ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/19 от 21.02.2019 Пачелмского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2-14/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Р.п. Пачелма 21 февраля 2019 года

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Цибизовой А.А.,

с участием истца ФИО1,

представителей истца ФИО2, действующей на основании доверенности 58 АА 0998574 от 01 августа 2018 года, и ФИО3, допущенного к участию в деле в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика - администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области ФИО4, действующей на основании доверенности №2 от 22 января 2019 года,

при секретаре судебного заседания Мещеряковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 к Муниципальному образованию рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области о признании необоснованным и отмене возражения МО р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области относительно местоположения границ и площади земельного участка, признании согласованным проект межевания земельного участка и взыскании расходов по уплате госпошлины,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области о признании необоснованным и отмене возражения МО р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области относительно местоположения границ и площади земельного участка, признании согласованным проекта межевания земельного участка и взыскании расходов по уплате госпошлины.

В обоснование заявленных требований представитель истца указала, что ФИО5, в соответствии со Свидетельством о регистрации права 58 КТ №048177 от 12 декабря 2001 года, на праве собственности принадлежит квартира, состоящая из 3 (трех) жилых комнат, общей площадью 52,7 кв.м., с условным номером , расположенная по адресу: <адрес>.

В соответствии со Свидетельством о регистрации брака I-ИЗ №734194 от 08 августа 2015 года, выданным территориальным отделом ЗАГС Пачелмского района Управления ЗАГС Пензенской области, после заключения брака ФИО6 присвоена фамилия ФИО7.

Квартира истца ФИО1 расположена на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в собственности Муниципального образования рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области, т.е. в собственности ответчика.

В соответствии с нормами действующего законодательства, границы земельного участка с кадастровым номером не определены.

С целью приведения в соответствие с нормами действующего законодательства границ земельного участка с кадастровым номером , истец, за счет собственных денежных средств, произвел его межевание, которое необходимо для постановки земельного участка на учет в соответствующем государственном органе. Межевой план был составлен специалистом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Пензенское отделение – кадастровым инженером ФИО8

В октябре 2018 года, истец обратился в администрацию р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка, приложив к нему, соответственно, все необходимые документы, в том числе, акт согласования границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 609 кв.м.

В ответе главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области ФИО9 №1405 от 06 ноября 2018 года, указывается, что согласно представленного Акта согласования границ земельного участка, в результате повторного проведения кадастровых работ была зафиксирована большая площадь земельного участка 609 кв.м, которая отличается от площади того же участка с декларированной площадью 268 кв.м в строну увеличения.

Между тем, с такими возражениями, наличиями разногласий местоположения границы земельного участка, главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области, изложенными в ответе № 1405 от 06 ноября 2018 года, согласиться нельзя, по следующим основаниям:

В соответствии с ч.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с ч.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу частей 1 и 2 ст.15 ЗК РФ собственность граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

При этом собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны исполнять требования земельного законодательства, в том числе предусмотренные ст.42 ЗК РФ.

Из положений ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определяемая с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленным этим Федеральном законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (п.3 ст.38). настоящее требование, как это следует из положений названного Федерального закона, направлено на обеспечение законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка. Процесс согласования местоположения границ земельных участков регламентирован ст.39 этого же Федерального закона. Результат согласования местоположения границ в соответствии со ст.40 упомянутого Федерального закона оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка действительно считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, предусмотренного ч.3 ст.40 Федерального закона.

В силу ч.3 ст.40 упомянутого Федерального закона, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие по средствам заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ, разрешаются в установленном ЗК РФ порядке (ч.5 ст.40).

