К делу № 2-1496/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 года г. Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего - Г.Л. Авджи,
при секретаре – Гайдидеевой Н.М.,
с участием истца – Кошкаряна А.П.,
представителя ответчика – Аксенова А.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Кошкарян А.П. к Администрации Муниципального образования Туапсинский район о признании права на получение разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
Кошкарян А.П. обратился в суд с исковым заявлением о признании за ним права на получение разрешения на строительство объекта «Набережная с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами», ссылаясь на то, что ответчиком ему незаконно в этом отказано.
В обоснование исковых требований сослался на то, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 330 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для размещения набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами», по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Решив осуществить на участке строительство предусмотренного разрешенным видом использования участка объекта, в установленном порядке обратился в Управление архитектуры администрации МО Туапсинский район о выдаче разрешения на строительство. Но 03.11.2017г. получил отказ на том основании, что его земельный участок расположен в границах зоны затопления паводком, в границах зоны подтопления в соответствии с генеральным планом Тенгинского сельского поселения Туапсинского района. Данный отказ полагает незаконным, нарушающим его права как законного владельца земельного участка, так как в соответствии с видом его разрешенного использования, он вправе производить на нем строительство. Поэтому просит признать за ним право на строительство набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0104002:46 по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В судебном заседании истец Кошкарян А.П. настаивал на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что его земельный участок расположен в территориальной зоне, в которой разрешено строительство таких объектов. В отношении его земельного участка какие-либо ограничения отсутствуют. Все документы, необходимые в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса для получения разрешения на строительство, он представил.
Представитель ответчика – Администрации МО <адрес> – Аксенов А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования искового заявления не признал. При этом пояснил, что согласно Выписке из ИСОГД МО Туапсинский район участок истца расположен на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 65 Водного Кодекса и постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 15.07.2009 года на данной территории устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также вводятся дополнительные ограничения. Согласно ст. 67.1 Водного Кодекса в таких зонах запрещено строительство объектов капитального строительства без проведения собственником водного объекта, к каковым относятся, Российская Федерация, субъект Российской федерации или орган местного самоуправления, специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные материалы, суд приходит к выводу, что исковое заявление Кошкаряна А.П. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кошкарян А.П. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, ул. <адрес>, что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и договором об уступке прав по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ
Участок поставлен на государственный кадастровый учет с установленными границами под кадастровым номером 23:33:0104002:46, с видом разрешенного использования – «для размещения набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами».
Как видно из представленных документов, на основании заявления ООО « Босфор»/бывшего арендатора участка/ от 20.01.2017г., был выдан утвержденный постановлением администрации МО <адрес> от 15.02. 2017 года за « 215 Градостроительный план земельного участка №.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, истец являясь законным правообладателем указанного участка, обратился в Управление Архитектуры и градостроительства администрацию МО Туапсинский район с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами, предоставив необходимый пакет документов, в том числе проектную документацию.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за номером 4969/03.2 Кошкарян А.П. отказано в выдаче разрешения на строительство Набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами на участке в <адрес>, со ссылкой на то, что его земельный участок расположен в границах зоны затопления паводком, в границах зоны подтопления в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Тенгинского сельского поселения <адрес>, а также в зоне подтопления, утвержденной постановлением администрации муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№.
Считая отказ незаконным, Кошкарян А.П. обратился в суд.
Принимая решение об удовлетворении искового заявления, суд исходит из следующего.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, законодательство ограничивает право собственника либо иного законного владельца по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Согласно Правилам землепользования и застройки Тенгинского сельского поселения, утвержденным решением Совета МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок Кошкарян А.П. попадает в зону размещения объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма (Р2), где в качестве основных видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, указано в том числе – «гостиничное обслуживание, развлечения».
Таким образом, обращаясь с просьбой о выдаче разрешения на строительство объекта «Набережная с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами», Кошкарян А.П. не нарушает установленный вид использования участка, который соответствует Градостроительному регламенту.
Что касается зоны затопления, то в соответствии с ч.4 ст. 67.1 Водного Кодекса РФ границы зон подтопления, затопления, то они определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360, были утверждены Правила определения границ зон затопления и подтопления, согласно которым границы зон затопления, подтопления определяются агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 указанных Правил предусмотрено, что зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Согласно характеристике земельного участка, с кадастровым номером 23:33:0104002:46, вид его разрешенного использования – «для размещения набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами». Какие-либо обременения, в виде зон затопления/подтопления/, которые являются препятствием для осуществления строительства испрашиваемого объекта, в кадастре не содержатся.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Вышеуказанные положения ст. 56 Земельного кодекса РФ совместно с положениями статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав законного владельца земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает законному владельцу участка пользоваться и владеть своим участком в соответствии с разрешенным видом его использования.
Кошкарян А.П., являясь арендатором земельного участка с видом разрешенного использования - «для размещения набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами», в нарушение вышеуказанных норм, лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с установленным видом его разрешенного использования.
В соответствии со ст.129 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственником либо иным законным владельцем свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Обращаясь с просьбой о выдаче разрешения на строительство Набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами, Кошкарян А.П. не нарушает не только установленный вид использования участка, но также и Правила застройки и землепользования, о чем было указано выше.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса основанием для начала строительства и реконструкции объекта недвижимости является разрешение на строительство /реконструкцию/ - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. По смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса ГПЗУ является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство либо реконструкцию.
В связи с этим владельцу участка по его заявлению был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В силу ч. 7 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление в уполномоченный орган и прикладывает документы в соответствии с перечнем. Требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, не допускается (часть 10 статьи 51 ГрК). В случае отсутствия этих документов, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, отказывают в выдаче разрешения на строительство. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство Градостроительный кодекс не предусматривает.
Поскольку у заинтересованного лица в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на строительство, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть установлена судом.
Что же касается строительства зданий в зонах, подверженных затоплению, подтоплению, то согласно статье 9 Федерального закона N 384 от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», здание или сооружение, на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или техногенные воздействия), не вызывали последствий указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Таким образом, строительство зданий и сооружений в зонах, подверженных затоплению, подтоплению, допускается, но с соблюдением строительных норм и правил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Кошкарян А.П. удовлетворить.
Признать за Кошкарян А.П. право на получение разрешения на строительство объекта «Набережная с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами» на земельном участке площадью 330 кв. метров, с кадастровым номером № по адресу <адрес>, ул. <адрес>.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район выдать Кошкарян А.П. разрешение на строительство объекта «Набережная с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами» на земельном участке, площадью 330 кв. метров с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения набережной с кафе, рестораном, гостиничными номерами, дискотекой и магазинами», расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья