дело № 2-2740/2020
уид 24RS0048-01-2019-013442-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2020 года г. Красноярска
Советский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Васильевой Л.В.
при секретаре Кошкаревой Д.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО УК «Холмсервис» к Кежаевой Елене Анатольевне о признании решения общего собрания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ООО УК «Холмсервис» обратилось в суд с иском к Кежаевой Е.А. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД <адрес> оформленного протоколом № 9 от 23.07.2019 по вопросу № 10, №12, взыскании расходов по уплате государственной пошлины. Мотивировав свои требования тем, что МКД <адрес> включен в перечень МКД реестра лицензий Красноярского края, управление которыми осуществляет ООО «УК «Холмсервис» с 2007. Истец управляет МКД <адрес> на основании договора управления от 01.11.2007. В июле 2019 истцу стало известно о проведении общего собрания собственников помещений в МКД <адрес>, оформленного протоколом № 9 от 23.07.2019 по инициативе ответчика. С решением по вопросам № 10,12 истец не может согласиться. А именно вопрос №10 установить 01.04.2019 источником финансирования расходов по возмещению издержек, связанных с предоставлением платежных документов и иных расходов по возмещению расходов, связанных с обслуживанием спец.счета капитального ремонта дома из средств по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в размере 1 648 рублей; Так как размер плат по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД на момент проведения общего собрания собственников (далее ОСС) составлял 23 рубля 18 копеек. Кроме того решением ОСС от 11.06.2014 истец выбран лицом уполномоченным открывать и вести специальный счет МКД, вести работу связанную с начислением, сборам и взысканием взносов на капитальный ремонт. Сумма издержек подлежащих возмещению УК за счет средств собираемых от аренды общедомового имущества составляла 0,53 рублей с кв.м. общей площади помещения собственника. Уменьшения размера платы за содержание и ремонт возможно при уменьшении объема выполняемых работ и периодичности. Устанавливая финансирования расходов в размере 1 648 рублей собственники в одностороннем порядке фактически изменили существенные условия договора управления, уменьшив размер платы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. Вопрос № 12 об утверждении договора управления МКД от 01.01.2019 с УК «Холмсервис» с протоколом разногласий, разработанный Советом дома, с изменениями пунктов противоречащих интересам собственников жилья. При этом ни проект договора управления от 01.01.2019, ни протокол разногласий истцом не подписан. Кроме того утверждённый ООС договор управления с разногласиями противоречит действующему законодательству и нарушает права УК.
Представители истца ООО УК «Холмсервис» Дмитриева Т.С., действует на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам указанным в заявлении.
Ответчик Кежаева Е.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем представила в суд письменное заявление (л.д.106).
Представитель Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в судебное заседание не явился, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил (л.д.102, 105).
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По правилам статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Статьей 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу положений статей 181.4, 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2). Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома определен статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО «УК «Холмсервис» осуществляет управление МКД <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2007 (л.д. 10-19).
Кежаева Е.А. является собственником жилого помещения № по адресу: <адрес>, что не оспаривалось сторонами.
Как следует из протокола № 9 от 23.07.2019, собственники МКД <адрес> по инициативе ответчика Кежаевой Е.А. провели общее собрание, кворум имелся. На повестку общего собрания выносились, в том числе, вопросы: принятие решение об установлении с 01.04.2019 источником финансирования расходов связанных с обслуживанием спец.счета капитального ремонта дома из средств по управлению, содержанию и текущему ремонту имущества дома в размере 1 648 рублей (№10); утверждении договора управления МКД от 01.11.2019 с ООО УК «Холмсервис» с протоколом разногласий, разработанной советом дома, с изменениями пунктов, противоречащих интересам собственников жилья (№12) (л.д.27-30).
При этом протоколом ООС №9 от 23.07.2019 оставлен без изменения размер платы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома для собственников жилых и нежилых помещений на 2019-2020 год в размере 23 рубля 18 копеек в месяц за 1 кв.м. общей площади (№6).
В соответствии с протоколом № 9 внеочередного общего собрания от 23.07.2019 за принятие решения по вопросу № 10 проголосовало 70,8% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, по вопросу № 12 – 71,46%, решения по вопросам № 10,12 приняты.
