Дело № 2-1499/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
29 мая 2018 года г.Хабаровск
Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего – судьи Черниковой Е.В.,
при секретаре Ковальчук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО7 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы, мотивируя тем, что он работает в Эксплуатационном локомотивном депо Хабаровск-2 Дальневосточной дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» с 11.07.2003г. по настоящее время в должности машиниста электровоза грузового движения. В ноябре, декабре 2017г. и январе 2018г. им не выработала месячная норма часов в силу обстоятельств, от него независящих. 15.12.2017г., а также 25.01.2018г. им написаны заявления на имя начальника предприятия с просьбой оплатить неотработанные часы согласно ст.155 ТК РФ. В ответ на его заявления руководитель предприятия ФИО3 переадресовал их заместителю начальника депо по кадрам ФИО4, который заверил его, что данная задолженность по заработной плате будет погашена в расчетный период в феврале 2018г. в счет заработной платы за январь 2018г. Фактически данное обещание выполнено не было, в оплате неотработанных часов было отказано. В связи с чем ФИО1 просит суд взыскать с ОАО «РЖД» в его пользу недополученную сумму оплаты в размере 42648,01 руб. за неотработанное время в ноябре, декабре 2017г. и январе 2018г.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнил обоснование иска тем, что невыполнение норм труда в указанные им периоды было связано с низкой организацией и несогласованностью работы подразделений ОАО «РЖД», т.е. по вине работодателя, в связи с чем неотработанные им часы подлежат оплате в соответствии с ч.1 ст.155 ТК РФ, что составляет 46093,30 руб. согласно произведенному им расчету, суду пояснил, что в ноябре 2017г. он не отработал ному часов по вине работодателя. Как такового графика работы у него нет. Фактически при сдаче документов после рейса нарядчик назначает ему время следующей явки на рейс. Это время может меняться от независящих от него факторов, т.к. на железной дороге существуют сбои в графике движения поездов, которые, в принципе, на железной дороге выполняются формально, поэтому явку могут отменить или перенести. И вместо того, чтобы отрабатывать необходимые часы, он находился дома. 25.12.2017г. он был отстранен от работы за нарушение должностных обязанностей в части превышения скорости, действующей на полосе движения. Однако, фактически данное нарушение доказано не было, с приказом об изменении скорости движения электровоза его под роспись не знакомили, поэтому он допустил превышение скорости, что подтверждается ответом Хабаровского транспортного прокурора на его заявление. К дисциплинарной ответственности по данному факту его не привлекали, в конце января 2018г. допустили к работе. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, иск признал частично по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнил, что недоработка истцом нормы часов в ноябре 2017г. составила 4,16 часов по независящим от работника и работодателя причинам, учитывая специфику работы железнодорожного транспорта. В связи с чем ответчик признает недоплату истцу за ноябрь 2017г. на основании ч.2 ст.155 ТК РФ в размере 503 руб. 64 коп. Недоработка нормы часов в декабре 2017г. и в январе 2018г. произошла по вине самого истца, который в декабре 2017г. допустил превышение скорости движения локомотива, в связи с чем был отстранен от работы до прохождения внеочередной аттестации. Однако, от ее прохождения истец отказывался, а работодатель не имел права допускать его к работе. Но поскольку не было принято решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, истец был допущен к работе 27.01.2018г. В связи с чем требования истца об оплате неотработанной нормы часов в декабре 2017г. и в январе 2018г. является необоснованными, просит в их удовлетворении отказать.
Заслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 приказом № 742 от 10.07.2003г. был принят с 11.07.2003г. на работу на должность помощника машиниста электровоза (цех эксплуатации) Локомотивного депо Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
27.09.2005г. истец ФИО1 переведен на должность машиниста электровоза, о чем с ним заключен трудовой договор от 27.09.2005г. № 372, в которой работает по настоящее время.
В соответствии с ч.1 ст.100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
На основании ч.2 ст.100 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно трудовому договору от 27.09.2005г. № 372, работнику ФИО1 установлена 40-часовая рабочая неделя (п.5 трудового договора).
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ст.132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с Особенностями оплаты труда работников Дальневосточной дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», утвержденными приказом начальника Дальневосточной дирекции тяги от 16.05.2015г. № ДВОСТТ-186 и введенными в действие с 01.07.2015г., среднемесячная норма рабочего времени текущего календарного года (для целей оплаты труда) для работников с установленной 40-часовой продолжительностью рабочей недели определяется путем деления на 12 календарных месяцев нормы рабочего времени на текущий календарный год для указанных работников, установленной в соответствии с Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.08.2009г. № 588н. Среднемесячная норма рабочего времени определяется в часах и округляется до двух знаков после запятой (п.2.4). Оплата труда работников локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов электровозов, тепловозов, паровозов и дизель-поездов) осуществляется по часовым тарифным ставкам, соответствующим установленным им разрядам оплаты труда и тарифным коэффициентам четвертого уровня оплаты труда ТСР (п.2.6).
Согласно Производственному календарю на 2017г., норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составляла: в ноябре - 167 часов, в декабре – 168 часов.
Согласно Производственному календарю на 2018г., норма рабочего времени в январе 2018г. при 40-часовой рабочей неделе составляла 136 часов.
Как следует из табеля учета рабочего времени с 01.11.2017г. по 30.11.2017г., истец ФИО1 отработал в ноябре 2017г. 117,84 часа, в период с 01.11.2017г. по 07.11.2017г. истец находился в очередном оплачиваемом отпуске (33 часа), а также ему были предоставлены дни отдыха на основании ст.186 ТК РФ (донорские часы), всего 12 часов. Таким образом, в ноябре 2017г. недоработка истца составила: 167 – 117,84 – 12 – 33 = 4,16 час.
