ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1440/2021 от 01.03.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-1440/2021

УИД 27RS0003-01-2020-007048-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 марта 2021 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Бабуевой А.Е.,

с участием процессуального истца помощника военного прокурора Читинского гарнизона ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя Военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, что на территории военного городка (<адрес>) расположена котельная инв. , работающая на угольном топливе и ее тепловые сети, 1962 года постройки, введенная в эксплуатацию в 1970 году, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры (в/ч ) Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированные в названном военном городке. Согласно результатам осмотра котельной инв. , проведённого в 2020 г.г., данная котельная и ее тепловые сети требуют проведения капитального и текущего ремонтов. Результаты проведения осмотров отражены в акте и ведомости дефектации от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 г.г. необходимые ремонтные работы, отраженные в вышеуказанном акте осмотра и ведомости дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены. При этом котельной в соответствии с вышеуказанным актом осмотра, ведомостью дефектов необходимо выполнение капитального и текущего ремонта по следующим видам работ: капитальный ремонт: в части прилегающей территории; строительство площадки для хранения золошлаковых отходов, установка навеса для хранения твердого топлива; в части несущих конструкций: штукатурка и побелка стен; в части перекрытий: ремонт перекрытия большого топочного зала; в части проемов: покраска и замена оконных блоков; в части теплового оборудования; замена рабочего колеса трубы, тягодувного оборудования, ремонт элементов секций котловых труб топочной части котла, инструментальная диагностика дымовой трубы; в части инженерных систем; проведение периодических испытаний контура заземления; в части трубопровода: замена трубопровода, запорной арматуры, текущий ремонт: в части прилегающей территории: установка (строительство) ограждения, склада хранения твердого топлива; в части ограждающих конструкций, оконных, дверных проемов; частичный ремонт кирпичной кладки стен, известковая окраска стен, остекленев, покраска дверных блоков, восстановление бетонной стяжки полов; в части насосного и тягодувного оборудования; замена подшипников насосного и тягодувного оборудования, утеплительных прокладок, смазки; в части котлового оборудования: замена элементов секций котловых груб топочной и конвективной части, клапанов, запорной арматуры, а также ремонт обмуровки котла; в части электрооборудования: замена систем освещения, электроснабжения, кабелей, светильников, распределительных коробок, розеток. Выявленные дефекты, связанные с не проведением ремонтных работ в объеме, определенном актом осмотра и ведомости дефектов, в настоящее время создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Минобороны России и инфраструктуры военного городка . Просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный и текущий ремонт котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке , <адрес>; возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный и текущий ремонты на котельной № и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра и ведомостью дефекации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка службы , утверждёнными командованием в/ч 28004-Т, а именно (капитальный ремонт): строительство площадки для хранения золошлаковых отходов, штукатурка и побелка стен, покраска и замена оконных блоков; ремонт перекрытия большого топочного зала, элементов секций котловых труб топочной части котла, проведение периодических испытаний контура заземления, инструментальной диагностики дымовой трубы; замена рабочего колеса трубы, тягодувного оборудования, трубопровода, запорной арматуры, установка навеса для хранения твердого топлива (текущий ремонт): установка (строительство) ограждения, склада хранения твердого топлива, частичный ремонт кирпичной кладки стен, известковая окраска стен; остекление, покраска дверных блоков, восстановление бетонной стяжки полов; замена систем освещения, электроснабжения, кабелей, светильников, распределительных коробок, розеток, подшипников насосного и тягодувного оборудования, утеплительных прокладок; замена элементов секций котловых труб топочной и конвективной части, клапанов, запорной арматуры; ремонт обмуровки котла.

В судебном заседании представитель истца помощник военного прокурора Читинского гарнизона ФИО1 требования поддержал.

В судебное заседание ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ, филиал «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ явку представителя не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, в судебное заседание своего представителя не направили, о дне и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее от представителя Министерства обороны Российской Федерации ФИО2, действующего на основании доверенности от 11.12.2018г. поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на то, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязано выполнять ремонтные работы (капитальный и текущий ремонт) котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке по адресу: <адрес>. При этом, причиной возникновения дефектов, подлежащих ремонту, является длительная эксплуатация без необходимого ремонта, что прямо указывает на неисполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России требований законодательства (ст. 161 ЖК РФ, п. 10 Правил , Постановления Госстроя ) и возложенных на них полномочий.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из заявления прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить граждан, которые могут пострадать от наличия выявленных нарушений технического состояния и оборудования объекта котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке <адрес>, определить невозможно.

Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении», одним из принципов теплоснабжения, является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Частью 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности к выполнению графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Исходя из требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих организаций, изложенных в разделе III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103, одним из критериев оценки является обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергией, выражающихся в том числе в отсутствии фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей.

В соответствии с п. 1.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 2793, данное Положение является обязательным при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства.

Согласно п. 3.3. Положения № 279 по производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонтные работы подразделяются на два вида: текущий и капитальный.

Пунктами 3.4 и 3.11 Положения № 279 определено, что к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

В соответствии с п. 1 ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из содержания ст. 214 ГК РФ, федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу требований ст. 295 ГК РФ, п.п. 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и п. 1 вышеуказанного Положения Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155, создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на которое возложены обязанности по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, что закреплено в Уставе Учреждения.

