ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1439/2013 от 25.11.2013 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-1439/2013 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2013 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.,

при секретаре Филимоновой Ю.А.,

с участием истца ФИО1, представителя третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью «Перммежлесхоз», Федеральному агентству лесного хозяйства, ГКУ «Пермское лесничество», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании недействующими материалы лесоустройства, признании недействительным лесотаксационное описание, сведения государственного лесного реестра, исключении сведений из государственного лесного реестра, признании расположенными вне границ земель лесного фонда земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Перммежхозлес» (далее – ООО «Перммежхозлес»), Федеральному агентству лесного хозяйства, Государственному краевому учреждению «Пермское лесничество» (далее - ГКУ «Пермское лесничество») о признании недействительными материалов лесоустройства – Проект организации и развития лесного хозяйства Пермского производственного объединения «Межхозлес», включая План лесонасаждений ПФ «Сылвенская», 1995 года. Свои требования мотивировал тем, что он приобрел на праве собственности земельный участок, общей площадью <данные изъяты>м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Границы земельного участка установлены при его межевании. Решением Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по его иску к Территориальному управлению Росимущества по Пермскому краю признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда леса 1-й и 2-й группы, общей площадью <данные изъяты>.м., в части относящейся к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>. Кассационным определением Пермского краевого суда от 17.08.2011 года данное решение оставлено без изменения. Приведенными судебными актами установлено, что согласно материалам лесоустройства - Проекту организации и развития лесного хозяйства Пермского производственного объединения «Межхозлес», Плану лесонасаждений ПФ «Сылвенская», принадлежащий ему участок накладывается на земли лесного фонда. Данное обстоятельство также подтверждается письмом ГКУ «Пермское лесничество» № 1201 от 26.12.2011 года. Считает вышеуказанные материалы лесоустройства недействительными, поскольку план лесонасаждений ПТФ «Сылвенская» не содержит сведений о нахождении в его составе участков лесного фонда и проведение лесоустройства не изменило категорию земель сельскохозяйственного назначения, лесоустройство выполнено с существенным нарушений положений Инструкции по лесоустройству, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства № 265 от 15.12.1994 года. Кроме того, проект лесоустройства не утвержден федеральным органом управления в сфере лесного хозяйства и не порождает юридических последствий. Указанный документ является основанием для формирования лесного участка, который согласно Проекту включает принадлежащий истцу участок, расположенный на землях населенных пунктов.

Впоследствии ФИО1 уточнил иск, привлек к участию в качестве соответчика Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, поскольку оно является государственным органом, уполномоченным на ведение государственного лесного реестра. В настоящее время принадлежащий истцу участок разделен на 5 земельных участков, имеющих кадастровые номера № (л.д. 29-31).

В дальнейшем истец дополнил исковые требования, просит также исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении в составе земель лесного фонда земельных участков, имеющих кадастровые номера: №; привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, ФГУП «Рослесинфорг».

03.10.2013 года ФИО1 вновь уточнил исковые требования к ООО «Перммежлесхоз», Федеральному агентству лесного хозяйства, ГКУ «Пермское лесничество», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, указав дополнительно в качестве третьих лиц ФИО3 и ФИО4, просит признать недействующим Проект организации и развития лесного хозяйства Пермского производственного объединения «Межхозлес», включая План лесонасаждений ПФ «Сылвенская» Сылвенского лесничества, исполнитель Грузинское лесоустроительное предприятие «Грузлеспроект», 1995-1996 год; признать недействительными и несуществующими контура и границы выдела 13 квартала 11 и выдела 19 квартала 10 Плана лесонасаждений ПФ «Сылвенская» Сылвенского лесничества Пермского межхозлесхоза; признать недействительным лесотаксационное описание выдела 13 квартал 11 выдела 19 квартала 10 Сылвенского лесничества Пермского межхозлесхоза; признать недействительными сведения государственного лесного реестра о нахождении в составе земель лесного фонда участков, расположенных в границах выдела 13 квартала 11 и выдела 19 квартала 10 Сылвенского лесничества Лядовского участкового лесничества; обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства Пермского края в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении в составе земель лесного фонда выдела 13 квартала 11 и выдела 19 квартала 10 Сылвенского лесничества Лядовского участкового лесничества.