Материалами дела подтверждается, а сторонами не оспаривается, что решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 11.06.2014 принято решение о формировании фонда капитального ремонта МКД <адрес>, на специальном счете дома. Утвержден размер взноса на капитальный ремонт 6,30 руб. с 1 кв.м. в размере минимального взноса, предусмотренного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 №656-п. Выбрано в качестве лица, уполномоченного открыть и вести специальный счет МКД, предоставлять собственникам платежные документы, вести работу, связанную с начислением, сбором и взысканием взносов на капитальный ремонт ООО «УК «Холмсервис». Определен источник финансирования расходов по возмещению издержек, связанных с открытием и ведением специального счета, предоставлению платежных документов собственникам и иных расходов, связанных с начислением и сбором взносов на капитальный ремонт за счет средств, собираемых за аренду (л.д.20-24).
Оспаривая решение собрания, управляющая компания указывает, на то, что собственниками в одностороннем порядке изменен источник финансирования расходов по возмещению издержек, связанных с открытием и ведением специального счета, предоставлению собственникам платежных документов и иных расходов вместо средств, собираемых за аренду указано из средств по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, тем самым в одностороннем порядке уменьшили размер платы за содержание и ремонт.
На основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Пункт 17 Правил устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Кроме того, из пункта 10 Правил следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу пункта 11.1 Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.7 договора управления многоквартирном домом, при отсутствии письменного отказа одной из сторон от пролонгации договора или его пересмотра за один месяц до окончания его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
Согласно п. 4.1.1 и 4.2.3 договора управления, цена договора управления определяется на момент подписания договора на общем собрании и устанавливается в размере стоимости работ, услуг по управлению МКД, содержанию общего имущества, а также стоимости иных услуг, которые составляют предмет договора. Размер платы за содержание и ремонт помещений определяется общим собранием с учетом предложений управляющей компании. При отсутствии соответствующего решения сторон размер указанной платы рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами.
Из п.4.2.1 договора управления следует, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. Содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД, а также затраты на истребование задолженностей с пользователей помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом размер платы за содержание и ремонт помещений определяется общим собранием с учетом предложений управляющей организации. При отсутствии соответствующего решения размер указанной платы рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органами (п.4.2.3).
Перечень работ по содержанию жилого помещения и коммунальные ресурса на содержание общего имущества указаны в приложении. Изменение данного перечня возможно только через процедуру принятия коллегиального (совместного) решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Суд отмечает, что законодатель, предоставляя собственникам помещений многоквартирного дома право на определение размера платы за содержание и ремонт общего имущества, не допускает возможность произвольного установления размера составных частей данной платы, требует, чтобы установленный размер платы обеспечивал поддержание нормального, работоспособного состояние имущества в целом.
Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также безопасные для жизни и здоровья граждан условия проживания в таком доме.Таким образом, учет предложений управляющей организации при утверждении размера платы за эти услуги является обязательным, установление размера платы за содержание жилого помещения не может носить произвольный характер, при его определении подлежат учету действующие нормативные акты, а также специфика конкретного многоквартирного дома, при этом объем учитываемых данных должен быть идентичен для каждого из домов.
Из текста протокола общего собрания не усматривается, что при определении финансирования расходов по обслуживанию спецсчета и об оставлении без изменения размера платы по управлению, содержанию и текущему ремонту был утвержден перечень услуг и работ за содержание и ремонт жилого помещения, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и их стоимости, выносился на повестку дня общего собрания собственников многоквартирного жилого дома. Вопрос об утверждении финансирования и размера платы разрешался в отсутствие сметы доходов и расходов на содержание общего имущества, на обслуживания спецсчета на соответствующий год.
Таким образом, из протокола общего собрания собственников от 23.07.2019 следует, что изменяя финансирования ведения спецсчета и оставляя без изменения размер платы по управлению и содержанию, размер платы собственниками принят произвольно, без его экономического обоснования и учета предложений управляющей организации, отклоненных без каких-либо мотивов.
Доказательств того, что финансирование не из арендной платы, а из средств за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 23 рубля 18 копеек за 1 кв.м. позволит осуществлять и ведение спецсчета и обслуживание многоквартирного дома, ответчик не представил.
Факт утверждения гражданско-правовым сообществом - собственниками помещений многоквартирного дома размера платы как реализация предоставленного им права не может служить безусловным основанием к принятию этого размера при установлении того обстоятельства, что данный размер не обеспечит содержание общего имущества.
Как разъяснено в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда, не подлежит применению.
