ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1457/19 от 09.08.2019 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи Максимовой В.В. при секретаре ФИО4,

с участием с участием представителя истца ФИО5, ответчика ФИО6, представителя ответчика – ФИО7, представителя Министерства образования РК – ФИО8, представителя Департамента по делам детей – ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного автономного профессионального образовательного учреждения РК «Крымский многопрофильный колледж» к Администрации <адрес> об отмене постановления в части,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение РК «Крымский многопрофильный колледж» обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, в котором просит постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении ФИО3 от обязанностей попечителя над несовершеннолетним ФИО2 и помещении его под надзор образовательную организацию на полное государственное обесречение» отменить в части помещения несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.

В исковом заявлении указано, что постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении ФИО3 от обязанностей попечителя над несовершеннолетним ФИО2 и помещении его под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение» (далее - Постановление) ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поместили под надзор в образовательную организацию. Вывод о том, что образовательной организацией, указанной в Постановлении, является именно Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» (ГАПОУ РК «КМК») сделан на основании письма Департамента по делам детей от ДД.ММ.ГГГГ.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж» является учреждением среднего профессионального образования.

Истец полагает, что Крымский многопрофильный колледж» неявляется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не может является законным представителем ФИО2.

Третье лицо ФИО3, извещенная о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась.

Третье лицо ФИО2, извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился.

Третье лицо ФИО10, извещенная о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца поддержала иск по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал. Пояснил, что Федеральным законом N 48-ФЗ устанавливается, что полномочия по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления всех видов муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом N 48-ФЗ, то есть соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; порядок передачи полномочий по опеке и попечительству должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации; полномочия по опеке и попечительству передаются в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного следует, что Федеральным законом N 48-ФЗ установлен объем передаваемых органам местного самоуправления полномочий, к которым относятся все без исключения полномочия по опеке и попечительству, связи с чем можно сделать вывод ? том, что в случае отсутствия соответствующей организации по обеспечению детей сирот орган опеки и попечительства, а в данном случае Администрация <адрес> Республики Крым должна исходить из потребностей такого ребенка, что в данном случае было выполнено, а именно был учтен тот факт, что ФИО2 обучается в «Колледже», а также то, что такое учреждение может обеспечить его необходимым, при том, что лицо находится на государственном обеспечении и такое учреждение не несет дополнительных затрат.

Представитель Министерства образования РК полагал, что иск подлежит удовлетворению, так как, Администрация при вынесении обжалуемого постановления не учла ряд важнейших норм федерального законодательства, а также применённые ей нормы были истолкованы неверно. Так, согласно ч. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.1 СК РФ и ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации оказывающие социальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Ч. 4 ст. 155.1 СК РФ предусмотрено, что по завершению пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста восемнадцати лет исполнения обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительству» (далее по тексту Федеральный закон № 48-ФЗ) основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

В соответствии со ст.35 п.4 и ст.11 п.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об опеке и попечительстве», подразумевается, что при помещении несовершеннолетнего лица под надзор в организации, оказывающие социальные услуги опекуны не назначаются, поскольку ничто не мешает учреждению выполнять обязанности по содержанию, уходу и лечению подопечных, то есть учреждение лишь выполняет обязанности опекунов. В связи с чем такое учреждение не является опекуном, а лишь исполняет обязанности опекуна.

В соответствии с пунктом 24 письма Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) в праве сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего. Такого согласия Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым (учредитель Колледжа) не давало ни в форме разрешения подобной деятельности в уставе Колледжа, ни в виде каких-либо нормативных (приказы) или ненормативных правовых актов (письма, распоряжения). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, которое было адресовано главам администраций городских округов и муниципальных районов, Министерство чётко и не двусмысленно сообщило, что организации среднего профессионального образования Республики Крым, подведомственные Министерству, не относятся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные ненормативный правовой акт в установленном законом порядке (в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации) не признан незаконным или недействительным.

Представитель Департамента по делам детей полагала, что иск удовлетворению не подлежит.

Выслушав стороны и представителей третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, урегулированы нормами Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее по тексту- Закон об опеке и попечительстве).

В силу пункта 2 статьи 2 названного Закона, попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

Согласно статьям 121, 123 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 и пунктом 2 статьи 155.2 СК РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - организация для детей-сирот) понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

В силу пункта 2 статьи 1 Закона об опеке и попечительстве положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

При этом, согласно пункта 4 статьи 35 ГК РФ исполнения обязанностей опекунов или попечителей возлагается в том числе на образовательные организации, в случае помещения несовершеннолетних в них под надзор.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. При этом частью 6 указанной статьи установлен закрытый перечень положений, которые должны быть отражены в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при осуществлении передачи государственных полномочий, к которым в том числе относятся виды муниципальных образований, органам местного самоуправления которых могут быть переданы соответствующие полномочия, а также объем указанных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 48-ФЗ1 органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.

Согласно пунктов 1 и 3 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

В силу пункта 3 названного положения, к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей.

В п. 9 Письма Минобразования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" даны общие рекомендации по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот:

Для помещения ребенка в организацию для детей-сирот органу опеки и попечительства необходимо издать соответствующий акт (постановление, распоряжение или приказ). В акте должны быть указаны реквизиты организации, в которую ребенок помещается под надзор. Соответственно, вопрос о том, в какую организацию будет помещен ребенок, должен решаться до издания акта о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот.

Выбор формы устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, является исключительной компетенцией органа опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего.

Термин "помещение под надзор" используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

При помещении подопечного под надзор в одну из вышеназванных организаций орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что иск Государственного автономного профессионального образовательного учреждения РК «Крымский многопрофильный колледж» к Администрации <адрес> об отмене постановления в части, удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Государственного автономного профессионального образовательного учреждения РК «Крымский многопрофильный колледж» к Администрации <адрес> об отмене постановления в части, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В. Максимова