ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1459/19 от 04.10.2019 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2019г. (адрес)

Падунский районный суд (адрес) в составе:

председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,

при секретаре ФИО4,

с участием представителя истца старшего помощника Братского транспортного прокурора ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО11, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО2, индивидуальному предпринимателю ФИО3 о запрещении деятельности по эксплуатации несамоходной баржи-площадки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО12, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2, индивидуальному предпринимателю ФИО3, в котором с учетом уточнения исковых требований просит запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2 эксплуатацию судна баржа-площадка (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты), регистровый до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства о классификации судна, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительного свидетельства; запретить индивидуальному предпринимателю ФИО3 эксплуатацию судна баржа-площадка (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты) регистровый до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства о классификации судна, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительного свидетельства.

В обоснование иска указано, что ФИО13 с участием специалиста - начальника ФИО14(дата)г. проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы безопасности плавания на внутреннем водном транспорте.

В ходе проведенной проверки установлено, что (дата) в 14 часов 20 минут на (адрес)ФИО2 эксплуатировал буксируемый состав, состоящий из теплохода (данные изъяты) и несамоходной баржи-площадки (данные изъяты)

Указанные суда эксплуатировались ФИО15 в соответствии с договором аренды от (дата), заключенным с ФИО16

В ходе проверки установлено, что капитан теплохода ФИО6 управлял теплоходом «Вега», не имея диплома судоводителя.

В нарушение п. п. 216, 217 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее TP БО ВВТ), на судно (данные изъяты) отсутствовали судовые документы: мерительное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, свидетельство о классификации, акт о готовности судна к эксплуатации.

В нарушение п. п. 516, 517 TP БО ВВТ баржа-площадка не была предъявлена к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на объекты регулирования органом классификации судов, т.е. годность судна (данные изъяты) к плаванию не подтверждена.

За допущенные капитаном судна ФИО6 нарушения законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, ФИО17(дата) он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ, (дата) - по ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ.

Баржа-площадка (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты), года и места постройки 1991, (адрес) является собственностью индивидуального предпринимателя ФИО3, что подтверждается выданной ФИО18(дата) выпиской из государственного судового реестра. По информации (данные изъяты) от (дата) договор аренды судна (данные изъяты) в Государственном судовом реестре не зарегистрирован.

Непринятие ФИО19 мер к регистрации договора аренды судна (данные изъяты) от (дата) с ФИО20 в государственном судовом реестре нарушило требования п. 4 ст. 16, п.1 ст. 17 КВВТ РФ. Вследствие чего, у ФИО21 отсутствовало право на эксплуатацию судна (данные изъяты) так как согласно п. 5 ст. 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Из изложенного следует, что ответчиками по данному спору являются судовладельцы: собственник судна индивидуальный предприниматель ФИО3, и эксплуатирующий судно индивидуальный предприниматель ФИО2 H.Л.

Невыполнение судовладельцем ИП ФИО2 H.Л., собственником судна ИП ФИО3 обязательных требований нормативных актов свидетельствует об их бездействии в принятии мер к устранению нарушений, создает угрозу безопасности судоходства.

В силу ст. 14 КВВТ РФ на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о праве собственности на судно; пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); мерительное свидетельство; свидетельство о минимальном составе экипажа судна; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; судовая роль; судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); судовое санитарное свидетельство о праве плавания; иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Приказом Минтранса РФ от (дата) полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».

В соответствии с п. 3 «Положения о классификации и об освидетельствовании судов», утв. приказом Минтранса РФ от (дата) (далее Положение) целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов Правилам.

В соответствии с п. 23 Положения освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Правилами и включает в себя:

1

проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных Правилами сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов; оформление и выдачу организацией по классификации документов, предусмотренных Правилами.

В силу п. 30 Положения судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.

Согласно п.п. 71, 72 Положения судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; свидетельство о годности судна к плаванию; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.

Судовые документы выдаются на суда при классификации и освидетельствовании судов, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, на срок до даты следующего очередного освидетельствования (кроме свидетельства о годности судна к плаванию) с ежегодным их подтверждением.

Классификация и освидетельствование согласно п. 2 Положения осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

Согласно п. 28 Положения при осуществлении классификации Речной Регистр проводит следующие виды освидетельствований судов: первоначальное, очередное, ежегодное, доковое, промежуточное, внеочередное. Судно предъявляется к первоначальному освидетельствованию при постановке на классификационный учет.

Ежегодное освидетельствование судна (за исключением маломерного, прогулочного и спортивного парусного судов) проводится в период между очередными освидетельствованиями, включает в себя контрольную проверку технического состояния судна с целью определения соответствия судна требованиям Правил (п. 39 Положения).

В соответствии с п. 216 TP БО ВВТ к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.

Согласно информации Восточно-Сибирского филиала Российского речного регистра от (дата) баржа-площадка (данные изъяты) регистровый к освидетельствованию не предъявлялась, техническое состояние судна негодное, документы РРР не подтверждены.

Ответчики документы РРР, подтверждающие годность судна к плаванию, в прокуратуру не представили.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца, судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, т.е. отвечает требованиям КВВТ РФ, Правилам плавания судов и т.п.

