86RS0001-01-2021-002349-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при помощнике судьи Ахияровой М.М.,
с участием:
истца Макаровой Е.А.,
представителя истца Макаровой Е.А. – Карабановой Е.А., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>3,
представителя ответчика БУ ХМАО – Югры «Ветеринарный центр» - Мустафина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1463/2021 по иску Макаровой Елены Александровны к Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» о взыскании суммы стимулирующей выплаты и компенсации морального вреда,
установил:
истец Макарова Елена Александровна обратилась в суд с иском к ответчику Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» (далее по тексту БУ ХМАО – Югры «Ветеринарный центр») о взыскании суммы стимулирующей выплаты и компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что между истцом Макаровой Е.А. и ответчиком БУ ХМАО – Югры «Ветеринарный центр» заключён трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно предмета которого ответчик предоставил Истцу работу в должности Заместителя директора учреждения, а истец обязался выполнять эту работу в соответствии с условиями трудового договора и должностной инструкцией. Названный выше трудовой договор заключен на неопределённый срок. Заработная плата истца базируется исходя из оклада в размере 17 575 рублей, помимо оклада, суммируется из размера районного коэффициента, северной надбавки и стимулирующих выплат (согласно Положению об оплате труда). Согласно п. 25 Положения об оплате труда работников БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр», «Выплата за интенсивность и высокие результаты работы характеризуется степенью напряженности в процессе которых устанавливается за: высокую результативность работы; участие в выполнении важных работ, мероприятий; обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения». При этом, в ходе осуществления своей трудовой деятельности, на протяжении всего периода трудовых взаимоотношений с ответчиком, истец соответствовала и соответствует по сегодняшний день всем признакам критерий, являющихся основанием для стимулирующих выплат заместителя директора учреждения. Согласно расчётным листам, стимулирующие выплаты истцу начислялись в следующем размере: ДД.ММ.ГГГГ – 200%, в ДД.ММ.ГГГГ – 230 %, в ДД.ММ.ГГГГ – 150% и в ДД.ММ.ГГГГ года – 50%. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ года истцу начислена стимулирующая выплата в размере меньшем, чем истец зарабатывает, и в меньшем, чем может позволить себе предприятие, так как источник финансирования фонда оплаты труда сводится не только к денежным средствам, выделяемым из бюджета автономного округа, но и из средств, полученных в результате предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности п. 26 и Приложение № Положения об оплате труда работников). Истцом осуществлялись своевременные, качественные, досрочныереагирования на все поручения директора (в устной и письменной форме), исполнение приказов и должностных обязанностей (в т.ч. мониторинг и анализ дебиторской задолженности, сбор, предоставление информации по контрольно-кассовой технике, контроль кредиторской задолженности, вопрос по внедрению программного обеспечения с целью приведения к единообразному подходу ведения кассовых операций по всем филиалам БУ ЗМАО – Югры «Ветеринарный центр», контроль сотрудников подчиненных структурных подразделений по мере возможности (по данным программных продуктов 1C Бухгалтерия, Региональный электронный бюджет, zakupki.gov.ru, bus.gov.ru). Однако Директор ограничил взаимодействие с сотрудниками в устной форме, не направляет письма, касающиеся финансовых вопросов, через истца, а также осуществляет взаимодействие с подчинёнными истцу сотрудниками, минуя последнего. Также по поручению Директора ни одно исходящее письмо от сотрудников, находящихся в подчинении истца, не проходит этап визирования. На основании изложенного, истец просит суд: взыскать с ответчика БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» не доначисленную заработную плату в размере 78 550 рублей 32 копейки, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, а также судебные расходы, понесённые на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей, на оплату услуг нотариуса в размере 2 700 рублей и на оплату почтовых расходов в размере 480 рублей.
В судебном заседании истец Макарова Е.А. и её представитель Карабанова Е.А. настояли на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.
