ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-143/18 от 06.02.2018 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело 2-143/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 февраля 2018 года г. Когалым

Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего федерального судьи Фадеева С.А.,

с участием представителя заявителя ФИО3, действующего по доверенности от 14 февраля 2017 года, представителя заинтересованного лица ФИО5, действующей по доверенности от 13 ноября 2017 года,

при секретаре Сейитхановой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по заявлению ФИО6 ФИО4 о восстановлении срока для включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6 обратилась в суд с заявлением и просит причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, признать уважительными; восстановить срок для подачи заявления к заинтересованному лицу о включении её в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, мотивируя тем, что она относится к лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Её мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, когда ей было 7 лет, отец умер ДД.ММ.ГГГГ, когда ей было 19 лет. Мать и отец развелись ДД.ММ.ГГГГ. Отец проживал в <адрес><данные изъяты>, а она до окончания школы проживала в городе Когалыме. В 2007 году окончила <данные изъяты>. Жилья на праве собственности на территории РФ не имеет и не имела, также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Органом опеки и попечительства администрации г. Когалыма обязанность по установлению опекуна или попечителя в период с по 2001 года не исполнена. Опекун был утверждён лишь ДД.ММ.ГГГГ. Надлежащих мер по лишению отца родительских прав принято не было, ни органом опеки, ни самим опекуном, ни в период с 1996 по 2001, ни позже. Опекуном установлена ФИО7, что подтверждается постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении опеки над несовершеннолетней». Так как социальное сиротство устанавливается в заявительном порядке, она в силу малолетнего возраста и неполной дееспособности сама по заявление не могла, то это должен был сделать сам опекун или заинтересованное лицо. Ни орган опеки, ни опекун своевременно заявление о включении её в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подали. Срок для постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья из специализированного жилого фонда, она пропустила по уважительной причине, ввиду малолетнего возраста. Считает, что право на включение в список детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей возникло после смерти матери, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. То, что отец не был лишен родительских прав либо ограничен в них, не её вина. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилым помещениями. Указанное свидетельствует, что до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений.

В ходе производства по делу представитель заявителя увеличил требования и просил признать статус ФИО6 ФИО4 на момент достижения ею совершеннолетия, оставшейся без попечения родителей, как юридический факт, остальные требования оставляет прежними.

В судебное заседание ФИО6 не явилась, её интересы представляет ФИО3

Представитель заявителя ФИО3 поддержал своего доверителя, на увеличенных требованиях настаивал, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

Представитель заинтересованного лица отдела опеки и попечительства администрации города Когалыма ФИО5 заявление считала не подлежащими удовлетворению и пояснила суду, что в соответствии со статьёй 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующей на момент совершеннолетия ФИО6, жилыми помещениями обеспечиваются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены следующие понятия: дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В органы опеки и попечительства г. Когалыма информация о том, что несовершеннолетняя ФИО6 проживает в городе Когалыме без законных представителей, поступила в 2001 году. Мать несовершеннолетней ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец несовершеннолетней ФИО2 проживал за пределами г. Когалыма. Отсутствие попечения над несовершеннолетней со стороны матери подтверждалось свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданным отделом ЗАГСа г. Когалыма, а отсутствие попечения со стороны отца - документально ничем не подтверждалось. ФИО2 не был лишён родительских прав, не ограничивался в родительских правах, факт уклонения его от воспитания дочери, защиты её прав и интересов в судебном порядке не устанавливался. отец характеризовался положительно, в выдаче судебного приказа о взыскании алиментов с ФИО2 на содержание дочери ФИО6 ФИО4 мировым судьёй отказано. Таким образом, ФИО6 статус ребёнка - сироты, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не имела. В соответствии с постановлением Мэра г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО6 установлена опека с согласия ФИО2 и несовершеннолетней ФИО6 Опекуном назначена ФИО7 Выплата денежных средств на содержание подопечной ФИО6 не назначалась. На ФИО6 также не распространялись положения Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливающие дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе право на обеспечение жилым помещением. С момента установления опеки, с ДД.ММ.ГГГГ, обязанности по защите прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО6 были возложены на её законного представителя, т.е. ФИО7, обязанности по опеке и попечительству исполнялись безвозмездно, но при этом согласно ст. 36 ГК РФ, ФИО7 обязана была заботиться о содержании своей подопечной, защищать её права и интересы. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО6 требований нет.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 пояснила суду, что она являлась опекуном ФИО6 с момента смерти её матери и до совершеннолетия. Пособий она никаких не получала. Опеку оформили в целях получения пенсии ФИО6 Ей известно, что отец девочки проживает в <адрес>, но лично она с ним не знакома, никогда не видела. С иском о взыскании с него алиментов на содержание ФИО4, она в суд, как опекун, не обращалась. Она направляла в адрес отца ФИО4 письмо с просьбой о его отказе от дочери. Ответа не последовало. Ей никто никогда не помогал в воспитании и содержании опекаемой. Сама ФИО4 ездила в г. Сургут, встречалась с родственниками отца, возможно, она встречалась и с отцом. В отделе опеки и попечительства её ставили в известность о необходимости сдачи справок в отношении отца опекаемой, в том числе говорили про отказ от ребенка. С заявлением о лишении ФИО2 родительских прав в отношении ФИО4, она никуда не обращалась.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО8 пояснила суду, что раньше у неё была фамилия ФИО8, ФИО7 это её бабушка, с которой она проживала вместе. Бабушка была опекуном ФИО6 ФИО4. ФИО4 проживала с ними до своего совершеннолетия. С отцом ФИО6 она не знакома, никогда его не видела, но знала, что он есть. После того как ФИО4 стала совершеннолетней она ушла и стала проживать отдельно.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) собранные по делу доказательства, как каждого, так и в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положением п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», ратифицированной постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-1 ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение жильем.

