утвержденного решением Саяногорского городского совета депутатов от ДАТА№ (далее - Устав), установлено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Согласно п. 11 ч. 5 ст. 30 Устава глава администрации организует исполнение местного бюджета, является главным распорядителем средств местного бюджета, утверждает смету доходов и расходов Администрации. Согласно п.п. 3, 5, 9 ч. 2 ст. 36 Устава к полномочиям Администрации в сфере бюджетно-финансового регулирования относится: распределение денежных поступлений между главными распорядителями средств местного бюджета в соответствии с утвержденным бюджетом; составление проекта бюджета; внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов; исполнение местного бюджета; осуществление контроля за исполнением местного бюджета; составление отчета об исполнении местного бюджета и представление его на утверждение Совету депутатов, утверждение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета; обеспечение исполнения местного бюджета, осуществление корректировки бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов. Статьей 5 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Саяногорск», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА№ (далее - Положение), администрация обладает следующими бюджетными полномочиями: устанавливает порядок и сроки составления проекта местного бюджета; обеспечивает составление проекта местного бюджета; обеспечивает исполнение местного бюджета; в пределах своей компетенции устанавливает и исполняет расходные обязательства муниципального образования г. Саяногорск. Согласно ч. 1 ст. 9 Положения составление проекта местного бюджета - исключительная компетенция администрации. Согласно п. 25 Положения о Комитете ЖКХиТ, утвержденного постановлением Администрации МО г. Саяногорск от ДАТА№ установлено, что его финансирование осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования г. Саяногорск. Комитетом ЖКХиТ г. Саяногорска объем финансирования на выполнение указанных мероприятий не определен, Администрацией МО г. Саяногорск их финансирование не произведено. Указанное нарушение влечет нарушение прав неопределенного круга граждан на создание благоприятных и безопасных условий их проживания. Просит обязать Администрацию муниципального образования город Саяногорск в срок до ДАТА осуществить финансирование затрат Комитета по Жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска на выполнение мероприятий по организации устранения недостатков работы системы вентиляции дома №31 <адрес> в виде проведения экспертизы об установлении причины неправильной работы вентиляции, работ по устранению эффекта «опрокидывания тяги» вентиляции. Обязать Комитет по Жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска организовать в срок до ДАТА устранение недостатка выполненных работ, а именно устранить эффект «опрокидывания тяги» вентиляции дома № 31 <адрес> в соответствии с установленными нормативами.
Представитель истца помощник прокурора г. Саяногорска П.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Саяногорск Е.О. в судебное заседание не явилась, представила возражения на иск, согласно которому Администрация муниципального образования г.Саяногорск не согласна с предъявленными к ней исковыми требованиями по следующим основаниям: Постановлением Администрации муниципального образования город Саяногорск от ДАТА№, утверждено Положение о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска, согласно которому Комитет является органом Администрации муниципального образования город Саяногорск, наделенным правами юридического лица, входит в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, является муниципальным казенным учреждением. Комитет от своего имени заключает договоры, приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п.2, п.10, п.11 Положения). Контракт на строительство многоквартирного дома №31 <адрес> заключен между Комитетом ЖКХиТ г.Саяногорска и ООО <> Согласно части 3 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Таким образом, устранение недостатков выполненных работ должно осуществляться за счет Комитета ЖКХиТ г. Саяногорска. Согласно бюджетному процессу финансирование затрат Комитета по ЖКХиТ на выполнение соответствующих мероприятий осуществляется из местного бюджета на основании ведомственной структуры расходов бюджета, утвержденной Решением о бюджете муниципального образования город Саяногорск на очередной финансовый год и на плановый период. В соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами Комитет ЖКХиТ выступает главным распорядителем и получателем бюджетных средств, закрепленных за Комитетом в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами (пн. 16 п.22 Положения); участвует в разработке проекта бюджета муниципального образования г. Саяногорск на очередной финансовый год и на плановый период в пределах полномочий Комитета как участника бюджетного процесса (пп.15 п.22, пп.13 п.23). В силу того, что Комитет по ЖКХиТ является главным распорядителем бюджетных средств и в соответствии с действующим Порядком составления проекта бюджета муниципального образования город Саяногорск на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Администрации муниципального образования г.Саяногорск от ДАТА№, является субъектом бюджетного планирования, он вправе вносить предложения по изменению лимитов бюджетных обязательств при составлении проекта бюджета. Согласно указанному Порядку, субъекты бюджетного планирования до 20.09 текущего года направляют в финансовый орган (БФУ) муниципального образования г.Саяногорск проекты бюджетов с обоснованиями по своей подведомственности. Для включения в Решение о бюджете муниципального образования город Саяногорск на 2024 год расходов на выполнение мероприятий по организации устранения недостатков работы системы вентиляции дома №31 <адрес>, работ по устранению эффекта «опрокидывания тяги» вентиляции, Комитет по ЖКХиТ г.Саяногорска должен рассчитать затраты, составить сметные расчеты и до ДАТА подать в БФУ документы на включение этих расходов в Решение о бюджете. Выделение лимитов бюджетных обязательств на финансирование затрат Комитета по ЖКХиТ на выполнение исковых требований в срок до ДАТА не представляется возможным. Кроме того, в целях выполнения возложенных на Комитет функций, в финансовых правоотношениях он самостоятельно выступает в качестве ответчика от имени муниципального образования г.Саяногорск.
Представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска по доверенности Б.Н. представила заявление, в котором полностью поддержала возражения представителя ЖКХиТ г.Саяногорска, согласно которым данное исковое заявление подано в интересах жителей дома № 31 <адрес>, что исключает неопределенность лиц. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц, однако он не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Кроме того проблемы с «опрокидыванием тяги» существуют не у всех жителей указанного дома, что подтверждается письмом от ДАТА направленного жителями в УК ООО «Багульник». Это еще значительнее сокращает число граждан в интересах которых подан иск. Истец в заявлении ссылается на письмо ООО <> в котором говорится о том, что работы выполнены в строгом соответствии с проектной документацией, и для устранения «обратной тяги» необходимо установка «альпийских форточек» либо вытяжных вентиляторов. Ни один из указанных доводов не подтвержден. Экспертиза подтверждающая данные доводы ООО <> не проведена. Пункт 9.5. Контракта № гласит, что Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты) работ, обнаруженные в период гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа Объекта и его частей, неправильной эксплуатации, ненадлежащего ремонта Объекта, произведенного Заказчиком или привлеченными Заказчиком третьими лицами. Просит прекратить производство по делу.
Представитель третьего лица, ООО УК «Багульник» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативностъ обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество, выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Как установлено судом, ДАТА между Комитетом ЖКХиТ г. Саяногорска и ООО <> заключен контракт № на строительство многоквартирного дома № 31 <адрес>.
Строительство дома осуществлено с целью переселения граждан из аварийных жилых домов.
Согласно п. 1.1 контракта подрядчик обязан выполнить все предусмотренные проектной документацией строительно-монтажные работы.
Согласно п.п. 4.1.4, 4.1.5, 4.2.1 заказчик обязан передать подрядчику необходимую для строительства рабочую документацию, осуществить приемку выполненных работ.
Актом межведомственной комиссии от ДАТА дом №31 принят в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что начиная с 2020 г. в адрес заместителя главы МО г. Саяногорск по ЖКХиТ, руководителя Комитета ЖКХиТ г. Саяногорска от жителей дома № 31, а также от управляющей компании неоднократно поступала информация о нерабочем состоянии вентиляции, что подтверждается представленными истцом обращениями от ДАТА, ДАТА.
Из вышеуказанных обращений жильцов дома №31 следует, что в зимнее время на решетках вентиляции квартир образуется изморозь и присутствует обратная тяга.
Директором ООО <>ДАТА руководителю комитета ЖКХиТ г. Саяногорска направлено сообщение, что вентиляционная система дома №31 выполнена в соответствии с разработанной проектной документацией.
Обратный приток воздуха в помещения объясняется тем, что в каждой квартире предусмотрено 2 стояка вентиляционных шахт (один вытяжной, другой приточный). Поскольку помещения дома гермитичны, система вентиляции не работает. Для исправления сложившейся ситуации необходимо установить «альпийские форточки», либо вытяжные вентиляторы. Данные работы контрактом № не предусмотрены.
Из Акта осмотра, проведенного прокуратурой города совместно со специалистами Комитета ЖКХиТ г. Саяногорска, ООО УК «Багульник» ДАТА установлено, что система вентиляции дома № 31 находится в нерабочем состоянии.
Суд находит обоснованными доводы истца, что в нарушение ст. 6 Закона № 44-ФЗ, ст. 309, ч. 1 ст. 721, ч.ч. 1, 2 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации Комитет ЖКХиТ г. Саяногорска по контракту № не обеспечил ООО <> технической документацией, обеспечивающей выполнение системы вентиляции дома № 31 пригодной к эксплуатации, принял объект капитального строительства в эксплуатацию при условии нерабочего состояния вентиляции дома, меры направленные на приведение ее в рабочее состояние не принял.
