ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1445/2021 от 31.03.2022 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

47RS0007-01-2021-003098-09

Дело № 2а-117/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2022года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,

при секретаре Турицыной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца Новожиловой Н.А., представителя административного ответчика администрации МО «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области адвоката Панкова Д.П., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

административное дело по административному иску Новожиловой Надежды Анатольевны к администрации муниципального образования «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

14 октября 2021 года истец Новожилова Н.А.обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и постановке на постоянную регистрацию по месту жительства.

В обоснование иска указала, что с учетом инвалидности 2 группы и имеющегося у нее заболевания, отсутствия в собственности или на каком-либо ином праве иного жилого помещения, вправе претендовать как малоимущая на предоставление вне очереди жилое помещение на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в Кингисеппском районе площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории региона.

Ссылаясь на ст. 14, 19, 51, 57 ЖК РФ, просит защиты нарушенного права и удовлетворения заявленных требований (л.д. 5-8, 37).

Определением от 23 ноября 2022 года исковое заявление Новожиловой Н.А. принято к производству Кингисеппского городского суда Ленинградской области в порядке гражданского судопроизводства по правилам ГПК РФ (л.д. 47-48).

01 марта 2022 года истец Новожилова Н.А. уточнила исковые требования и просила признать решение главы администрации МО «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 21 июля 2021 года № 02-12/97 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма незаконным, обязать поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма (л.д. 176).

С учетом того, что обращение Новожиловой Н.А. в суд связано с ее несогласием с решением главы администрации МО «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 21 июля 2021 года № 02-12/97 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, оформленного письмом, которое просит признать незаконным, в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ определением от 01 марта 2022 года постановлено о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (л.д. 177-180).

В судебном заседании административный истец Новожилова Н.А. поддержала заявленные требования, в их обоснование дополнила, что обратилась в администрацию муниципального образования «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма предоставив необходимые документы, однако получила отказ, мотивированный тем, что имеет регистрацию в жилом доме площадью 248,8 кв.м. При этом ответчик не принял во внимание, что фактически она не имеет места жительства, ее право пользования жилым домом А в прекращено решением суда, этим же решением была выселена из указанного дома.

Отмечает, что процессуальный срок на обжалование решения главы администрации муниципального образования «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 21 июля 2021 года № 02-12/97 пропущен по уважительной причине, просила восстановить его, поскольку из-за оформления решения в форме письма, а также юридической неграмотности подала первоначально иск в суд по правилам гражданского судопроизводства и только в ходе судебного разбирательства было установлено о порядке рассмотрения, заявленных ею требований.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области Панков Д.П. возражал против удовлетворения административного иска, полагая, что административным истцом пропущен срок для обжалования решения должностного лица, установленный положениями ст. 219 КАС РФ, а указанные Новожиловой Н.А. причины не могут быть отнесены к уважительным.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 195).

Заинтересованное лицо Новожилов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом причину неявки не сообщил (л.д. 192).

Выслушав административного истца, определив в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы административного дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в его решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации); реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (Определения от 9 апреля 2002 года N 123-0, от 4 марта 2004 года, от 15 июля 2010 года N 955-0-0, от 25 ноября 2010 года N 1543-0-0, от 24 февраля 2011 года N 161-0-0, от 5 июня 2012 года N 1059-0 и др.).

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, установил критерии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

На территории Ленинградской области действует Областной закон Ленинградской области от 26 октября 2005 года № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В силу подп. «а» пункта 1 статьи 1 Закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления в Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют правомалоимущие граждане Российской Федерации и члены их семей, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 4 статьи 1 Закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления в Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», определено, что учетная норма площади жилого помещения, определяющая минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления в Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», признание граждан малоимущими осуществляется органом местного самоуправления путем соотнесения размера дохода и стоимости имущества с величиной порогового значения размера дохода и стоимости имущества, установленного нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, в соответствии с Порядком определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Ленинградской области согласно приложению к настоящему областному закону.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления в Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если иное не установлено настоящей статьей, осуществляется определенными уставом муниципального образования органами местного самоуправления поселения или городского округа, в котором граждане постоянно проживают.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления в Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 или 2 статьи 2 настоящего областного закона (далее - орган, осуществляющий принятие на учет), на основании заявлений данных граждан (далее - заявление о принятии на учет), поданных ими в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления в Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», включение граждан в списки учета производится органом, осуществляющим принятие на учет, на основании решения о принятии на учет в порядке очередности регистрации заявлений граждан в книге регистрации заявлений о принятии на учет.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введения условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства.

