Дело № 2-1455/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2020 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Агишевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Е.О.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» к ФИО2о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
государственное казенное учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» (далее по тексту - ГКУ СО «КСПН г. Саратова», Учреждение, истец) обратилось в суд с иском к ФИО2 (далее по тексту – ответчик) о взыскании неосновательного обогащения, указав, что ответчику, ранее проживавшему по адресу: <адрес>, как ветерану труда, на основании его заявления от 26.11.2013 года и представленных документов распоряжение ГКУ СО «КСПН г. Саратова» от 26.11.2013 года был осуществлен перерасчет назначенной решением ГУ «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» от 11.01.2020 года МСП «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (региональный бюджет)». Кроме того, 27.11.2013 года ФИО2 обратился в ГКУ СО «КСПН г. Саратова» с заявлением-обязательством о назначении ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в соответствии с Законом Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области». В качестве основания ответчиком был представлен договор с ОАО «Ростелеком» об оказании услуг связи № от 16.05.2008 года. Распоряжением ГКУ СО «КСПН г. Саратова» от 27.11.2013 года ФИО2 было продлено назначенное ранее ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи в сумме 210,00 руб. с 01.07.2013 года. Распоряжением ГАУ СО «КСПН г. Саратова» от 01.04.2015 года. ФИО2 был осуществлён перерасчёт МСП «Ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи» в сумме 214,00 руб. с 01.04.2015 года. Решением ГАУ СО «КСПН г.Саратова» от 21.10.2015 года с 01.11.2015 года ФИО2 была назначена МСП «Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (ЕКР на ЖКУ), которая впоследствии неоднократно корректировалась в соответствии с действующим законодательством. Денежные средства перечислялись ответчику на счет №, открытый в Сбербанке России, доп. Офис № 8622/020. Распоряжением ГАУ СО «КСПН г. Саратова» от 16.03.2016 года ФИО2 был осуществлён перерасчёт МСП «Ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи» в сумме 219,00 руб. с 01.03.2016 года. Распоряжением ГАУ СО «КСПН г. Саратова» от 11.07.2017 года ФИО2 был осуществлён перерасчёт МСП «Ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи» в сумме 222,50 руб. с 16.06.2017 года. 23.07.2019 года ФИО2 обратился в подразделение по предоставлению мер социальной поддержки по Кировскому и Фрунзенскому районам ГКУ СО «КСПН г. Саратова» с заявлением-обязательством о назначении ЕДВ, а также с заявлением – обязательством о назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по новому месту жительства. В качестве основания ответчик предоставил паспорт, пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана труда, справку о составе семьи от 23.07.2019 года №, выданную ЖСК <данные изъяты>, и свидетельство о государственной регистрации права ФИО2 на квартиру площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, выданного 23.06.2009 года (<данные изъяты>). Из представленных документов Учреждению стало известно, что ФИО2 в период с 17.12.2013 года по 12.12.2015 года неоднократно менял место жительства. 17.12.2013 года он был снят с регистрационного учёта по адресу: <адрес> и 25.12.2013 года зарегистрирован по адресу: <адрес>, кв. 132. 05.12.2015 года ответчик был снят с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес> и 12.12.2015 года зарегистрирован по адресу: <адрес>. Распоряжениями ГКУ СО «КСПН г. Саратова» от 23.07.2019 года с 01.01.2014 года ответчику были прекращены назначения: «Ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи» в размере 210,00 руб., «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (региональный бюджет)», а также с 01.11.2015 года было прекращено назначение «Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (региональный бюджет). Основание – перемена места жительства. В результате неоднократного не извещения о снятии с регистрационного учета и регистрации по новому месту жительства за ответчиком образовалась переплата сумм ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере 14572,30 руб. за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года, ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 68415,86 руб. за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года. Таким образом, ФИО2 была излишне выплачена сумма в размере 82988,16 руб. На основании заявления ФИО2 от 23.07.2019 года в период с 01.08.2019 года по 31.03.2020 года из текущей выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было произведено удержание суммы в размере 4963,46 руб. Остаток необоснованно полученной суммы ЕКР на ЖКУ составил 63452,40 руб. На основании заявления ответчика от 05.03.2020 года удержание излишне выплаченной суммы ЕКР на ЖКУ было прекращено и с 01.04.2020 года не производится. Письмами ГКУ СО «КСПН г. Саратова» № от 12.09.2019 года и № от 08.11.2019 года ответчику были направлены реквизиты для возврата необоснованно полученной суммы ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере 14572,30 руб. Однако до настоящего времени вышеуказанная сумма на расчётный счёт ГКУ СО «КСПН г. Саратова» ФИО2 не возвращена. Переплата МСП произошла по вине ответчика, однако удержание излишне выплаченных сумм не может быть произведено, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском и просит взыскать с ФИО2 в пользу государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» суммы ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере 14572,30 руб. за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года, ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 63452,40 руб. за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года, а всего взыскать 78024,70 руб.
Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, дала объяснения аналогичные тем, что содержаться в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного разбирательства.
По мнению суда, неявка в суд ответчика вызвана неуважительными причинами, он не был лишен возможности обеспечить участие в деле своего представителя, представить доказательства по делу. Поведение ответчика, направленное на необоснованное затягивание судебного разбирательства, свидетельствует о злоупотреблении им правом.
Руководствуясь положениями ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), с учетом согласия представителя истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, на основании доказательств, представленных стороной истца.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту - Федеральный закон «О ветеранах»).
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (ст. 8 Федерального закона «О ветеранах»).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона «О ветеранах»).
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).
По смыслу ст. 160 ЖК РФ, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
В силу подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки отдельных категорий жителей Саратовской области, в том числе и ветеранов труда, определены Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» (далее по тексту – Закон № 372-ЗСО).
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 1 названного закона, право на социальную поддержку имеют ветераны труда.
В силу подп. 5, 7 п. 1 ст. 2 Закона № 372-ЗСО, лицам, являющимся ветеранами труда, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи (за предоставление в постоянное пользование абонентской линии и местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи) в размере 50 процентов стоимости фиксированного месячного платежа за неограниченный объем местных телефонных соединений.
В спорные периоды времени порядок предоставления социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определялся Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 № 676-П (далее по тексту – Положение №676-П), Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 24.02.2015 № 68-П (далее по тексту – Положение №68-П).
В силу п. 23 Положения №68-П, граждане - получатели ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обязаны информировать орган социальной защиты населения об изменении условий (получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям, утрата статуса, предусмотренного пунктом 2 настоящего Положения, перемена места жительства (пребывания), изменение состава семьи, прекращение обучения в образовательной организации по очной форме обучения детей в возрасте от 18 до 23 лет, размера занимаемой площади жилья, набора видов потребляемых жилищно-коммунальных услуг, типа и фонда жилья, вида отопления), обязательных для получения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в течение одного месяца со дня наступления указанных изменений и представить в орган социальной защиты населения или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии) документы, подтверждающие изменения.
Аналогичные условия содержались в п. 20 Положения №676-П, а также п. 16 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 03.02.2010 года №40-П.
Кроме того, п. 1 ст. 9 Закона Саратовской области от 24.09.2015 № 109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» (принят Саратовской областной Думой 23.09.2015) обязывает граждан – получателей компенсации информировать учреждение социальной защиты населения об изменении условий, обязательных для получения компенсации (получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, утрата оснований, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Закона, изменение состава семьи, размера занимаемой площади жилого помещения, потребляемых жилищно-коммунальных услуг, типа и фонда жилья, вида отопления, изменение места жительства (пребывания), в течение одного месяца со дня наступления указанных изменений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда и ему предоставляются меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 5, 7 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области».
Как следует из материалов дела, 26.11.2013 года в подразделение по предоставлению мер социальной поддержки ГКУ СО «КСПН г. Саратова» с заявлением-обязательством о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории «Ветеран труда» обратился ФИО2, зарегистрированный по адресу: <адрес>.
В качестве основания ответчик представил справку о составе семьи от 20.11.2013 года, выданную ООО Управляющая организация «Жилкомплекс» (л.д. 13).
Как следует из заявления от 26.11.2013 года, ФИО2 был ознакомлен с обстоятельствами, влекущими прекращение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (перемена места жительства, изменение льготного статуса), и обязался своевременно (в течение одного месяца) известить об их наступлении. В случае переплаты, возникшей вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения выплат и их размеры, обязался вернуть денежные средства в соответствии с действующим законодательством (л.д. 12).
