Дело № 2-143/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2022 года г. Катав-Ивановск
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Меркуловой Ю.С.,
при секретаре Фатхинуровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к ФИО2, Обществу с ограниченной ответственностью "РУСТОРГ" о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза,
установил:
ГКУ РБ ЦОДД обратилось с иском к ФИО2, ООО "РУСТОРГ", в котором просит взыскать с ответчиков солидарно денежные средства в размере 72 674 руб. 00 коп. в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, согласно уточненного расчета к акту № от ДД.ММ.ГГГГ результатов измерения весовых параметров транспортного средства.
В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ, при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги "Уфа - Инзер - Белорецк" произведено взвешивание транспортного средства: грузовой седельный тягач марки «МАН», регистрационный №, с полуприцепом бортовым марки «Grey adams», регистрационный №. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 72 674 рублей.
В судебное заседание представитель истца ГКУ РБ ЦОДД не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца, заявленные требования поддерживают в полном объёме.
Ответчик ФИО2, представитель ответчика ООО "РУСТОРГ", представитель 3 лица ООО "ТРЕЙД ЛАЙН" в суд не явились, извещены.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с ч. 2 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств определены в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации".
В силу п.п.12, 13 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется: 1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; 3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения; 4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 № 67 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 2, 3 и 5 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона. Осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства (Пр), по следующей формуле:
Пр = [Рпм + (Рпом1 + Рпом2 +.. . + Рпомi)] x S x Ттг,
где:
Рпм - размер вреда при превышении значения допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
Рпом1 + Рпом2 +... + Рпомi - сумма размеров вреда при превышении значений допустимой нагрузки на каждую ось транспортного средства, определенных соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
1, 2, i - порядковый номер осей транспортного средства, по которым имеется превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства;
S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);
Ттг - базовый компенсационный индекс текущего года.
Из анализа вышеизложенных правовых позиций следует, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основаниям для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
При этом, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Проверка соблюдения владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 31 августа 2020 № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств».
Как установлено судом первой инстанции, на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 г. № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» автомобильная дорога "Уфа - Инзер - Белорецк" 67 км, является собственностью Республики Башкортостан.
В силу действия соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, от 27.11.2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ выполняет функцию владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан.
Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного выше соглашения Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан принимает обязанности предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 года № 125, по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 г. № 403-р Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан переименовано в государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения.
Согласно материалам дела, собственником грузового седельного тягача марки «МАН», регистрационный №, является ООО "РУСТОРГ", собственником полуприцепа бортового марки «Grey adams», регистрационный №, является ООО "ТРЕЙД ЛАЙН", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации транспортного средства и карточкой учета транспортного средства.
При этом, в соответствии с договором купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ полуприцеп бортовой марки «Grey adams», регистрационный №, ООО "ТРЕЙД ЛАЙН" в связи с выплатой выкупной стоимости транспортного средства по договору аренды транспортного средства без экипажа № от ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передан ответчику ФИО2. Указанные обстоятельства подтверждают также акт сверки и счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 67 км. автодороги "Уфа - Инзер - Белорецк" сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками контрольно-надзорного органа произведено взвешивание транспортного средства: грузовой седельный тягач марки «МАН», регистрационный №, с полуприцепом бортовым марки «Grey adams», регистрационный №, под управлением водителя ФИО1, принадлежащих на праве собственности, ООО "РУСТОРГ" и ФИО2 соответственно.
Взвешивание производилось на пункте весового контроля СПВК №<адрес>, на весовом оборудовании ВА-Д весы автомобильные для взвешивании в движении фирмы НПФ "МЕТА" модификации ВА-40Д, заводской номер №, свидетельство о поверки №, срок поверки весов до ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства. Превышение на разных осях допущено от 9,82% до 29,17%.
