ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1465/2022 от 28.03.2022 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-1465/2022

64RS0043-01-2020-003167-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года г. Саратов

Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.

при секретаре судебного заседания Подлесной К.В.

с участием представителя истца

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фремке ФИО7 к ГУ МЧС России по Саратовской области, об установлении факта отчуждения гидроцикла, прекращении права собственности, обязании произвести регистрационные действия,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчику в обоснование своих требований ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 2008 года ФИО1 являлся собственником гидроцикла «Sea-Doo» 2007 г.п., бортовой номер , заводской номер двигатель «Rotax», мощностью 215 л.с., заводской номер (далее по тексту — гидроцикл, маломерное судно). В апреле 2008 года он продал гидроцикл третьему лицу по договору купли-продажи, однако ни договор, ни контактные данные покупателя у него не сохранились ввиду отсутствия надобности, а также длительности прошедшего с момент продажи времени. Продав гидроцикл, истец обратился в ГИМС МЧС по <адрес> с заявлением о снятии его с регистрационного учета в установленном порядке. По данным истца маломерное судно было снято с регистрационного учета, что подтверждается, в части изложенными ниже фактами. Однако, в 2019 году Истцом получено налоговое уведомление о зачислении транспортного налога за 2016-2018 г. за названный выше гидроцикл «Se Doo», бортовой номер на общую сумму 262 842 рубля. До 2019 года Истцу приходили налоговые уведомления, в которых в перечне надлежащего ему имущества данное маломерное судно не числилось, в связи с чем у истца не возникало сомнений в том, что оно снято с регистрационного учета. Только после получения налогового уведомления в 2019 году Истцу стало известно, что гидроцикл « Sea-Doo» числится на нем как на собственнике. ДД.ММ.ГГГГ, в ответе на обращение ФИО1, ИФНС сообщила, что согласно сведениям регистрирующего органа ГИМС Истцу на праве собственности принадлежит гидроцикл «Sea Doo», бортовой номер , мощность двигателя 215 л/<адрес> получения указанного ответа, Истец повторно обратился в ИФНС за решением данного вопроса. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> ему было рекомендовано обратиться в регистрирующий орган ФКУ «Центр ФИО5 ЧС по <адрес>» для урегулирования вопроса по принадлежащим ему водными транспортными средствам. ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в ГУ МЧС по <адрес> с явлением об уточнении данных по учету маломерного судна, в котором попросил исправить ошибку в базе данных и выдать соответствующую справку для предоставления в ИФНС. Приложил фото судового билета. В ответ на обращение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ Главное управление МЧС России по <адрес> сообщило, что на его имя зарегистрированы маломерные суда в том, числе: гидроцикл «Sea-Doo» 2007 г.п., бортовой номер , заводской номер , двигатель «Rotax», мощностью 215 л.с., заводской номер , дата постановки на учет: ДД.ММ.ГГГГ; маломерное судно «Романтика» 1993 года г.п., бортовой номер , заводской , двигатель: Suzuki», мощность 5 л.с., заводской F- дата постановки на учет: ДД.ММ.ГГГГ. Также, Истцу было предложено обратиться к ВрИО начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС по <адрес>» ФИО4 для разрешения вопроса, согласовав дату и время по телефону. На личном приеме, ВрИО начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС по <адрес>» ФИО4, к которому Истец обратился, как ему было рекомендовано, предложил обратиться по данному вопросу в УБВО МЧС России, то есть вышестоящий орган. ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в УБВО МЧС России, которое в апреле 2020 г направило ему ответ, указав, что маломерное судно в данном случае может быть снято регистрационного учета только на основании судебного решения. При утрате Истцом договора купли-продажи гидроцикла, снять его с учета возможно только по решению суда, о чем и сообщило Истцу УБВО МЧС России. Утрата истцом договора купли-продажи маломерного судна, отказ органов МЧС по снятию его с учета, снятие с учета маломерного судна возможно только на основании решения суда, который вправе установить факт отчуждения вышеназванного судна. У Истца имеются многочисленные свидетели, которые могут подтвердить в судебном заседании, что он действительно продал свой гидроцикл еще в 2008 году. Кроме того, доказательством отчуждения Истцом гидроцикла, и следовательно, прекращения права собственности на него, является тот факт, что он владелец маломерного судна «Романтика-2», 1993 года г.п., бортовой номер , заводской , двигатель: Suzuki», мощность 5 л.с., заводской которое поставлено на отчет в ФКУ «Центр ГИМС МЧС по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ. То есть, в 2011 году Центром ГИМС МЧС России по <адрес> иному маломерному судну был присвоен бортовой номер , который ранее был присвоен проданному Истцом гидроциклу, выдан судовой билет маломерного судна что было бы невозможно, если бы на тот момент в Реестре маломерных судов имелось бы судно с аналогичным тортовым номером. Также, факт отчуждения ФИО1 гидроцикла и снятия его с регистрационного учета подтверждается тем, что вплоть до 2019 года начисление налогов за данное маломерное судно ему не производилось. В связи с указанными обстоятельствами, гидроцикл «Sea Doo» с бортовым номером был снят с регистрационного учета в 2008 году в установленном порядке, однако впоследствии, вероятно, в результате допущенной технической ошибки был вновь внесен в Реестр маломерных судов. Так как, в соответствии с полученным Истцом ответом УБВО МЧС России, основанием для снятия гидроцикла с регистрационного учета в сложившейся ситуации может являться только решение суда, он вынужден обратиться в суд с настоящим иском, поскольку в ином случае будет вынужден оплачивать транспортный налог за маломерное судно, которым он не владеет, а также нести иные возможные неблагоприятные для себя последствия, связанные с собственностью на данный объект.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит суд установить факт отчуждения ФИО1 третьему лицу гидроцикла «Sea Doo», бортовой номер ДД.ММ.ГГГГ. Прекратить право собственности за ФИО1 на гидроцикл «Sea Doo», бортовой номер с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Ответчика произвести регистрационные действия по снятию гидроцикла «Sea Doo», бортовой номер , с регистрационного учета.

