Дело № 2 –30/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2014 года р.п. Городище Волгоградской области
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего судьи Болурова А.Б.,
при секретаре Чернявской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
- администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области к Обществу с ограниченной ответственностью «СПК им.62-й Армии», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ФИО1 о признании незаконным решения по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, возложении обязанности по исключению сведений о земельном участке из Государственного кадастра недвижимости, о погашении в ЕГРП записи о собственности на объект недвижимости,
- администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области к Обществу с ограниченной ответственностью «СПК им.62-й Армии», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ФИО1 о признании незаконным решения по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, возложении обязанности по исключению сведений о земельном участке из Государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Городищенского муниципального района (с учетом уточненных требований) обратилась в суд с выше указанным иском, где указано, что ДД.ММ.ГГГГ года к ним обратился глава Орловского сельского поселения Г. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. располагается по адресу: <адрес>. При наложении представленной схемы земельного участка на публичную кадастровую карту было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером №. Данный земельный участок образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
На ДД.ММ.ГГГГ года собственником земельного участка с кадастровым номером № была ФИО1 В последующем в результате сделки купли-продажи данного земельного участка собственником стало ООО СПК им. 62 Армии», о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации № №.
ООО СПК им. 62 Армии» были произведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ вышеуказанного земельного участка. Вместе с тем, спорный земельный участок расположен в трех территориальных зонах и входит в состав земель населенных пунктов.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером № представляет собой многоконтурный земельный участок. Вид разрешенного использования земельного участка – земли сельскохозяйственного использования. При сопоставлении данных о земельном участке, содержащихся на публичной кадастровой карте с картой градостроительного зонирования, было установлено нахождение земельного участка в трех территориальных зонах: жилой зоне застройки индивидуальными жилыми домами, зоне рекреационного назначения, общественно-деловой зоне.
Согласно ст. ст.46, 47, 52 «Правил землепользования и застройки Орловского сельского поселения» виды разрешенного использования для данных зон не предусматривают освоение земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, спорный земельный участок входит в состав земель населенных пунктов.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальными федеральных законов.
Согласно карте территориального зонирования спорный земельный участок находится в границах категории земель населенных пунктов, что противоречит п.1 ст.77 Земельного кодекса РФ.
Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения в трех территориальных зонах, в границах категории земель населенного пункта противоречит ст.ст.77, 85 Земельного кодекса РФ и нарушает право администрации на распоряжение земельными участками, расположенными в границах муниципального образования.
В связи, с чем просит признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Погасить запись государственной регистрации права в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке ст.40 ГПК РФ администрация Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, свои требования мотивировала следующим. ДД.ММ.ГГГГ года ООО «СПК им.62-й Армии» зарегистрировало право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области осуществило данную регистрацию, чем нарушило права и законные интересы соистца, а также действующее законодательство РФ.
Так, согласно п.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Правила землепользования и застройки (далее ПЗЗ) территорий сельских и городских поселений являются документом градостроительного зонирования и определяют целевое и разрешенное использование земельных участков, т.е. использование в соответствии с целью изначального или происшедшего создания земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ года состоялось публичное слушание в Орловском сельском поселении, где был рассмотрен и принят населением Орловского сельского поселения муниципальный нормативно-правовой акт «Правила землепользования и застройки Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области», который также был одобрен решением Орловской сельской Думы.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером № представляет собой многоконтурный земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу. Вид разрешенного использования земельного участка – земли сельскохозяйственного использования. При сопоставлении данных о земельном участке, содержащихся на публичной кадастровой карте с картой градостроительного зонирования, было установлено нахождение земельного участка в жилой зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно ст. ст.46,47, 52 «Правил землепользования и застройки Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области» виды разрешенного использования для данных зон не предусматривают освоение земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, постановка на кадастровый учет спорного земельного участка, расположенного в разных территориальных зонах в отсутствие в указанных зонах вида разрешенного использования, допускающего использование в них земель сельскохозяйственного назначения противоречит требования действующего законодательства РФ.
Просит признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца – администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО2 требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям. На удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель соистца – администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО3 настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Росреестр) в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела орган извещен надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомлен. Представлены письменные возражения по требованиям иска. Требования представитель ответчика считает не обоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости должны оспариваться в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса, и само по себе заявление должно соответствовать требованиям норм, установленными данной главой (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих») согласно действующему законодательству, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании действий (бездействий) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием,
Следовательно, для оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо два аспекта:
- несоответствие, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту;
- нарушение оспариваемым, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
По мнению представителя ответчика, истец не ссылается на норму закона, которую «Управление» нарушило при проведении государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого объекта в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 5 ст. 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Законом о кадастре. Следовательно, постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости является заявительной процедурой.
Кроме того, принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении пленума от 29.04.2010 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по аналогии с регистрацией прав на недвижимое имущество государственный кадастровый учет также является волеизъявлением правообладателя (собственника) объекта недвижимости, и требования по его оспариванию не могут быть предъявлены к органу кадастрового учета.
По сведениям, содержащимся в ГКН, земельный участок с кадастровым номером № является многоконтурным земельным участком, расположенным в <адрес>, поставленный на ГКУ 05.03.2013 на основании соответствующего заявления и приложенного к нему межевого плана. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
При проведении процедуры постановки на учет спорного земельного участка никаких пересечений с какими-либо участками, с границами каких-либо территориальных зон, сведения о которых содержатся в ГКН, или с границами муниципальных образований или населенных пунктов выявлено не было. Соответственно, у органа кадастрового учета не имелось оснований для принятия решения о приостановлении в осуществлении ГКУ, согласно ст. 26 Закона о кадастре.
В государственный кадастр недвижимости сведения о границах территориального зонирования ПЗЗ Орловского сельского поселения, а также границы населенных пунктов внесены не были. Согласно ст. 15 Закона о кадастре указанные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия по инициативе соответствующих органов местного самоуправления.
Администрация никаким образом не инициировала внесения в ГКН сведений о границах населенных пунктов или границ территориального зонирования, в настоящее время в исковом заявлении указывает, что органу кадастрового учета надлежало принять во внимание не существующие, и не внесенные в ГКН сведения об этих границах, что само по себе противоречит здравому смыслу.
Согласно сведениям ГКН, что подтверждается кадастровой выпиской на спорный земельный участок, имеющейся в материалах дела, земельный участок частично входит в Зону: «Охранная зона волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) «Саратов-Волгоград» на территории Городищенского района Волгоградской области и в Зону «Охранная зона ВЛ 35кВ «Опытная», входящая в состав электросетевого комплекса «ПС 35/10 кВ «Орловка», сведения о которых содержаться в ГКН на основании соответствующих постановлений органо исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Оснований для признании действий органа кадастрового учета незаконными не имеется, доказательств обратного администрацией представлено не было, исковые требования основаны, на предположениях не имеют в своей основе документального подтверждения, являются голословными, незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Считают, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, на основании чего, просят исковое заявление Городищенского муниципального района Волгоградской области и администрации Орловского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области о признании незаконным решения Филиала о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика ООО «СПК им.62 Армии» ФИО4 по доверенности считает требования не обоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 21.07.2007 года № 221-ФЗ (далее - Закона РФ № 221-ФЗ). В силу п. 2 ст. 1 Закона РФ № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно п.3 ст. 1 Закона РФ № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее -кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка в границах земель сельскохозяйственного назначения, орган кадастрового учет исходил из сведений внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил доказательств того, что на момент постановки на кадастровый учет спорного земельные участка в ГКН имелись иные сведения о категории земель и видах разрешенного использования.
Систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий ведется с 01 марта 2008 года, т.е. со дня вступления в силу Закона РФ № 221-ФЗ.
Правила землепользования и застройки Орловского сельского поселения утверждены в ДД.ММ.ГГГГ года и опубликованы в СМИ ДД.ММ.ГГГГ года.
Однако до настоящего времени сведения указанные в ППЗ в государственный кадастр недвижимости не внесены, следовательно, данные сведения не являются актуальными.
Порядок, предусмотренный статьей 10 Закона РФ № 221-ФЗ в части внесения в ГКН описания местоположения границ таких зон и наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, истцом не соблюден.
При этом истец не указывает на основании, каких именно государственных информационных ресурсов (сведений) устанавливалось территориальное зонирование, и составлялась карта территориального зонирования ПЗЗ Орловского сельского поселения.
Как следует из сведений государственного кадастра недвижимости, спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 8 Земельного Кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
В силу статьи 2. Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ (далее - Закон РФ № 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ № 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории- в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Статьей 7 Закона РФ № 172-ФЗ предусмотрены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Согласно указанной норме перевод данной категории земель допускается в исключительных случаях, связанных: в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Доказательств того, что уполномоченным на то органом был принят акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, т.е. соблюдения указанной законом процедуры перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов истцом не предоставлено.