Представитель ответчика БУ ХМАО – Югры «Ветеринарный центр» - Мустафин А.А. в судебном заседании иск не признал, в соответствии с доводами письменных возражений суду показал, что Приказом о приёме на работу от ДД.ММ.ГГГГ№л Макаровой Е.А. установлен оклад в размере 17 575 рублей; выплаты компенсационного характера: северная надбавка 50%, районный коэффициент 1.7; стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет - 25%. Выплаты, предусмотренные приказом, осуществляются ответчиком в полном объёме, указанная выплата устанавливается всем работникам Учреждения, которая регламентирована пунктом 24 Положения по оплате труда работников БУ ХМАО – Югры «Ветеринарный центр» и имеет конкретный размер выплаты. В соответствии с Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№ по вопросам, которые относятся к предмету искового заявления, работодатель имеет право: требовать от работника добросовестного исполнения обязанностей по Трудовому договору; привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности; поощрять работника за добросовестный труд. Работодатель обязан: предоставить работнику работу, обусловленную Трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки; осуществлять обработку и обеспечивать защиту персональных данных работника в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разделом 4 Трудового договора предусмотрены выплаты, которые состоят из должностного оклада, перечни и размеры выплат компенсационного характера, в том числе выплаты стимулирующего характера, которые могут производиться по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда, с учетом доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета автономного округа и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Конкретный размер стимулирующих выплат определяется в соответствии с личным вкладом работника в общие результаты работы и целевыми показателями эффективности работы Учреждения. Положением по оплате труда работников БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр», утверждённым приказом ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрены основные условия оплаты труда работников Учреждения, порядок и условия осуществления компенсационных выплат, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, критерии их установления, порядок и условия оплаты труда руководителя Учреждения, его заместителей, главного бухгалтера, порядок формирования фонда оплаты труда Учреждения, другие вопросы оплаты труда. Исходя из расчётных листов Макаровой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года начислено 106 328 рублей 76 копеек, за февраль 2021 года начислено 53 146 рублей 94 копеек - за 13 рабочих дней с учётом листка нетрудоспособности. Из пункта 21 Положения по оплате труда следует, что стимулирующие выплаты устанавливаются по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда, с учётом доведённых бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета автономного Округа и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Перечень, размеры, диапазон за интенсивность и высокие результаты работы стимулирующих выплат устанавливаются в соответствии с таблицей 6 и таблицей 6.1 Положения по оплате труда. Размеры и условия стимулирующих выплат для всех категорий работников устанавливаются согласно приложения 1, 2, 3, в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы Учреждения. Приложение 1 к Положению по оплате труда работников устанавливает показатели оценки эффективности деятельности работников по выплатам стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты в работе к таким показателям относится: 1.Высокая результативность в работе; 2.Участие в выполнении важных работ, мероприятий; 3.Обеспечение безаварийной безотказной и бесперебойной работы всех структурных подразделений учреждения (пункт 25 Положения по оплате труда). Пунктом 26 предусмотрено, что выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются в соответствии с показателями эффективности деятельности работников, согласно приложения 2 Положения по оплате труда. При установлении размера выплаты за качество выполняемых работ учитывается: успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде; высокое качество выполняемых работ; персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения. Согласно пункта 1.5 должностной инструкции заместитель директора возглавляет финансово-экономическую работу учреждения и имеет в своём подчинении: бухгалтерию учреждения, планово-экономический отдел, отдел государственного заказа. В рамках подготовки отзыва на исковое заявление Макаровой Е.А. были запрошены информационные справки, по вопросам, которые входят в должностные обязанности истца, из которых следует, что истец не проводит систематические проверки плана финансово хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период, соответствие направления расходов КОСГУ, эффективное использование средств бюджета, средств полученных от приносящей доход деятельности, ежемесячный анализ исполнения учреждением плана расходов средств субсидии, полученных учреждением на выполнение государственного задания, а также средств полученных от приносящей доход деятельности, в соответствии с планом финансово хозяйственной деятельности учреждения. Порядок взаимодействия по представлению бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности между бухгалтерией и заместителем директора Макаровой Е.А. отсутствует и фактически не осуществляется. Методическая помощь при составлении годовой отчетности, ежемесячной, квартальной отсутствует, устное обращение было проигнорировано. Служебные записки, поступающие от Макаровой Е.