На основании п.3 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, представлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, либо юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями, либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно ч.10 ст.22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным законодательством о градостроительной деятельности порядке проектном межевании территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Так из проекта межевого плана от 07 ноября 2018 года, составленного кадастровым инженером ФИО8 ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Пензенское отделение, а именно, из заключения кадастрового инженера, следует:

Согласно документам площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером составляет 268 кв.м. Площадь, определенная в результате кадастровых работ, составляет 609 кв.м., разница между площадью в документах и площадью, определенной в результате кадастровых работ, составляет 341 кв.м. Расхождение площадей не превышает предельного минимально-максимального размера земельных участков от размера исходного земельного участка с разрешенным использованием – под жилую застройку индивидуальную, установленного Решением комитета местного самоуправления рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области №3-3/5 от 06 октября 2014 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области», опубликованного в информационном бюллетене рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области «Наша Пачелма» от 06 октября 2014 года №29(349), и внесением изменений в правила землепользования и застройки территории рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области от 28 ноября 2016 года №5-67/5;

В ходе проведения кадастровых работ установлено, что уточняемый земельный участок частично входит в «Зону с особыми условиями использования территории». При проведении кадастровых работ выявлено, что документы, определяющие местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером при его образовании отсутствуют. Учитывая изложенное, при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, их местоположение определялось исходя из границ, существующих на местности более 15 лет. Существование границ, установленных в результате кадастровых работ на местности более 15 лет, определено исходя из данных, предоставленных заказчиком кадастровых работ и фактически существующими заборами, определяющих границы уточняемого земельного участка, закрепленных с помощью объектов искусственного и природного происхождения (жилой дом, хоз. постройки, забор, плодовые деревья), что подтверждается Ортофотопланом ВИСХАГИ от 12 июня 1984 года с размерами земельного участка, подтверждающего уточненную площадь. В соответствии с ч.10 ст.22 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с отсутствием в документах сведений о местоположении границ земельного участка и утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, границами уточняемого земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка (Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2016 года №19-00221/16). Кроме того, Акт согласования местоположения границ земельного участка является приоритетным документом, подтверждающим местоположение уточненных границ земельного участка (Письмо Росреестра от 22 июля 2016 года №19-исх/10614-СМ/16).

Земельный участок с кадастровым номером учтен в Едином государственном реестре недвижимости с декларируемой площадью. Кадастровые работы в отношении него не проводились, что привело к технической ошибке при внесении на дежурную кадастровую карту сведений о местоположении его границ. Фактически земельный участок с кадастровым номером располагается западнее уточняемого земельного участка с кадастровым номером и является его смежным земельным участком.

Уточняемый земельный участок с кадастровым номером граничит общими границами с земельными участками с кадастровыми номерами и , в характерных точках соприкосновения с участком в точках н1-н2, с участком в точках н2-т.1. На момент производства кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером вышеуказанные земельные участки располагались на публичной кадастровой карте хаотично. В приложении межевого плана присутствует фотоплан местности – снимок с публичной кадастровой карты от 05 апреля 2018 года, на котором видно, что земельный участок с кадастровым номером располагается примерно в 70 метрах по направлению на юго-запад от его фактического местоположения. На месте расположения земельного участка с кадастровым номером в действительности располагается другой земельный участок по <адрес>, сведения о котором отсутствуют в ЕГРН. На месте текущего расположения земельного участка с кадастровым номером в действительности располагается другой земельный участок по <адрес>, сведения о котором отсутствуют в ЕГРН. На месте текущего расположения земельного участка с кадастровым номером имеет адрес по <адрес> участок с кадастровым номером учтен в ЕГРН в условных системах координат с использованием промеров ленточными рулетками, углы поворотных точек определены с погрешностью, что видно из представленного в приложении фотоплана местности. Часть земельного участка с кадастровым номером в его текущем местоположении частично накладывается на земельный участок с адресом земельного участка: <адрес>, сведения о котором отсутствуют в ЕГРН. В представленном фотоплане видно, что текущее расположение земельного участка с кадастровым номером так же отличается от его фактического расположения по фасадной части участка и смежного с земельным участком Учитывая вышеизложенное, кадастровый инженер просит в сведения ЕГРН изменения в части касающейся местоположения земельных участков с кадастровыми номерами и , их смежность и общие границы с земельными участками , как представлено на чертеже Акта согласования местоположения границ. В приложении межевого плана присутствует Уведомление об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 10 апреля 2018 года, из которого следует, что граница уточняемого земельного участка с кадастровым номером пересекает границу земельного участка с кадастровым номером . В целях устранения причин приостановления было принято решение отталкиваться от границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером . Повторно был изготовлен акт согласования местоположения границ, так как на обороте данного акта изменился чертеж земельного участка. Представителем органа местного самоуправления ФИО9 данный акт подписан не был и были представлены возражения относительно представленного акта согласования на отдельных листах, что представлены в приложении данного межевого плана. Учитывая изложенное, работы по подготовке межевого плана земельного участка с кадастровым приостанавливаются для решения вопросов в суде и снятии возражения и подписания акта согласования.