Распоряжением ГКУ СО «КСПН г. Саратова» от 26.11.2013 года в соответствии с Законом № 372-ЗСО ответчику был осуществлён перерасчёт назначенной решением ГУ «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» от 11.01.2010 года МСП «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (региональный бюджет)».
Впоследствии размеры ЕДВ на ЖКУ неоднократно корректировались.
Выплаты ЕДВ на ЖКУ производились ответчику исходя из величины стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемых Правительством Саратовской области и применяемых при расчете размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Кроме того, 27.11.2013 года ФИО2 обратился в ГКУ СО «КСПН г. Саратова» с заявлением-обязательством о назначении ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в соответствии с Законом № 372-ЗСО (л.д. 17).
В качестве основания ответчиком был представлен договор с ОАО «Ростелеком» об оказании услуг связи № от 16.05.2008 года (л.д. 18, 19).
Как следует из вышеуказанного заявления, ФИО2 был ознакомлен с обстоятельствами, влекущими прекращение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи (перемена места жительства, изменение льготного статуса, расторжение договора на услуги связи), и обязался своевременно (в течение одного месяца) известить об их наступлении. В случае переплаты, возникшей вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения выплат и их размеры, обязался вернуть денежные средства в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением ГКУ СО «КСПН г. Саратова» от 27.11.2013 года ФИО2 было продлено назначенное ранее ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи в сумме 210,00 руб. с 01.07.2013 года (л.д. 20).
Распоряжением ГАУ СО «КСПН г. Саратова» от 01.04.2015 года ФИО2 был осуществлён перерасчёт МСП «Ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи» в сумме 214,00 руб. с 01.04.2015 года (л.д. 21).
29.06.2015 года был принят Федеральный закон № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», заменивший понятие «предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг» на понятие «компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». На основании вышеуказанного федерального закона были внесены изменения в региональное законодательство в сфере социальной защиты населения, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан была заменена ежемесячной компенсацией расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и с 01.11.2015 года производилась в соответствии с законом Саратовской области от 24.09.2015 года № 109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» (далее по тексту – Закон №109-ЗСО).
В соответствии с Законом № 109-ЗСО компенсация ветеранам труда предоставляется в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из фактически оплаченных сумм на оплату жилого помещения в соответствии с фактически занимаемой общей площадью жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и фактически занимаемой общей площади жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, в соответствии с Законом № 109-ЗСО компенсация ветеранам труда предоставляется в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления, а при отсутствии приборов учёта – исходя из нормативов потребления этих услуг.
Размер компенсации определяется ежемесячно по сведениям организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению жилищных и коммунальных услуг, или организаций, действующих по их поручению и осуществляющих начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги. По сведениям об оплате начисленных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг компенсация выплачивается: в ноябре - за август, в декабре - за сентябрь и далее ежемесячно за каждый последующий месяц соответственно.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 109-ЗСО, при совместном проживании льготника с иными гражданами, размер ежемесячной компенсации расходов на оплату ЖКУ определяется из расчета доли гражданина и членов его семьи, не получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в суммах, фактически оплаченных за жилое помещение и коммунальные услуги и приходящихся на всех членов семьи.
Как следует из материалов дела, решением ГАУ СО «КСПН г.Саратова» от 21.10.2015 года с 01.11.2015 года ФИО2 была назначена МСП «Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (ЕКР на ЖКУ), которая впоследствии неоднократно корректировалась в соответствии с действующим законодательством (л.д. 22).
Распоряжением ГАУ СО «КСПН г. Саратова» от 16.03.2016 года ФИО2 был осуществлён перерасчёт МСП «Ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи» в сумме 219,00 руб. с 01.03.2016 года (л.д. 23).
Распоряжением ГАУ СО «КСПН г. Саратова» от 11.07.2017 года ФИО2 был осуществлён перерасчёт МСП «Ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи» в сумме 222,50 руб. с 16.06.2017 года (л.д. 24).
Судом установлено, что 23.07.2019 года ФИО2 обратился в подразделение по предоставлению мер социальной поддержки по Кировскому и Фрунзенскому районам ГКУ СО «КСПН г. Саратова» с заявлением-обязательством о назначении ЕДВ, а также с заявлением – обязательством о назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по новому месту жительства (л.д. 25, 26).