А., составляются безграмотно в плане знания нормативных документов по финансовым вопросам, указываются формы, которые отменены. Соблюдение этических норм, кодекс этики служебного поведения не соблюдается. Служебная записка начальника планово-экономического отдела - «руководство, участие, оказание методической помощи в составлении перспективных и текущих планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, управление движением финансовых ресурсов учреждения бюджетных и внебюджетных средств Макаровой Е.А. не осуществляется. Предложений по улучшению условий оплаты труда, повышения заработной платы работникам со стороны заместителя директора не поступало. Совместный анализ по оценке финансовых результатов фактических поступлений денежных средств на лицевой счет от приносящей доход деятельности привёл к отрицательному результату по причине недостоверных сведений со стороны заместителя директора, которые направляются в филиалы учреждения». Информационная справка начальника отдела государственного заказа - «взаимодействие с отделом не осуществлялось, методическая помощь со стороны Макаровой Е.А. не оказывалась, на сотрудников отдела оказывалось давление с угрозами о снижении стимулирующих выплат». Оценка работы заместителя директора осуществляется директором учреждения регулярно, в процессе осуществления работником своих трудовых функций, основным критерием оценки работы заместителя директора по финансам является качество, полнота и своевременность выполнения работником задач предусмотренной должностной инструкцией (пункт 4.2.1, пункт 4.3 должностной инструкции). Как указанно в исковом заявлении Макаровой Е.А., критерии установления стимулирующих выплат определятся в представлении директора учреждения, однако представления от директора учреждения отсутствуют, кроме того, в деле имеется копия без подписи начальника структурного подразделения от ДД.ММ.ГГГГФИО4, который по ДД.ММ.ГГГГ являлся директором учреждения, в материалах дела отсутствуют документы доказывающие, что размер стимулирующих выплат должен составлять 200%. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены форма, и сроки на установление стимулирующих выплат, заместитель директора в указанном приказе отсутствует, на заместителей директора учреждения представления на установление стимулирующих выплат локальными актами учреждения не предусмотрены. Исходя из информации, представленной начальником отдела кадров, представления на установление стимулирующих выплат на заместителя директора Макарову Е.А. в отделе кадров отсутствуют. Согласно пункта 36 Положения по оплате труда размер стимулирующих выплат заместителям руководителя и главному бухгалтеру устанавливается с учётом достижения целевых показателей эффективности их работы и требований установленных Положением по оплате труда работников. Таким образом, определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера устанавливается работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования труда работников и является его правом, а не обязанностью, Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№ и Положением по оплате труда учреждения не установлен конкретный размер, стимулирующих выплат, который подлежит оплате. Требования истца о взыскании морального вреда в размере 100 000 рублей являются необоснованными (факт проявления открытой дискриминации) и не подлежащими удовлетворению (т.2 л.д.92 – 104).
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» (работодатель) и истцом Макаровой Еленой Александровной в г.Ханты –Мансийске заключён трудовой договор №, согласно условиям которого работодатель предоставляет работнику работу по должности Заместитель директора, работа у работодателя является для работника основной, трудовой договор заключён на неопределённый срок, испытательный срок не установлен (т.2 л.д.168 – 178).
Приказом БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» о приёме на работу от ДД.ММ.ГГГГ№л Макаровой Е.А. установлен оклад в размере 17 575 рублей, выплаты компенсационного характера: северная надбавка 50%, районный коэффициент 1.7; Стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет - 25% (т.2 л.д.179).
Разделом 4 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что работнику могут производиться выплаты стимулирующего характера: выплата за интенсивность и высокие результаты в работе – до 130 % (ежемесячно, в сроки, установленные для выплаты заработной платы), и устанавливается за: высокую результативность работы; участие в выполнении важных работ, мероприятий; обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения; особый режим работы; систематическое досрочное выполнение работы с проявлением инициативы, творчества, с применением в работе современных форм и методов организации труда; выполнение работником учреждения важных работ, не определённых трудовым договором (т.2 л.д.174).
Этим же разделом предусмотрена выплата за качество выполняемых работ до 100% от оклада (ежемесячно, в сроки, установленные для выплаты заработной платы), и устанавливается за: успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде; высокое качество выполняемой работы; персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса и уставной деятельностью учреждения, а также в соответствии с показателями эффективности деятельности учреждения, установленными приказом Ветслужбы Югры (т.2 л.д.174).
Стимулирующие выплаты устанавливаются (раздел 4 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№) по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда, с учетом доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета автономного округа и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Конкретный размер стимулирующих выплат определяется в соответствии с личным вкладом работника в общие результаты работы и целевыми показателями эффективности работы Учреждения (т.2 л.д.175).
