Дело № 2-149/2016
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 09 февраля 2016 года
Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Шмакова Е.С.,
при секретаре Ивановой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Специальная школа № 30», Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий по оборудованию входа в здание пандусами и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района г. Новокузнецка, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать МКОУ «Специальная школа № 30» принять меры к оборудованию входа в здание школы, расположенное по адресу: <...>, пандусами и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам в соответствии со Сводом правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011; обязать Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка провести финансирование указанных мероприятий – работ по обустройству входа в здание МКОУ «Специальная школа № 30» приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения. В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий – до 01.09.2016.
Свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в МКОУ «Специальная школа № 30», в результате которой выявлены факты неисполнения образовательной организацией требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, то есть, в здание образовательной организации. Вход в здание МКОУ «Специальная школа № 30» не отвечает требованиям доступности объектов инфраструктуры для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, в частности, вход в здание не оборудован пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников (в том числе, детей-инвалидов), отсутствуют поручни.
Отсутствие условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание образовательного учреждения нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и иным законодательством.
В соответствии с п.п. 1.2-1.4 Устава МКОУ «Специальная школа № 30» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка. Полномочия собственника имущества учреждения в соответствии с нормативно-правовыми актами Новокузнецкого городского округа осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка. Организационно-правовая форма – казенное учреждение, форма собственности – муниципальная. Статус учреждения: тип – общеобразовательное учреждение.
Согласно п. 1.11 Устава, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета по утвержденной учредителем бюджетной смете.
Согласно лицензии № от --.--.----. на осуществление образовательной деятельности, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования кемеровской области, МКОУ «Специальная школа № 30» осуществляет деятельность по программам общего образования.
По информации отдела образования Кузнецкого района г. Новокузнецка, МКОУ «Специальная школа № 30» не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и маломобильных групп населения в школу (нет пандусов, поручней при входе), что нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах. Согласно положениям «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, в качестве общих требований к зданиям предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагаются, в частности, на собственника зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальное образование в лице органов местного самоуправления.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка привлекается к участию в деле в качестве соответчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях предупреждения нарушения прав как детей-инвалидов, обучающихся в школе, так и граждан маломобильных групп населения, которые могут поступить на обучение или посетить данное учреждение.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка Сенькина И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. На доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивала.
Представитель ответчика – муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная школа № 30», в лице директора ФИО1, действующей на основании приказа № от --.--.----., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен лично под роспись (л.д. 26), после досудебной подготовки, согласно поданного заявления просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме (л.д. 28).
Представитель ответчика - Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка ФИО2, действующая на основании доверенности № от --.--.----., выданной сроком на 1 год, против удовлетворения исковых требований возражал. Суду пояснила, что бюджет города Новокузнецка на 2016 год --.--.----. утвержден и расходы на оборудование здания МКОУ «Специальная школа № 30», расположенное по адресу: <...> пандусом и перилами в не заложены, таким образом, исполнить решение в срок до --.--.----. не представляется возможным. В случае удовлетворения заявленных требований просит предоставить срок для исполнения до --.--.----., чтобы была возможность заложить расходы по оборудованию здания школы пандусом и поручнями в бюджет на 2017 год.
Представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен заказными письмами с уведомлениями, причин неявки не сообщил (л.д. 24, 33).
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – МКОУ «Специальная школа № 30», представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела. Представитель ответчика – МКОУ «Специальная школа № 30» просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика – Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, изучив материалы дела, считает заявленные исковые требования прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего:
Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В силу ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положений СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст. ст. 2, 24, 48 Градостроительного кодекса РФ и ст. ст. 3, 8, 12, 15, 30 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах. Публичная обязанность, согласно норм федерального законодательства по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, возлагается в частности на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Судом установлено, что МКОУ «Специальная школа № 30» является образовательным учреждением, осуществляет свою деятельность на основании Устава. Согласно п. 1.5 Устава МКОУ «Специальная школа № 30» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (л.д. 7-18).
В соответствии с п.п. 1.2-1.4 Устава МКОУ «Специальная школа № 30» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка. Полномочия собственника имущества учреждения в соответствии с нормативно-правовыми актами Новокузнецкого городского округа осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка. Организационно-правовая форма – казенное учреждение, форма собственности – муниципальная. Статус учреждения: тип – общеобразовательное учреждение.
Согласно п. 1.11 Устава, финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств муниципального бюджета по утвержденной учредителем бюджетной смете.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки МКОУ «Специальная школа № 30» не соблюдаются требования об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к зданию образовательного учреждения - вход в здание МКОУ «Специальная школа № 30» по ул. Ленина, д. 61 г. Новокузнецка не отвечает требованиям доступности объектов инфраструктуры для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, в частности, вход в здание не оборудован пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников (в том числе детей-инвалидов), отсутствуют поручни.
Согласно лицензии № от --.--.----. на осуществление образовательной деятельности, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, МКОУ «Специальная школа № 30» осуществляет деятельность по программам общего образования (л.д. 19, 20).
По информации отдела образования Кузнецкого района г. Новокузнецка, МКОУ «Специальная школа № 30» не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и маломобильных групп населения в школу (нет пандусов, поручней при входе), что нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие (л.д. 6).
Учитывая изложенное, суд полагает, что здание МКОУ «Специальная школа № 30» является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещения учреждений образования должны быть приспособлены для доступа инвалидов.
Вход в здание МКОУ «Специальная школа № 30» по ул. Ленина, 61 г. Новокузнецка не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, в результате чего доступ инвалидов к данным объектам социальной инфраструктуры ограничен.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости обязать МКОУ «Специальная школа № 30» оборудовать вход в здание образовательного учреждения пандусами и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, установив ответчику срок для исполнения решения суда и получения лицензии до 01.09.2016.
Довод представителя ответчика ФИО2 об отсутствии финансовой возможности установить приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание МКОУ «Специальная школа № 30» в 2016 году, поскольку бюджет города на текущий год утвержден, и ремонт здания школы в нем не предусмотрен, подлежит отклонению, поскольку отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств муниципального бюджета по утвержденной учредителем бюджетной смете (п. 1.11 Устава)
Согласно п. 5.1 Устава Учреждение осуществляет операции по расходованию средства в соответствии с бюджетной сметой. Учет операции производится на лицевом счете, открытом в Финансовом Управлении города Новокузнецка.
За учреждением в целях обеспечения его образовательной деятельности в соответствии с уставом закрепляются Комитетом на праве оперативного управления объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование) (п. 5.4 Устава)
Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Полномочия собственника имущества Учреждения в соответствии с нормативно-правовыми актами Новокузнецкого городского округа осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом (п. 1.2, 1.3 Устава).
Согласно частям 1, 2 ст. 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК Российской Федерации, учреждения и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что обязанность произвести финансирование указанных мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов необходимо возложить именно на собственника здания МКОУ «Специальная школа № 30», то есть, на Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым в соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ, установить срок исполнения решения до начала следующего учетного года – до 01.09.2016.
Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление исковых требований прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Специальная школа № 30» обусловлено тем, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к входу в образовательное учреждение не позволяет обеспечить безопасные условия, сопровождающие образовательный процесс, для обучающихся, работников учреждения и иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в помещении образовательного учреждения. Образовательное учреждение посещают малолетние граждане, которые не могут самостоятельно защитить свои права на охрану жизни и здоровья, поэтому нуждаются в защите государства.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Специальная школа № 30» о понуждении к совершению действий по оборудованию входа в здание пандусами и поручнями для инвалидов - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 30», место нахождения: 654034, <...>, дата регистрации: 23.06.1999, ИНН <***>, принять меры по оборудованию входа в здание школы, расположенное по ул. Ленина, д. 61 г. Новокузнецка, пандусами и поручнями для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам в соответствии со Сводом правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011.
Обязать Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, место нахождения: 654080, <...>, ИНН <***>, дата регистрации 24.10.2002, провести финансирование указанных мероприятий – работ по обустройству входа в здание МКОУ «Специальная школа № 30», расположенное по адресу: <...>, приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
Установить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Специальная школа № 30» срок для совершения указанных действий - не позднее 01.09.2016.
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2016.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е. С. Шмакова