21.10.2013 года исковые требования к ООО «Перммежлесхоз», Федеральному агентству лесного хозяйства, ГКУ «Пермское лесничество», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края уточнены, в качестве истцов по делу также вступили ФИО3, ФИО4, просят признать недействующим Проект организации и развития лесного хозяйства Пермского производственного объединения «Межхозлес», включая План лесонасаждений ПФ «Сылвенская» Сылвенского лесничества, исполнитель Грузинское лесоустроительное предприятие «Грузлеспроект», 1995-1996 год; признать недействительными и несуществующими контура и границы выдела 13 квартала 11 и выдела 19 квартала 10 Плана лесонасаждений ПФ «Сылвенская» Сылвенского лесничества Пермского межхозлесхоза; признать недействительным лесотаксационное описание выдела 13 квартал 11 выдела 19 квартала 10 Сылвенского лесничества Пермского межхозлесхоза; признать недействительными сведения государственного лесного реестра о нахождении в составе земель лесного фонда участков, расположенных в границах выдела 13 квартала 11 и выдела 19 квартала 10 Сылвенского лесничества Лядовского участкового лесничества; обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства Пермского края исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении в составе земель лесного фонда выдела 13 квартала 11 и выдела 19 квартала 10 Сылвенского лесничества Лядовского участкового лесничества; признать расположенными вне границ земель лесного фонда земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью №., №, площадью <данные изъяты>м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>.м., принадлежащие ФИО1; признать расположенными вне границ земель лесного фонда, принадлежащие на праве собственности ФИО3 земельные участки с кадастровыми номерами: №, площадью <данные изъяты>., №, площадью <данные изъяты>.м., <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью №., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>; признать расположенными вне границ земель лесного фонда, принадлежащие на праве собственности ФИО4 земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью <данные изъяты> (расположен на землях особо охраняемых территорий и объектов), №, общей площадью <данные изъяты>.м. (расположен на землях населенных пунктов для жилищного строительства).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, указав, что в сведениях государственного лесного реестра содержится информация об оспариваемых кварталах и выделах Сылвенского лесничества. По сведениям лесного реестра принадлежащие ему земельные участки входят в состав соответствующих выделов Сылвенского лесничества. Им не были заявлены требования об изменении либо об установлении границ земельных участков, поскольку земли лесного фонда с принадлежащими ему участками не граничат. В связи с неправильно проведенным лесоустройством принадлежащие ему земельные участки были включены в сведения государственного лесного реестра в виде выдела 13 квартала 11 и выдела 19 квартала 10 Сылвенского лесничества. Материалы лесоустройства не являются нормативным актом, не утверждены, поэтому не подлежат оспариванию.

Истцы ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении иска настаивают.

Ответчик - ООО «Перммежхозлес» в судебное заседание представителя не направило, разрешение спора оставило на усмотрение суда.

Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ГКУ «Пермское лесничество» - ФИО5, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, просила применить срок исковой давности по заявленным истцами требованиям. Дополнительно указала, что право Российской Федерации на лесные участи является ранее возникшим. ФИО1 не согласовал границы земельного участка с Российской Федерацией. Границы участка лесного фонда установлены действовавшим на тот период законодательством. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в своих письменном отзыве по иску указывает, что земли, на которых расположены леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, относятся к землям лесного фонда, и их учет в государственном кадастре недвижимости в качестве земель сельскохозяйственного назначения следует рассматривать как кадастровую ошибку. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие его право на обращение в суд с иском о признании недействительными материалов лесоустройства на лесной участок, на который земельный участок истца не накладывается. Считает, что существует спор о праве на недвижимое имущество, который не может быть разрешен путем оспаривания ненормативного правового акта – материалов лесоустройства (л.д. 183-187 т. 2).