Согласно Должностной инструкции Заместителя директора БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр», утверждённой ДД.ММ.ГГГГ, заместитель директора подчиняется непосредственно директору учреждения, возглавляет финасовую-экономическую работу учреждения и имеет в подчинении: бухгалтерию учреждения, планово-экономический отдел, отдел государственного заказа. Заместитель директора осу3ществляет следующие трудовые функции: организует управление движением финансовых ресурсов учреждения, обеспечение разработки финансовой стратегии предприятия и его финансовой устойчивости; руководит разработкой проектов учетной, налоговой политики учреждения, перспективных и текущих планов финансово-хозяйственной деятельности, положений об оплате труда, приносящей доход деятельности, иных положений, касающихся финансовой деятельности учреждения; осуществляет контроль за состоянием, движением и целевым использованием средств, выделенных учреждению из бюджета автономного округа и средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности, результатами финансово-хозяйственной деятельности исполнением обязательств учреждения; своевременно и в полном объёме обрабатывает и представляете должностным лицам с соответствующими полномочиями отчетную и иную документацию; организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности учреждения и разработке мероприятий по повышению эффективности управления финансами; руководит деятельностью финансовых подразделений учреждения, организует работы по повышению квалификации, аттестации работников, оказывает методическую помощь работникам учреждения по финансовым вопросам, а так же участвует в проведении внутренних проверок учреждения, связанных с вопросами финансово-хозяйственной деятельности учреждения, принятие мер по их разрешению в соответствии с действующим законодательством; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами по вопросам деятельности учреждения в пределах своей компетенции; принимает участие в проведении инвентаризаций имущественных, материальных ценностей; осуществляет контроль за исполнением приказов и распоряжений директора в пределах своей компетенции; принимает участия в разработке структуры и штатного расписания учреждения; в пределах своих полномочий: визирует приказы, положения, инструкции; разрабатывает проекты планов, проведение планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений, оборудования и осуществление контроля за их своевременным выполнением; обеспечивает надежную защиту документов (информации), содержащих конфиденциальные сведения, включая персональные данные сотрудников учреждения; соблюдает ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 года за №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативно правовыми актами; обеспечивает соблюдение подчинёнными ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнении ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года за № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; своевременно принимать меры по выявлению и устранению любой возможности возникновения конфликта интересов. Своевременно в письменной форме уведомлять директора учреждения о фактах совершения подчиненными коррупционных правонарушений или о возможностях их возникновения; проводит правовое просвещение и знакомит подчиненных с нормативно-правовыми актами в сфере противодействия коррупции и антикоррупционными мероприятиями; обязан уведомлять директора учреждения обо всех случаях обращения к нему и подчиненным каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. С указанной должностной инструкцией Макарова Е.А. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.180 - 185).
Приказом БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об оплате труда работников учреждения (т.2 л.д.120, 121).
Разделом IV Положения об оплате труда работников БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» установлен порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, критерии их установления (т.2 л.д.122 – 147).
К стимулирующим выплатам относятся:
- выплата за выслугу лет:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплата за качество выполняемых работ;
- премиальная выплата по итогам работы (I, II, III, IV квартал, календарный год).
Не допускается установление иных видов стимулирующих выплат, не соответствующих установленным настоящим Положением.
Стимулирующие выплаты устанавливаются по решению руководителя Учреждения в пределах фонда оплаты труда, с учетом доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета автономного округа и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Перечень, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат устанавливаются в соответствии с таблицей 6 и таблицей 6.1. настоящего Положения.
Таблицей 6 указанного Положения предусмотрено, что выплата за интенсивность и высокие результаты в работе – до 130 % (для заместителя директора учреждения – таблица 6.1) (ежемесячно, в сроки, установленные для выплаты заработной платы), и устанавливается за: высокую результативность работы; участие в выполнении важных работ, мероприятий; обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения; особый режим работы; систематическое досрочное выполнение работы с проявлением инициативы, творчества, с применением в работе современных форм и методов организации труда; выполнение работником учреждения важных работ, не определённых трудовым договором (т.2 л.д.132).