Кроме того, в соответствии с ответом главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области № 747 от 15 июня 2018 года, следует, что утвержденный проект межевания территории р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области – отсутствует.

Также в соответствии с п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении кадастрового учета должно быть отказано в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о котором относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, площадь земельного участка по документам и фактическому землепользованию, может отличаться в установленных законом пределах, и ответчик вправе отказать в согласовании границ земельного участка только в том случае, если у него имеются достоверные данные, подтвержденные документами, что земельный участок был первоначально предоставлен истцу в меньших границах.

Как следует из акта согласования границ земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Муниципальное образование рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области, в лице администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области, полномочное должностное лицо отказалось согласовать границы указанного земельного участка, предоставив истцу свои письменные возражения.

Между тем, из письменных возражений, изложенных в ответе главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области ФИО9 № 1405 от 06 ноября 2018 года, следует, что из акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , согласование границ уточняемого земельного участка требуется лишь с собственником смежного земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Муниципальное образование рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области, в лице администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области.

Между тем, в соответствии с письменными возражениями, изложенными в ответе главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области ФИО9 № 1053 от 27 августа 2018 года, вообще не указано, на каких именно основаниях отказано в согласовании границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером со смежным земельным участком участка с кадастровым номером

На данных основаниях, надо полагать, представленные ответчиком истцу письменные возражения на проект межевания земельного участка – являются необоснованными и подлежат снятию, а проект межевания земельного участка с кадастровым номером – признанию согласованным.

Согласно п.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

При этом, в соответствии с п.1 ст.10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действуя в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Как следует из положений Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Из смысла ст.20 названного Федерального закона следует, что ответчик вправе обратиться с таким заявлением о кадастровом учете, как собственник земельного участка с кадастровым номером 58:23:0090401:547, с целью уточнения его местоположения, границ и площади, для дальнейшей передачи его истцу на основании договора купли-продажи или иного правового документа.

В силу п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан или юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, в действиях Муниципального образования рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице главы администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области ФИО9 усматривается злоупотребление правом, поскольку в нарушении статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено к его возражениям от 06 ноября 2018 года доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости в подтверждение обоснованности своих возражений.

Необоснованные возражения ответчика неизбежно нарушают права истца (создают угрозу нарушения прав) на предоставление ему в дальнейшем ответчиком земельного участка в собственность, на котором расположен его жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности.

