ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1498/17 от 07.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-1498/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Коваленко В.А.,

при секретаре Амбаловой З.Б.,

с участием:

представителя истцов ФИО9 – представляющей ФИО3, по нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2 по нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4 по нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания ФИО7 - представляющей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ответчика и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ГАУ «ПФК «Алания» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя Министерства финансов Республики Северная Осетия- ФИО8, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО2 к Казне Республики Северная Осетия- Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Казне Республики Северная Осетия -Алания в лице Министерства спорта и физической культуры Республики Северная Осетия - Алания, Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания о взыскании в порядке субсидиарной ответственности заработной платы и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с исковыми требованиями к казне Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее Министерство финансов), казне Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания (далее Министерство спорта), Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания, о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование предъявленных исковых требований указали, что являются бывшими работниками Государственного автономного учреждения «Профессиональный футбольный клуб «Алания» (далее ПФК «Алания»), учредителем которого являлась Республика Северная Осетия-Алания в лице Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания было ликвидировано государственное автономное учреждение «Профессиональный футбольный клуб «Алания». В связи с ликвидацией ФПК «Алания» они в нарушение трудового законодательства были уволены с занимаемых должностей без выплаты им заработной платы, выходного пособия в связи с увольнением.

Решением Ленинского районного суда <адрес> Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ с ГАУ «ПФК «Алания» и Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания в порядке субсидиарной ответственности было взыскано в пользу: ФИО3<данные изъяты> рублей; ФИО4<данные изъяты> рублей; ФИО2<данные изъяты> рублей.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение Ленинского районного суда <адрес> отменено в части взыскания сумм с Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания

Присужденные судом денежные средства от ГАУ «ПФК «Алания» истцы не получили.

В судебное заседание истцы ФИО3, ФИО4 и ФИО2 не явились, обеспечили явку своего представителя ФИО9

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел дело в отсутствие истцов.

Представитель истцов ФИО9, предъявленные исковые требования уточнила и пояснила, что суд апелляционной инстанции, отказывая во взыскании в порядке субсидиарной ответственности суммы задолженности с Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта РСО-Алания как с государственного органа, в апелляционном определении Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ указал, что взыскание в порядке субсидиарной ответственности возможно с собственника имущества ГАУ «ПФК «Алания». Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия- Алания является государственным органом власти, поэтому не может быть собственником имущества ГУП «ПФК «Алания». Как указано в апелляционном определении собственником имущества ГАУ «ПФК «Алания» является публично-правовое образование – Республика Северная Осетия-Алания, которая в силу абзаца 1 пункта 1 статьи 126 и абзаца 2 пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну Республики Северная Осетия –Алания. Таким образом, Верховный Суд Республики Северная Осетия- Алания в апелляционном определении установил наличие субсидиарной ответственности у субъекта Российской Федерации - Республики Северная Осетия –Алания, а именно казны Республики Северная Осетия-Алания по обязательствам ГАУ «ПФК «Алания».

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации могут в суде выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной соответствующими актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 7 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по обязательствам этого учреждения, при недостаточности у ликвидируемых учреждений имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

Более того, согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны субъекта Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган - Министерство финансов Республики Северная Осетия –Алания.

Публично-правовое образование – Республику Северная Осетия -Алания, т.е. казну Республики Северная Осетия – Алания компетентны представлять в данных правоотношениях и Министерство финансов Республики Северная Осетия –Алания, и Министерство имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия –Алания, как орган на который возложены полномочия собственника Футбольного клуба, и Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия –Алания, как правопреемник Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия – Алания, являвшегося учредителем Футбольного Клуба.

Считает, что при таких обстоятельствах с Республики Северная Осетия-Алания в лице вышеуказанных государственных органов за счет средств казны Республики Северная Осетия –Алания в порядке субсидиарной ответственности подлежат взысканию в пользу истцов денежные суммы, установленные решением Ленинского районного суда <адрес> Республики Северная Осетия –Алания от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, указанные в исковом заявлении ответчики, т.е. государственные органы власти, уполномоченные представлять Республику Северная Осетия – Алания несут солидарную ответственность.

