ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1483/15 от 19.10.2015 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1483/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2015 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Спицыной О.А.

при секретаре Яковлевой Т.Н.,

с участием истца ФИО1, представителя истца по устному ходатайству ФИО2, представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Костромской области ФИО3, представителя ответчика ФССП России, Управления ФССП России по Костромской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов России о возмещении ущерба в размере единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Костромской области, ФССП России в лице Управления ФССП России по Костромской области о взыскании суммы. Требования истец мотивировал тем, что dd/mm/yy им в ФССП России, Комиссию ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения направлено заявление о выплате единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Письмом от dd/mm/yy ему было отказано в удовлетворении просьбы. С отказом истец не согласен на том основании, что он занимает должность государственного гражданского служащего более 10 лет, более 7 лет работает в Управлении ФССП России по Костромской области. Состоит в очереди на получение государственной субсидии на приобретение жилья, числится первым. Ранее, dd/mm/yy, приказом ФССП России на основании решения Комиссии от dd/mm/yy ему было отказано в постановке в очередь на получение единовременной субсидии на приобретение жилья, однако решением Ленинского районного суда г. Костромы от 25 августа 2011 года ФССП России обязано поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. согласно обзорной справке к протоколу заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим УФССП России по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от dd/mm/yy с dd/mm/yy. Решение вступило в законную силу, однако, своевременно, в установленный законом месячный срок исполнено Комиссией ФССП России не было, что привело к нарушению его конституционных прав, а именно, за период времени dd/mm/yy жилищная субсидия была выплачена вне очереди другим 12 государственным служащим ФССП России, которые были поставлены на учет позднее его. С dd/mm/yy он уволен по сокращению штата с государственной гражданской службы, в связи с чем никогда не сможет реализовать свое право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. На основании вышеуказанного просит взыскать с Российской Федерации за счет казны в лице Министерства финансов РФ, за счет бюджета ФССП России сумму единовременной субсидии на приобретение жилого помещения 100.000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 требования увеличил, просил взыскать с Российской Федерации за счет казны в лице Министерства финансов РФ, за счет бюджета ФССП России сумму в счет выплаты единовременной субсидии на приобретение жилого помещения 3.380.417 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал. Указал, что взыскивать сумму 3.380.417 рублей просит на основании ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ, в счет возмещения ущерба, причиненного незаконным бездействием ФССП России и УФССП России по Костромской области, которое выразилось в том, что ФССП России в установленный законом срок не исполнило вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Костромы от dd/mm/yy; УФССП России по Костромской области своевременно не направило копию решения суда в ФССП России для исполнения; при том, что в очереди на получение жилищной субсидии он числится первым, в результате неисполнения решения суда в период времени dd/mm/yy жилищная субсидия была выделена 12 государственным гражданским служащим, поставленным на учет позже его; УФССП России по Костромской области в указанный период не направляло ходатайств о выделении денежных средств для выплаты в его пользу субсидии.

Представитель ФИО1 по устному ходатайству ФИО2 позицию истца поддержал.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации ФИО3 исковые требования не признала, указала, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему делу на том основании, что ФССП России является главным распорядителем бюджетных средств. Кроме того, для наступления ответственности в соответствии со ст.1069 ГК РФ необходима совокупность элементов: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между действиями лица и наступившим вредом и вина причинителя вреда. Доказательств тому, что должностные лица ФССП России и УФССП России по Костромской области допустили незаконное бездействие, повлекшее за собой убытки для истца в сумме единовременной субсидии на приобретение жилья, истцом не представлено. Согласно п. 2 раздела 1 Правил “О предоставлении Федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения”, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими правилами. Довод истца о нарушении очередности в получении субсидии в период времени dd/mm/yy несостоятелен, поскольку Постановлением № 63 не предусмотрено формирование очередности из числа гражданских служащих, принятых на учет, то есть, дата постановки на учет гражданского служащего не является преимущественным основанием для предоставления единовременной выплаты. Имеется вступившее в законную силу решение Мещанского районного суда г. Москвы, которым в удовлетворении требований ФИО1 к ФССП России о признании незаконным бездействия ответчика в части промедления своевременного исполнения решения и постановки на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилья и обязании издать приказ о выделении субсидии отказано. В настоящее время истец уволен с государственной гражданской службы, что является основанием для снятия его с учета для получения единовременной субсидии, правовые основания на право получения субсидии отсутствуют.