Просит суд признать необоснованными и снять возражения Муниципального образования рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице главы администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области ФИО9 от 06 ноября 2018 года относительно местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, согласно проекту межевания земельного участка №б/н, подготовленному 07 ноября 2018 года кадастровым инженером ФИО8; признать согласованным подготовленный 07 ноября 2018 года кадастровым инженером ФИО8 проект межевания земельного участка, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>; а также взыскать с Муниципального образования рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области за счет казны в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что в квартире по адресу: р.<адрес> проживает с момента рождения, то есть с 1981 года. Границы земельных участков были определены в то время, когда квартиры принадлежали ГППЗ «Пачелма». Никакого противопожарного разрыва между домами никогда не было.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель истца ФИО3 также поддержал требования искового заявления, указав, что ранее границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, были согласованы главой администрации р.п. Пачелма, который подписал соответствующий акт согласования. Приостановка постановки на кадастровый учет, имела место в виду небольшого наложения с соседним земельным участком. Однако, впоследствии глава администрации р.п. Пачелма отказался согласовать границы земельного участка уже с меньшей площадью и стал утверждать, что на участке №547 расположено искусственное сооружение в виде сточной канавы для воды. В октябре 2018 года истец перенесла забор, освободив доступ к сточной канаве, не смотря на то, что данное искусственное сооружение нигде не зарегистрировано и не отражено в градостроительном плане р.п. Пачелма. Площадь земельного участка уменьшилась до 609 кв.м. При обращении истцом в октябре 2018 года в администрацию р.п. Пачелма с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка согласно проекту межевания земельного участка подготовленному кадастровым инженером 07 ноября 2018 года, глава администрации ФИО9 в ответе от 06 ноября 2018 года отказал в согласовании, указав, что согласно представленного акта согласования границ земельного участка в процессе повторного проведения кадастровых работ была зафиксирована большая площадь земельного участка – 609 кв.м, которая отличается от площади того же участка с декларированной площадью 268 кв.м. Считает, что поскольку в месте нахождения газопровода, проходящего по адресу: р.<адрес> отсутствует арка для проезда специализированной техники, то при его строительстве в 1995 году отсутствие пожарного проезда было согласовано проектировщиками газопровода с должностным лицом МО р.п. Пачелма и имеется соответствующая документация, подтверждающая отсутствие пожарного проезда между домовладениями, находящимися по адресам: <адрес>. Правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером не имеется, поэтому границы должны определяться по фактическому их расположению, что и было сделано кадастровым инженером ФИО8 при составлении проекта межевого плана. Технический паспорт в данном случае не является правоустанавливающим документом, так как исходя из рисунка и какой-то указанной площади, невозможно определить площадь земельного участка. Считает требования ФИО1 законными и обоснованными и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области ФИО4 просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истцом не представлено ни одного документа, в котором бы указывалось на нарушение его прав, тем, что им не согласовываются границы земельного участка. Частью 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на которую ссылается истец говориться, что первоначально, при определении границ земельного участка берутся в расчет документы и только в случае отсутствия каких-либо документов уже кадастровый инженер может исходить из того, что существует на местности более 15 лет. Администрацией р.п. Пачелма представлены топосъемка 1985 года, технический план и выписка из ЕГРН, которые кадастровым инженером не были приняты во внимание. Несмотря на то, что истец освободила дренажную канаву и перенесла забор домовладения от направления дороги, ей необходимо освободить противопожарные разрывы.

Представитель третьего лица – Межмуниципального отдела по Каменскому и Пачелмскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области – ФИО10 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Основной закон Российской Федерации закрепил равенство всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ.). Российская Федерация, являясь правовым государством, в основы Конституционного строя заложила обязанность государства в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Признала, что человек, его права и свободы являются для государства высшей ценностью (статьи 1 и 2 Конституции РФ).

Конституционным правом человека и гражданина является право частной собственности, оно охраняется законом. Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В ст. 36 Конституции РФ указано, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В статьях 45 и 46 Конституции РФ закреплены государственная гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и гарантия судебной защиты каждому его прав и свобод.

В ст. 8 ГК РФ предусмотрены основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Согласно данной нормы гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По смыслу ст.ст. 9-11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Не допускаются действия, осуществляемые с намерением причинения вреда другим лицам, а также злоупотребления правом в иных формах. Защите подлежат лишь нарушенные гражданские права.

Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

По смыслу указанных статей способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.

Норма ст. 260 ГК РФ закрепила общие положения о праве собственности на землю, указывая, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В ст. 218 ГК РФ указано, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке, в том числе споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе и в случае, когда оспариваются его границы и размеры.

Согласно п. 2 ст. 6 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) и п. 3 ст. 129 ГК РФ, земельный участок определяется как объект земельных и гражданско-правовых отношений, обладающий индивидуально-определенными признаками.

На основании ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 11.9 ЗК РФ).

Согласно ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).

Статьей 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Из материалов дела следует, что администрация р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН площадь данного земельного участка составляет 268 кв. метров.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12 декабря 2001 года истец ФИО11 является собственником квартиры, состоящей из трех жилых комнат, общей площадью 52,7 кв. метров по адресу: <адрес>.

По заданию ФИО1 кадастровым инженером ФИО8 в результате проведения кадастровых работ подготовлен межевой план, в котором описаны в соответствии с местной системой координат границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Площадь земельного участка в результате проведения кадастровых работ составила 609 кв. метров. Акт согласования границы земельного участка представлен в администрацию р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области.