Как установлено судом, спорная котельная инв. и сети теплоснабжения военного городка <адрес> находятся в государственной собственности Российской Федерации, закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема-передачи объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, командиром войсковой части был утвержден акт осмотра системы теплоснабжения в/г , <адрес>, состоящей из котельной инв. , тепловые сети протяженностью 1543 м. По результатам осмотра в связи с выявленными дефектами была составлена ведомость дефектации оборудования на указанной системе теплоснабжения, состоящей из котельной инв. и тепловых сетей, включающая в себя выявленные дефекты и состав работ по устранению выявленных дефектов путем проведения капитального и текущего ремонта, утвержденная командиром войсковой части 28004-Т.

Из поступившего ответа по запросу военного прокурора Читинского гарнизона филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО усматривается, что капитальный и текущий ремонты котельной инв. до настоящего времени не проведен, для подготовки котельной инв. к отопительному периоду 2020-2021 по плану технического обслуживания были проведены следующие работы: произведен ремонт водогрейных котлов КВТ-75 №1,2,3,4 (установка колосниковых решеток в количестве 10 штук, уплотнение котлов асбокартоном); произведены работы по заливке пола котельного зала; произведены ремонтно-восстановительные работы кровли котельной; установлены манометры в количестве 4 штук. В марте 2020 года произведена замена сетевого насоса К160/30 – 1 шт на насос КМ80-50-200 – 1 шт.

Согласно ведомости дефектации от 28.08.2020г. котельной инв. требуются капитальный и текущий ремонты по следующим видам работ: капитальный ремонт: в части прилегающей территории: строительство площадки для хранения золошлаковых отходов, установка навеса для хранения твердого топлива; в части несущих конструкций: штукатурка и побелка стен; в части перекрытий: ремонт перекрытия большого топочного зала; в части проемов: покраска и замена оконных блоков; в части теплового оборудования; замена рабочего колеса трубы, тягодувного оборудования, ремонт элементов секций котловых труб топочной части котла, инструментальная диагностика дымовой трубы; в части инженерных систем; проведение периодических испытаний контура заземления; в части трубопровода: замена трубопровода, запорной арматуры, текущий ремонт: в части прилегающей территории: установка (строительство) ограждения, склада хранения твердого топлива; в части ограждающих конструкций, оконных, дверных проемов; частичный ремонт кирпичной кладки стен, известковая окраска стен, остекленев, покраска дверных блоков, восстановление бетонной стяжки полов; в части насосного и тягодувного оборудования; замена подшипников насосного и тягодувного оборудования, утеплительных прокладок, смазки; в части котлового оборудования: замена элементов секций котловых груб топочной и конвективной части, клапанов, запорной арматуры, а также ремонт обмуровки котла; в части электрооборудования: замена систем освещения, электроснабжения, кабелей, светильников, распределительных коробок, розеток.

Согласно п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для достижения целей учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительств, что отражено в п. 14 Устава.

Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил РФ за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не исключает ответственность собственника имущества по его надлежащему содержанию.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексам, условий, установленных при их предоставлении; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности.

В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

С учетом указанных вышеприведенных норм закона, учитывая, что деятельность учреждения, за которым закреплено имущество, в пределах целей своей деятельности ограничена исключительно решениями и заданиями собственника имущества с учетом назначения этого имущества, заявленные требования прокурора к ответчику Министерству обороны Российской Федерации суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, как указывается прокурором, выявленные дефекты, связанные с не проведением ремонтных работ в объеме, определенном актом осмотра и ведомостью дефектов, в настоящее время создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Министерства обороны Российской Федерации и инфраструктуры военного городка , в связи с чем, указанному объекту необходимо выполнение ремонта в рамках капитального и текущего ремонта, определенного ведомостью дефектов и актом осмотра. На основании изложенного, требования прокурора к ответчику ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск заместителя Военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный и текущий ремонт котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке <адрес>.

Возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный и текущий ремонты на котельной и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра и ведомостью дефекации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка службы , утверждёнными командованием в/ч 28004-Т, а именно (капитальный ремонт): строительство площадки для хранения золошлаковых отходов, штукатурка и побелка стен, покраска и замена оконных блоков; ремонт перекрытия большого топочного зала, элементов секций котловых труб топочной части котла, проведение периодических испытаний контура заземления, инструментальной диагностики дымовой трубы; замена рабочего колеса трубы, тягодувного оборудования, трубопровода, запорной арматуры, установка навеса для хранения твердого топлива (текущий ремонт): установка (строительство) ограждения, склада хранения твердого топлива, частичный ремонт кирпичной кладки стен, известковая окраска стен; остекление, покраска дверных блоков, восстановление бетонной стяжки полов; замена систем освещения, электроснабжения, кабелей, светильников, распределительных коробок, розеток, подшипников насосного и тягодувного оборудования, утеплительных прокладок; замена элементов секций котловых труб топочной и конвективной части, клапанов, запорной арматуры; ремонт обмуровки котла.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья С.Ю. Епифанцева

Решение в окончательной форме изготовлено 02.03.2021 года.