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 15 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Яровинской Н.А. к Новожиловой Н.А., Грибкову Е.В. о прекращении права пользования земельным участком и жилым домом, выселении, встречному иску Новожиловой Н.А. к Яровинской Н.А. о сохранении права пользования жилым домом исковые требования Яровинской Н.А. удовлетворены.

Право пользования Новожиловой Н.А. и Грибкова Е.В. земельным участком с кадастровым номером и жилым домом с кадастровым номером , расположенных по адресу: А, прекращено.

Новожилова Н.А. и Грибков Е.В. выселены из жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: А.

Во встречном иске Новожиловой Н.А.о сохранении права пользования жилым домом сроком на один год отказано (л.д. 24-30).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 июля 2019 года решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 15 апреля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчиков по первоначальному иску Грибкова Е.В. и Новожиловой Н.А. - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 04 июля 2019 года (л.д. 203-207).

Согласно справке серии от ДД.ММ.ГГГГ, Новожилова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболевания бессрочно (л.д. 11).

17 января 2020 года на обращение Новожиловой Н.А.о признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, администрацией МО «Куземкинское сельское поселение» даны разъяснения о необходимости предоставления документов, согласно перечню документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2006 года № 4 (л.д. 17).

Как установлено из ответа администрации МО «Куземкинское сельское поселение» от 19 марта 2020 года № 02-12/10 на обращение Новожиловой Н.А. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и разъяснено, что для рассмотрения указанного заявления Новожилова Н.А. должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. Также указано, что заявителем не представлены документы, подтверждающие, что является малоимущей, и справка формы Ф-9 и Ф-7, подтверждающие факт постоянного проживания на территории МО «Куземкинское сельское поселение» (л.д. 14-15).

30 июня 2021 годаНовожилова Н.А. обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма с предоставлением необходимых документов (л.д. 22-23).

21 июля 2021 годаадминистрацией МО «Куземкинское сельское поселение» от 21 июля 2021 года ответом № 02-12/97 на вышеуказанное обращение Новожиловой Н.А. от 30 июня 2021 года отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, со ссылкой на то, что в соответствии со справкой формы № 9 представленной заявителем площадь дома, в котором Новожилова Н.А. зарегистрирована составляет 248,8 кв.м, поскольку на каждого зарегистрированного приходится 124,4 кв.м (248,8 : 2), что более чем в 10 раз превышает учетную норму площади в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, установленную решением Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 25 июля 2008 года № 610-с, в размере 12 кв.м общей пощади на одного человека в отдельной квартире (л.д. 20-21).

Вместе с тем, согласно справке о регистрации формы 9, выданной на имя Новожиловой Н.А., Новожилова Н.А. с 01 марта 2012 года по 28 сентября 2021 года была зарегистрирована по адресу: А, выписана на основании решения суда (л.д. 45).

Как следует из объяснений истца Новожиловой Н.А., в паспорте у нее осталась отметка о регистрации по месту жительства, поскольку в отсутствие указанной отметки будет лишена возможности получения квоты на операцию на сердце.

Следует отметить, что решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 15 апреля 2019 года по гражданскому делу № 2-310/2019, которым прекращено право пользования домом Новожиловой Н.А. жилым домом а в с выселением из указанного дома, вступило в законную силу и на основании статьи 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» явилось основанием для снятии с регистрационного учета по месту жительства по адресу: А.

При таких обстоятельствах, оснований для выводов об обеспеченности Новожиловой Н.А. жилой площадью у ответчика не имелось. При этом вопрос о малоимущности Новожиловой Н.А. администрацией МО «Куземкинское сельское поселение»не рассматривался.