В силу ст. 31, ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), опекуны и попечители действуют в защиту прав своих подопечных в отношениях с любыми лицами; полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей на момент совершеннолетия ФИО6, жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» используются следующие понятия: дети -сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей, детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с приказом Минобразования Российской Федерации от 19.08.1999 №199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.) (документ утратил силу 25.03.2008).

В судебном заседании установлено, что родителями ФИО6 ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются мать ФИО1 и отец ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО6 - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Мэра города Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 установлена опека, опекуном назначена ФИО7, за опекаемой закреплена жилая площадь, на которой она была зарегистрирована, т.е. в <адрес>.

Согласно справке управления образования администрации г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ, социальные выплаты на содержание несовершеннолетней ФИО6 не назначались.

ДД.ММ.ГГГГ год составлен акт контрольного обследования условий жизни и воспитания подопечного по месту жительства.

Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 обучалась <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город окружного значения Когалым и ФИО9 был заключен договор коммерческого найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, на <адрес>, с последующим выкупом на состав семьи 6 человек, куда входили его жена ФИО7, дети ФИО4, ФИО10, ФИО11 и ФИО8 На ДД.ММ.ГГГГ указанные лица зарегистрированы в предоставленном жилом помещении, что подтверждается справкой паспортной службы Когалымского городского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания по жилищно-коммунальным услугам».

Согласно уведомлению управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правообладателе ФИО6 на недвижимость, расположенную в <адрес>, отсутствуют.

До 01 января 2013 года дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. С 01 января 2013 года таким гражданам в соответствии с п. п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению. (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013).

Из правового смысла ч. 2 ст. 57, подп. 8 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего до 1 января 2013 года), абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что дополнительная гарантия на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялась на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были находиться либо встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, поскольку дополнительные гарантии, установленные данным законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Судом установлено, что отец ФИО6 – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент его смерти заявителю было 20 лет, доказательств лишения, либо ограничения его в родительских правах, суду представлено не было. Судом не было установлено, что отец ФИО6 вел аморальный образ жизни и не принимал участия в содержании и воспитании своей дочери, напротив положительно характеризовался участковым инспектором ГОМ-3 УВД <адрес>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что причиной отсутствия ФИО6 в списках детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, явилось не бездействие со стороны отдела опеки и попечительства и опекуна, а отсутствие правовых оснований для включения её в данный список по вышеизложенным обстоятельствам, следовательно, положения Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на неё не распространяются.

Суд отказывает в удовлетворении требований ФИО6 в части признания за ней на момент достижения совершеннолетия статуса, оставшейся без попечения родителей, как юридический факт, поскольку отец заявителя умер спустя два года после наступления совершеннолетия ФИО6, что подтверждено материалами дела. Соответственно, также отсутствуют законные основания для удовлетворения требований заявителя в части признания причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, уважительными; восстановлении срока для подачи заявления к заинтересованному лицу о включении её в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Разрешая спор суд, всесторонне и полно, исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

Суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО6 ФИО4 о восстановлении срока для включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционном порядке с момента вынесения решения в окончательной форме в течение одного месяца через Когалымский городской суд.

Председательствующий С.А.Фадеев

Оригинал судебного решения находится в материалах гражданского дела 2-143/2018