ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1435/202207АП от 07.04.2022 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

47RS0006-01-2021-008177-54

Дело 2-1435/2022 07 апреля 2022 года

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,

с участием прокурора Рагимова К.Г.,

при секретаре Пикалевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора к ООО «Гранд» об обязании принять меры по противодействию коррупции,

установил:

Гатчинский городской прокуратур обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ООО «Гранд» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, а именно: разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; утвердить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов; включить в меры по противодействию коррупции сотрудничество с правоохранительными органами и недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Представитель процессуального истца в суд явился, на иске настаивал.

Представитель ответчика, в суд не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в связи со следующим.

В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В полученной судом выписке ЕГРЮЛ адресом места нахождения ответчика указан адрес: <адрес> (л.д. 14).

Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Ответчику судебное извещение было доставлено по указанному адресу, сведений о причинах неявки, доказательств их уважительности ответчиком не представлено, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявлялось.

Изучив представленные материалы и выслушав доводы явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В обоснование заявленных требований процессуальным истцом указано, что Гатчинской городской прокуратурой во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции управляющей организацией ООО «Гранд».

По результатам проверки процессуальным истцом было установлено, что ответчиком заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями – имеющими в уставном капитале долю государства, а также обществом обслуживается муниципальное имущество на территории района, при этом в нарушение требований статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры, направленные на противодействие коррупции, приняты ООО «Гранд» не в полном объеме: Обществом не выполнены следующие мероприятия: не издан приказ об утверждении кодекса этики и служебного поведения работников Общества; не разработаны и не утверждены Планы мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2022 годы; не составлены отчеты об исполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за 2021 год с приложением подтверждающих документов; не утвержден Перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также Карты коррупционных рисков; не разработано Положение по предупреждению и противодействию коррупции, а также о комиссии по противодействию коррупции, оценка коррупционных рисков деятельности в учреждении; не создана комиссия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Как указал процессуальный истец, ранее, по результатам проведенной городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года проверкой Гатчинским городским прокурором генеральному директору ООО «Гранд» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции ООО «Гранд». Указанное представление рассмотрено и удовлетворено частично, о чем в городскую прокуратуру направлен соответствующий ответ, согласно которому ряд мероприятий планировался Обществом к исполнению в ближайшее время. Вместе с тем Обществом не разработан и не принят полный комплекс меры по предупреждению коррупции, что подтверждается материалом проверки.

Доводы прокурора, изложенные в иске, ответчиком не опровергнуты.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под коррупцией понимается: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. При этом к противодействию коррупции относится деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Частью 1 статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции предусмотрено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, в соответствии с ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции, принимаемые в организации, включают в себя: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» разработаны «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях и методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации. Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом они, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции, то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 3 раздела 1).

Ненадлежащее исполнение требований законодательства о противодействии коррупции свидетельствует о непринятии ответчиком достаточных мер по профилактике коррупционных правонарушений, что создает условия, при которых работники данной организации могут реализовывать личные интересы вопреки интересам организации и препятствует реализации государственной антикоррупционной политики.

Статьей ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд считает, что установление срока для исполнения решения суда – 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации – ст. 103 ГПК РФ.

В связи с этим с ответчика подлежит взысканию в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области госпошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 235, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гатчинского городского прокурора к ООО «Гранд» об обязании принять меры по противодействию коррупции, удовлетворить.

Обязать ООО «Гранд» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, а именно: разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; утвердить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов; включить в меры по противодействию коррупции сотрудничество с правоохранительными органами и недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Взыскать с ООО «Гранд» в бюджет Гатчинского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Разъяснить ООО «Гранд» право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 08.04.2022 г.