Из материалов дела следует, что прокурором города ДАТА на имя главы МО г. Саяногорск внесено представление об устранении указанного нарушения законодательства. Однако до настоящего времени недостатки выполненных работ не устранены.
На запросы прокуратуры города главой МО г. Саяногорск представлены ответы с подтверждающими документами.
Так, ответом от ДАТА сообщено о том, что недостатки будут устранены подрядчиком.
Протоколом № 1 от ДАТА установлено, что подрядчиком работы выполнены в соответствии с проектной документацией.
Ответом от ДАТА сообщено, что подрядчиком будут приняты меры по увеличению высоты воздуховодов.
Ответом от ДАТА сообщено, что увеличение высоты воздуховодов положительного результата не дало. В настоящее время Комитетом ЖКХиТ г. Саяногорска выявлен эффект «опрокидывания тяги». В этой связи органом местного самоуправления направлены запросы в экспертные организации с целью выявления причин некорректной работы вентиляционной системы дома.
На основании ч. 1 ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, что следует из п. 3 ст. 23 Устава МО г. Саяногорск, утвержденного решением Саяногорского городского совета депутатов от 31.05.2005 № 35.
Согласно п. 11 ч. 5 ст. 30 Устава глава администрации организует исполнение местного бюджета, является главным распорядителем средств местного бюджета, утверждает смету доходов и расходов администрации.
Согласно п.п. 3, 5, 9 ч. 2 ст. 36 Устава МО г. Саяногорск к полномочиям Администрации в сфере бюджетно-финансового регулирования относится: распределение денежных поступлений между главными распорядителями средств местного бюджета в соответствии с утвержденным бюджетом; составление проекта бюджета; внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов; исполнение местного бюджета; осуществление контроля за исполнением местного бюджета; составление отчета об исполнении местного бюджета и представление его на утверждение Совету депутатов, утверждение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета; обеспечение исполнения местного бюджета, осуществление корректировки бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов.
Статьей 5 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Саяногорск», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от 22.02.2012 № 109 (далее - Положение), администрация обладает следующими бюджетными полномочиями: устанавливает порядок и сроки составления проекта местного бюджета; обеспечивает составление проекта местного бюджета; обеспечивает исполнение местного бюджета; в пределах своей компетенции устанавливает и исполняет расходные обязательства муниципального образования г. Саяногорск.
Согласно ч. 1 ст. 9 Положения составление проекта местного бюджета - исключительная компетенция администрации.
Согласно п. 25 Положения о Комитете ЖКХиТ, утвержденного постановлением Администрации МО г. Саяногорск от 09.09.2017 № 738 установлено, что его финансирование осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования г. Саяногорск.
Комитетом ЖКХиТ г. Саяногорска объем финансирования на выполнение указанных мероприятий не определен, Администрацией МО г. Саяногорск их финансирование не произведено.
Доводы представителя ответчика ЖКХиТ г. Саяногорска о том, что данное исковое заявление подано в интересах жителей дома № 31 <адрес>, что исключает неопределенность лиц, он не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан, суд считает необоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Выявленные прокурором нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, как посещающих, так и проживающих граждан на создание благоприятных и безопасных условий их проживания и нахождения в жилом помещении.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, судом не установлено, в этой связи иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиками, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть выполнено решение суда.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Саяногорск (ИНН 1902007863), Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г.Саяногорска (ИНН1902019450) об обязании осуществить финансирование затрат на выполнение мероприятий по организации устранения недостатков работ системы вентиляции в виде проведения экспертизы об установлении причины неправильной работы вентиляции, работ по устранению эффекта «опрокидывания тяги» вентиляции, обязании организовать устранение недостатков выполненных работ, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Саяногорск в срок до ДАТА осуществить финансирование затрат Комитета по Жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска на выполнение мероприятий по организации устранения недостатков работы системы вентиляции дома №31 <адрес> в виде проведения экспертизы об установлении причины неправильной работы вентиляции, работ по устранению эффекта «опрокидывания тяги» вентиляции.
Обязать Комитет по Жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска организовать в срок до ДАТА устранение недостатка выполненных работ, а именно устранить эффект «опрокидывания тяги» вентиляции дома № 31 <адрес> в соответствии с установленными нормативами.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Плетнева Т.А.