Представитель ФССП России, Управления ФССП России по Костромской области ФИО4 исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные позиции представителя Министерства финансов РФ. При этом полагала, что надлежащим ответчиком по данному иску является Министерство финансов РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу положений ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. ст. 125 - 127 ГК РФ государство несет ответственность только в предусмотренных законом случаях.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 с dd/mm/yy по dd/mm/yy занимал должность государственного гражданского служащего – <данные изъяты> Управления ФССП по Костромской области. Гражданским служащим истец является с dd/mm/yy.

dd/mm/yyФИО5 обратился с заявлением в подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим УФССП России по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с приложением необходимых документов. dd/mm/yy заявление было рассмотрено, принято решение о направлении заявления ФИО1 в комиссию ФССП России для рассмотрения и принятия решения о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, была утверждена сумма субсидии для выплаты ФИО1 в размере <данные изъяты>. Документация была возвращена в УФССП России по Костромской области на доработку dd/mm/yy, dd/mm/yy подкомиссией вновь было принято решение о направлении документов в отношении ФИО1 в ФССП России для рассмотрения и принятия решения о постановке на учет.

dd/mm/yy Комиссия ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим ФССП России единовременной субсидии на приобретение жилого помещения было принято решение об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной субсидии для приобретения жилого помещения, был издан приказ от dd/mm/yy об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 25 августа 2011 года решение Комиссии ФССП России от dd/mm/yy и приказ ФССП России от dd/mm/yy в части отказа в постановке ФИО1 на учет на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения отменены; ФССП России обязана поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. согласно обзорной справке к протоколу заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим УФССП по Костромской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от dd/mm/yy с dd/mm/yy.

Решение суда вступило в законную силу dd/mm/yy.

Во исполнение судебного решения ФССП России издан приказ от dd/mm/yy, в соответствии с которым отменен приказ от dd/mm/yy в части отказа ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Приказом от dd/mm/yyФИО1 поставлен на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании п.п. “а” п. 2 Правил предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63.

Приказом от dd/mm/yy в Приказ от dd/mm/yy внесены изменения, в п. 1 Приказа слова “стаж федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев” заменены словами “стаж федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца, с dd/mm/yy”.

ФИО1dd/mm/yy в ФССП России, Комиссию ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения направлено заявление о выплате единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Письмом от dd/mm/yy ему было отказано в удовлетворении просьбы.

dd/mm/yy в ФССП России поступило уведомление УФССП России по Костромской области от dd/mm/yy об увольнении ФИО1 с федеральной государственной гражданской службы, основание – приказ УФССП России по Костромской области от dd/mm/yy “Об увольнении ФИО1”.

ФИО1 снят с учета на получение единовременной субсидии для приобретения жилого помещения приказом ФССП России от dd/mm/yy.

Для наступления деликтной ответственности в соответствии со ст.1069 ГК РФ необходима совокупность следующих элементов: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между действиями лица и наступившим вредом и вина причинителя вреда.

Таким образом, необходимыми условиями для возмещения вреда в данном случае являются наличие у истца убытков и причинная связь между незаконными действиями должностных лиц ФССП России, Управления ФССП России по Костромской области, и возникшими убытками.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявляя требования о взыскании убытков в размере единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ, истец ФИО1 ссылался на то обстоятельство, что субсидия не была им получена по причине допущенного незаконного бездействия должностных лиц ФССП России и УФССП России по Костромской области, которое выразилось в следующем: ФССП России в установленный законом срок не исполнило вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Костромы от 25 августа 2011 года, УФССП России по Костромской области своевременно не направило копию решения суда в ФССП России для исполнения, что явилось причиной получения субсидии 12 гражданскими служащими, которые были поставлены на учет позднее его; УФССП по Костромской области в указанный период не направляло ходатайств о выделении денежных средств для выплаты в его пользу субсидии.

