Дело №2-1444/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2015 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Ракутиной Т.О.,
при секретаре Хайбрахмановой А.Н.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми ФИО3,
представителя третьего лица ТСЖ «<адрес>» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО5 к объединению организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф» об установлении частного сервитута,
у с т а н о в и л :
ФИО5 обратился в суд с иском к объединению организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф», указывая, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многофункциональные деловые и обслуживающие здание, общая площадь 227 кв.м., адрес объекта: <адрес>. В соответствии с разрешением на строительство №, выданным Департаментом градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, ФИО5 на принадлежащем ему земельном участке разрешено строительство объекта капитального строительства: здание общественного назначения. Указанный земельный участок имеет смежные границы с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, и принадлежащем на праве собственности ответчику. При этом, территориально земельный участок, принадлежащий ответчику, расположен между земельным участком истца и проезжей частью Комсомольского проспекта и отделяет их друг от друга. Таким образом, проезд к земельному участку истца возможен только через земельный участок ответчика. На письменное предложение ФИО5 об установлении частного сервитута в отношении принадлежащего ему земельного участка ответчик ответил отказом. На основании изложенного, истец просит установить частный сервитут для обеспечения проезда транспорта к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> на часть земельного участка, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Объединению организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф».
ДД.ММ.ГГГГ истцом были уточнены исковые требования, поскольку ДД.ММ.ГГГГ было составлено заключение кадастрового инженера для определения варианта наименее обременительного для собственника прилегающего земельного участка сервитута. С учетом уточненного искового заявления, ФИО5 просит установить частный сервитут площадью 131,75 кв.м с геодезическими координатами, согласно иску, для обеспечения прохода и проезда без ограничения времени суток и дней недели к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) по земельному участку, находящемуся в собственности ООП ПК «Пермский крайсовпроф» с кадастровым номером №
Истец в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в суде исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми исковые требования не поддержала.
Представитель третьего лица ТСЖ «<адрес>» поддержала исковые требования.
Представитель ДЗО администрации г. Перми в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1). проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2). проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Судом установлено, что ФИО5 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многофункциональные деловые и обслуживающие здание, общая площадь 227 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый (или условный) номер: №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельству о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ г., Пермский краевой совет профсоюзов является правообладателем земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под 4-этажное кирпичное административное здание с теплым пристроем (лит. А, А1), площадью 1986,48 кв.м, адрес объекта: <адрес> (л.д. 26, 49).
На основании разрешения на строительство, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, ФИО5 на принадлежащем ему земельном участке разрешено строительство объекта капитального строительства: здание общественного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия настоящего разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 152).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «<адрес>» в лице председателя правления (заказчик) и ФИО5 (исполнитель) был заключен договор, по условиям которого заказчик при подписании договора обязуется предоставить часть земельного участка (место) на территории земельного участка во дворе дома по <адрес> и принадлежащем заказчику на праве собственности, под размещение строительной техники для строительства здания по адресу: <адрес> в соответствии со схемой размещения строительной площадки Приложение №1. Предоставить часть земельного участка (место), указанного в п.1.1.1. договора, для размещения парковки для автомобилей после его освобождения от строительной техники исполнителем (л.д.99-100).
Распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 153).
Для получения указанного разрешения истцом в департамент была представлена проектная документация -ОРГАНИЗАЦИЯ1- (л.д. 166-173), утвержденная ИП ФИО5 (л.д. 165), согласно которой для организации строительной площадки (размещение строительной техники), для организации размещения парковки для автомобилей застройщиком использована часть земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 6014 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании выписки от ДД.ММ.ГГГГ из протокола общего собрания собственников <адрес> (л.д. 170) и договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 169). При этом, на основании указанных документов была разработана и схема направления движения машин и механизмов строительной техники, которая организуется силами исполнителя (л.д.171, 173). Как следует из проекта организации земельного участка, вход в здание проектируемого объекта и парковочные места предусмотрены не с <адрес>, а с противоположной стороны.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы -ОРГАНИЗАЦИЯ2- от ДД.ММ.ГГГГ года, для организации посадки-высадки и временной парковки транспортных средств сотрудников и посетителей административного здания предусмотрены места на территории 18-ти этажного дома, расположенного по адресу <адрес>, о чем заключен дополнительный договор. Проектом предусмотрено 4 парковочных места для посетителей, в т.ч. одно парковочное место для инвалидов, и одно парковочное место для работников административного здания.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «<адрес>» и ФИО5 расторгли договор от ДД.ММ.ГГГГ по взаимному согласию сторон (л.д.101).