Истом представлен расчет размера вреда, который произведен в соответствии с п. 5 Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по формуле: Пр = (Рпм + (Рпом1 + Рпом2 +…Рпомi)) * S * Ттг:
участок автодороги <адрес> (67-212):
1 ось - превышение 9,82 % - размер вреда 4 941 руб.,
2 ось - превышение 29,17 % - размер вреда 7 231 руб.,
3, 4, 5 оси превышений нет;
Размер вреда составляет 4 941 руб. + 7 231 руб. х 1,45 расстояние х 2,2429 индекс = 39 585 руб. 84 коп..
участок автодороги "подъезд к <адрес>" (0-3,2):
1 ось - превышение 9,82 % - размер вреда 4 941 руб.,
2 ось - превышение 29,17 % - размер вреда 7 231 руб.,
3, 4, 5 оси превышений нет;
Размер вреда составляет 4 941 руб. + 7 231 руб. х 0,032 расстояние х 2,2429 индекс = 873 руб. 62 коп..
участок автодороги <адрес>" (0-2,1):
1 ось - превышение 9,82 % - размер вреда 4 941 руб.,
2 ось - превышение 29,17 % - размер вреда 7 231 руб.,
3, 4, 5 оси превышений нет;
Размер вреда составляет 4 941 руб. + 7 231 руб. х 0,021 расстояние х 2,2429 индекс = 573 руб. 31 коп..
участок автодороги "<адрес>" (1,8-97):
1 ось - превышение 9,82 % - размер вреда 4 941 руб.,
2 ось - превышение 29,17 % - размер вреда 7 231 руб.,
3, 4, 5 оси превышений нет;
Размер вреда составляет 4 941 руб. + 7 231 руб. х 0,952 расстояние х 2,2429 индекс = 25 990 руб. 15 коп..
участок автодороги "<адрес>" (0-20,7):
1 ось - превышение 9,82 % - размер вреда 4 941 руб.,
2 ось - превышение 29,17 % - размер вреда 7 231 руб.,
3, 4, 5 оси превышений нет;
Размер вреда составляет 4 941 руб. + 7 231 руб. х 0,207 расстояние х 2,2429 индекс = 5 651 руб. 22 коп.
Проверив расчет истца в общей сумме 72 674 руб. (39 585 руб. 84 коп. + 873 руб. 62 коп. + 573 руб. 31 коп. + 25 990 руб. 15 коп. + 5 651 руб. 22 коп.), суд не нашел оснований, не согласиться с его правильностью.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Положения пунктов 1 и 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат общие правила, касающиеся деликтных обязательств (генеральный деликт) и относящиеся ко всем обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, - независимо от субъекта, причиняющего вред, объекта, которому он причинен, и способа его причинения.
Обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда, при наличии состава правонарушения, который включает наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности.
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Поскольку основания взыскания и сумма ущерба ответчиком не оспорена, доказательства его возмещения в добровольном порядке не представлены, ответчики на момент составления акта № отДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось являлись законным владельцем транспортного средства, а также в отсутствие правовой позиции по делу, выраженной ответчиками, то суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На истце лежала обязанность представления доказательств причинения вреда от действий ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и причинением вреда, а также размера вреда. При представлении истцом доказательств данных обстоятельств, ответчик обязан представить доказательства отсутствия вины в причинении вреда.
При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиками осуществлена перевозка тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства. Исходя из этого, с ответчиков подлежит взысканию в счет возмещения материального ущерба 72 674 руб. 00 коп..
В соответствии со ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу ст.1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.
В силу указанных норм закона взыскные следует производить солидарно.
В силу ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчиков подлежит государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 2 380 руб. 22 коп..
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ). Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В вязи с изложенным, сумму госпошлины в размере 2 380 руб. 22 коп. следует взыскать с ответчиков также солидарно.
На основании ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать в пользу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения солидарно с ФИО2, Общества с ограниченной ответственностью "РУСТОРГ" сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, в размере 72 674 /семьдесят две тысячи шестьсот семьдесят четыре/ руб. 00 коп..
Взыскать солидарно с ФИО2, Общества с ограниченной ответственностью "РУСТОРГ" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 380 /две тысячи триста восемьдесят/ руб. 22 коп..
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области.
Судья: Ю.С.Меркулова
Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2022 года.