ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1485/19 от 30.05.2019 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-1485/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2019 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Коваленко Т.К., при секретаре судебного заседания Фаргер А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился в суд с иском к ответчикам ФИО10 С.П., ФИО11 В.Н., ФИО12 Д.В., ФИО13 Е.И., ФИО14 Н.И. и ФИО15 Э.И. о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома – инженерным сетям водоотведения, расположенным в жилом помещении; в обоснование требований, в редакции дополнения к исковому заявлению, указал, что многоквартирный (адрес) включен в окружную программу капитального ремонта, согласно которой в 2017-2019 годах подлежит капитальному ремонту система водоотведения. Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома осуществляется на счете регионального оператора, что подтверждается постановлением администрации г. Нефтеюганска от 29.07.2014 № 112-нп «О внесении изменений в постановление администрации города Нефтеюганска от (дата)-нп «Об определении формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Нефтеюганска»; в соответствии с программой капитального ремонта, 02.07.2018 между Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО «(иные данные)» заключен договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, в том числе (адрес) – капитальный ремонт системы водоотведения; собственники помещений по указанному адресу неоднократно были уведомлены о проведении работ по капительному ремонту общего имущества их многоквартирного дома в целях необходимого обеспечения доступа в жилые помещения, в том числе к инженерным сетям, находящимся в жилых помещениях, в том числе путём направления уведомлений, и до настоящего времени доступ не обеспечен, факт отказа подтверждается актами, в связи с чем подрядчик не имеет возможности выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома своевременно и в полном объёме. Поскольку собственники указанного выше многоквартирного дома не приняли на общем собрании решение о проведении капитального ремонта (или о замене видов работ), то в соответствии с ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления принял решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Ссылаясь на нормы жилищного законодательства и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2016 г., просил обязать собственников жилых помещений № (адрес) многоквартирного (адрес) предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома – инженерным сетям водоотведения, расположенным в этих помещениях, для проведения работ по капитальному ремонту данных инженерных сетей, который будет производиться ООО «(иные данные)»; взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. (по 1 000 руб. с каждого) (л.д. 5-10, 75).

Письменных возражений относительно иска от ответчиков не поступило.

В предварительном судебном заседании ответчики ФИО16 Е.И. и ФИО17 В.Н. не возражали против предоставления доступа к общему имуществу многоквартирного дома, расположенному в их квартирах, при этом никакой другой информации истцом представлено не было; ответчик ФИО18 Д.В. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что капитальный ремонт системы водоотведения в своей квартире он сделал за свой счёт в 2006 году; кроме того, акт проведения работ, план работ представлен не был, ответа на вопрос кем будет возмещен ущерб от демонтажа он не получил. Ответчик ФИО19 Э.И. также не согласился с иском, указывая, что ремонтные работы по замене труб были произведены в 2018 году.

Истец своего представителя в суд не направил; о времени и месте судебного заседания был извещён (л.д. 115), представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил иск удовлетворить в полном объёме (л.д. 160-161).

В судебном заседании ответчики ФИО20 В.Н., ФИО21 Д.В., ФИО22 Е.И., ФИО23 Э.И., при надлежащем извещении (л.д. 112, 113, 114, 116), участия не принимали; ответчик ФИО24 С.П. извещался по месту регистрации телеграммой (л.д. 71, 122, 123); с учетом положений п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных ответчиков.

В судебном заседании ответчик ФИО25 Н.И. не возражала против допуска представителей истца в квартиру; объяснений по существу иска не последовало.

Выслушав явившегося ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: (адрес) включен в окружную программу капитального ремонта в соответствии со ст. 10 Закона ХМАО - Югры от 01 июля 2013 года № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Закон).

Согласно окружной программе, капитальному ремонту в 2017-2019 годах подлежат следующие конструктивные элементы, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома по указанному адресу: водоотведение, крыша, электроснабжение (л.д. 14).

Из материалов дела следует, что на основании договора подряда от (дата), подрядной организацией ООО «(иные данные)» были выполнены работы по подготовке проектной документации капитального ремонта общего имущества (внутренние системы канализации) в многоквартирном (адрес) (л.д. 95-109); приняты приемочной комиссией 15.05.2018 (л.д. 78-80); подготовлен локальный сметный расчет на капитальный ремонт системы водоотведения (л.д. 82-94).

В целях реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры, 02 июля 2018 года между Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО «(иные данные)» заключен договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, в том числе капитального ремонта системы водоотведения в (адрес) в период с даты завершения подготовительных работ и не позднее 30 ноября 2018 года (л.д. 17-21, 22)

Судом установлено и никем из ответчиков не оспорено, что собственниками жилых помещений, расположенных (адрес) является ФИО26 С.П.; (адрес) - ФИО27 В.Н., (адрес)ФИО28 Д.В., (адрес) - ФИО29 Е.И., (адрес)ФИО30. и (адрес)ФИО31

Основанием для обращения в суд послужил отказ ответчиков в предоставлении доступа в жилые помещения для осмотра и обеспечения своевременного проведения ремонтных работ общего имущества – сетей водоотведения, находящихся в жилом помещении (помещении) многоквартирного дома.

Согласно п. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включаются: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается: внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В силу п. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада;6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: (адрес) на счете регионального оператора подтверждается решением органа местного самоуправления - постановлением администрации города Нефтеюганска от 29.07.2014 (л.д. 15, 16-17).

Согласно ч. 1, 3, 4, 5 и 6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, в котором должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса; 3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

В соответствии со ст. 15.1 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры», югорский оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете югорского оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также иные предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в срок не менее трех месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с окружной программой капитального ремонта

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее трех месяцев с момента получения предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны рассмотреть данные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частями 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также направить данное решение югорскому оператору и в администрацию муниципального образования автономного округа, на территории которого расположен соответствующий многоквартирный дом, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете югорского оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа в течение месяца со дня истечения срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с окружной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

В соответствии с подп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1642-О-О указано, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер.

Как установлено судом, решение о проведении капитального ремонта сетей водоотведения и утверждении сметы капитального ремонта системы водоотведения собственники многоквартирного (адрес) не принимали; в обоснование заявленных требований, истцом представлено постановление администрации города Нефтеюганска от 22.08.2017 о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории города Нефтеюганска, собственники помещений которых не приняли решения о проведении капитального ремонта, в 2018 году, в том числе, согласно перечню, (адрес) (л.д. 76, 77), вместе с тем материалами дела не подтверждается соблюдение истцом срока представления ответчикам, как собственникам жилья, предложения о сроке начала капитального ремонта до принятия в 2017 году соответствующего решения органом местного самоуправления, что позволило бы суду сделать вывод о том, что в установленные законом сроки собственники помещений не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме и у органа местного самоуправления возникла обязанность в установленный законом срок принять соответствующее решение.

Акты об отказе предоставить допуск в помещение к общему имуществу в многоквартирном доме подписаны ответчиками 06 октября 2018 года, при этом срок начала капитального ремонта системы водоотведения в указанных актах не указан (л.д. 47-52).

Уведомления о необходимости предоставить доступ в помещение для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома собственникам (ответчикам) направлены в апреле 2019 года, при этом в уведомлении не идёт речь о проведении капитального ремонта системы водоотведения, срок начала капитального ремонта также не указан; сведений о получении таких уведомлений собственниками материалы дела также не содержат.

Сведения о вручении ответчикам, как собственникам помещений, 04.10.2018, о чём имеется ссылка в актах от 06.10.2018, уведомления о сроках и объёмах выполняемых работ согласно окружной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме подрядчиком ООО «(иные данные)» материалы дела также не содержат.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцом не соблюден регламент, установленный вышеприведенными нормативными актами - не соблюден срок представления ответчикам, как собственникам жилья, предложения о сроке начала капитального ремонта; не представлено согласования необходимого перечня и объема услуг и (или) работ, их стоимости; ответчики не были заблаговременно уведомлены о необходимости обеспечения доступа в принадлежащие им жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту системы водоотведения; доказательств необходимости в проведении капитального ремонта сетей водоотведения, ненадлежащего (аварийного) их состояния, а также принятия решения о проведении указанного ремонта собственниками помещений в жилом доме, материалы дела не содержат; при таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.

В дополнительно представленном письменном заявлении истец ссылается на заключенное дополнительное соглашение от 18.12.2018, согласно которому срок окончания выполнения работ по капитальному ремонту системы водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес) установлен не позднее 30.08.2019 (л.д. 149-153, 154, 160-161), вместе с тем, изменение срока проведения капитального ремонта само по себе при установленных по делу обстоятельствах не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку исковые требования Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов отклонены, понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины (л.д. 13) возмещению ответчиками не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37 о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома – отказать.

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)