ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145/17 от 11.05.2017 Могочинского районного суда (Забайкальский край)

дело №2-145/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Могоча 11 мая 2017 г.

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Бабиковой А.А., при секретаре судебного заседания – Орловой Г.Н., с участием прокурора – Шпинева А.В., представителя муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район» - Серебровой В.В., представителя Совета муниципального района «Тунгиро-Олекминский район», рассмотрев материалы гражданского дела по иску Могочинского межрайонного прокурора, поданного в интересах бюджета муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район» Забайкальского края к Сапову Ю.Н. о признании распоряжения администрации муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район» № 155 от 25 ноября 2015 г. незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах бюджета муниципального образования «Тунгиро – Олекминский район» Забайкальского края к Сапову Ю.Н. о признании распоряжения администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» (далее МР «Тунгиро - Олекминский район») за № 155 от 25 ноября 2015 г. незаконными и взыскании в бюджет муниципального образования неосновательного обогащения в виде незаконно полученной премий в размере 315115 рублей, указав следующее.

Могочинской межрайонной прокуратурой района проведена проверка деятельности муниципального учреждения администрация МР «Тунгиро - Олекминский район», в ходе которой установлено, что решением Совета МР «Тунгиро - Олекминский район» от 26 октября 2012 г. № 04 главе муниципального района установлено денежное вознаграждение в размере 37002 рубля, в которое входит оклад – 5986 рублей, надбавки и иные выплаты. Решением Совета МР «Тунгиро - Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что денежное вознаграждение главы подлежит индексации с учетом уровня инфляции. При этом индексация производится решением Совета МР «Тунгиро-Олекминский район». Решение Совета об индексации денежного вознаграждения Главе района после ДД.ММ.ГГГГ не принималось.

ДД.ММ.ГГГГ на должность главы МР «Тунгиро-Олекминский район» избран – Сапов Ю.Н.

Решением Совета МР «МР «Тунгиро - Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение «О размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих МР «Тунгиро-Олекминский район».

На основании указанного положения, распоряжением и.о. главы администрации МР «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ Сапову Ю.Н. за счет средств экономии фонда оплаты труда муниципальных служащих выплачена премия в размере 315115 рублей.

Вместе с тем, данное распоряжение противоречит действующему законодательству, поскольку Сапов Ю.Н. является выборным должностным лицом, и на него не может распространяться положение «О размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих муниципального района «Тунгиро-Олекминский район». Кроме того, решениями Совета МР «Тунгиро - Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ и 04 определяющими структуру заработной платы главы района, выплата премии не предусмотрена.

В этой связи, распоряжение администрации МР «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ о выплате Сапову Ю.Н. премии подлежит отмене, а денежные средства в размере 315115 рублей, возврату в бюджет МР «Тунгиро-Олекминский район», как неосновательное обогащение.

В судебном заседании прокурор – Шпинёв А.В., исковое заявление поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в нём. При этом, истец отказался от требований к Сапову Ю.Н. в части взыскания с него в бюджет МР «Тунгиро-Олекминский район» денежных средств в размере 315115 рублей, поскольку в феврале 2017 г. Сапов Ю.Н. указанные денежные средства вернул в бюджет района.

Представитель администрации МР «Тунгиро-Олекминский район» - Сереброва В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования процессуального истца не признала, пояснив, что премия главе МР «Тунгиро-Олекминский район» выплачивалась законно на основании п. 71 Положения «О размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих МР «Тунгиро-Олекминский район», которым предусмотрено премирование лиц, замещающих муниципальные должности за счет экономии оплаты труда. Кроме того, не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения премия, поскольку она является составной частью заработной платы.

Ответчик Сапов Ю.Н. настоящее судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При этом в прошлых судебных заседаниях исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указав, что глава муниципального района является лицом, замещающим муниципальную должность. Так, согласно ч. 5.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного должностного лица устанавливается уставами муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законами субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Забайкальского каря от 24 декабря 2010 г. № 455 – ЗЗК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» денежное вознаграждение лица, замещающего муниципальную должность, состоит из должностного оклада, надбавок и иных выплат. На основании указанных выше нормативно-правовых актов Совет МР «Тунгиро-Олекминский район» принял решение от 26 октября 2012 г. № 04 «Об установлении размеров ежемесячного денежного вознаграждения главе МР «Тунгиро-Олекминский район» и утвердил положение «О размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих муниципального района «Тунгиро-Олекминский район». Распоряжение администрации муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ определяет выплату премии руководителю администрации – главе МР «Тунгиро-Олекминский район» и издано на основании указанных выше законов, а также решений Совета МР «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Поскольку премия входит в состав заработной платы, то она не является неосновательным обогащением и к ней не применимы нормы ст. 1102 ГК РФ. Также Сапов Ю.Н. полагал, что истец пропустил срок обращения в суд с исковым заявлением, установленный Трудовым кодексом Российской Федерации.

Представитель Совета МР «Тунгиро-Олекминский район» - Антоновский С.Н. пояснил, что положение «О размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» было утверждено Советом района в ДД.ММ.ГГГГ г. При этом какие – либо замечания по изданному положению в Совет не поступали.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В своих возражениях Сапов Ю.Н., к рассматриваемым правоотношениям, просил суд применить срок исковой давности, установленный ст. 392 ТК РФ.

Между тем, Сапов Ю.Н. является выборным должностным лицом, а с иском в суд обратился прокурор, а не работодатель.