Основания для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма предусмотрены положениями статьи 54 ЖК РФ, а также пунктом 7 статьи 3 Закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления в Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Однако из ответа администрации МО «Куземкинское сельское поселение»от 21 июля 2021 года № 02-12/97 не усматривается, что отказ был принят на основании положений статьи 54 ЖК РФ, из указанного ответа не ясно, по каким именно основаниям заявителю отказано в постановке на учет.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Новожилова Н.А. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Вместе с тем, в силу положений части 2 статьи 49 ЖК РФ, право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В Ленинградской области порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен Приложениемк областному законуот 26 октября 2005 года № 89-оз(дополнительно включено с 8 января 2007 года областным закономот 11 декабря 2006 года № 144-оз) «Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Ленинградской области».

Согласно статье 1 указанного Порядка, величина порогового значения размера среднедушевого дохода и стоимости имущества - критерий, выраженный в рублевом эквиваленте, относительно величины которого принимается решение о признании или отказе в признании граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Ленинградской области. Величина порогового значения размера среднедушевого дохода и стоимости имущества устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, - орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять в порядке, установленном настоящим областным законом, признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Пунктом 1 статьи 2 названного порядка установлено, что в целях исчисления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размера дохода одиноко проживающего гражданина для постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма доход определяется за расчетный период, равный двум календарным годам, непосредственно предшествующим месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - расчетный период).

Исходя из положений статьи 5 названного Порядка, малоимущими признаются граждане, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, не превышает размера величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, установленного органом местного самоуправления, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового значения размера стоимости имущества, определяемую органом местного самоуправления.

Однако вопрос о признании малоимущей административного истца и члена ее семьи административным ответчиком не рассматривался. При этом следует отметить, что судебное решение не может подменять решение органа местного самоуправления, в чьей компетенции находится вопрос о признании гражданина малоимущим для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Ленинградской области.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского района Ленинградской области вышеуказанные требования действующего законодательства были нарушены, поскольку вопрос о признании малоимущими административного истца и члена ее семьи административным ответчиком не рассматривался, а вывод об обеспеченности административного истца жилым помещением сделан без учета решения Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 15 апреля 2019 года по гражданскому делу № 2-310/2019, вступившему в законную силу 04 июля 2019 года.

Вместе с тем представителем административного ответчика заявлено о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем в силу положений части 7 данной статьи, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением (л.д. 176).

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд, учитывает, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации).

Неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принадлежность их каждому от рождения предполагают необходимость установления гарантий, одной из которых является право каждого на судебную защиту, не подлежащее ограничению (статьи 46 и 56 Конституции Российской Федерации).

Первоначально Новожилова Н.А. обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области в порядке гражданского судопроизводства с требованием об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма - 12 октября 2021 года (л.д. 34), а поскольку решение должностного лица было оформлено письмом, как пояснила Новожилова Н.А., это ввело ее в заблуждение и лишь в ходе судебного разбирательства смогла уточнить свои требования, что позволило суду определить вид судопроизводства.

Также следует учесть то обстоятельство, что Новожилова Н.А. не имеет специального образования в области права, в целях реализации своих интересов на судебную защиту обращаться к представителям за оказанием квалифицированной юридической помощи в настоящее время не имеет материальной возможности в связи с тем, что оказалась в тяжелой жизненной ситуации.

А поскольку Новожилова Н.А. первоначально обратилась в суд 12 октября 2021 года в течение трех месяцев с момента получения оспариваемого решения административного ответчика, оформленного письмом, то суд приходит к выводу, что срок пропущен административным истцом по уважительной причине и подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав административного истца Новожиловой Н.А., принятое главой администрации МО «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области решениеот 21 июля 2021 года № 02-12/97 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, оформленное письмом, подлежит отмене для повторного рассмотрения в порядке, предусмотренном Законом Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления в Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 62, 84, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Новожиловой Надежды Анатольевны к администрации муниципального образования «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального наймаудовлетворить.

Признать незаконным решение главы администрации МО «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 21 июля 2021 года № 02-12/97 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Обязать администрацию муниципального образования «Куземкинское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть заявление Новожиловой Надежды Анатольевныи сообщить в установленный законом срок административному истцу и суду.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Мотивированное решение составлено 01 апреля 2022 года.

Судья Дунькина Е.Н.