ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-146 от 26.03.2012 Котласского районного суда (Архангельская область)

                                                                                    Котласский районный суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Котласский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-146/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

26 марта 2012 года город Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Мусонова В.В.,

при секретаре Кочкиной Е.Л.,

с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Вязовикова А.В.,

заинтересованного лица - представителя Совета депутатов муниципального образования «Шипицынское» по доверенности Хлебутиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 26 марта 2012 года гражданское дело по заявлению Котласского межрайонного прокурора о признании незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия п.19 решения Совета депутатов МО «Шипицынское» «О бюджете МО «Шипицынское» на 2012 год» №212 от 23 декабря 2011 года,

установил:

Котласский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия п.19 решения Совета депутатов МО «Шипицынское» «О бюджете МО «Шипицынское» на 2012 год» №212 от 23 декабря 2011 года.

Свое заявление прокурор обосновывает тем, что п. 19 решения Совета депутатов МО «Шипицынское» «О бюджете МО «Шипицынское» на 2012 год» №212 от 23 декабря 2011 года, установлено, что в случае внесения изменений в бюджетную классификацию, заместитель Главы администрации по финансовым вопросам вправе внести изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета МО «Шипицынское на 2012 год без внесения изменений в настоящее решение. Вместе с тем согласно ч.3 ст.217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) внесение изменений в бюджетную классификацию не может быть основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете.

Участвующий в деле старший помощник прокурора Вязовиков А.В., заявление прокурора поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении. Просил признать незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия п.19 решения Совета депутатов МО «Шипицынское» «О бюджете МО «Шипицынское» на 2012 год» №212 от 23 декабря 2011 года.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Шипицынское» Хлебутина Н.В., действующая на основании доверенности, заявление прокурора не признала, в ходе судебного заседания пояснила, что согласно а.4 п.3 ст.217 БК РФ перечень оснований по которым могут быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, не является исчерпывающим. Данной нормой представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать в законе (решении) о бюджете иные основания, связанные с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а бюджетная классификация согласно пункта 1 ст.18 БК РФ используется для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Шипицынское» Хлебутина Н.В. просила в удовлетворении заявления прокурору отказать.

Выслушав представителя заинтересованного лица, старшего помощника прокурора, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, а также прокурор в пределах своей компетенции, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

К действиям (решениям) учреждений или должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), которыми созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступление в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии со ст.7 ч.4 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года « Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации».

Согласно ст.71 ч.1 п.«ж» Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление финансового регулирования, означает обеспечение единства и взаимодействие всех финансовых институтов государства, так и правоотношения, складывающиеся в процессе аккумуляции, распределения и использования государством денежных средств, а также определение финансовых основ местного самоуправления.

Согласно п.5 ст.3 БК РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом.

В силу ст.10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

В соответствии со ст. 165 БК РФ, министерство финансов Российской Федерации наделено бюджетными полномочиями по установлению единой методологии бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

23 декабря 2011 года Советом депутатов МО «Шипицынское» было принято решение №212 «О бюджете муниципального образования «Шипицынское» на 2012 год».

Решение официально опубликовано в «Деловой хронике» муниципального образования «Шипицынское» №52 от 30 декабря 2011 года, которая входит в состав газеты «Двинская правда» №298-299 (16691-692) от 30 декабря 2011 года.

Пунктом 19 указанного решения установлено, что в соответствии с п.3 ст.217 БК РФ, в случае внесения изменений в бюджетную классификацию заместитель главы по финансовым вопросам вправе внести изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета МО «Шипицынское» на 2012 год без внесения изменений в настоящее Решение.

Согласно п.3 ст.217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете:

в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;

в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им казенных учреждений), вступления в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использования средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год общего объема бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг и общего объема бюджетных ассигнований по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов на текущий финансовый год и плановый период;

в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов;

в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете;

в случае проведения реструктуризации государственного (муниципального) долга в соответствии с настоящим Кодексом;

в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с настоящим Кодексом;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год;

в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений и организационно-правовой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Приведенная норма бюджетного законодательства указывает на то, что внесение изменений в бюджетную классификацию не может быть основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете.

БК РФ ст.217 ч.3 установлен перечень случаев, когда в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в решение о бюджете, где не предусмотрен такой случай, который предусматривает внесение в сводную бюджетную роспись изменений без внесения изменений в решение о бюджете, по случаю внесения изменений в бюджетную классификацию.

Суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица Совета депутатов МО «Шипицынское» Хлебутиной Н.В.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что оспариваемые Котласским межрайонным прокурором п.19 решения Совета депутатов МО «Шипицынское» «О бюджете МО «Шипицынское» на 2012 год» №212 от 23 декабря 2011 года противоречит вышеназванному федеральному законодательству и является незаконным.

Таким образом, в силу ст.13 ГК РФ оспариваемые прокурором п.19 решения Совета депутатов МО «Шипицынское» «О бюджете МО «Шипицынское» на 2012 год» №212 от 23 декабря 2011 года суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Котласского межрайонного прокурора о признании незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия п. 19 решения Совета депутатов МО «Шипицынское» «О бюджете МО «Шипицынское» на 2012 год» №212 от 23 декабря 2011 года удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующими не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 19 решения Совета депутатов МО «Шипицынское» «О бюджете МО «Шипицынское» на 2012 год» №212 от 23 декабря 2011 года.

Решение по делу или сообщение о данном решении опубликовать в газете «Двинская правда».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий В.В. Мусонов