При таких обстоятельствах суд полагает, что к рассматриваемому предмету спора применим общий срок исковой давности, установленный гражданским законодательством, который прокурором пропущен не был, поскольку, нарушения законодательства Российской Федерации, рассматриваемые в данном деле, были выявлены контрольно-счетной палатой в ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Непременным условием возникновения неосновательного обогащения является то, что перераспределение имущества или денежных средств, происходит без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 53 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей в спорный период, расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В силу ст. 3 Закона Забайкальского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, муниципальным нормативным правовым актом за счет средств местного бюджета устанавливается денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада, надбавок и иных выплат.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Сапов Ю.Н. с ДД.ММ.ГГГГ вступил в должность главы муниципального района «Тунгиро-Олекминский район». (л.д. 6)

В силу п. 4 ст. 29 Устава муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» Забайкальского края глава муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Пунктами 7 и 4 статьи 24 Устава установлено, что глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района «Тунгиро-Олекминский район», руководит ее деятельностью на принципах единоначалия. Глава района подконтролен и подотчетен населению и Совету МР «Тунгиро-Олекминский район».

Решением Совета муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» ежемесячное денежное вознаграждение установлено в размере 37002 рубля, в том числе оклад в размере 5968 рублей, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы. (л.д. 50)

Решением Совета муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих в муниципальном районе «Тунгиро-Олекминский район» (далее Положение). (л.д. 7-19)

Указанное выше Положение регулирует отношения по обеспечению денежного содержания и иных выплат лицам, замещающим должности муниципальной службы муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» за исполнение ими соответствующих должностных обязанностей.

В соответствии с п. 71 Положения экономия фонда оплаты труда остается в распоряжении учреждения муниципального района и может направляться на премирование муниципальных служащих, отработавших полный календарный год, и лиц, замещающих муниципальные должности. Премия может выплачиваться по итогам работы за квартал. Размер премии определяется в соответствии с личным вкладом работника в общие результаты деятельности и выплачивается на основании распоряжения работодателя.

При этом из п. 68-70 Положения следует, что фонд оплаты труда состоит из оплаты труда муниципальных служащих.

Согласно распоряжения и.о. главы муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» Павловой В.П. от ДД.ММ.ГГГГ, Сапову Ю.Н. установлена к выплате денежная премия за счет средств экономии оплаты труда в 2015 г. в размере 315115 рублей. (л.д. 52)

Из раздела 8 акта контрольно-счетной палаты муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выплата премии Сапову Ю.Н. осуществлялась на основании п. 71 «Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих в муниципальном районе «Тунгиро-Олекминский район» из средств фонда оплаты труда аппарата администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район». Из этого же акта следует, что в 2015 г. был превышен предельный размер фонда оплаты труда Главы муниципального района. (л.д. 38)

Нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются той предельной величиной, которая устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть превышена дотационными муниципальными образованиями.

Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждена методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на 2015 год. Согласно данной методике Тунгиро-Олекминский район относится к 4 группе муниципальных районов по оплате труда. При этом, предельный размер формирования фонда оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в расчете на год не может превышать 79,4 оклада. Указанный фонд оплаты труда формируется с учетом средств на выплату надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями названным выше лицам. При этом размер фонда оплаты труда муниципальных служащих соответствующего органа местного самоуправления в расчете на год в муниципальных районах (городских округах) не может превышать 62 должностных окладов. Фонд оплаты труда формируется с учетом средств на выплату надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Таким образом, указанными выше нормативными актами установлено разграничение между фондами оплаты труда выборных должностных лиц и муниципальных служащих и недопустимость их смешения.

Между тем, суд находит установленным, что Сапову Ю.Н. на основании распоряжения и.о. главы муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» Павловой В.П. от ДД.ММ.ГГГГ была выплачена премия за счет средств экономии оплаты труда муниципальных служащих в 2015 г.

При этом, суд отмечает, что правовых оснований для получении премии выборным должностным лицом при наличии экономии фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» не имелось.

Кроме того, из смысла ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во взаимосвязи с п.п. 23, 24, 26 Устава МР «<адрес>» следует, что правом установления вознаграждения, а также иных выплат, в том числе, дополнительных и стимулирующих выборному должностному лицу обладает Совет муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что решение о выплате премии главе района принималось не коллегиально, а единолично и.о. главы муниципального района – Павловой В.П., и представительный орган – Совет МР «Тунгиро-Олекминский район», самостоятельно определив муниципальными правовыми актами размер и условия оплаты труда выборного должностного лица местного самоуправления, какими-либо иными актами не предусмотрел возможности выплаты главе муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» денежных премий

В этой связи, суд считает, что распоряжение и.о. главы муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» Павловой В.П. от ДД.ММ.ГГГГ о выплате Сапову Ю.Н. денежной премии за счет средств экономии оплаты труда муниципальных служащих в 2015 г. в размере 315115 рублей, является незаконным, поскольку противоречит действующему законодательству, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Сапов Ю.Н. вернул в бюджет муниципального образования премию, полученную по распоряжению и.о. главы муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ в размере 315115 рублей, а процессуальный истец отказался от требований, в части взыскания с ответчика указанной суммы, в доход бюджета района, суд принимает данный отказ от требований, и в этой части, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

В соответствии со ст. 103 суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, уплачиваемую при подаче иска в суд, от уплаты которой истец был освобожден в размере 300 рублей, поскольку требования, рассмотренные судом относятся имущественному характеру, не подлежащего оценке.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район» от ДД.ММ.ГГГГ в части премирования Сапова Ю.Н..

Взыскать с Сапова Ю.Н. государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Бабикова

Решение изготовлено 16 мая 2017 г.