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменные объяснения по иску, в которых указывает, что истцами пропущен трехмесячный срок для обжалования материалов лесоустройства, считает несостоятельными исковые требования о признании материалов лесоустройства на землях лесного фонда, общей площадью 1659 га, поскольку истцами не представлены доказательства, подтверждающие права на обращение в суд с иском о признании недействительными материалов лесоустройства на лесной участок, на который земельный участок истца не накладывается. Полагает, что по заявленным требованиям существует спор о праве на недвижимое имущество, который не может быть разрешен путем оспаривания ненормативного правового акта – материалов лесоустройства.

Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – Территориальное управление Росимущества в Пермском крае) ФИО7, ФИО2 возражали против удовлетворения иска, указав, что право собственности Российской Федерации является ранее возникшим по материалам лесоустройства 1972 года, где сказано, что данные участки являются лесными. Птицефабрике «Сылвенская» лесные участки предоставлялись в безвозмездное пользование в 1999 году на основании постановления Губернатора Пермской области. Земельный участок с кадастровым номером № является ранее учтенным, границы его определены в соответствии с требованиями лесного законодательства. Границы земель лесного фонда должны быть установлены до января 2015 года. Право на земельный участок с кадастровым номером № и образованные из него земельные участки у ФИО1 возникло с 2004 года. Право собственности не может подвергаться сомнению судом, поскольку зарегистрировано в установленном законом порядке. Участки истцов относятся к сенокосам и пересечений с участками земель лесного фонда не имеется. Считают, что к показаниям эксперта следует отнестись критически, поскольку выводы эксперта противоречат картографическому материалу. Между Российской Федерацией и ФИО1 существует спор по границам, поэтому он выбрал неверный способ защиты своего права. Истцом ФИО1 пропущен срок исковой давности.

Представитель третьего лица ФГУП «Рослесинфорг» в судебное заседание не явился, письменных объяснений по иску не представил.

Суд, выслушав объяснения истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) – Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых выделяют, в частности, земли лесного фонда.

На землях лесного фонда и землях иных категорий располагаются леса. При этом границы данных земель определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч.ч. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ).

В силу ст. 8 ЛК РФ и ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержится в государственном лесном реестре, что следует из ч. 2 ст. 91 ЛК РФ.

Согласно выписке из государственного лесного реестра Пермского края № 01-2013-09/1.2 от 02.09.2013 года, к землям лесного фонда на 01.01.2013 года отнесен участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> Лядовского участкового лесничества (в т.ч. ПФ «Сылвенская») Пермского лесничества<...> (л.д. 199 т. 2).

04.07.2005 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда леса 1-й, 2-й группы, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес><...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации № №

На основании решения Пермского районного суда Пермского края от 07.06.2011 года, вступившего в законную силу 17.08.2011 года, по делу № 2-422/2011 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации, зарегистрированное Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу 01.07.2005 года № 59№ на участки лесного фонда леса 1-й, 2-й группы, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес> <...>, в части, относящейся к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 8-13 т. 1).

07.11.2011 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>.м., категория земель: земли лесного фонда, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (ПФ «Сылвенская»)<...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации № (л.д. 146, 188 т. 2).

Из кадастровой выписки от 29.08.2013 года о земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости значится 01.07.2005 года (л.д. 189 т. 2).

В соответствии с положениями ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса – с учетом материалов лесоустройства, включающих в себя проектирование лесных участков.

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч.ч. 1, 2 ст. 69 ЛК РФ).

Из материалов дела следует, что в 1996 году Грузинским лесоустроительным предприятием «Грузлеспроект» по заказу Пермского производственного объединения «Перммежхозлес» (ныне – ООО «Перммежхозлес») был составлен Проект организации и развития лесного хозяйства Пермского производственного объединения «Перммежхозлес», в рамках которого был составлен план лесонасаждений ПФ «Сылвенская» Сылвенского лесничества, площадью 1659 га, проведено лесотаксационное описание кварталов и выделов.

Как следует из положений ст. 92 ЛК РФ, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости).

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Лесные участки, как объект недвижимости, подлежат кадастровому учёту с присвоением государственного учётного номера, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации. Следовательно, только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 года, в государственный лесной фонд не входят деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, наличие деревьев и группы деревьев, а также иной древесно-кустарниковой растительности на земельном участке само по себе не означает отнесение данного участка к лесному фонду.

Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определялись в установленном порядке. Исходя из положений действовавшего законодательства, границы земель государственного лесного фонда определялись на основании материалов лесоустройства (ст. 118 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 года), леса распределяются по группам на основании решения совета Министров РСФСР (ст. 36 Кодекса), данные о лесах заносятся в государственный лесной кадастр (ст. 116 ЛК РСФСР).

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 года №310 утвержден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок). В соответствии с данным Порядком государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных ст. ст. 81 - 83 ЛК РФ (пункт 2). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится в случаях: предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда; оформления договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда при приведении таких договоров в соответствие с ЛК РФ (пункт 4).

Лесохозяйственный регламент Пермского лесничества не содержит сведений о границах лесничества.

Следует отметить, что ФИО1 принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты> с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, расположенные на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, <адрес>

Указанные участки образованы из состава земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>

Границы приведенных земельных участков установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, что подтверждается кадастровыми выписками.

ФИО3 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: №, площадью <данные изъяты> кв.м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>м.,  с видом разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, <адрес>.

ФИО4 принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номерам №, площадью <данные изъяты> расположенный на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, по адресу: <адрес>, <адрес>, и земельный участок с кадастровым номерам №, площадью <данные изъяты>.м., расположенный на землях особо охраняемых природных территорий и объектов, с видом разрешенного использования: для рекреационных целей, по адресу: участок находится примерно в 0,08 км по направлению на северо-запад от ориентира: <адрес>, <адрес> расположенного за пределами участка.

Границы указанных участков ФИО3 и ФИО4 установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, что подтверждается кадастровыми паспортами и кадастровыми выписками на земельные участки.

Из заключения эксперта ФИО8 по назначенной судом землеустроительной экспертизе следует, что имеется наложение вышеуказанных участков истцов на выдел 19 квартала 10 и выдел 13 квартала 11 Плана лесонасаждений ПФ «Сылвенская» Сылвенского лесничества Пермского межхозлесхоза.

Между тем, из сообщения Пермского филиала ФГУП «Рослесинфорг» от 12.11.2013 года № 094/553 следует, что общая граница земельных участков с кадастровыми номерами №, № совпадает по конфигурации и расположению с контуром выгона, не входящего в состав лесного фонда, следовательно, указанные участки не являются лесными. Участки граничат с лесным выделом № квартала № и лесным выделом № квартала № Лядовского участкового лесничества (ПФ «Сылвенская»). Указанные выделы входят в состав земельного участка с кадастровым номером №

Таким образом, истцами не представлены доказательства нахождения принадлежащих им на праве собственности земельных участков в составе земель лесного фонда, наличии наложения лесных выделов на границы участков, принадлежащих истцам ФИО1, ФИО3, ФИО4

Поэтому к выводу эксперта ФИО8 о том, что имеется наложение контуров лесонасаждений согласно материалам лесоустройства и планам лесонасаждений ПФ «Сылвенская» на земельные участки истца ФИО1, суд относится критически.

Из заключения эксперта ФИО8, допрошенного также в судебном заседании, следует, что невозможно установить наложение земель лесного фонда на участки истца ФИО1, так как отсутствует описание границ лесного участка. Подобный вывод не противоречит письму ФГУП «Рослесинфорг» от 12.11.2013 года № 094/553. Как следует из решения Пермского районного суда Пермского края от 12.07.2012 года, вступившего в законную силу 24.10.2012 года, по делу № 2-70/2012 по иску ФИО3 к Территориальному управлению Росимущества в Пермском крае, Пермскому территориальному отделу Управления Росреестра по Пермскому краю, ФИО1 о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда и признании права собственности на земельные участки, по встречному иску Территориального управления Росимущества к ФИО1, ФИО3, администрации Муниципального образования «Пермский район» о признании недействительными сделок, применении последствий недействительности сделок, истребовании имущества из чужого незаконного владения, что суд также пришел к выводу о невозможности установления наложения земель лесного фонда на участки, принадлежащие истцу ФИО3, так как граница лесного фонда не установлена; достоверных сведений о нахождении в составе землепользования сельскохозяйственного назначения земель лесного фонда судом не установлено; земельные участки ФИО3 в установленном законом порядке не включены в лесной фонд (л.д. 55-100 т. 3).

