ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-147/20 от 06.07.2020 Калманского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-147/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2020 года с.Калманка

Калманский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего, судьи Федоровой Н.А.

при секретаре Дорн В.В.

с участием представителя ответчика ФИО1

представителя третьего лица ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Аману В. Я. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с исковыми требованиями к Аману В.Я. об истребовании из его незаконного владения земельного участка с кадастровым номером ......., расположенного относительно ориентира, находящегося за пределами участка, по адресу: <адрес>, примерно в 4100 метрах по направлению на северо-запад, площадью 42840 кв.м, по координатам поворотных точек; внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что ответчику Аману В.Я. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ......., расположенный относительно ориентира, находящегося за пределами участка, по адресу: <адрес>, примерно в 4100 метрах по направлению на северо-запад, площадью 50000 кв.м.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017г. № ДК-П-13-182пр Рослесхозу совместно с Министерством внутренних дел России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) к землям иных категорий. Создана межведомственная рабочая группа, в рамках деятельности которой дано поручение Федеральному государственному бюджетному учреждению "Рослесинфорг" осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства, в том числе с земельным участком с кадастровым номером ......., расположенным относительно ориентира, находящегося за пределами участка, по адресу: <адрес>, примерно в 4100 метрах по направлению на северо-запад, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, площадью 50 000 кв.м.

По результатам указанного совмещения выявлено, что границы земельного участка частично пересекаются с землями лесного фонда Барнаульского лесничества Власихинского участкового лесничества квартал , часть выдела 26; квартал 32, выдела 31-37, площадь пересечения 42840 кв.м.

По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на земельный участок с кадастровым номером ....... в рамках заседания рабочей группы было принято решение об обращении в суд.

В связи с изложенными обстоятельствами, истец просит истребовать из незаконного владения Амана В.Я. в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок по адресу относительно ориентира, находящегося за пределами участка, <адрес>, примерно в 4100 метрах по направлению на северо-запад, площадью 42840 кв. м, кадастровый номер ......., входящего в состав земельного участка Барнаульского лесничества Власихинского участкового лесничества квартал , часть выдела 26; квартал 32, выдела 31-37, в указанных в иске координат поворотных точек; внести изменения в ЕГРН, указав на отнесение данного земельного участка к землям лесного фонда.

Представитель истца в судебное заседание не явился, истец извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрение дела в отсутствие представителя.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 по исковым требованиям возражала, указав о приоритете записей в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствии исключений на спорный земельный участок, установленных в части 6 статьи 14 Федерального закона № 172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004г.; а также заявила о применении сроков исковой давности.

Представитель третьего лица - администрации Калманского района Алтайского края ФИО2 по исковым требованиям возражала, указав на пропуск истцом срока исковой давности.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, третье лицо извещено надлежаще. Ранее в судебном заседании, а также в письменном отзыве на исковое заявление, представитель третьего лица в целом по исковым требованиям не возражал, однако указал на неисполнимость судебного решения в случае его удовлетворения, поскольку исковые требования в части внесения изменений в ЕГРН сформулированы неверно.

Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не вился, третье лицо извещено надлежаще, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представило.

Представитель третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в судебное заседание не явился, третье лицо извещено надлежаще, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представило.

Принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении, а также наличие ходатайства истца о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, материалы уголовного дела, выслушав пояснения и мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу требований статей 301 - 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Исследованными материалами дела установлено:

06.09.2010г. Аман В.Я. обратился в администрацию <адрес> о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 5 га для оздоровительной деятельности без права построек, расположенного в 4100 м на северо-запад от <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от 08.10.2010г. Аману В. Я. был предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 22:16:010004:27 из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 50000 кв.м, расположенный примерно в 4100 м по направлению на северо-запад от жилого дома по адресу: <адрес>, для оздоровительной деятельности.

Постановлением администрации <адрес> от 25.10.2010г. внесены изменения в постановление от 08.10.2010г. в части кадастрового номера предоставляемого земельного участка, постановлено считать предоставленным земельный участок с кадастровым номером ........

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице главы администрации, действующего на основании Устава, и Аманом В.Я. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ....... из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 50000 кв.м, расположенный примерно в 4100 м по направлению на северо-запад от жилого дома по адресу: <адрес>, для оздоровительной деятельности.

Право собственности на вышеназванный земельный участок зарегистрировано за Аманом В.Я. 26.11.2010г..

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером ....... площадью 50 000 кв.м расположен примерно в 4100 м по направлению на северо-запад от жилого дома по адресу: <адрес>, относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования - для оздоровительной деятельности, право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за Аманом В.Я. 26.11.2010г. за номером 22-22-34/009/2010-219.

Согласно выписки из государственного лесного реестра, лесной участок с кадастровым номером ....... площадью 5,16 га является собственностью Российской Федерации, входит в состав лесного фонда Барнаульского лесничества с местоположением Барнаульское лесничество, Власихинское участковое лесничество, квартал , части выделов 34-37, квартал часть выдела 26.

Право собственности на лесной участок с кадастровым номером 22:00:0:181 с местоположением: Россия, <адрес> (сельский), Павловский, <адрес>ы, Барнаульское лесничество площадью 230194723 кв.м зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за Российской Ф. 06.04.2011г. за номером 22/22/28/001/2011-437, о чем выдано Свидетельство.

Согласно сообщения Западно-Сибирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по СФО сделано заключение о пересечении (наложении) земельного участка с кадастровым номером ....... на земли лесного фонда Барнаульского лесничества <адрес>.

11 августа 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель".

Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Кроме того, в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г. (статья 5 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ).

Таким образом, Федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Из материалов дела следует, что право ответчика на спорный земельный участок возникло до 01 января 2016 г. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, имеет вид разрешенного использования - для оздоровительной деятельности

В части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно ч.1, ч.2 ст.94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.

В соответствии со ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям природоохранного назначения относятся земли: занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции.

В соответствии со статьей 98 этого же кодекса, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Поскольку спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения, соответственно к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не относятся.

Установленный названным Федеральным законом приоритет записей в Едином государственном реестре недвижимости, определяющий категорию земельных участков и которому придана обратная сила, исключает в данном случае возможность удовлетворения виндикационного иска. Ответчик в силу закона признается надлежащими и добросовестными правообладателем спорного земельного участка, который не подлежит возврату в лесной фонд путем его истребования из чужого незаконного владения.

В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

С учетом указанных норм права и разъяснений применительно к статьям 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по заявлению об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда истец узнал или должен был узнать о выбытии недвижимого имущества из его владения и о том, кто является надлежащим ответчиком.

В судебном заседании установлено, что право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за Аманом В.Я.ДД.ММ.ГГГГ, о чем была внесена запись в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

При таких обстоятельствах, Р. Ф. в лице уполномоченного органа, должна была узнать о нарушенном праве и о том, кто является надлежащим ответчиком по данному делу в 2011 году.

Настоящий иск подан Федеральным агентством лесного хозяйства в мае 2020 года, то есть за пределами сроков исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах, с учетом требований законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения ответчика и об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Аману В. Я. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером ......., расположенного относительно ориентира, находящегося за пределами участка, по адресу: <адрес>, примерно в 4100 метрах по направлению на северо-запад, внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Н.А. Федорова

Мотивированное решение изготовлено 10.07.2020г.