Представитель истца поддержала уточненные требования, просила удовлетворить по изложенным основаниям. Защитить свои права истец может только в судебном порядке, поскольку в ином порядке ему было отказано в защите прав.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Статьей 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со статьей 15, "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 24-ФЗ действующей в редакции в спорный период.)

Суда могут находиться в любой собственности.

Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Право собственности на судно, строящееся на территории Российской Федерации, может быть приобретено с момента государственной регистрации такого права в реестре строящихся судов.

В соответствии со статьей 19 "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов.

Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, в течение месяца со дня получения заявления правообладателя с просьбой о государственной регистрации судна рассматривает его и принимает решение о государственной регистрации судна или об отказе в такой регистрации.

Каждой записи в Государственном судовом реестре Российской Федерации о возникновении, об изменении, об ограничении (обременении), о переходе либо о прекращении права собственности на судно или иного вещного права, а также о сделках с судном присваивается регистрационный номер, порядок присвоения которого устанавливается правилами государственной регистрации судов.

После внесения записи в Государственный судовой реестр Российской Федерации заявителю выдается свидетельство о праве собственности на судно или об ином вещном праве. При внесении записей в Государственный судовой реестр Российской Федерации о других имущественных правах лицу, по заявлению которого вносятся такие записи, выдается выписка из данного реестра, подтверждающая внесение записей.

Осуществление государственной регистрации сделок с судном удостоверяется посредством внесения соответствующих записей в документы, отражающие содержание сделок.

О любом изменении сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр Российской Федерации, собственник судна обязан сообщить в орган, осуществивший государственную регистрацию судна, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», до государственной регистрации права собственности на имущество лицо не вправе им распоряжаться.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утверждены правила которые устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок государственной регистрации маломерных судов (далее - суда), поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России).

Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

Судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге (приложение ).

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Государственной регистрации в судовой книге подлежат следующие вещные права на судно (регистрация производится в разделе I "Государственная регистрация судов и прав на них" судовой книги): право собственности; право хозяйственного ведения; право оперативного управления.

Датой государственной регистрации судна и права собственности на него является день внесения соответствующих записей в судовую книгу.

Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна.

После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) и вместимость судна (приложение ).

Судовой билет является документом, подлежащим учету, а также имеет учетные степень и номер. Бланки судовых билетов изготавливаются централизованно в установленном порядке по заказу МЧС России и должны соответствовать техническим требованиям и условиям изготовления защищенной полиграфической продукции уровня "Б", изложенным в пункте 3 приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный ).

Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: 1) заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение - форма для физического лица и приложение - форма для юридического лица); 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство; 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; 4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык).

Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.

Представленные для государственной регистрации судна документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления, не заверенные в установленном порядке, либо имеющие записи, выполненные карандашом, к производству регистрационных действий не принимаются.