В качестве основания ответчик предоставил паспорт (л.д. 14, 15), пенсионное удостоверение (л.д. 16), удостоверение ветерана труда (л.д. 16), справку о составе семьи от 23.07.2019 года №, выданную ЖСК <данные изъяты> (л.д. 27), свидетельство о государственной регистрации права ФИО2 на квартиру площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 28).
Из представленных документов следует, что ФИО2 в период с 17.12.2013 года по 12.12.2015 года неоднократно менял место жительства. 17.12.2013 года он был снят с регистрационного учёта по адресу: <адрес> и 25.12.2013 года зарегистрирован по адресу: <адрес>. 05.12.2015 года ответчик был снят с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес> и 12.12.2015 года зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Распоряжениями ГКУ СО «КСПН г. Саратова» от 23.07.2019 года с 01.01.2014 года ответчику были прекращены назначения: «Ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи» в размере 210,00 руб., «Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (региональный бюджет)», а также с 01.11.2015 года было прекращено назначение «Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (региональный бюджет). Основание – перемена места жительства (л.д. 29-31).
В нарушение требований п. 20 Положения № 676-П, п. 23 Положения № 68-П, п. 16 Положения № 40-П, п. 1 ст. 9 Закона № 109-ЗСО ответчик своевременно не сообщил о неоднократном изменении места жительства, что привело к излишней выплате сумм ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере 14572,30 руб. за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года, ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 68415,86 руб. за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года.
В связи с тем, что ответчик несвоевременно предоставил сведения о перемене места жительства, денежные средства в виде ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере 14572,30 руб. и ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 68415,86 руб., были получены им необоснованно.
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения».
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В данном случае, имеется недобросовестность со стороны ответчика при выплате ему ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ФИО2 от 23.07.2019 года (л.д. 32) в период с 01.08.2019 года по 31.03.2020 года из текущей выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было произведено удержание суммы в размере 4963,46 руб. Остаток необоснованно полученной суммы ЕКР на ЖКУ составил 63452,40 руб. (л.д. 36).
Судом установлено, что на основании заявления ответчика от 05.03.2020 года удержание излишне выплаченной суммы ЕКР на ЖКУ было прекращено и с 01.04.2020 года не производится (л.д. 39).
Письмами ГКУ СО «КСПН г. Саратова» № от 12.09.2019 года и № от 08.11.2019 года ответчику были направлены реквизиты для возврата необоснованно полученной суммы ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере 14572,30 руб. (л.д. 37, 38). Однако до настоящего времени вышеуказанная сумма на расчётный счёт ГКУ СО «КСПН г. Саратова» ФИО2 не возвращена, доказательств обратного ответчиком не предоставлено.
Таким образом, ответчик, не поставив в известность органы социальной поддержки населения об изменениях, влекущих за собой прекращение выплат, продолжал получать ежемесячные выплаты, добровольно денежные средства в сумме переплаты им возвращены не были, в связи с чем, у суда имеются правовые основания для взыскания их в качестве неосновательного обогащения.
Несообщение органу социальной поддержки населения сведений об изменении обстоятельств, являющихся условием назначения спорных выплат, свидетельствует о недобросовестности получателя выплат. Назначение выплат носит заявительный, а не обязательный характер, незнание ответчиком положений закона, из которых следует вывод о прекращении выплат при изменении места жительства (регистрации), не освобождает от исполнения обязательства по возврату неосновательного обогащения.
Арифметический расчет взыскиваемой суммы судом проверен, является верным.
Поскольку ответчик не исполнил своих обязательств по информированию ГКУ СО «КСПН г. Саратова» о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления мер социальной поддержки, суд, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца необоснованно выплаченной суммы ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере 14572,30 руб. за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года и ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 63452,40 руб. за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2540,74 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» к ФИО2о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 В,В. в пользу государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» необоснованно выплаченные суммы ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере 14572 рубля 30 копеек за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года и ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 63452 рубля 40 копеек за период с 01.01.2014 года по 31.07.2019 года.
Взыскать с ФИО2в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 2540 рублей 74 копейки.
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения при предоставлении доказательств уважительности неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду и доказательств, которые могут повлиять на содержание заочного решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Срок составления мотивированного решения – 10.11.2020 года.
Судья М.В. Агишева