Дело №2-1437/2017 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Кучеренко Н.В., при секретаре – Оплачко А.Е., с участием истца – ФИО1, и представителей ответчиков – ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о взыскании убытков, возникших вследствие вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействий) Совета министров Республики Крым, о взыскании морального вреда, УСТАНОВИЛ: Истец ФИО1 обратился в суд с первоначально с иском в порядке ГПК РФ к ответчикам Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о признании ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии не соответствующей законодательству Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения об утверждении ликвидационного баланса, о взыскании убытков, возникших вследствие вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействий) Совета министров Республики Крым, о взыскании морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что истец работал в Региональном центре по гидрометеорологии в Республике Крым, однако, на основании распоряжения Совета министров №1484-р от 23.12.2014г. приказом Регионального центра по гидрометеорологии в Республике Крым (далее - РЦГМ в РК) №8 к от 08.03.2015г. истец уволен с работы в связи с ликвидацией организации с выплатой выходного пособия. При увольнении с истцом был произведён расчет, но не в полном объёме, решениями суда в его пользу взысканы денежные суммы в определённом размере. Истцом в адрес председателя ликвидационной комиссии Центра направлялись письма с требованием произвести оплату по решениям судов, однако, в ответ поступило письмо №320 от 13.05.2015г., в котором требования истца не удовлетворены. Впоследствии, в связи с прекращением Центра, как юридического лица, эти денежные суммы истцу так и не были выплачены, исполнительные производства окончены в связи с ликвидацией этого лица. При этом, как указывает истец в обоснование иска, принимая решение о ликвидации РЦГМ в РК, ответчик Совет министров нарушил законодательство Российской Федерации, а именно: ст. 61 п.2 ГК РФ - не обосновал причину ликвидации Центра, правильно было бы - реорганизовать. Также, истец обращался Министерство экологии и природных ресурсов РК с просьбой произвести причитающиеся ему выплаты в связи с увольнением из РЦГМ в РК, однако, истцу было отказано. Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 25.08.2015г. №740-р утвержден ликвидационный баланс РЦГМ в РК, организация прекратила существование в полном объёме, вопреки имеющимся долгам, не включающим надлежащие выплаты работникам РЦГМ в РК в соответствии с действующим законодательством РФ, чем истцу причинён материальный ущерб. Кроме этого, истцу также причинен и моральный вред, поскольку действиями (бездействием) чиновников вынудили истца обращаться в разные органы власти, вследствие чего истец испытывает постоянные переживания, головные боли, обращался поликлинику. Моральный вред истец оценил в 500 000 руб. В связи с чем, обращаясь в суд, истец окончательно просил признать ликвидацию Регионального центра по гидрометеорологии в РК не соответствующей законодательству Российской Федерации, признать недействительным распоряжение №799-9 Совета министров РК об утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК, имеющего долги на момент утверждения баланса, взыскать с ответчика Совета министров РК убытки в размере 44 062 рублей, возникшие вследствие вреда причинённого в результате незаконных действий (бездействий) Совета министров РК при ликвидации и утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК, не включившего надлежащие выплаты работникам центра при его ликвидации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, взыскать с ответчиков: Совета министров РК, Министерства экологии и природных ресурсов РК, УФССП по РК солидарно моральный вред в размере 500 тыс. рублей согласно ст. 1080 ГК РФ. Определением суда от 22.08.2017г. исковые требования ФИО1 к Совету министров РК, Министерству экологии и природных ресурсов РК в части о признании ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии не соответствующей законодательству Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения об утверждении ликвидационного баланса, в рамках гражданского дела №2-1437/2017 выделены в отдельное производство для рассмотрения в порядке КАС РФ. Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить на основании вышеизложенного. Представители Министерства экологии и природных ресурсов РК по доверенности – ФИО2 и Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым по доверенности - ФИО3 иск не признали, считая его необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Представитель ответчика Совета министров РК в последнее судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Вместе с тем, направил письменные возражения на иск, считая его необоснованным. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям. В соответствии со ст. ст. 56, 68, 196 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны; суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Судом установлено, что до 17.03.2014г. Автономная Республика Крым входила в состав государства Украины. Постановлением Государственного совета Республики Крым №1745-6/14 от 17.03.2014 года провозглашено о независимости Крыма. Согласно ст.ст. 1, 9, 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014г., Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего договора. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Настоящий Договор временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты ратификации. Ратифицирован Договор 21.03.2014 года. Согласно ст.6 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. Согласно п.1.3. Постановления Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 №1837-6/14 «О национализации территориальных органов, предприятий и имущества сферы управления Министерства экологии и природных ресурсов и иных государственных органов, предприятий, расположенных на территории Республики Крым» национализировано в собственность Республики Крым имущество Государственной организации Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, расположенной на территории Республики Крым: Регионального центра по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым (местонахождение: 95034, <...>, ЕГРПОУ 22274933). При этом, как установлено, согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», участниками деятельности гидрометеорологической службы являются: федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и организации. В связи с чем, учитывая, что в качестве самостоятельного юридического лица вышеуказанный Центр в Республике Крым функционировать не мог, поскольку это бы противоречило вышеуказанному Закону о существовании в субъектах РФ именно территориальных органов вышеуказанной федеральной службы, 23.12.2014г. издано распоряжение №1484-р «О ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии в Республике Крым», которым определено: ликвидировать Региональный центр по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым (местонахождение: 295034, <...