ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/2017 от 16.05.2017 Назаровского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи: Сизых Л.С.

с участием административного истца: Зубань Т.А.,

представителя административного истца: Гардта А.С.,

представителя административного ответчика администрации г. Назарово Красноярского края: Горловой Ю.И.

при секретаре: Бабковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Зубань Т.А. к администрации г. Назарово Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Зубань Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Назарово Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок, мотивируя тем, что 29 апреля 2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании земельного участка для места размещения объекта. Согласно протоколу предварительного согласования места размещения объекта от 20 июня 2014 года ей был согласован земельный участок для капитального строительства: здания гаража по строительному адресу: <адрес>.

31 марта 2016 года истица обратилась в администрацию г. Назарово Красноярского края с заявлением о заключении договора аренды на данный земельный участок. Однако 10 августа 2016 года администрацией г. Назарово Красноярского края ей было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку предоставление указанного земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Согласно данному отказу результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, который утверждается решением о предварительном согласовании места размещения объекта. В связи с тем, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято не было, предоставить вышеуказанный земельный участок в аренду не представляется возможным. Полагает, что протокол предварительного согласования места размещения объекта является решением о предварительном согласовании места размещения объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято до 01 марта 2015 г., поскольку протокол был выдан 20 июня 2014 года, срок действия которого составляет три года, т.е. до 19 июня 2017 года. С учетом изложенного считает, что протокол предварительного согласования места размещения объекта является основанием предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства здания гаража.

С учетом изложенного просит признать незаконным отказ администрации г. Назарово Красноярского края в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства здания гаража, обязать администрацию г. Назарово Красноярского края предоставить земельный участок по вышеуказанному адресу для строительства здания гаража.

В судебном заседании административный истец Зубань Т.А., представитель административного истца Гардт А.С. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что первый этап получения земельного участка в аренду Зубань Т.А. был пройден. Уполномоченной на то организацией составлена схема места расположения земельного участка, в утверждении которой истице при обращении в марте 2016 года ответчиком неправомерно отказано.

Представитель ответчика администрации г. Назарово Красноярского края Горлова Ю.И. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований Зубань Т.А. отказать, пояснила, что на момент обращения Зубань Т.А. с заявлением о заключении договора аренды земельного участка схемы расположения земельных участков администрацией города Назарово уже не утверждались. Протокол предварительного согласования места размещения объекта обеспечивает лишь возможность предоставления гражданину земельного участка, точные границы и местоположение которого еще не определены, в связи с чем, не может являться решением о предварительном согласовании места размещения объекта. Решение о предоставлении земельного участка оформляется после его постановки на кадастровый учет, утверждения акта о выборе земельного участка соответствующим постановлением администрации г. Назарово о предварительном согласовании места размещения объекта, которое содержит точное описание и характеристики земельного участка. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которому 20 июня 2014 года произведен предварительный выбор земельного участка для строительства здания гаража на 6 грузовых автомобилей по строительному адресу: <адрес>. Процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое является основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства. Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято до 01 марта 2015 г., предоставление земельного участка для целей строительства без проведения торгов не представляется возможным. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что процедура предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 и 32 ЗК РФ, не была завершена по вине администрации г. Назарово.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом применяются нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 28 декабря 2013 г., действовавшей с 01 января 2014 г., то есть на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Частью 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

На основании ч.5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

На основании ч.2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Частью 6 ст. 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

На основании ч. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно ч.1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленным федеральными законами.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статьи 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.

Статьей 34 указанного Федерального закона установлено, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

29 апреля 2014 года Зубань Т.А. обратилась в администрацию г. Назарово Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании земельного участка для строительства объекта капитального строительства – здания гаража, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, с предоставлением земельного участка в аренду.

20 июня 2014 года комиссией по выбору земельных участков для строительства объектов капитального строительства или для размещения объектов, не связанных со строительством, Зубань Т.А. был согласован земельный участок площадью <данные изъяты> для строительства здания гаража по строительному адресу: <адрес>, что подтверждается протоколом предварительного согласования места размещения объекта от 20 июня 2014 года.

31 марта 2016 года в администрацию г. Назарово Красноярского края обратилась истица Зубань Т.А. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному выше адресу на основании п.2 ст. 39.6 ЗК РФ на праве аренды под объекты гаражного назначения.