Что касается недоказанности недостаточности имущества автономного учреждения для наступления субсидиарной ответственности Республики Северная Осетия –Алания, то представитель истцов считает, что Ликвидационная комиссия ГАУ «ПФК «Алания», а также государственные органы, выполняющие функции собственника и учредителя автономного учреждения, т.е. ответчики по делу, уклоняются от представления документов, свидетельствующих о недостаточности у ГАУ «ПФК «Алания» средств для погашения перед истцами задолженности по заработной плате, оставляя без ответа запросы с просьбой сообщить о наличии денежных средств, для погашения задолженности и реальном сроке выплаты, тогда как, со дня вынесения судом, решения о взыскании заработной платы, прошло уже три года. Кроме того, ответчики по делу целенаправленно уклоняются от выполнения всех мероприятий по завершению процедуры ликвидаций ГАУ «ПФК «Алания», тогда как в силу требований Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отсутствия у ликвидируемого автономного учреждения средств, для завершения процедуры ликвидации, они обязаны совершать их за свой счет. Уклоняясь от завершения процедуры ликвидации Футбольного клуба, ответчики по делу преследуют цель, уйти от субсидиарной ответственности по имеющейся у Футбольного клуба задолженности.

Просит взыскать солидарно в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия – Алания в лице ответчиков за счет средств казны Республики Северная Осетия в пользу ФИО3 денежную сумму в размере 1 035 478 рублей, сумму индексации в размере 196 076 рублей 92 копеек, причиненный моральный вред в размере 500 000 рублей, судебные расходы в виде суммы выплаченной за составление аудиторского отчета об индексации суммы в размере 1 500рублей. Взыскать солидарно в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия – Алания в лице ответчиков за счет средств казны Республики Северная Осетия –Алания в пользу ФИО4 денежную сумму в размере 4 929 268 рублей, сумму индексации в размере 930 793 рублей 68 копеек, причиненный моральный вред в размере 500 000 рублей, судебные расходы в виде суммы выплаченной за составление аудиторского отчета об индексации суммы в размере 1500 рублей. Взыскать солидарно в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице ответчиков за счет средств казны Республики Северная Осетия –Алания в пользу ФИО2 денежную сумму в размере 1 527 075 рублей, сумму индексации в размере 288 357 рублей 62 копеек, причиненный моральный вред в размере 500 000 рублей, судебные расходы в виде суммы выплаченной за составление аудиторского отчета об индексации суммы в размере 1 500 рублей.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ уточненные исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО2 приняты к производству Ленинского районного суда <адрес> Республики Северная Осетия-Алания.

Представитель ответчика- Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания ФИО10, в судебном заседании исковые требования ФИО3, ФИО4 и ФИО2 не признал и пояснил, что Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания является ненадлежащим ответчиком по делу. Так, согласно п. 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Следовательно, при удовлетворении подобных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом собственником имущества ГАУ «ПФК «Алания» является не орган государственной власти, а публично- правовое образование – <адрес>-Алания.

В силу статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику, либо бесспорного взыскания средств с основного должника.

Считает, что суду не были предоставлены данные о недостаточности имущества ликвидируемого учреждения для погашения задолженности перед истцами. Полагает, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам данного учреждения. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика - Министерства по делам физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания – ФИО7, представляющая также ликвидационную комиссию ГАУ «ПФК «Алания» в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв и пояснила, что учредителем ГАУ «ПФК «Алания» являлось Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи физической культуры и спорта, правопреемником которого после реорганизации стало Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания. Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство по делам физической культуры и спорта является главным распорядителем и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций. Бюджетные средства, выделяемые из республиканского бюджета на содержание подведомственных учреждений, распределяются Министерством в соответствии государственным заданием, соглашением и выделении субсидий и планом финансово-хозяйственной деятельности.

Представитель ответчика - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания ФИО11, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился. Причин не явки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Ранее в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным представителем ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» и Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

С учетом мнения лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания.

Выслушав представителей сторон, и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37).