Доводы истца о том, что земельный участок находится в трех территориальных зонах: зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами, зоне реакционного назначения, общественно-деловой зоне опровергается кадастровой выпиской о спорном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года № № (далее - кадастровая выписка).
В силу ст. 10 Закона РФ № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе:
индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;
описание местоположения границ таких зон;
наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;
реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;
содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Как следует из кадастровой выписки (лист № 3 «Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий») спорный земельный участок частично входит в зону: «Охранная зона волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) «Саратов-Волгоград» и «Охранную зону ВЛ35 КВ «Опытная», входящая в состав электросетевого комплекса «ПС 35/10 КВ «Орловка».
Иных сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий государственный кадастр недвижимости не содержит.
Таким образом, доводы относительно незаконных действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области о постановке на кадастровый учет земельного участка, надлежащим доказательствами, удовлетворяющими требованиям об их относимости, допустимости и достоверности, не подтверждены.
Доводы относительно оснований прекращения права собственности ООО «СП им.62-й Армии» на спорный земельный участок истцом не приведены, а требования о погашении записи государственной регистрации полагаем не законными.
В силу ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу ст. 223 ГК РФ ООО «СП им. 62-й Армии» является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление от 29.04.2010 № 10/22), разъяснено, что в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
В соответствии с пунктом 34 Постановления от 29.04.2010 года № 10/22, в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Право собственности ООО «СПК им. 62-й Армии» возникло не в результате образования спорного земельного участка, а в результате сделки купли-продажи с ответчиком ФИО5
Поскольку истцом факт незаконности как первоначальной, так и последующей сделки не оспаривается, истец — администрация Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, в интересах которого заявлен иск, стороной договора купли-продажи спорного имущества не является, спор о возврате имущества собственнику возможен по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
При таких обстоятельствах законных оснований для прекращения права собственности на земельный участок, приобретенный ООО «СПК им. 62-й Армии» по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, не имеется.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и дате судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ФИО6 представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. При вынесении решения полагаются на усмотрение суда.
Третьи лица - ФИО7, ФИО8, ФИО9 ФИО10 в судебное заседание не явились, о времени и дате судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст.26 вышеуказанного закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Как видно из материалов дела, ФИО1 являлась собственником земельной доли в размере <данные изъяты> баллгектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
ФИО1 в счет земельных долей произвела выдел земельного участка в натуре. Вновь образованному в результате выдела земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м. присвоен кадастровый номер №. Указанный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, решением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ года поставлен на кадастровый учет. Данные обстоятельства подтверждаются материалами кадастрового дела (том 1 л.д. 86-196).
Право собственности спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано за ФИО1 В последующем в результате сделки купли-продажи данного земельного участка собственником стало ООО «СПК им. 62 Армии», о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации № №.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года состоялись публичные слушания в Орловском сельском поселении, где был рассмотрен и принят населением Орловского сельского поселения муниципальный нормативно-правовой акт «Правила землепользования и застройки Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области», который также был одобрен решением Орловской сельской Думы.
В соответствии с п.7 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу частью 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно частью 3 ст. 36 вышеуказанного кодекса, действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с частью 2 ст.85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно частям 1 и 2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно карте территориального зонирования спорный земельный участок находится в границах категории земель населенных пунктов, что противоречит п.1 ст.77 Земельного кодекса РФ.
Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения, который в установленных границах расположен в трех территориальных зонах, в границах категории земель населенного пункта противоречит ст.ст.77, 85 Земельного кодекса РФ и нарушает право администрации на распоряжение земельными участками, расположенными в границах муниципального образования.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером № представляет собой многоконтурный земельный участок. Вид разрешенного использования земельного участка – земли сельскохозяйственного использования. При сопоставлении данных о земельном участке, содержащихся на публичной кадастровой карте с картой градостроительного зонирования, было установлено нахождение земельного участка в трех территориальных зонах: жилой зоне застройки индивидуальными жилыми домами, зоне рекреационного назначения, общественно-деловой зоне.
Об этом свидетельствует заключение привлеченного судом в качестве специалиста кадастрового инженера ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению специалиста - земельный участок с кадастровым номером № представляет собой многоконтурный земельный участок (6 контуров) из них два контура попадают в территориальные зоны в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Орловского сельского поселения.