В соответствии с ч.1 ст.155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
На основании ч.2 ст.155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
Согласно п.4.9 вышеуказанных Особенностей оплаты труда работников Дальневосточной дирекции тяги, время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере двух третей тарифной ставки установленного разряда оплаты труда, рассчитанных пропорционально времени простоя.
Истцом ФИО1 не представлены суду доказательства, что невыполнение им в ноябре 2017г. нормы труда произошло по вине работодателя, учитывая небольшое количество неотработанных часов, особый характер работы железнодорожного транспорта, возможные сбои в графике движения поездов ввиду чрезвычайных ситуаций, а также принимая во внимание, что по заявлению истца ему предоставлялись дни отдыха за сдачу им крови (донорские часы).
Доводы истца о том, что графики движения поездов на железной дороге выполняются формально, суд признает надуманными и во внимание не принимает.
Поскольку судом установлено, что доплата за невыполнение нормы труда в ноябре 2017г. истцу ответчиком не произведена, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недополученная заработная плата за ноябрь 2017г. за неотработанные 4,16 час. исходя из размера 2/3 тарифной ставки истца в размере 181,6 руб., на основании ч.2 ст.155 ТК РФ, что составляет: 181,60 руб. х 4,16 час. : 2/3 = 503 руб. 64 коп.
Как следует из табеля учета рабочего времени с 01.12.2017г. по 31.12.2017г., истец ФИО1 отработал в декабре 2017г. 125,01 час., в период с 01.12.2017г. по 04.12.2017г. был нетрудоспособен (18 час.). Таким образом, в декабре 2017г. недоработка истца составила: 168 (норма часов) – 125,01 – 18 = 24,99 час.
Согласно табелю учета рабочего времени с 01.01.2018г. по 31.01.2018г., истец ФИО1 отработал в январе 2018г. 36,18 час., в период с 22 по 24.01.2018г. был нетрудоспособен (21 час.), а также ему были предоставлены дни отдыха на основании ст.186 ТК РФ (донорские часы), всего 14 часов. Таким образом, в январе 2018г. недоработка истца составила: 136 (норма часов) – 36,18 – 14 – 21 = 64,82 час.
В силу положений ст.21 ТК РФ, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Приказом от 11.07.2012г. № 231 Министерства транспорта РФ утверждены Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии, в соответствии с которыми целью проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования (далее - работники), является проверка знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Задачами проведения аттестации работников являются: обеспечение безопасности движения; повышение качества и эффективности работы при эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования. Аттестационную комиссию формирует работодатель.
На основании п.9 вышеуказанного Порядка, первичная аттестация работников проводится не позднее одного месяца при приеме или переводе на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования. Периодическая аттестация работников проводится с периодичностью один раз в пять лет. График проведения периодической аттестации утверждается работодателем ежегодно. Основанием для проведения внеочередной аттестации работников является нарушение безопасности движения вследствие несоблюдения требований правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Работник, подлежащий аттестации, уведомляется в письменном виде о дате и месте проведения аттестации не менее чем за 15 календарных дней до дня проведения аттестации. Работник, не прошедший аттестацию, не допускается к выполнению работ, связанных с движением поездов и маневровой работой (п.28).
Судом установлено, что причиной невыполнения истцом ФИО1 нормы часов в декабре 2017г. и январе 2018г. явилось отстранение его от работы и направление на прохождение внеочередной аттестации за нарушение 12.11.2017г. 30.11.2017г. пункта 100 Приложения № 6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010г. № 286, а именно за превышение скорости движения поезда 3839. Однако, от законного требования работодателя прибыть в назначенное истцу время для прохождения внеочередной аттестации истец неоднократно отказывался, а также безмотивно отказывался от дачи письменных объяснений, что подтверждается представленными представителем ответчика ФИО2 уведомлениями работодателя и объяснениями истца.
Доводы истца ФИО1 о том, что он не был надлежащим образом (в письменном виде) ознакомлен с приказом об изменении скорости движения поезда, суд во внимание не принимает, поскольку данные доводы были предметом проверки, проведенной Хабаровской транспортной прокуратурой по обращению истца о нарушении его трудовых прав, и данные доводы не нашли своего подтверждения, как и не установлено нарушение трудового законодательства администрацией Эксплуатационно-локомотивного депо Хабаровск-2 при ознакомлении истца с локальными нормативными документами.
В установленном законом порядке истец ФИО1 отстранение его от работы для прохождения внеочередной аттестации не обжаловал. При этом, в судебном заседании истец не оспаривал факты допущения им превышения скорости движения поезда.
В судебном заседании установлено, что истец к дисциплинарной ответственности за нарушение скоростного режима движения поезда ответчиком не привлекался. Однако, привлечение работника к дисциплинарной ответственности, в силу положений ст.192 ТК РФ, является правом, а не обязанностью работодателя.
В соответствии с ч.3 ст.155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.
Как следует из расчетных листков за декабрь 2017г. и январь 2018г., заработная плата за указанные месяцы работы истцу ФИО1 начислена и выплачена ответчиком в соответствии с выполненной им работой (количеством отработанных часов), в полном объеме.
Поскольку в судебном заседании установлено, что истец ФИО1 в декабре 2017г. и январе 29018г. установленную норму рабочего времени (часов) отработал не в полном объеме по своей вине, вина ответчика судом не установлена, то неотработанные часы, в силу ч.3 ст.155 ТК РФ, оплате не подлежат.
На основании вышеизложенного, исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст.393 ТК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 ФИО8 удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу ФИО1 ФИО9 недополученную заработную плату за ноябрь 2017 года в размере 503 рубля 64 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 ФИО10 – отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска.
В окончательной форме решение принято 04.06.2018г.
Судья Е.В.Черникова