В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ государственное автономное учреждение «Профессиональный футбольный клуб «Алания» было ликвидировано. Для осуществления ликвидационных мероприятий Приказом Министерства Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта от ДД.ММ.ГГГГ создана ликвидационная комиссия.

Решением Ленинского районного суда <адрес> Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ с ГАУ «ПФК «Алания» и Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания в порядке субсидиарной ответственности было взыскано в пользу: ФИО3<данные изъяты> рублей; ФИО4<данные изъяты> рублей; ФИО2<данные изъяты> рублей.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение Ленинского районного суда <адрес> отменено в части взыскания сумм с Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

На период рассмотрения настоящего гражданского дела ликвидация ГАУ «ПФК «Алания» не завершена, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ.

Истцы, предъявленные исковые требования обосновал положениями пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период принятия решения о ликвидации ГАУ «ПФК «Алания»), согласно которому при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

В силу абзаца 5 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей на период ликвидации ГАУ «ПФК «Алания» автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Согласно правовой позиции выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О право собственности и иные имущественные права - в силу статей 7, 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 46 и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости - подлежат защите на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников. Выраженные в Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающие равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обусловливают свободу владения, пользования и распоряжения имуществом,

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской ФИО1, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т.д. Согласно части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях» автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономное учреждение, в силу пункта 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества; по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Указанное правило "повышенной" имущественной ответственности автономного учреждения по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам было введено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ и распространено на отношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ (пункт 15 статьи 3).

Таким образом, с принятием данного федерального закона, включившего в Гражданский кодекс Российской Федерации § 7 «Некоммерческие унитарные организации» и в том числе часть 2 данного параграфа «Учреждения», сняты ограничения в отношении возможности возложения на собственников имущества автономного учреждения субсидиарной ответственности в случаях причинения вреда гражданам.

Поскольку требуемая истцами задолженность не связана с причинением вреда гражданам, суд полагает, что приведенные выше положения пункта 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность возложении на собственника автономного учреждения субсидиарную ответственность по долгам данного автономного учреждения, к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого автономного учреждения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если имеющихся у ликвидируемого автономного учреждения денежных средств (в том числе доходов, поступивших в самостоятельное распоряжение учреждения) недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 4 и 5 статьи 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Для удовлетворения требования кредиторов автономного учреждения используется имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (часть 4 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях").

При этом в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Данное правило существовало с момента введения в действие указанного Федерального закона, которым было закреплено создание этого вида учреждений и особенности его правового статуса.

Далее, в силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Как установлено судом, ликвидационная комиссия ГАУ «ПФК «Алания» не отказала истцам в выплате задолженности по заработной плате.

Из промежуточного ликвидационного баланса следует, что у ликвидируемого автономного учреждения имеется определенное особо ценное движимое имущество с остаточной стоимостью 17 515 815 рублей, иное движимое имущество с остаточной стоимостью 378 690 рублей, подлежащее реализации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о невозможности взыскания денежных средств с основного должника либо о недостаточности у учреждения денежных средств, для удовлетворения требований должника.

Таким образом, исковые требования ФИО3, ФИО4 и ФИО2 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО3 о взыскании солидарно в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице ответчиков за счет казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу ФИО3 денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, суммы индексации в размере <данные изъяты> рублей 92 копеек, причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов в виде суммы выплаченной за составление аудиторского отчета об индексации суммы в размере <данные изъяты> рублей; ФИО4 о взыскании солидарно в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице ответчиков за счет казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу ФИО5 денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, суммы индексации в размере <данные изъяты> рублей 68 копеек, причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов в виде суммы выплаченной за составление аудиторского отчета об индексации суммы в размере <данные изъяты> рублей; ФИО2 о взыскании солидарно в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице ответчиков за счет казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу ФИО2 денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, суммы индексации в размере <данные изъяты> рублей 62 копеек, причиненного морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов в виде суммы выплаченной за составление аудиторского отчета об индексации суммы в размере <данные изъяты> рублей к Республики Северная Осетия- Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Министерства спорта и физической культуры Республики Северная Осетия - Алания, Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес> Республики Северная Осетия-Алания.

Председательствующий В.А. Коваленко