Однако, как было установлено проверкой, несамоходное судно баржа- площадка (данные изъяты) эксплуатировалось ФИО22 с нарушением ст. 14 КВВТ РФ, ст. 216 TP БО ВВТ, в отсутствие подтверждающих годность судна к плаванию судовых документов: свидетельства о классификации; свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительного свидетельства, что является основанием для запрещения эксплуатации судна.

Таким образом, допущенные ответчиками нарушения в области внутреннего водного транспорта, создают условия, способствующие возникновению транспортного происшествия с судами при их эксплуатации, затопление судов, повлечь тяжкие телесные повреждения или гибель людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также причинения имущественного вреда гражданам и организациям.

Представитель истца – старший помощник ФИО23 действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчики ФИО24 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам регистрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В силу ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Таким образом, оценивая перечисленные нормы закона, а также ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующую равенство всех перед судом, суд приходит к выводу, что неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела.

Учитывая, что ответчики ФИО25, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица ФИО26, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 года следует, что прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо органов прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

При таких обстоятельствах и во взаимосвязи со статьями 4, 38, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Поэтому Братский транспортный прокурор был вправе обратиться в Падунский районный суд города Братска Иркутской области с данным иском.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Из материалов дела установлено, что согласно выписке из Государственного судового реестра, баржа – площадка (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты) с (дата) принадлежит ФИО3

(дата)г. ИП Бакуров Е.В. и ИП Домалевский Н.Л. заключили договор аренды баржи-лодки , по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору за плату в пользование баржу – площадку (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты), сроком до (дата).

Из сообщения (данные изъяты) от (дата) следует, что договор аренды от (дата)г. в Государственном судовом реестре не зарегистрирован.

(дата) в ходе проведения проверки помощником Истец установлено, что (дата)(адрес) судовладельцем ИП Домалевским H.Л. эксплуатировались теплоход (данные изъяты) и баржа-площадка (данные изъяты) В нарушение п. п. 216, 217 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта на судне (данные изъяты) отсутствовали судовые документы в соответствии со ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта: свидетельство о праве плавания под флагом РФ, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительное свидетельство, свидетельство о классификации, акт о готовности судна к эксплуатации; на судне (данные изъяты) отсутствовали судовые документы: судовое санитарное свидетельство, свидетельство о минимальном составе экипажа судна, акт о готовности судна к эксплуатации. В нарушение п. п. 516, 517 TP БО ВВТ суда (данные изъяты) и (данные изъяты) эксплуатировались без предъявления РРР к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на объекты регулирования органом классификации судов, т.е. годность судов (данные изъяты) и (данные изъяты) к плаванию не подтверждена. В нарушение ст. 27 КВВТ, п. п. 3, 46 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса РФ от (дата), капитан ФИО6 управлял судном не имея действующего диплома судоводителя, квалификационное свидетельство у рулевого-моториста ФИО8, подтверждающее его квалификацию, отсутствует. Также установлено, что в нарушение п. п. 125, 133 TP БО ВВТ отсутствуют на судах информация об остойчивости судов, на судне «Вега» отсутствуют схемы маневрирования при падении человека за борт. Количество спасательных жилетов (7 шт.) не соответствует количеству, установленному свидетельством о годности судна к плаванию - 12 шт. (п. п. 114, 327 TP БО ВВТ, п. 8.1.6 ПКПС ч. 5). В нарушение п. 11 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от (дата) (далее ППБ), экипаж судна не обучен мерам пожарной безопасности. Экипажу судна не проведён инструктаж по мерам пожарной безопасности. План расположения пожарных кранов, постов управления, и т.; отсутствует (п. 18 ППБ). Пиротехнические средства 3 сигнальные ракеты и 3 фальшфейера отсутствуют (п. 322 TP БО ВВТ, п. 9.33 ПКПС ч. 5). В нарушение ст.39 КВВТ РФ план ЛAPH судна «Вега» отсутствует. В соответствии с п. 3 Порядка диспетчерского регулирования движении судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утв. приказом Минтранса РФ от (дата), диспетчерскому регулированию движении судов на ВВП подлежат все самоходные суда (кроме маломерных судов) в буксируемые (толкаемые) составы. Как показала проверка договор с ФИО1 на диспетчерское регулирование движение судов ИП Домалевским H.Л. не заключен. По результатам проверки необходимо возбудить в отношении ИП Домалевским H.Л. дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43, ч. 1 ст. 11.13 КоАП РФ, направить в суд исковые заявления запрещении эксплуатации судов теплоход (данные изъяты) и баржа-площадка (данные изъяты) до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судов к плаванию.