Этой же таблицей предусмотрена выплата за качество выполняемых работ до 100% от оклада (ежемесячно, в сроки, установленные для выплаты заработной платы), и устанавливается за: успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде; высокое качество выполняемой работы; персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса и уставной деятельностью учреждения, а также в соответствии с показателями эффективности деятельности учреждения, установленными приказом Ветслужбы Югры (т.2 л.д.132).
Пунктом 25 Положения об оплате труда работников БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» установлено, что выплата за интенсивность и высокие результаты работы характеризуется степенью напряженности в процессе труда и устанавливается за: высокую результативность работы; участие в выполнении важных работ, мероприятий; обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения); систематическое досрочное выполнение работы с проявлением инициативы» творчества, с применением в работе современных форм и методов организации труда и др.; выполнение работником Учреждения важных работ, не определенных трудовым договором.
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, кроме районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выплата за качество выполняемых работ устанавливается в соответствии с показателями оценки эффективности деятельности работников, согласно приложения 2 настоящего Положения.
В качестве оценки эффективности деятельности работников используются индикаторы, указывающие на их участие в создании и использовании ресурсов учреждения (человеческих, морально-технических, финансовых, технологических: и информационных).
Индикатор представлен в исчисляемом формате (в единицах, штуках, долях, процентах и прочих единицах измерений) для эффективного использования в качестве инструмента оценки деятельности. Оценка деятельности с использованием индикаторов осуществляется на основании статистических данных, результатов диагностирования» замеров, опросов.
Инструменты оценки (критерии, типы работы и индикаторы, оценивающие данный критерий, вес индикатора) устанавливаются в зависимости от принятых показателей эффективности деятельности учреждения и отдельных работников.
Максимальный размер выплаты за качество выполняемых работ устанавливается в процентах от должностного оклада работника.
Выплата устанавливается ежемесячно, персонально по каждому работнику на основании показателей оценки эффективности деятельности работника.
При установлении размера выплаты за качество выполняемых работ следует учитывать: успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей в соответствующем периоде; высокое качество выполняемой работы; персональный вклад каждого работника в общие результаты деятельности; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельностью учреждения. Выплаты за качество выполняемых работ не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, кроме районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (т.2 л.д.134, 135).
Таким образом, максимальный размер стимулирующих выплат для истца возможен в размере 230 % от должностного оклада (выплата за интенсивность и высокие результаты в работе - 130% + выплата за качество выполняемых работ - 100%).
Приказом БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ№ лс/к «Об установлении стимулирующих выплат» заместителю директора Макаровой Е.А. установлен размер стимулирующих выплат ДД.ММ.ГГГГ года в размере 150%, из которых за интенсивность и высокие результаты работы – 50%, за качество выполняемых работ – 100% (т.3 л.д.136, 137).
Приказом БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» от ДД.ММ.ГГГГ№ лс/к «Об установлении стимулирующих выплат» заместителю директора Макаровой Е.А. установлен размер стимулирующих выплат за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 50%, из которых за интенсивность и высокие результаты работы – 0%, за качество выполняемых работ – 50% (т.3 л.д.134, 135).
Согласно расчётным листам, стимулирующие выплаты истцу Макаровой Е.А. начислялись в следующем размере: с ДД.ММ.ГГГГ года – 200%, ДД.ММ.ГГГГ года – 230 %, ДД.ММ.ГГГГ года – 150% и ДД.ММ.ГГГГ года – 50% (т.2 л.д.72 – 79).
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года истцу Макаровой Е.А. начислена стимулирующая выплата в меньше размере, чем начислялась ранее.
Ответчиком не оспаривается, что представления от директора учреждения об определении критерий установления стимулирующих выплат Макаровой Е.А., отсутствуют, представления на установление стимулирующих выплат на заместителя директора Макарову Е.А. в отделе кадров отсутствуют (т.2 л.д.98).
Стороной ответчика не оспаривается, за ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года истцу Макаровой Е.А. начислена стимулирующая выплата в меньше размере, чем начислялась ранее - 200%, при достижении указанного процента размер недостающей выплаты за два месяца составил бы сумму в размере 78 550 рублей 32 копейки, как и заявлено истцом в иске.