Зарегистрированному судну присваивается регистрационный (бортовой) номер, судовладельцу или его доверенному лицу выдается оформленный судовой билет и возвращаются подлинники документов, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 18 и пунктом 19 настоящих Правил, с нанесенной на них записью о произведенной государственной регистрации с указанием присвоенного судну регистрационного номера.

Регистрационная карточка-заявление судовладельца, а для используемых в целях мореплавания прогулочных парусных судов и прогулочных судов с главными двигателями мощностью 55 кВт и более - и копии правоустанавливающих документов, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 18 и пункте 19 настоящих Правил, хранятся в картотеке в органе государственной регистрации.

Факт получения судового билета удостоверяется подписью собственника (собственников) судна или его (их) доверенного лица в судовой книге.

Из ответа МЧС России следует, что согласно Автоматизированной информационной системе Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на гидроцикл «Sea-Doo» 2007 г.п., бортовой номер , заводской номер двигатель «Rotax», мощностью 215 л.с., заводской номер .

Ссылаясь на факт отчуждения по договору купли-продажи указанного гидроцикла ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указав, что после продажи гидроцикла он обратился в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> с заявлением о снятии с регистрационного учета этого маломерного судна, по данным истца оно было снято с учета. Однако в 2019 году ФИО1 получено налоговое уведомление, согласно которому налоговым органом произведено начисление транспортного налога за 2016 - 2018 г.г. с учетом нахождения у него в собственности данного гидроцикла на сумму 262 842 руб.

Данные о покупателе и договор купли-продажи у истца не сохранились ввиду отсутствия надобности и длительности прошедшего с момента продажи времени.

Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В настоящем случае истец обосновывал свои исковые требования тем, что имущество выбыло из его владения в связи с отчуждением его по договору купли-продажи, однако ФИО1 продолжает числиться его собственником в реестре маломерных судов.

В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 16 данного Кодекса).

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Данное разъяснение применимо к любому зарегистрированному праву собственности.

В ходе рассмотрения дела были допрошены свидетели со стороны истца, которые подтвердили что присутствовали при продаже истцом спорного гидроцикла, подписании договора купли-продажи, осуществлении расчетов, а один из свидетелей пояснил, что он вместе с истцом и покупателями доехал до места нахождения органов ГИМС, куда стороны ехали для снятия гидроцикла с регистрационного учета (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, т. 1, л.д. 77 - 79), т.е. подтвердили в том числе, отсутствие гидроцикла с момента его продажи в собственности истца.

Показания свидетелей, суд принимает в качестве доказательств заключения договора купли-продажи, что не противоречит положениям ч. 1 ст. 55 и 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При утрате истцом договора купли-продажи гидроцикла, на что указывалось в исковом заявлении, иного способа прекратить право собственности на указанное маломерное судно и снять его с регистрационного учета, кроме как путем установления данного факта в судебном порядке, у ФИО1 не имеется.

Факт заключения договора купли-продажи и отчуждения гидроцикла никем не оспаривался.

При этом, несмотря на то, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, она не может бесспорно подтверждать наличие или отсутствие правомочий собственника у лица.

Факт наличия регистрации гидроцикла до настоящего времени на имя истца, хотя он был продан им еще в 2007 году, и явилось основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.

Истцом оспаривалась правильность регистрационной записи.

При этом, стороной истца представлены доказательства того, что истцом предпринимались действия для снятия гидроцикла с регистрационного учета – его обращения в Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России, ГУ МЧС России по <адрес> и ответы на них – из Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России от 10.04.2020г. , из ГУ МЧС России по <адрес> от 20.08.2020г. , из которых следует, что решение суда подтверждающее факт отчуждения судна другому лицу будет являться основанием для исключения судна из реестра маломерных судов.

Вместе с тем, в материалы дела представлена копия судового билета с отметкой и печатью ГИМС МЧС России по <адрес> о снятии гидроцикла с учета ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 44).

Кроме того, факт отчуждения гидроцикла и отсутствия его в собственности истца, подтверждается сведениями налоговой декларации 3-НДФЛ о доходах от продажи гидроцикла в 2007 году (т. 2, л.д. 46 - 61) в совокупности со справкой ГИБДД о регистрационных операциях автотранспорта, зарегистрированного на имя ФИО1 за период с 2002 года по 2020 год (т. 2, л.д. 62 - 71).