Согласно объяснению ФИО6 от (дата), ФИО6 является капитаном судна (данные изъяты) и баржи (данные изъяты), которые следовали из (адрес) до залива (данные изъяты) Отсутствующие на судне документы, ему не передавались судовладельцем ФИО2

Постановлением (данные изъяты), ФИО6 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере (данные изъяты)

(дата)г. постановлением (данные изъяты), ФИО6 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере (данные изъяты)

Из объяснения ИП ФИО2 от (дата) следует, что он является индивидуальным предпринимателем и использует теплоход (данные изъяты), баржу – площадку (данные изъяты). Теплоход (данные изъяты) является собственностью (данные изъяты) принадлежит ИП Бакурову Е.В., которые он эксплуатирует на основании договоров аренды. Судовые документы на указанном судне отсутствуют, в 2019 году он пытался предъявить указанные судна к освидетельствованию, но из-за смены собственника экспертами было оказано, поскольку необходимо произвести регистрацию судов.

Согласно ответу (данные изъяты), на классификационном учете состоят: буксирно-разъездной теплоход (данные изъяты) регистровый , судовладелец (данные изъяты) к освидетельствованию судно не предъявлялось, техническое состояние не годное, документы РРР не подтверждены. Заявка на рассмотрение СУБ в ВСФ РРР не поступала; баржа - площадка «(данные изъяты) регистровый , судовладелец ФИО3, к освидетельствованию судно не предъявлялось, техническое состояние не годное, документы РРР не подтверждены. Заявка на рассмотрение СУБ в ВСФ РРР не поступала.

Согласно п. 2 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Согласно п. п. 216, 217 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623, к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.

Перед вводом в эксплуатацию судна, указанного в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, после зимнего или другого длительного отстоя комиссией судовладельца (эксплуатанта) производится проверка готовности судна к эксплуатации. При положительных результатах проверки и после получения судового санитарного свидетельства комиссия эксплуатанта составляет акт о готовности судна к эксплуатации.

В силу пп. «а» п. 5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта к объектам регулирования относятся: объекты внутреннего водного транспорта, включающие: суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов; паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях; материалы и изделия для судов.

Согласно п. 1 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: 1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 2) свидетельство о праве собственности на судно; 3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 4) мерительное свидетельство; 5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна; 6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; 7) судовая роль; 8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); 9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); 10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания; 11) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Как следует из п. п. 2, 3 приказа Минтранса России от 14.04.2016 № 102 «Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов», классификация и освидетельствование осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

Целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов (далее - организация), Правилам.

Пунктом 23 приказа Минтранса России от 14.04.2016 № 102 «Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов» указано, что освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Правилами и включает в себя: проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных Правилами сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов; оформление и выдачу организацией по классификации документов, предусмотренных Правилами. Организация по классификации в случае несоответствия судна, которому присвоен ее класс, требованиям Правил отказывает в выдаче документов, приостанавливает или прекращает действие ранее выданных документов, предусмотренных Правилами.

Согласно п. п. 71,72 приказа Минтранса России от 14.04.2016 № 102 «Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов» судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; пассажирское свидетельство (для пассажирского судна). Судовые документы выдаются на суда при классификации и освидетельствовании судов, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, на срок до даты следующего очередного освидетельствования (кроме мерительного свидетельства) с ежегодным их подтверждением.

Судом установлено, что ФИО3 является собственником баржи – площадки (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты), которую он сдает в аренду как индивидуальный предприниматель ИП Домалевским H.Л.. с (дата)г. до (дата)г., при этом данный договор аренды не зарегистрирован соответствующим государственным органом, чем нарушены требования п. 4 ст. 16, п.1 ст. 17 КВВТ РФ, таким образом, у ИП Домалевским H.Л. отсутствует право на эксплуатацию судна (данные изъяты)

В ходе плановой проверки установлены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации, в частности нарушения требования Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Так установлено, что на судно (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты) отсутствовали судовые документы: мерительное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, свидетельство о классификации, акт о готовности судна к эксплуатации, кроме того баржа-площадка не была предъявлена к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на объекты регулирования органом классификации судов, годность судна (данные изъяты) к плаванию не подтверждена. Вместе с тем, судно баржа - площадка (данные изъяты) эксплуатировалось ИП Домалевским H.Л. в отсутствие подтверждающих годность судна к плаванию судовых документов, при этом сведений о том, что ответчиками в настоящее время допущенные нарушения при эксплуатации баржи-площадки устранены, суду не представлено, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из вышеизложенного, на основании статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с ответчиков ИП Домалевского Н.Л., ИП Бакурова Е.В. государственную пошлину в доход муниципального образования (адрес) в размере (данные изъяты) рублей с каждого.

В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» - решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1 часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что иск Братского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО2, индивидуальному предпринимателю ФИО3 о запрещении деятельности по эксплуатации несамоходной баржи-площадки – удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2 эксплуатацию судна баржа-площадка (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты), регистровый до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства о классификации судна, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительного свидетельства.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО3 эксплуатацию судна баржа-площадка (данные изъяты) идентификационный номер (данные изъяты), регистровый до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения документов Российского Речного Регистра, подтверждающих годность судна к плаванию: свидетельства о классификации судна, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна, мерительного свидетельства.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход муниципального образования (адрес) государственную пошлину в размере (данные изъяты) (триста) рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО3 в доход муниципального образования (адрес) государственную пошлину в размере (данные изъяты) (триста) рублей.

Ответчики вправе подать в Падунский районный суд (адрес) заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.М. Литвинцева