10 августа 2016 г. администрацией г. Назарово Красноярского края дан истцу ответ , согласно которому результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, который утверждается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принимаемым соответствующим органом. Указанное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3 лет. Протокол предварительного согласования места размещения объекта не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку такое решение принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, и оформляется в виде решения уполномоченного органа, а не в виде протокола заседания соответствующей комиссии. Поскольку на спорный земельный участок до 01 марта 2015 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в предоставлении земельного участка в аренду истцу было отказано.

Постановлением Администрации г. Назарово Красноярского края от 23.04.2014 внесены изменения в постановление администрации города от 14 июля 2011 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории при предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости».

Согласно п. 2.3 указанного Административного регламента, конечным результатом предоставления данной муниципальной услуги является постановление администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости.

В силу п. 2.6 данного Административного регламента такая муниципальная услуга предоставляется на основании письменного заявления и необходимого перечня прилагаемых к заявлению документов, который предусмотрен п. 2.7.

Пунктом 3.2.1 установлено, что отдел Архитектуры и градостроительства в течение тридцати дней со дня получения заявления о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), в том числе оформляет схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории при предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости; оформляет проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории при предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости; осуществляет выдачу заявителю вышеуказанной схемы.

Постановлением Администрации г. Назарово Красноярского края от 23.04.2014 внесены изменения в постановление администрации города от 30.06.2011 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче актов о выборе земельных участков для строительства объектов капитального строительства и размещения объектов, не связанных со строительством».

Согласно п. 2.3 указанного Административного регламента, конечным результатом предоставления данной муниципальной услуги является утвержденный акт о выборе земельного участка для строительства объектов капитального строительства.

В силу п. 2.6 данного Административного регламента такая муниципальная услуга предоставляется на основании письменного заявления и необходимого перечня прилагаемых к заявлению документов, который предусмотрен п. 2.7.

Пунктом 3.2.1 установлено, что отдел Архитектуры и градостроительства при получении вышеуказанного заявления оформляет акт о выборе земельного участка для строительства объектов капитального строительства, оформляет нормативно правовой акт об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства объектов капитального строительства.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности и с учетом норм действующего на момент обращения Зубань Т.А. земельного законодательства, административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг, принятых органом местного самоуправления, суд приходит к выводу, что процедура предоставления земельного участка в полном объеме Зубань Т.А. не была завершена в установленном порядке. Предварительное согласование комиссией 20 июня 2014 года места размещения объекта для строительства, оформленное в виде протокола, обеспечивает лишь возможность предоставления гражданину земельного участка, точные адрес места нахождения и границы которого не определены. После предварительного согласования комиссией места размещения объекта для строительства Зубань только 31 марта 2016 года, то есть спустя продолжительное время, обратилась в администрацию г. Назарово с заявлением о предварительном согласовании земельного участка с приложением, в том числе схемы земельного участка. Однако на момент обращения Зубань с указанным заявлением процедура предоставления земельного участка уже изменилась и администрацией г. Назарово после 01 марта 2015 года не утверждались схемы места расположения земельного участка.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что до 01 марта 2015 года по независящим от административного ответчика причинам не была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, акт о выборе земельного участка не утверждался, оснований судить о том, что протокол предварительного согласования места размещения объекта является решением о предварительном согласовании места размещения объекта, после принятия которого следует предоставление земельного участка, не имеется. Кроме того, как следует из содержания указанного протокола, в нем отсутствуют сведения, позволяющие достоверно идентифицировать согласованный истцу земельный участок. При этом протокол предварительного согласования места размещения объекта подписан комиссией, тогда как решение о предварительном согласовании места размещения объекта оформляется уполномоченным на то исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Иных решений о предварительном согласовании места размещения объекта административным ответчиком не выносилось. Сам по себе протокол предварительного согласования места размещения объекта не является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.

Сведений об обращении административного истца с заявлениями непосредственно к ответчику по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, а также по подготовке и выдаче акта о выборе земельных участков для строительства объектов капитального строительства до 01 марта 2015 года, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта в смысле ст. 31 ЗК РФ до 01 марта 2015 года не принималось, суд не находит правовых оснований для признания отказа администрации г. Назарово Красноярского края в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для строительства здания гаража незаконным.

Соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на администрацию г. Назарово обязанности предоставить вышеуказанный земельный участок, суд также не усматривает, поскольку процедура предоставления земельного участка в полном объеме заявителем не пройдена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Зубань Т.А. к администрации г. Назарово Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Л.С. Сизых

<данные изъяты>