>, ЕГРПОУ 22274933); создать ликвидационную комиссию Регионального центра по гидрометеорологии в Республике Крым. Данным распоряжением утвержден и председатель этой ликвидационной комиссии. При этом, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №2733-р образовано новое юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», которое отнесено к ведению Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В дальнейшем, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 28.04.2015 №371-р «О передаче имущества» имущество, находящееся на балансе Регионального центра по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым, передано в безвозмездное пользование Федеральному государственному бюджетному учреждению «Крымское управление по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды». На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.12.2014г. №1484-р, приказом №8/к от 02.03.2015г. Регионального центра по гидрометеорологии в АРК истец ФИО1 был уволен по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации. По итогам проведенных ликвидационной комиссией вышеуказанного Центра мероприятий, составлен ликвидационный баланс учреждения Региональный центр по гидрометеорологии в РК. Как установлено судом, баланс – нулевой, т.е. сведений о наличии задолженности по выплате каких либо денежных сумм уволенным работникам Центра, в том числе, перед истцом, баланс не содержит. Ответчиком Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, как установлено, подготовлен проект распоряжения Совета министров РК «Об утверждении ликвидационного баланса». На основании предоставленных документов, распоряжением Совета министров Республики Крым от 25.08.2015г. №740-р утвержден ликвидационный баланс Регионального центра по гидрометеорологии РК, и соответственно, данное юридическое лицо прекратило свою деятельность. Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 в части взыскания с Совета министров РК убытков в размере 44 062 рублей, возникших вследствие вреда причинённого в результате незаконных действий (бездействий) Совета министров РК при ликвидации и утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК, не включившего надлежащие выплаты работникам центра при его ликвидации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, суд выходит из необоснованности заявленного искового требования. Так, как пояснил истец, с ответчика Совета Министров РК подлежат взысканию убытки в размере 44 062 рублей, поскольку они возникли вследствие вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) Совета министров РК при ликвидации и утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК, не включившего надлежащие выплаты работникам центра при его ликвидации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом, решение по ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии в РК, а также распоряжение Совета министров РК об утверждении ликвидационного баланса Регионального центра по гидрометеорологии в РК были предметом рассмотрения суда в рамках административного дела, при этом, в признании их незаконными решением суда от 18.10.2017г. №2а-2599/2017 отказано. Решение не обжаловано, вступило в законную силу. Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Поскольку данным судебным постановлением, вступившим в законную силу, установлено, что решения и действия Совета министров РК по ликвидации Регионального центра по гидрометеорологии, об утверждении ликвидационного баланса законны, обоснованы, осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных законом, в предусмотренные законом сроки и способом, данные обстоятельства в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, являются доказанными и по настоящему делу. Более того, как пояснил истец в суде, под убытками, причинёнными ответчиком, он фактически понимает денежные суммы, взысканные решениями Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 23.06.2015г. №2-2062/2015 (л.д. 9-14) и от 06.08.2015г. №2-3258/2015 (л.д.20-21) и не выплаченные ему до настоящего времени. Вместе с тем, исходя из содержания данных решений, на Совет министров РК обязанностей по выплате истцу таких денежных сумм не возлагалось, иных надлежащих и достоверных доказательств наличия понесённых истцом убытков вследствие неправомерных действий (бездействия) Совета министров РК - суду не предоставлено, судом в ходе судебного разбирательства - не добыто. Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, в части солидарного взыскания с Совета министров РК, Министерства экологии и природных ресурсов РК, УФССП по РК компенсации морального вреда, суд выходит из следующего. В соответствии с п.1 ст.1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. В силу ст.1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса. П.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Таким образом, при рассмотрении исковых требований в этой части следует выходить из случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе. В соответствии с п.1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10, суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Истец же, как установлено, обращаясь в суд, указывает на причинение ему морального вреда ответчиками вследствие нарушения его имущественного права, а именно: на получение определённых денежных средств. При этом, ответчиками Советом министров РК и Министерством – ввиду не соответствующей закону ликвидацией юридического лица, а ответчиком УФССП России по Республике Крым – бездействием в части исполнения вышеуказанных решений суда. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оценивая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт причинения ему ответчиками физических и нравственных страданий. Так, во-первых, доказательств признания незаконными действия (бездействия) указанных ответчиков в административном порядке суду не представлено, во-вторых, причинение лицу имущественного вреда не является основанием для взыскания компенсации причинённого морального вреда в указанном истцом случае недополучения денежных средств. При этом, следует отметить, что судом истребовались для обозрения в судебном заседании материалы исполнительного производства по исполнению решения суда №2-2062/2015, исполнительное производство, как установлено, было возбуждено 18.08.2015г. и окончено 10.11.2015г., оригинал исполнительного листа выдан нарочно взыскателю 19.01.2016г., действия (бездействие) соответствующего судебного пристава-исполнителя незаконными не признавались, истцом не обжаловалось. Кроме того, исковые требования о взыскании морального вреда с ответчика Совета министров РК удовлетворению не подлежат по тем обстоятельствам, что являются фактически дополнительными к главному, в удовлетворении которого отказано. Таким образом, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объёме ввиду отсутствия правовых и фактических оснований для их удовлетворения. При этом, следует отметить, что отказ в удовлетворении иска, не лишает истца ФИО1 иного способа защиты своих нарушенных прав. В связи с отказом в удовлетворении иска, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, судебные расходы по делу взысканию с ответчиков не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 9, 38, 56, 61, 98, 103, 167, 194–199 ГПК Российской Федерации, суд, - РЕШИЛ: В удовлетворении иска ФИО1 к Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о взыскании убытков, возникших вследствие вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействий) Совета министров Республики Крым, о взыскании морального вреда – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: Н.В. Кучеренко Решение суда принято в окончательной форме 04 декабря 2017 года. |