РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 октября 2020 г. город Самара Октябрьский районный суд г. Самара в составе: председательствующего судьи Асабаевой Д.Т., при секретаре Петиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по исковому заявлению ФИО1 к АО «ПТС», с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, АО "Энергосбыт плюс", ООО "ЕИРЦ "Квартплата 24", ООО УК «Равновесие»» о защите право потребителей в сфере коммунальных услуг и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 01.07.2018 г. АО «ПТС», являющаяся единой теплоснабжающей организацией (далее по тексту ЕТО) в г.о. Самара и в силу ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ осуществляет прямое ресурсоснабжение и оказывает коммунальные услуги, поставляя коммунальный ресурс теплоснабжения дома на отопление и ГВС потребителем жилого дома, в которой он проживает и ему как собственнику адрес А по адрес. Во исполнение требований жилищного законодательства, 19.09.2019 г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о заключении договора теплоснабжения жилого адрес А по адрес, теплоснабжающие установки которого подключены к тепловым сетям АО «ПТС». Однако, ответчик проигнорировал требования законодательства о теплоснабжении и проект договора теплоснабжения дома в установленном законом порядке и сроки ему не направил. В соответствии с разделом XV (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее по тексту Правила №354), в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, заключаемый с единой теплоснабжающей организацией, включаются параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров. При этом единая теплоснабжающая организация обязана разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров, определяемые в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, включаемые в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению. 03.10.2019 г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о включении в добровольном порядке и досудебном порядке в договор содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, который заключен им с АО «ПТС», как с ЕТО, параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров. Однако, ответчик проигнорировал требования законодательства о теплоснабжении и дополнительное соглашение у договору в установленном законом порядке ему не направил. 12.11.2019 г. ФИО1 обратился к ответчику с претензией о нарушении обязанности исполнителя в части не предоставления в установленном Правилами порядке потребителю – собственнику адрес информации, установленной пп. "п" п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: об исполнителе и реализуемых им коммунальных услугах, установленные законодательством РФ параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров. Однако, ответчик проигнорировал требования законодательства, не предоставил необходимую и достоверную информацию об исполнителе и реализуемых им коммунальных услугах в установленном законом сроки. Таким образом, ответчик, своим отказом в предоставлении необходимой информации об исполнителе и реализуемых им услугах нарушил право истца, предоставленное ч.1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей". В силу ст. 155 ЖК РФ, пунктов 63, 65 Правил №354, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты. Однако, ответчик с декабря 2019 г. разорвал договора с платежными агентами, поэтому 07.02.2020 г. Сбербанк и почта России отказались принимать у него оплату наличными денежными средствами коммунальных услуг ПТС за январь 2020 г. без комиссии (3% и 2% соответственно), мотивируя тем, что они с 2020 г. не являются платежными агентами ПТС, который отказался заключать с ними договор на 2020 г. При этом бухгалтерия ПТС 07.02.2020 г. также отказалась принимать наличные денежные средства по оплату коммунальных услуг на основании счета ПТС за январь 2020 г. Таким образом, АОО «ПТС» нарушил право истца по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средства непосредственно исполнителю АО «ПТС». Ответчик, как исполнитель –РСО, либо через действующего по его поручению платежного агента или банковского платежного агента, способствует не законному взиманию комиссии с ФИО1, тем самым способствуя ухудшению его материального благополучия, а это противоречит политики Президента Путина В.В. 10.02.2020 г. ответчику подана претензия о нарушении обязанности исполнителя в части нарушения установленного законом порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно исполнителю либо действующему по его поручения платежному агенту или банковскому платежному агенту. Однако ответчик в очередной раз проигнорировал требования жилищного законодательства. Незаконными действиями ответчику, ФИО1 причинен моральный вред, который он оценивает в 1 000 000 000 руб. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учётом уточнений ФИО1 просит суд взыскать пресечь и прекратить заведомо неправомерные и противоправные действия АО «ПТС»; установить факт нарушения его прав – материальное благо как потребителя – собственника жилого помещения адрес А по адрес, предоставленное подпунктами а) и г) пунктов 65 и 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 и ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и защитить его нарушенное неимущественное право – материальное благо как потребителя-собственника жилого помещения адресадрес по адрес; понудить и обязать АО «ПТС», как единую теплоснабжающую и ресурсоснабжающую организацию предоставить ему потребителю-собственнику жилого помещения адресадрес по адрес, путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), информацию: об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах: показатели качества коммунальных услуг ГВС и отопления, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ - параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точках поставки на границах раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров; понудить и обязать АО «ПТС», как единой теплоснабжающей организации и ресурс снабжающей организации обеспечить принятие от потребителя – собственника жилого помещения адресадрес по адрес ФИО1, ежемесячной платы за коммунальные услуги: ГВС и отопление, путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО ПТС, расположенного по адресу: адрес выдачей соответствующих кассовых документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств потребителя ФИО2 перед и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС» в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС»; пресечь и прекратить противодействие АО «ПТС» проводимой государственной политики президента России Путина В.В., направленной на повышение материального благополучия Российских граждан, в том числе миллионам Самарчан; обязать АО «ПТС, как единую теплоснабжающую организацию и ресурсоснабжающую организацию за нарушение законного неимущественного права – материальное благо как потребителя-собственника жилого помещения – адрес Т.А.ВВ. выплатить компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб. Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены АО "Энергосбыт плюс", ООО "ЕИРЦ "Квартплата 24", ООО УК «Равновесие». Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда. В судебном заседании истец ФИО1, уточненные исковые требования поддержал, просил требования удовлетворить по основаниям изложенным в иске. В судебном заседании представитель АО «ПТС» ФИО6, действующая на основании доверенности, уточнённые исковые требования не признала, просила требования ФИО1 оставить без удовлетворения, по основаниям изложенных в отзывах на исковое заявления и дополнительных пояснениях. Представитель ООО УК «Равновесие» ФИО7, действующий по доверенности, просил требования ФИО1 удовлетворить, считая их обоснованными. Представители АО "Энергосбыт плюс", ООО "ЕИРЦ "Квартплата 24" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причин уважительности не явки в судебное заседание не представили, об отложении дела не просили. Представителем ООО "ЕИРЦ "Квартплата 24" представлен письменный отзыв на исковое заявление о необоснованности пунктов 2 и 4 искового заявления. Учитывая требования статей 113, 117, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей АО "Энергосбыт плюс", ООО "ЕИРЦ "Квартплата 24". Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу адресадрес, адрес (1/2 доля в праве). Управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Равновесие» (ранее ООО «ПЖРТ Октябрьского района»), что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела. 01.05.2017 года между АО «ПТС» и ООО «ПЖРТ Октябрьского района» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 55016о, согласно которому теплоснабжающая организация обязуется подать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать поставленные энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления. Теплоснабжающая организация обязана поддерживать давление в обратном трубопроводе в соответствии с необходимыми расчетными величинами, обеспечивающими заполнение верхних линий и приборов систем теплопотребления исполнителя, а также в соответствии с необходимом для исполнения договора уровнем давления горячей воды, согласованным в Приложении№ 1 к настоящему договору (п.2.2.2). Приказом Министерства энергетики РФ №755 от 20.10.2014 г. «Об утверждении схемы теплоснабжения г.о. Самара на период с 2014 г. по 2029 г.» АО «ПТС» присвоен статус единой теплоснабжающей организации. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. На основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" предусматривает, что теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Таким образом, для заключения договора теплоснабжения следует обращаться в адрес назначенной единой теплоснабжающей организации, для которой договор теплоснабжения является публичным. В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил (п. 7). Между ФИО1 и АО «ПТС» посредством конклюдентных действий заключен договор отопления (теплоснабжения) и горячего водоснабжения в отношении жилого помещения, расположенного по адресу адрес, согласно которому ответчик (РСО) обязался предоставлять потребителю коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, а потребитель обязуется оплачивать предоставленные ему коммунальные услуги. РСО обязан предоставить потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества. Качество предоставляемой коммунальной услуги должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ (раздел 6 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг п.4.1). От подписания указанного договора ФИО1 отказался, указав, что условия данного договора не соответствует императивным нормам жилищного и гражданского законодательства и законодательства о теплоснабжении. 