06 ноября 2018 года №1405 глава администрации р.п. Пачелма ФИО9 отказал в согласовании внутренних границ земельного участка с кадастровым номером 58:23:0090401:547, указав, что согласно представленного акта согласования местоположения границ земельного участка, в процессе повторного проведения кадастровых работ была зафиксирована площадь земельного участка 609 кв.м, которая отличается от площади того же участка с декларированной площадью 268 кв.м в сторону увеличения. Указано, что уточнение местоположения границ земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22 Федерального Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Пунктом 70 требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 08 декабря 2015 года №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), подтверждающих собой планы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. Таким образом, полагает, что устанавливать (уточнять) местоположение границ земельного участка по фактическим границам, закрепленным с использование природных объектов или объектов искусственного происхождения и существующим более 15 лет возможно исключительно в случае отсутствия сведений о границах в документе, подтверждающем право на земельный участок, или документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Кроме того, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличатся от конфигурации, содержащейся в таких документах.

В материалы дела представителем истца представлена копия решения Пачелмского районного суда Пензенской области от 26 октября 2018 года, вступившее в законную силу 18 декабря 2018 года, согласно которому в удовлетворении исковых требований ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 к Муниципальному образованию рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области о признании необоснованным и отмене возражения МО р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области относительно границ и местоположения земельного участка, признании согласованным проекта межевания земельного участка и взыскании расходов по уплате госпошлины, отказано. При рассмотрении данного дела допрошенные свидетели С.К.Е., Е.Т.В. и Д.Е.Е. в судебном заседании подтвердили, что границы земельного участка по адресу: <адрес> существуют в неизменном виде более 15 лет, а также установлено, что согласно техническому паспорту на жилой дом и земельный участок по адресу: р.<адрес>, площадь земельного участка составляет 586 кв.метров для двух квартир, а расстояние от фасада дома до внешней границы земельного участка составляет 8,8 метра. Из фрагмента топографической съемки на основе карты, выполненной Пензенской ТИЗИС в 1985 году следует, что внешняя граница земельных участков на <адрес> представляют собой прямую линию. По обеим сторонам от земельного участка дома №11 имеются противопожарные разрывы, которые, как следует из пояснений главы администрации р.п. Пачелма ФИО9 самовольно захвачены истцом.

Допрошенный в качестве свидетеля кадастровый инженер ФИО8 пояснил, что в связи с отсутствием каких-либо правоустанавливающих документов границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> результате кадастровых работ были определены по фактически существующим заборам и другим объектам искусственного и природного происхождения, существующим более 15 лет.

Вместе с тем, доводы истца и кадастрового инженера об отсутствии каких-либо правоустанавливающих документов, содержащих сведения о границах уточняемого земельного участка опровергается следующими доказательствами:

Согласно техническому паспорту на жилой дом и земельный участок по адресу: р.<адрес> площадь земельного участка составляет 586 кв. метров для двух квартир, а расстояние от фасада дома до внешней границы земельного участка составляет 8,8 метра.

Из представленной суду Ответчиком фрагмента топографической съемки, на основе карты, выполненной Пензенским ТИСИЗ в 1985 года внешняя граница земельных участков на ул. Пролетарской в р.п. Пачелма представляет собой прямую линию. По обеим сторонам от земельного участка дома № 11 имеются противопожарные разрывы.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворении исковых требований ФИО1 не имеется.

Кроме того, суд считает, что действиями Главы администрации р.п. Пачелма, отказавшего в согласовании границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, не были нарушены права истца ФИО1, которая не является собственником данного земельного участка, и правомерность её пользования названным земельным участком не подтверждена какими-либо правоустанавливающими документами.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 к Муниципальному образованию рабочий поселок Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице администрации рабочего поселка Пачелма Пачелмского района Пензенской области о признании необоснованным и отмене возражения МО р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области в лице главы администрации р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области от 06 ноября 2018 года относительно границ и местоположения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> признании согласованным проекта межевания земельного участка и взыскании расходов по уплате госпошлины, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пачелмский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2019 года.

Судья А.А. Цибизова