Так, из текста данной справки ГИБДД следует, что в 2007 году ФИО1 не производилось отчуждения наземных транспортных средств. Согласно налоговой декларации (п. 2 (2.1.1, 2.2.2)) расчет имущественных налоговых вычетов произведен в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации по доходам от продажи иного имущества, к которому не относятся жилые дома, квартиры, комнаты, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики, земельные участки и доли в имуществе.

Более того, суд учитывает, что с 2007 года отсутствовали налоговые уведомления о начислении налога за гидроцикл вплоть до 2019 года.

Кроме того, из объяснений истца, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что он является собственником маломерного судна "Романтика-2", бортовой номер , которое поставлено на учет в ГИМС МЧС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 181 - 182).

Таким образом, в 2011 году ГИМС МЧС России по <адрес> иному маломерному судну был присвоен бортовой номер , который до этого ДД.ММ.ГГГГ был присвоен гидроциклу (т. 2, л.д. 179 - 180).

В данном случае, суд приходит к вводу о невозможности присвоения одного и того же номера одновременно двум маломерным суднам, т.е. маломерному судну «Романтика-2» не могло быть присвоено идентичного номера другого маломерного судна находившегося на тот момент в реестре маломерных судов с аналогичным бортовым номером.

Изложенное подтверждает, что только после исключения из реестра маломерных судов гидроцикла с бортовым номером Р 5511 СГ, данный номер был присвоен маломерному судну «Романтика-2».

Ответчиком в материалы дела представлялась копия регистрационной карточки-заявления судовладельца в отношении спорного гидроцикла (т. 2 л.д. 72), в которой имеются дописки, исправления, зачеркивания, что в соответствии с п. 21 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" является недопустимым. Кроме того, ответчиком в материалы дела приложена другая копия данной карточки, различающаяся с предыдущей (т. 2, л.д. 73). При этом к карточке на странице 72 перечеркнут номер Р 1293 СЖ и сверху написан СГ. В копии записи из судовой книги (т. 2, л.д. 119 - 121) под порядковым номером 512 с датой ДД.ММ.ГГГГ значится гидроцикл с номером Р1293СЖ, совпадающий по характеристикам со спорным гидроциклом. На записи о гидроцикле содержатся слова "недействительно", "снят" и стоит печать.

При этом, суд учитывает, что из п. 3.3 Порядка учета и снятия с учета судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного начальником ФИО5 МЧС России - Главным государственным инспектором по маломерным судам от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 116 - 118), следует, что в случае прекращения права собственности на судно и перехода этого права к другому судовладельцу в судовом билете, судовой книге и регистрационной карточке-заявлении судовладельца делается отметка о снятии судна с учета. Судовой билет со штампом "Снято с учета", датой снятия, подписью должностного лица, заверенной соответствующей печатью, возвращается судовладельцу. Регистрационная карточка-заявление судовладельца гасится штампом "Погашено" и хранится в картотеке снятых с учета судов инспекторского подразделения.

При этом в материалах дела не имеется представленных ответчиком доказательств того, что истец продолжает владеть спорным маломерным судном.

К представленным третьим лицом копиям договоров на аренду места для гидроцикл «Sea-Doo» за 2013 г. и 2014 г. из которых следует, что собственником указанного средства указан истец, суд относится критически, поскольку подлинники договоров не представлены, сторона истца заявляла ходатайство о неподписании данных договоров истцом, а согласно заключению судебной экспертизы ООО «Центр независимой технической экспертизы» по <адрес> от 02.12.2020г. эксперт не смог дать ответ о том, выполнены ли подписи от имени истца самим истцом.

Более того, суд учитывает, что на ответчике лежит обязанность по правильному и своевременному ведению реестра, учета маломерных судов и истец как гражданин, не обладающий административно-властными полномочиями лишен возможности повлиять на правильность и своевременность ведения данных реестров. Отметки в судовом билете, подача декларации, отсутствие начислений налога позволяли истцу сделать вывод о внесении ответчиком в реестр всех необходимых записей и отметок.

С учетом совокупности собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведёт к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.

Оценив представленные доказательства с позиции ст. 67 ГПК РФ суд установил, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд мог бы прийти к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Установить факт отчуждения Фремке ФИО8 третьему лицу гидроцикла «Sea Doo», бортовой номер 15 октября 2007 года.

Прекратить право собственности за Фремке ФИО9 на гидроцикл «Sea Doo», бортовой номер с 15 октября 2007 года.

Обязать ГУ МЧС России по Саратовской области произвести регистрационные действия по снятию гидроцикла «Sea Doo», бортовой номер , с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Даниленко