19.09.2019 г. и 03.10.2019 г., 12.11.2019 г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлениями о заключении с ним как с собственником адрес по адресу: адрес А, а также как страшим по дому, договор теплоснабжения жилого дома, теплоснабжающие установки которого надлежащим образом подключены к тепловым сетям АО «ПТС», включении в добровольном порядке и в досудебном порядке в договор содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, который заключен им с АО «ПТС», как с ЕТО, параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров, предоставлении ему информации об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах: показателях качества коммунальных услуг ГВС и отопление, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ - параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точках поставки на границах раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров. Рассмотрев указанные обращения АО «Энергосбыт Плюс», действующее от имени АО «ПТС» на основании субагентского договора от 30.12.2017 г., с учетом дополнительного соглашения от 01.10.2019 г. ФИО1 дан ответ от 10.10.2019 г., в котором указано, что договор теплоснабжения с ним заключен путем совершения им конклюдентных действий, оснований для заключения дополнительного соглашения не имеется, поскольку в договоре содержатся сведения о параметрах качества теплоснабжения. Аналогичные пояснения даны представителем АО «ПТС» в ходе судебного заседания, который указал, что договор отопления (теплоснабжения) и горячего водоснабжения в отношении жилого помещения, расположенного по адресу адрес а-216, в пункте 4.1 содержит положения о том, что качество предоставляемой коммунальной услуги должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ (раздел 6 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг). Информация об исполнителе и реализуемых им коммунальных услугах, показателях качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий размещены в открытом доступе на официальных страницах АО «ПТС», а также направляется в СМИ, в связи с чем права ФИО1 не нарушены. В связи с чем, доводы истца о том, что ответчиком не рассмотрены его обращения и не даны ответы на его обращения, являются необоснованными. Между тем, суд полагает, что в пределах заявленных истцом требований, со стороны АО «ПТС» имеются нарушения прав ФИО1 как потребителя коммунальных услуг. В соответствии со ст.23.9 Федерального закона «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В договоре теплоснабжения стороны определяют значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении. Перечень параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, пределы разрешенных отклонений значений указанных параметров и порядок определения значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок определения значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включает в себя в том числе порядок рассмотрения органами местного самоуправления разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определения значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения. В случае несогласия потребителя тепловой энергии с рекомендуемыми органом местного самоуправления значениями таких параметров или отказа единой теплоснабжающей организации включить их в договор теплоснабжения потребитель вправе обратиться за разрешением указанных разногласий в суд. В ст.2 Федерального закона «О теплоснабжении» даны определения: качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя (п.2);потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (п.9). В соответствии с частью 8 статьи 15 вышеприведенного Федерального закона "О теплоснабжении", пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808, условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Пунктом 21 (1) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808 предусмотрено, что договор теплоснабжения потребителей с единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения определяет, в том числе, значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в том числе пределы их разрешенных отклонений, которые определяются сторонами договора и обеспечиваются единой теплоснабжающей организацией в соответствии с положениями, предусмотренными разделом X(1) настоящих Правил. Показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения показатели качества теплоснабжения определяются в соответствии с разделом X(1) настоящих Правил (пункт 24 Правил). Показатели качества теплоносителей, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать соответствие физико-химических характеристик требованиям технических регламентов и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 25 Правил). В договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, заключаемый с единой теплоснабжающей организацией, включаются параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров. При этом единая теплоснабжающая организация обязана разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров, определяемые в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, включаемые в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по отоплению. Значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяются с учетом необходимости обеспечения установленных значений нормативной температуры воздуха в жилых помещениях и давления во внутридомовой системе отопления, а также с учетом соблюдения допустимой продолжительности перерывов коммунальных услуг, установленных приложением N 1 к настоящим Правилам. Таким образом, показатели качества теплоснабжения, параметры качества теплоснабжения и параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, в том числе пределы их разрешенных отклонений, являются существенными условия договора теплоснабжения. Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Согласно п. 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В соответствии с пп. "г" п. 33 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Подпункт "п" пункта 31 Правил предписывает исполнителю предоставлять потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) соответствующую информацию, в частности: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами, а также информацию о Правилах. Вопреки доводам представителя ответчика, в договоре на теплоснабжение спорные параметры не определены, что установлено, в том числе вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Самары от 30.06.2020 г. по гражданскому делу №2-112/2020 по иску ФИО1 к АО «ПТС» о защите прав потребителя, в связи с составлением акта о проверки качества предоставления коммунальных услуг с нарушением сроков его составления. Указанное решение суда по правилам части 2 статьи 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора, в котором участвуют те же лица. Также договор не содержит полной информации об исполнителе услуг, а именно отсутствуют сведения о государственной регистрации исполнителя, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя. Из смысла п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг соответствующая информация должна быть доведена до потребителя одновременно как путем ее отражения в договоре, так и путем размещения на доске объявлений. Вместе с тем, из представленных истцом сведений (фото доски объявлений, размещенной в подъезде многоквартирного жилого дома), размещенных на доске объявлений по адресу: адресадрес, следует, что информация об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах, параметрах качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров, отсутствует. Довод представителя ответчика о том, что представленная фотография является ненадлежащим доказательством, поскольку невозможно определить, что на фотографии изображён подъезд истца, не может быть принят во внимание, поскольку, участвующий в судебном заседании представитель ООО УК «Равновесии», подтвердил, что на фотографии изображен подъезд истца. Факт не размещения ОА «ПТС» на досках объявлений, расположенных в подъезде многоквартирного дома истца, информации указанной ФИО1 в исковом заявление, подтверждается актом от 11.11.2019 г., подписанного жителями дома по адресу: адрес. Представленные представителем ответчика в материалы дела сведения (скриншоты с сайтов) о том, что указанная в исковом заявлении ФИО1 информация размещена на официальных страницах АО «ПТС» http://www.zaopts.com/, http://teplo.energu/, а также направляется в СМИ на сайтах http://regionsamara.ru/, http://progorodsamara.ru/, http://www.niasam.ru/, не могут быть приняты во внимание, поскольку как указано выше, в договоре теплоснабжения адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию, не указаны. ФИО1 как потребитель не знал и не мог знать о наличии у исполнителя сайтов, на которых он размещает ту или информацию. Ссылки представителя ответчика на то, что в соответствии с договором от 01.05.2017 г. на ООО «УК «Равновесие» возложена обязанность по предупреждению жителей адрес о плановых перерывах в теплоснабжении и горячем водоснабжении обслуживаемого им объекта, несостоятельны и опровергаются содержанием указанного договора. Кроме того, установлено, что АО «ПТС» в адрес ОО УК «Равновесие» направлялось обращение о размещении на внутридомой территории многоквартирного дома только объявления с контактной информацией по исполнителю коммунальных услуг, в части тепловой энергии. Таким образом, судом установлено, нарушение прав ФИО1 предоставленное ему пп. "г" п. 33 Правил на получении от исполнителя информации, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, ввиду чего требования ФИО1 в указанной части, а также в части возложении на АО «ПТС», как ЕТО и РСО предоставить ФИО1, путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), информацию: об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах: показатели качества коммунальных услуг ГВС и отопление, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ - параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точках поставки на границах раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров, подлежат удовлетворению. 10.02.2020 г. ФИО1 обратился в АО «ПТС» с претензией, в которой выразил несогласие по непринятию АО «ПТС» наличных денежных средств от него за оплату коммунальных услуг. Согласно части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Порядок внесения платы за коммунальные услуги установлен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее - Правила), а также иными нормативно - правовыми актами. Пунктом 63 Правил предусмотрено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Согласно п. 65 Правил потребитель вправе по своему выбору: а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты. Согласно ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. При этом, оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через объектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о рациональной платежной системе, если иное не установлено федеральными законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая, что ответчиком истцу оказывались коммунальные услуги, то у последнего возникла обязанность оплатить данные услуги. При этом, из приведенных выше норм права следует, что право выбора способа оплаты имеется у потребителя, а не исполнителя коммунальной услуги. У исполнителя же коммунальной услуги имеется обязанность обеспечить право выбора производить оплату без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или в кассу общества. Установлено, что между АО «ПТС» и АО «Энергосбыт Плюс» заключён субагенсткий договор, по условиям которого, с АО «Энергосбыт Плюс» приняло на себя обязательство за вознаграждение и по поручению АО «ПТС» (принципала) совершать от имени и за счет АО «ПТС» юридические и иные значимые действия (оказывать услуги, выполнять работы), связанные с осуществлением АО «ПТС» деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения. В частности, АО «Энергосбыт Плюс» обязалось осуществлять сбор платежей за ресурсы и (или) услуги, обеспечивать перечисление сборщиками платежей в расчетный банк, обеспечивать перечисление Расчетным банком платежей, поступающих от сборщиков на счет по сбору платежей за коммунальные услуги, на счета поставщиков … Субагент отражает перечень доступных сборщиков и способов оплаты на своей сайте kvp24.ru/pay. Договором предусмотрено, что денежные средства, поступающие от покупателей и контрагентов, а также в кассы агента, не являются собственностью АО «Энергосбыт Плюс», указанные денежные средства являются собственностью АО «ПТС», находящейся в связи с исполнением обязанностей по договору во временном владении АО «Энергосбыт Плюс», и подлежат перечислению на счет АО «ПТС» в течение двух рабочих дней, следующих за днем их поступления на счет (в кассы) АО «ЭнергосбыТ Плюс». Между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ЕИРЦ «Квартплата 24» ООО 30.12.2017 года заключен субагентский договор №R110 FA057/02-025/0003-2018. По условиям субагентского договора от 30.12.2017 года №R110 FA057/02-025/0003-2018 (пункты 1.2, 1.3, 2.1.5, 2.1.8 с учетом дополнительного соглашения от 01.10.2019 года) АО «Энергосбыт Плюс» поручает, а ЕИРЦ «Квартплата 24» ООО (субагент) принимает на себя обязательство за вознаграждение от имени и за счет АО «Энергосбыт Плюс» обеспечивать информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, агентом в процессе приема платежей, в том числе, обеспечивать комплекс юридических и фактических действий, направленных на прием и перечисление платежей за предоставленные поставщиками коммунальные ресурсы: тепловую энергию, теплоноситель и (или) коммунальные услуги: отопление, горячее водоснабжение, а также на прием данных приборов учета о потреблении коммунальных ресурсов и (или) коммунальных услуг от плательщиков - физических лиц (потребителей). В частности, ЕИРЦ «Квартплата 24» ООО приняло на себя обязательство обеспечивать информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, агентом в процессе приема платежей, в том числе, организовать и обеспечить осуществление сборщиками кассового обслуживания потребителей, обеспечивать сбор сборщиками платежей за ресурсы и (или) услуги, обеспечивать перечисление сборщиками платежей в расчетный банк, обеспечивать перечисление расчетным банком платежей, поступающих от сборщиков, на счет по сбору платежей за коммунальные услуги, на счета поставщиков, указанные в договоре, обеспечивать аналитический учет внесенных потребителями сборщикам, поступающих от сборщиков в расчетный банк и переведенных на счета поставщиков денежных средств, обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление потребителям информации, предусмотренной пунктом 13 статьи 4 федерального закона от 03.06.2009 года 3103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе, информировать потребителей о возможности оплаты услуг в сети мест приема платежей субагента. Также ЕИРЦ «Квартплата 24» ООО приняло на себя обязательство осуществлять поиск и подключение сборщиков к информационным системам субагента и агента, заключая со сборщиками от своего имени договоры на прием платежей, информационное и технологическое взаимодействие с целью обеспечения плательщиков различными способами оплаты. Субагент отражает перечень доступных сборщиков и способов оплаты на своем сайте kvp24ru/pay. Из представленного, ООО ЕИРЦ «Квартплата» отзыва на исковое заявление следует, что в целях исполнения договора ООО ЕИРЦ «Квартплата 24» заключило от своего имени с кредитными и иными организациями, в рамках которых организации осуществляют сбор платежей за коммунальные услуги. В рамках этих договором потребителям услуг предоставлены более 40 способов оплаты наличными, безналичными и электронными средствами платежа. Из пояснений ФИО1 следует, что до 01.01.2020 г. он производил оплату наличными средствами через кассу ПАО Сбербанк и или Почту России, однако с 01.01.2020 г. при оплате через указанные способы оплаты, с плательщиков взимается комиссия, что нарушает его права. Судом установлено, что ООО ЕИРЦ «Квартплата 24», потребителю предоставлено 9 способов оплаты коммунальных услуг наличными, без комиссии, и только в терминалах ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ФК Открытие», ПАО КБ «УБРИР», ПАО «Промсвязьбанк», АО «Россельхозбанк», ПАО «Почта-Банк», Терминалы Киви, Элекснет, Киберплат (л.