Кроме того, суд учитывает, что в силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 432 ГК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирного дома относится порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решения общего собрания собственников МКД, являющегося по условиям договора одной стороной, не подлежат безусловному исполнению второй стороной – управляющей компанией, если управляющая компания с мнением собственников не согласна.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что принятый на общем собрании собственниками помещений источник финансирования расходов по возмещению издержек, связанных с предоставлением платежных документ и иных расходов, связанных обслуживанием спец.счеа капитального ремонта дома из средств по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в размере 1 648 рублей затрагивает права и законные интересы управляющей организации, поскольку размер платы принят без учета положений договора управления многоквартирным домом от 01.06.2007, без учета мнения управляющей организации, является экономически необоснованным, не предусматривает возможность управляющей организации осуществлять минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд приходит к выводу о признании недействительным и не подлежащим применению решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, оформленное протоколом № 9 от 23.07.2019 по вопросу № 10, в части установления с 01.04.2019 источником финансирования расходов связанных с обслуживанием спец.счета капитального ремонта дома из средств по управлению, содержанию и текущему ремонту имущества дома в размере 1 648 рублей.
Разрешая требования истца в части признания решения общего собрания собственников помещений МКД <адрес> оформленного протоколом от 23.07.2019 по вопросу №12, суд учитывает следующее.
Как следует из материалов дела 26.03.2019 Совет МКД <адрес> вручил ООО УК «Холмсервис» проект договора управления МКД от 01.01.2019 с протоколом разногласий от 15.03.2019 (л.д.77).
Из ответа ООО «УК «Холмсервис» от 04.04.2019 следует, что истец управляет МКД <адрес> на основании договора управления от 01.11.2007, дополнительного соглашения к договору от 03.12.2012. Договор управления МКД от 01.01.2019 ОСС <адрес> не утверждался, следовательно, он не является действующим. В ООО «УК «Холмсервис» отсутствует протоколы ОСС об утверждении условий договора управления от 01.01.2019, а также об утверждении протокола разногласий к данному договору, либо дополнительного соглашения. В связи, с чем оснований для принятия протокола разногласий к неутвержденному на общем собрании договору управления не имеется. Проект договора управления от 01.01.2019 учитывает интересы собственников помещений в МКД в полном объеме (л.д.78).
В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получавшая от стороны для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения, либо истечения срока для акцепта.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в установленный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Из разъяснений, содержащихся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", следует, что согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).
В случае получения извещения об акцепте оферты на иных условиях оферент вправе либо известить акцептанта о принятии договора в его редакции либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения или истечения срока для акцепта.
Названный срок не должен рассматриваться как срок, ограничивающий возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в суд.
Поэтому в тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по его истечении, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу.
Если проект договора направляется стороной, для которой заключение договора обязательно, она обязана после получения от акцептанта протокола разногласий известить последнего о принятии договора в его редакции либо об отклонении указанного протокола.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать спорные вопросы на рассмотрение суда.
В случае непередачи в суд в тридцатидневный срок оферентом (в первом случае) или акцептантом (во втором случае) протокола разногласий по условиям, относящимся к существенным условиям договора, договор считается незаключенным.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
Из п. 4 ч. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ следует, что председатель совета многоквартирного дома, в том числе осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
Как следует из ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" следует, что в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац второй пункта 1 статьи 432 ГК РФ), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой. Если в ходе переговоров одной из сторон предложено условие о цене или заявлено о необходимости ее согласовать, то такое условие является существенным для этого договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). В таком случае отсутствие согласия по условию о цене или порядке ее определения не может быть восполнено по правилу пункта 3 статьи 424 ГК РФ и договор не считается заключенным до тех пор, пока стороны не согласуют названное условие, или сторона, предложившая условие о цене или заявившая, о ее согласовании, не откажется от своего предложения, или такой отказ не будет следовать из поведения указанной стороны.
Судом установлено, что проект договора управления многоквартирным домом с учетом разногласий, разработанных Советом дома, с ООО УК «Холмсервис» не утвержден, договор управления многоквартирным домом, заключенный 01.11.2007 сторонами не расторгнут, не изменен, является действующим; отказ истца в рассмотрении протокола разногласий, к договору управления МКД от 01.01.2019 является правомерным, поскольку ООО «УК «Холмсервис» не заключал с собственниками договор управления от 01.01.2019.
Таким образом, нельзя признать законным принятое решение по вопросу № 12, решение общего собрания собственников помещения МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного протоколом № 9 от 23.07.2019 по вопросу № 12 надлежит признать недействительными.
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с этим, с Кежаевой Е.А. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО УК «Холмсервис» к Кежаевой Елене Анатольевне о признании решения общего собрания недействительным, удовлетворить.
Признать решения общего собрания собственников помещения МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного протоколом № 9 от 23.07.2019 по вопросу № 10, № 12, недействительными.
Взыскать с Кежаевой Елены Анатольевны в пользу ООО «УК «Холмсервис» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Васильева
Мотивированное решение изготовлено 08.10.2020.