Порядок учета и предоставления единовременной субсидии на приобретение жилых помещений государственным гражданским служащим урегулирован ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и изданным во исполнение ст. 53 указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 “О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения” (вместе с “Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения”).

В соответствии со ст. 53 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 5 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения предоставление государственному служащему единовременной выплаты осуществляется на основании решения руководителя федерального государственного органа о предоставлении единовременной выплаты, которое оформляется правовым актом.

Пунктом 20 указанных Правил сведения о гражданском служащем, состоящем на учете для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты по форме согласно приложению N 2 в порядке очередности подачи заявлений. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета.

В материалы дела представлена выписка из книги учета федеральных государственных служащих для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, согласно которой ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы под . dd/mm/yy внесены изменения, касающиеся сведений о снятии ФИО1 с учета, со ссылкой на соответствующий приказ.

Оснований полагать, что выписка из книги учета подложна, на что указал истец и его представитель, у суда не имеется. Выписка соответствующим образом оформлена и заверена главным специалистом-экспертом отдела имущественных отношений и социальных программ.

Как следует из Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, формирование определенной очередности из числа гражданских служащих, принятых на учет, не предусмотрено, книга учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты формируется в порядке очередности подачи заявлений, в связи с чем дата постановки на учет гражданского служащего не является преимущественным основанием для предоставления ему единовременной выплаты.

Из представленных суду из ФССП России сведений, с 2011 года по настоящее время единовременная выплата на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим УФССП России по Костромской области не предоставлялась. По состоянию на dd/mm/yy на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения состоят <данные изъяты> служащих ФССП России, из которых <данные изъяты> имеют преимущественное право.

Доказательств тому, что истец ФИО1 имел преимущественное право перед иными государственными гражданскими служащими в соответствии с п. 4 (1) Правил, которые получили единовременную субсидию в период dd/mm/yy., в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.

Ссылка истца ФИО1 и его представителя на нормы ст.ст. 7, 57 ЖК РФ, ст. 10 ГК РФ о соблюдении очередности при предоставлении субсидии несостоятельны, поскольку, как указано выше, порядок учета и предоставления субсидии на приобретение жилья урегулирован соответствующими нормативными актами - ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 “О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения”, в связи с чем оснований для применения аналогии закона, аналогии права не имеется.

Истец также ссылался на то обстоятельство, что УФССП России по Костромской области после его постановки на учет не направляло в ФССП России запросы на выделение из федерального бюджета средств для выплаты в его пользу единовременной субсидии. При этом, истец не указал на какой-либо нормативный или локальный акт, устанавливающий такую обязанность Управления. Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения нормы, предусматривающей обязанность территориального органа в определенный период времени направлять такие запросы, не содержат.

Доводы истца ФИО1 о бездействии должностных лиц ФССП России по несвоевременному исполнению решения Ленинского районного суда г. Костромы от 25 августа 2011 года являлись предметом рассмотрения в Мещанском районном суде г. Москвы в рамках гражданского дела по иску ФИО1 к ФССП России о признании незаконным действий ответчика, выразившихся в промедлении своевременного исполнения судебного решения и постановки на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилья и обязании издать приказ о выделении субсидии.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано. Судом установлено, что приказ о постановке истца на учет от dd/mm/yy был издан ответчиком добровольно, в разумный срок, не более чем через два месяца после вступления судебного акта в законную силу, без выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение.

Решение суда вступило в законную силу 06 июня 2013 года. Определением судьи Московского городского суда от 06 сентября 2013 года ФИО1 отказано в передаче кассационной жалобы на решение от 24 декабря 2012 года и апелляционное определение от 06 июня 2013 года для рассмотрения в Президиуме Московского городского суда; Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 03 декабря 2013 года ФИО1 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, доводы истца ФИО1 о незаконном бездействий должностных лиц ФССП России о неисполнении в установленный законом срок решения Ленинского районного суда г. Костромы от 25 августа 2011 года опровергаются представленными суду доказательствами. Это же обстоятельство опровергает ссылку истца о том, что УФССП России по Костромской области несвоевременно направило решение суда для исполнения в ФССП России.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании суммы в размере единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной службе судебных приставов России о возмещении ущерба в размере единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Спицына

Мотивированное решение изготовлено dd/mm/yy