В ответ на письмо ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ ООП ПК «Пермский крайсовпроф» сообщило, что в предоставлении права ограниченного пользования земельным участком, находящимся по адресу: <адрес> для организации доступа к земельному участку истца, вынужден отказать. По информации, предоставленной Департаментом градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, проект строительства 2-х этажного административного здания предусматривает организацию главного входа, парковочных мест, размещение стройгородка на период выполнения СМР на территории смежного земельного участка, принадлежащего ТСЖ «<адрес>», с кем у истца заключен договор аренды земельного участка. Таким образом, эксплуатация принадлежащей истцу недвижимости возможна без использования земельного участка ООП ПК «Пермский крайсовпроф» и, как следствие, оснований для установления частного сервитута на земельный участок не имеется. Кроме того, предоставление сервитута будет нарушать права сотрудников «Пермского крайсовпрофа» и арендаторов нежилых помещений, расположенных в здании «Пермского крайсовпрофа» (л.д. 45).
В ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ представителя истца о предоставлении права ограниченного пользования принадлежащего на праве собственности ТСЖ «<адрес>» земельного участка для обеспечения прохода и проезда к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> и заключения соглашения о частном сервитуте, председатель правления ТСЖ «<адрес>» направил письмо, что по итогам проведенного общего собрания собственников дома, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение лоб отказе истцу в предоставлении части придомовой территории жилого <адрес>.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.180-211) существует два варианта проезда (прохода) к земельному участку № через земельные участки № и № Наименее обременительный для осуществления прохода (проезда) является сервитут на земельный участок № площадью 131,75 кв.м, в следующих координатах:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Представителем ответчика в судебное заседание также представлено заключение ООО «Пермархбюро» об обеспечении доступа к земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410151:43 и к строящемуся зданию общественного назначения по <адрес>, согласно которому установлены четыре возможные варианта проезда к земельному участку истца.
При таких обстоятельствах, на основании исследованных доказательств судом установлено, что для получения разрешения на строительство здания общественного назначения ФИО5 были подготовлены и представлены в департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми проектные документы, на основании которых органом местного самоуправления и было принято решение о разрешении истцу строительства объекта. Указанная проектная документация содержит сведения о соблюдении действующих норм и правил, в том числе, о соответствии проектной документации градостроительному плану земельного участка, градостроительным регламентам, заданию на проектирование, документации об использовании земельного участка для строительства, техническим регламентам, требованиям по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий и зданий с соблюдением техусловий.
Исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать вывод, что лицо, требующее установление сервитута должно подтвердить необходимость предоставления ему право ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения своих нужд. При этом. Возможность установления сервитута допускается лишь в случае, если интересы собственника земельного участка не могут быть обеспечены иным способом.
Таким образом, сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления. При этом, невозможность обеспечения нужд собственника имущества иным образом, кроме как установлением сервитута, вне зависимости от того, носит такая невозможность фактический или правовой характер, должна быть в первую очередь объективной.
Как следует из представленных суду документов, на момент согласования проектной документации 2-х этажного административного здания и получения разрешения на его строительства организация главного входа, парковочных мест, размещение стройгородка на период выполнения СМР была предусмотрена на территории смежного земельного участка, принадлежащего ТСЖ «<адрес>», при этом, как установлено в судебном заседании и истцом не опровергнуто, изменений в утвержденную проектную документацию истцом не вносилось, а в представленном истцом заключении кадастрового инженера организация проезда (прохода) со стороны <адрес>, то есть через земельный участок ответчика, является наиболее приемлемым вариантом, при этом, предполагается, что вход в здание и парковочные места будут со стороны <адрес>, что не соответствует проектной документации, тогда как отступление от проектной документации недопустимо. Вместе с тем, из этого же заключения следует, что существует и второй вариант проезда и прохода к земельному участку истца, а именно через земельный участок ТСЖ «<адрес>», который как раз и был согласован проектной документацией. То факт, что проезд и проход к земельному участку истца возможен через земельный участок ТСЖ «<адрес>» подтверждается и представленным ответчиком заключением -ОРГАНИЗАЦИЯ3-
Исходя из этого, суд полагает, что истец не представил доказательств объективной невозможности использования своего имущества без установления права ограниченного пользования земельным участком, принадлежащим ответчику, а также доказательств невозможности реализации своего права иным способом.
Ссылка представителя истца на то, что при организации проезда со стороны <адрес> площадь сервитута будет больше (595 кв.м.), чем площадь сервитут при организации проезда со стороны <адрес> (131.75 кв.м.), правового значения для рассмотрения спора по существу не имеет, поскольку определяющими и значимыми в данном споре являются иные обстоятельства, указанные выше.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО5 в удовлетворении требований к объединению организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф» отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – Т.О. Ракутина