№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Тюриной Н.И. с участием ст. помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорск ФИО1, представителя ответчика – председателя ГООиР ФИО2 при секретаре Чуяшенко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорск в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Общественной организации «Городское общество охотников и рыболовов» г. Зеленогорск Красноярского края о признании незаконным использование лесных участков для нужд охотничьего хозяйства без договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга обратился в суд с иском к Общественной организации «Городское общество охотников и рыболовов» г. Зеленогорск - сокращенно «ГООиР» (с учетом уточнения требований) о признании незаконным использование лесных участков для нужд охотничьего хозяйства без договоров аренды на территории Уярского лесничества, площадью 59 721 га, и Канского лесничества, площадью 23 259 га.; запрещении деятельности по использованию указанных лесных участков до разработки проекта освоения лесов и заключения договора аренды лесных участков с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что общественной организацией " Городское общество охотников и рыболовов» г. Зеленогорск используются названные лесные участки в нарушение требований лесного законодательства. На основании охотохозяйственного соглашения от 17.09.2014г. указанной организации предоставлена в пользование территория охотничьих угодий на территории Уярского лесничества, площадью 59 721 га, и Канского лесничества, площадью 23 259 га. на срок до ДД.ММ.ГГГГ. На используемые ответчиком земельные участки не оформлены договора аренды. Поскольку договор аренды лесных участков наряду с охотохозяйственным соглашением выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории, не влечет права пользования лесным фондом.
В судебном заседании ст. помощник прокурора ЗАТО г. Зеленогорска ФИО1 исковые требования поддержал с учетом их изменения.
Представитель ответчика «ГООиР» ФИО2 с иском не согласился, указывая, что охотничьи угодья используются на законном основании – охотохозяйственном соглашении, проект договора аренды этих участков обществу не представлялся. Общество не отказывается от заключения договора аренды.
В ходе подготовки дела к разбирательству третье лицо – Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края в порядке процессуального правопреемства заменено на Министерство лесного хозяйства Красноярского края, созданного распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016г. №-р и которому переданы функции в области лесных правоотношений (л.д. 105).
Представители третьих лиц надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Лесного кодекса РФ, п. 2 и п. 15 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, утвержденных Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 4-1152 лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право приступить к использованию земельного участка после заключения охотхозяйственного соглашения, государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления в уполномоченный орган или орган местного самоуправления в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
Согласно п.10 ст. 71 Лесного кодекса РФ порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержден Приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ в Лесной кодекс РФ внесены изменения, вступающие в законную силу с 2017 года, в том числе в части договоров аренды лесных участков.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ОО "ГООиР» было заключено охотохозяйственное соглашение №\ОС-116 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ответчику предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, расположенных в Рыбинском муниципальном районе, общей площадью 82 980 га в границах земель лесного фонда в Уярском лесничестве и Канском лесничестве в границах, определенных в соглашении ( л.д.16). Соглашение заключено на срок 49 лет до 16.09.2063г.
В силу п.2.2 Соглашения предоставляемый участок представлялся Обществу в аренду. Размер арендной платы определен в разделе 4 Соглашения, согласно п.4.2 которого предусмотрено заключение договора аренды с органом исполнительной власти (в области лесных отношений).
При заключении Соглашения ответчиком была внесена плата в размере 82980 руб. (из расчета 1 рубль за 1 га), что подтверждается платежным поручением № от 15.09.2014г.
С ДД.ММ.ГГГГ договоры аренды лесных участков должны заключаться в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку при проверке прокурором было установлено, что ответчиком используются лесные угодья для охоты в отсутствие договора аренды этих участков, требование прокурора о признании использования незаконным следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В части требований прокурора о запрете деятельности по использованию лесных участков, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункта 4 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовка проекта договора аренды возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (уполномоченные органы).
В 2016 году произошла реорганизацию Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, с которым у Общества было заключено охотохозяйственное соглашение, функции в области лесных отношений возложены на вновь созданное Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ в Лесной кодекс РФ внесены изменения, вступающие в законную силу с 2017 года, в том числе в части обязанности по заключению договоров аренды лесных участков.
Учитывая все эти обстоятельства, суд считает возможным не запрещать ГООиР деятельность по использованию лесных участков, а возложить на него обязанность оформить права пользования лесных участков, предоставленных охотохозяйственным соглашением, в соответствии с установленным порядком с учетом изменений законодательства, вступающими в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора ЗАТО г. Зеленогорск удовлетворить частично.
Признать незаконным использование общественной организацией «Городское общество охотников и рыболовов» г. Зеленогорска лесных участков в размере 82 980 гектаров на землях лесного фонда Уярского и Канского лесничеств для нужд охотничьего хозяйства без договора аренды на использование указанных участков, обязав «ГООиР» оформить право пользования лесными участками в соответствии с требованиями законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Тюрина Н.И.