С данными выводами соглашается и суд при рассмотрении настоящего дела, поскольку граница лесного участка, расположенного на землях лесного фонда в <...> Сылвенского лесничества, не установлена в соответствии с действующим земельным законодательством, в материалах лесоустройства не определена. Земельные участки с номерами №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты> кв.м., №, площадью <данные изъяты>.м., № площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты> кв.м., №, площадью <данные изъяты>м., №, площадью <данные изъяты>.м.,   №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>.м., №, площадью <данные изъяты>.м., не входят в состав земель лесного фонда, сведения о приведенных земельных участках истцов не внесены в государственный лесной реестр.

Материалы лесоустройства, в том числе план лесонасаждений, не подтверждают принадлежность земельных участков истцов к категории земель лесного фонда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что принадлежащие истцам земельные участки расположены вне границ земель лесного фонда, следовательно, в указанной части исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.

Иные исковые требования ФИО1, ФИО3 и ФИО4 не подлежат удовлетворению, поскольку истцами не представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов Проектом организации и развития лесного хозяйства Пермского производственного объединения «Межхозлес», Планом лесонасаждений ПФ «Сылвенская» Сылвенского лесничества Пермского межхозлесхоза, площадью 1 659 кв.м., лесотаксационным описанием выдела 13 квартала 11 и выдела 19 квартала 10 Сылвенского лесничества, сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре. Как следует из кадастровых выписок и кадастровых паспортов земельных участков, принадлежащих истцам на праве собственности, в них отсутствуют сведения о нахождении земельных участков на землях лесного фонда, сведения о земельных участках истцов не внесены в государственный лесной реестр.

Ссылка истца ФИО1 на то обстоятельство, что в отношении него составлен протокол о лесонарушении 25.07.2013 года (л.д. 181-182 т. 2) по факту незаконной рубки древесины (сухостойных деревьев) в квартале 10 выдела 19 (ПФ «Сылвенская») не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку какое-либо постановление о привлечении ФИО1 к ответственности не вынесено.

Таким образом, не имеют правового значения для дела те обстоятельства, что в соответствии с действующим лесным законодательством представленные материалы лесоустройства не утверждены уполномоченным органом государственной власти, отсутствуют акты о приемке земель в состав земель лесного фонда. Также не имеет правового значения для дела то обстоятельство, что в нарушение п.п. 2.2.3, 3.8.2, 4.4.2 Инструкции по лесоустройству, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства № 265 от 15.12.1994 года, отсутствуют согласование границ лесхоза с органами землеустройства по имеющимся материалам и в натуре, заверенный органами землеустройства акт о приемке земель в состав лесного фонда и исключении земель из него, юридическое оформление границ лесного фонда органами землеустройства районных организаций.

Доводы истцов о том, что лесоустройство проведено на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда, не подтверждено какими-либо доказательствами.

Сведения государственного лесного реестра в отношении лесных участков, не имеющих описания границ, не могут нарушать права истцов.

В случае наличия спора в отношении границ земельных участков, лица, чьи права нарушены, не лишены возможности их защиты в судебном порядке.

Суд не умаляет права собственности Российской Федерации участок с кадастровым номером 59:32:0000000:417, общей площадью 16 590 000 кв.м., расположенный на землях лесного фонда по адресу: <адрес>, <адрес> (ПФ «Сылвенская»)<...>, поскольку граница данного участка не установлена, сведения о местоположении границ данного участка в государственном кадастре недвижимости не содержится.

Сроки исковой давности по заявленным истцами требованиями не подлежит применению, поскольку на требования собственника, не связанные с лишением владения, сроки исковой давности не применяются.