В рамках подготовки Отзыва на исковое заявление Макаровой Е.А., ответчиком были запрошены информационные справки по вопросам, которые входят в должностные обязанности истца, из которых следует об имеющихся в её работе недостатках (т.3 л.д.104 – 126).
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с п. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 191 ТК РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (выдает премию и др.).
Таким образом, премии и другие поощрительные выплаты являются частью заработной платы, условия, порядок и критерии выплаты которых могут быть отражены в трудовом договоре работника или утверждены в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (положении об оплате труда, положении о премировании и т.п.).
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.
Установление системы премирования (стимулирования) работника является прерогативой соответствующего работодателя, а поощрение работников является правом, а не обязанностью работодателя, при этом премия (стимулирующая выплата) является переменной частью оплаты труда, следовательно, её размер не является фиксированным, зависит от усмотрения работодателя и устанавливается в целях усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества работы, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей.
Однако работодатель, предусмотрев в указанных локальных нормативных актах условия и порядок осуществления стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты и за качество выполняемых работ, не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанности по её выплате либо произвольно снижать её размер. В данном случае ответчиком должны быть представлены надлежащие доказательства в обоснование его доводов о правомерности снижении истцу стимулирующего вознаграждения с указанием на принятие соответствующего решения руководителем БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» с указанием критериев оценки работы истца.
Между тем, доказательств применения критериев оценки работы истца, ответчиком БУ ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» суду вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, не представлено.
В связи с отсутствием доказательств, подтверждающих факт применения критериев оценки работы истца, который послужил бы поводом для снижения размера стимулирующей выплаты с 200% до 150 % (ДД.ММ.ГГГГ года) и с 200% до 50% (ДД.ММ.ГГГГ года), суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика и необходимости взыскания в пользу истца суммы неполученных стимулирующих выплат в размере 78 550 рублей 32 копейки.
Таким образом, доводы иска подлежат удовлетворению в указанной части полностью.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 года №2 «О применении судами РФ ТК РФ», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Суд, учитывая характер нарушения трудовых прав работника, объём и характер причинённых работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, считает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика, в размере 5 000 рублей.
Таким образом, иск в указанной части подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно представленного договора оказания юридических услуг, истцом оплачены услуги представителя в размере 25 000 рублей (т.2 л.д.54 – 56), которые с учётом объема заявленных требований, цены иска, сложности дела, объёма оказанных представителем услуг, времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, отсутствия возражений ответчика, пропорциональности удовлетворённых исковых требований, суд считает возможным взыскать с ответчика в заявленном размере.
Из положений абз. 8 ст. 94 ГПК РФ следует, что почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела, также могут быть отнесены к судебным расходам. В связи с этим, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца почтовые расходы в размере 364 рубля (т.2 л.д.81).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Поскольку представленная истцом доверенность представителя содержит ссылку на участие в конкретном деле, суд полагает возможным взыскать с ответчика сумму расходов по оформления нотариальной доверенности представителя в размере 2 700 рублей (т.1 л.д.17, т.2 л.д.71).
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса освобождён, суд согласно ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, ст.ст.50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, полагает необходимым взыскать с ответчика сумму государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 2 856 рублей 51 копейку (исходя из требований материального характера - 2 556 рублей 51 копейку и требований нематериального характера - 300 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить частично иск Макаровой Елены Александровны к Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» о взыскании суммы стимулирующей выплаты и компенсации морального вреда.
Взыскать с Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» в пользу Макаровой Елены Александровны невыплаченную стимулирующую выплату в размере 78 550 рублей 32 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, а также в порядке распределения судебных расходов сумму оплаченных услуг представителя в размере 25 000 рублей, почтовые расходы в размере 364 рубля и сумму оплаченных нотариальных услуг в размере 2 700 рублей, а всего 111 614 (сто одиннадцать тысяч шестьсот четырнадцать) рублей 32 (тридцать две) копейки.
Отказать в остальной части иска.
Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Бюджетного учреждению Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Ветеринарный центр» в пользу местного бюджета г.Ханты – Мансийск сумму государственной пошлины в размере 2 856 (две тысячи восемьсот пятьдесят шесть) рублей 51 (пятьдесят одну) копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 01 июня 2021 года.
Председательствующий подпись С.В. Вахрушев
копия верна:
Судья Ханты – Мансийского
районного суда С.В.Вахрушев