Земельный участок с КН №( контур <данные изъяты>) полностью попадает в жилую зону в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Орловского сельского поселения.
Земельный участок с КН №(контур <данные изъяты>) частично (приблизительно <данные изъяты>) попадает в зону сельскохозяйственного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки территории Орловского сельского поселения.
На основании вышеизложенного и ситуационных схем №<данные изъяты> и №<данные изъяты>, два контура с КН №(<данные изъяты>)(находятся в жилой зоне), с КН №(<данные изъяты>) (попадает частично в зону сельскохозяйственного использования) находясь в границах категории земель населенных пунктов указанных в Правилах землепользования и застройки территории Орловского сельского поселения.
Согласно ст. ст.46, 47, 52 «Правил землепользования и застройки Орловского сельского поселения» виды разрешенного использования для данных зон не предусматривают освоение земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, спорный земельный участок входит в состав земель населенных пунктов.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальными федеральных законов.
Согласно карте территориального зонирования спорный земельный участок находится в границах категории земель населенных пунктов, что противоречит п.1 ст.77 Земельного кодекса РФ.
Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения в трех территориальных зонах, в границах категории земель населенного пункта противоречит ст.ст.77, 85 Земельного кодекса РФ и нарушает право администрации на распоряжение земельными участками, расположенными в границах муниципального образования.
На данный момент генеральный план Орловского сельского поселения не утвержден и границы данного населенного пункта на кадастровый учет не поставлены. Однако это не противоречит утверждению Правил землепользования и застройки территории Орловского сельского поселения согласно п.4 ст.31 ГК РФ(применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа).
Указанную границу Орловского сельского поселения в Правилах землепользования и застройки необходимо корректировать после проведения кадастрового учета границ Орловского сельского поселения.
В результате таких работ, согласно ст.20 Закона о землеустройстве, подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма, и требования к составлению которой утверждены Постановлением правительства РФ № 621 от 30.07.2009г.
Согласно п.2 ст.83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходит за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
При этом в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров, пересечением границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта являются:
- пересечение любым контуром границы многоконтурного земельного участка;
- расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта). То есть, в соответствии с расположением на местности многоконтурный земельный участок с КН № не может быть включен в границы Орловского сельского поселения.
В соответствии с требованиями п.п.3 ч.2 ст.34 ГК РФ (границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков) границы территориальных зон могут пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Но при кадастровом учете местоположения границы территориальной зоны, пересечение земельных участков не допустимо.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период выдела ФИО1 в счет земельных долей спорного земельного участка в натуре, уже существовали «Правила землепользования и застройки Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области», которые являются документом градостроительного зонирования и определяют целевое и разрешенное использование земельных участков, т.е. использование в соответствии с целью изначального или происшедшего создания земельного участка.
При выделе земельного участка в натуре ФИО1 «Правила землепользования и застройки Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области» учтены не были и земельный участок с разрешенным сельскохозяйственным использованием лощадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № образован в нарушение требований законодательства и затрагивает интересы органом местного самоуправления и первого и второго уровня.
Исковые требования о признании незаконным решения по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, возложении обязанности по исключению сведений о земельном участке из Государственного кадастра недвижимости подлежат удовлетворению.
Требования администрации муниципального района Волгоградской области о погашении записи государственной регистрации права в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
Исходя из содержания ч.2 ст.28.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" запись в Едином государственном реестре прав погашается на основании: вступившего в законную силу судебного акта.
Однако как верно указал представитель ответчика ООО «СПК им. 62-й Армии» право собственности у общества возникло не в результате образования спорного земельного участка, а в результате сделки купли-продажи с ответчиком ФИО5
Поскольку истцом основания возникновения права собственности у ООО «СПК им. 62-й Армии» (сделка купли-продажи) не оспорены, требования по правилам статей 301, 302 ГК РФ также не заявлены, оснований для прекращения права собственности на земельный участок, приобретенный ООО «СПК им. 62-й Армии» по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области к Обществу с ограниченной ответственностью «СПК им.62-й Армии», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ФИО1 о признании незаконным решения по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, возложении обязанности по исключению сведений о земельном участке из Государственного кадастра недвижимости – удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области о постановке земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области исключить из Государстенного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Исковое заявление администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о погашении в ЕГРП записи о регистрации права собственности на земельный участок №№ от ДД.ММ.ГГГГ года – оставить без удовлетворения.
Решение может обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Болуров А.Б.