Ссылка третьего лица ТУ Росимущества на подсудность настоящего спора краевому суду не может быть принята во внимание, поскольку вопрос о подсудности ранее разрешался Пермским районным судом Пермского края, являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции. Так, из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19.06.2013 года (дело № 33-6351) следует, что ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Перммежлесхоз», Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительным материалов лесоустройства – проекта организации и развития лесного хозяйства Пермского производственного объединения «Межхозлес», включая план лесонасаждений ПФ «Сылвенская». Определением судьи Пермского районного суда Пермского края от 17.05.2013 года приведенное исковое заявление ФИО1 возвращено на основании п. 2 ст. 135 ГПК РФ, в связи с неподсудностью данному суду. Между тем, вышеуказанным апелляционным определением от 19.06.2013 года определение судьи Пермского районного суда Пермского края от 17.05.2013 года по частной жалобе ФИО1 отменено, вопрос передан на новое рассмотрение, поскольку заявление ФИО1 связано с защитой и требованием устранения нарушений права пользования земельным участком, принадлежащим истцу на праве собственности, следовательно, подсудность таких споров должна быть определена по правилам исключительной подсудности, в соответствии с требованиями ст. 30 ГПК РФ.

Ссылка Территориального управления Росимущества в Пермском крае на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.03.2013 года по делу № А50-19394/2011 неосновательна, поскольку судебные акты, принятые по данному спору, обязательного значения для суда, рассматривающего настоящее дело, не имеют вследствие иного состава лиц, участвующих в деле и иного предмета спора. Истцами по настоящему делу являются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, разрешение вопросов о праве собственности на имущество которых относится к подведомственности суда общей юрисдикции (л.д. 173-180 т. 2).

Суд не принимает во внимание доводы третьего лица – Территориального управления Росимущества в Пермском крае о ненадлежащих ответчиках по делу по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 532 от 05.06.2008 года, агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Между тем, полномочия собственника в отношении федерального имущества в области лесных отношений предоставлены Федеральному агентству лесного хозяйства Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (пункты 1, 5.2. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства).

Органом, уполномоченным вести государственный лесной реестр, является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в силу ст. 83 Лесного кодекса РФ и пункта 3.4.26 Положения о министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 года № 756-п.

Поэтому оснований для привлечения Территориального управления Росимущества в Пермском крае к участию в деле в качестве ответчика не требовалось по заявленным истцами требованиям, заказчиком Проекта организации и развития лесного хозяйства Пермского производственного объединения «Перммежхозлес», в том числе плана лесонасаждений ПФ «Сылвенская» Сылвенского лесничества П/О Перммежхозлеса по состоянию на 1995 год Территориальное управление Росимущества в Пермском крае не являлось, сведений, что данные материалы согласовывались или утверждались Территориальным управлением Росимущества в дело не представлены, при регистрации права федеральной собственности на земли лесного фонда данные материалы не предоставлялись.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования доказанными и подлежащими удовлетворению в части признания принадлежащих истцам участков находящимися вне границ лесного фонда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1, ФИО3, ФИО4 удовлетворить в части требований.

Признать расположенными вне границ земель лесного фонда, принадлежащие ФИО1 земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровыми номерами:

1)      №, площадью <данные изъяты>.м.;

2)      №, площадью 4 <данные изъяты>.;

3)      №, площадью <данные изъяты> кв.м.;

4)      №, площадью <данные изъяты> кв.м.;

5)      №, площадью <данные изъяты> кв.м.

Признать расположенными вне границ земель лесного фонда земельные участки, принадлежащие на праве собственности ФИО3, с кадастровыми номерами:

1) №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение объекта: <адрес>, <адрес> расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, <адрес>

2) №, площадью <данные изъяты>м., местоположение объекта: <адрес>, <адрес>, <адрес> расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, <адрес>

3) №, площадью <данные изъяты>.м., местоположение объекта: <адрес>, <адрес>;

4) №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение объекта: <адрес>, <адрес>

5) №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение объекта: <адрес>, <адрес>

6) №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение объекта: <адрес>, <адрес>.

Признать расположенными вне границ земель лесного фонда земельные участки, принадлежащие на праве собственности ФИО4, с кадастровыми номерами:

1) №, площадью <данные изъяты>., местоположение объекта: <адрес>, <адрес>

2) №, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

В остальной части иска ФИО1, ФИО3, ФИО4 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Степанова М.В.

Справка.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Степанова М.В.