д.126). Таким образом, судом установлено, что потребителю предоставлено право выбора оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами только через терминал, без комиссии через платежных агентов. Вместе с тем, из пояснений ФИО1 следует, что указанный способ оплаты не удобен и не отвечает его интересам, поскольку оплачивая наличными коммунальные услуги через терминал, который не выдает сдачу, он вынужден нести дополнительные расходы. Право производить оплату коммунальных платежей путем внесения денежных средств по выбору потребителя без комиссии, исполнителю, ФИО1 не обеспечено. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались. Из пояснений представителя ответчика следует, что оплатить коммунальные услуги наличными средствами непосредственно АО «ПТС» невозможно, поскольку отсутствует касса. Таким образом, судом достоверно установлено, что у потребителя отсутствовала возможность произвести оплату по своему выбору без взимания комиссии наличными непосредственно исполнителю. Своим бездействием, выразившимся в не обеспечении гражданам возможности производить оплату коммунальных платежей путем внесения денежных средств по выбору потребителя без комиссии непосредственно исполнителю, ответчик АО «ПТС» нарушает права и законные интересы истца. При этом, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований действующего законодательства. При таких обстоятельствах суд считает, что у АО «ПТС» имелась возможность для соблюдения действующих правил и норм, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доводы представителя ответчика о том, что у ФИО1 имеется возможность оплатить жилищно-коммунальные услуги через агентов, не опровергают доводы истца о нарушении его права выбора способа оплаты. Наличие у ФИО1 возможности оплатить коммунальные услуги наличными без комиссии через терминал, в данном случае ни кем не оспаривается. При таких обстоятельствах, судом установлено, нарушение прав ФИО1 предоставленное ему пп. "а" п. 65 Правил на получении от исполнителя информации,, ввиду чего требования ФИО1 в указанной части, а также в части возложения на АО «ПТС», как ЕТО и РСО обеспечить принятие от него ежемесячной платы за коммунальные услуги: ГВС и отопление, путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС», с выдачей соответствующих кассовых документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств потребителя перед и ресурсоснабжающей организацией АО «ПТС» в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС», подлежат удовлетворению. Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. С учетом установленных по делу обстоятельств, установление нарушений прав истца, с учетом положений ст.1101 ГК РФ с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей. Требования ФИО1 о пресечении и прекращении заведомо неправомерных и противоправных действий ответчика АО «ПТС», пресечении и прекращении противодействия АО «ПТС» проводимой государственной политики президента РФ Путина В.В., направленной на повышение материального благополучия российских граждан, в том числе миллионам самарчан, удовлетворению не подлежат, поскольку самостоятельного процессуального значения не имеют, по содержанию иска относятся к его основанию. В силу ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета г.о. Самара в размере 300 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Установить факт нарушения прав – материальное благо потребителя – собственника жилого помещения адрес по адрес ФИО1, предоставленное подпунктами а) и г) пунктов 65 и 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 и ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Обязать АО «ПТС», как единую теплоснабжающую организацию и ресурсоснабжающую организацию, предоставить потребителю собственнику жилого помещения адрес по адрес ФИО1, путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), информацию: об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах: показатели качества коммунальных услуг ГВС и отопление, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ - параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точках поставки на границах раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров. Обязать АО «ПТС», как единую теплоснабжающую организацию и ресурсоснабжающую организацию, обеспечить принятие от потребителя – собственника жилого помещения квартиры №216, дома № ФИО14 по адрес ФИО1, ежемесячной платы за коммунальные услуги: ГВС и отопление, путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС», по адресу: адрес выдачей соответствующих кассовых документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств потребителем ФИО1 перед ресурсоснабжающей организацией АО «ПТС» в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС». Взыскать с АО «ПТС» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей. В удовлетворении остальных требований отказать. Взыскать с АО «ПТС» государственную пошлину в доход бюджета г.о. Самара в размере 300 (Триста) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 06 ноября 2020 г. Судья Д.Т. Асабаева |