ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1503/19 от 21.07.2020 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

66RS0015-01-2019-002185-71 Решение составлено:21.07.2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2020 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-83/2020 по исковому заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, в лице отдела контроля по Южному управленческому округу к Шинкаревой Л. А. «О признании недействительным протокола *Номер* общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *Адрес* от *Дата* в части».

УСТАНОВИЛ:

Истец Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, в лице отдела контроля по Южному управленческому округу обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Шинкаревой Л. А. «О признании ничтожным протокола *Номер* общего собрания собственников помещений многоквартирного *Адрес* от *Дата* в части», указав, что *Дата* в Департамент поступило обращение собственника жилого помещения *Номер* многоквартирного дома *Адрес*, в котором он выразил несогласие с размером платы ООО «Дом-Сервис и К» за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, а именно: начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме производится в размере не установленном решением собрания.

С целью рассмотрения указанного обращения Департаментом организована внеплановая проверка на предмет соблюдение обязательных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в части определения цены договора управления многоквартирным домом, а именно: соблюдение требований по установлению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *Адрес*.

В ходе проверки ООО «Дом-Сервис и К» представлены сопроводительным письмом от *Дата* (вх. *Номер*-К): пояснения по порядку начисления платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, копии платежных документов для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений указанного многоквартирного дома, копия технического паспорта на многоквартирный дом, предложение управляющей компании по размеру платы за содержание жилья с *Дата* по *Дата* с отметкой о вручении представителю собственников помещений многоквартирного дома.

Также Департаментом рассмотрены материалы, имеющиеся в распоряжении Департамента, представленные ООО «Дом-Сервис и К» (вх. *Номер*-к).

Согласно протокола *Номер* общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу *Адрес* от *Дата*, собственниками помещений многоквартирного дома приняты решения, в том числе: «вопрос *Номер* – Установление платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18 руб. 87 коп. за 1 кв.м. с *Дата* (в том числе текущий ремонт 6 руб. 00 коп.)».

Оплата всех услуг, оказываемых управляющей организацией в рамках исполнения договора управления, должна осуществляться путем внесения платы за содержание жилого помещения.

Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв.Постановлением Правительством Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается в срок не менее чем на один год и может быть определен в размере, отличном от размера платы, устанавливаемого органом местного самоуправления.

Таким образом, утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание общего имущества не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 утвержден «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме *Адрес* от *Дата* предложения управляющей компании ООО «Дом-Сервис и К» по выполнению работ и содержанию общего имущества в многоквартирном доме на общем собрании не учитывалось. При этом, собственниками помещений многоквартирного дома при принятии решения об установлении платы за содержание жилого помещения не учтен перечень работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме с указанием на периодичность их выполнения, установленную Правилами 491, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Документы, подтверждающие учет собственниками всех работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме к протоколу общего собрания не приложены.

Кроме того, решение собственников помещений многоквартирного дома *Адрес* об утверждении размера платы за содержание жилого помещения с *Дата* принято *Дата*.

Решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в размере 18,87 руб. за кв.м. принято собственниками произвольно и не включает в себя полный перечень работ и услуг, установленный Постановлением 290, чем нарушены требования пунктов 1-30 Минимального перечня, п. 17 Правил 491, части 1, 7 ст. 156 ЖК РФ.

По мнению истца, решение собственников помещений в части исключения из перечня обязательных работ, утвержденных Постановлением Правительства от 03.04.2013 №290 ПП, в силу ст. 181.5 ГК РФ, ничтожно.

На основании изложенного, истец просил суд:

Признать ничтожным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *Адрес*, оформленное протоколом *Номер* от *Дата* в части принятия по вопросу 2 повестки дня: Установление платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18,87 руб. за 1 кв.м. с *Дата* (в том числе текущий ремонт 6 руб. 00 коп.) (л.д. 5-9 том 1).

В ходе рассмотрения дела Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, в лице отдела контроля по Южному управленческому округу представил уточненное исковое заявление к ответчику Шинкаревой Л. А. «О признании недействительным протокола *Номер* общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *Адрес* от *Дата* в части», указав, что собственниками помещений многоквартирного дома *Адрес* решение об установлении платы за содержание жилого помещения принято без учета перечня работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее –Минимальный перечень), а также предложений управляющей организацией ООО «Дом-Сервис и К».

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, предусмотренные Минимальным перечнем, и требования, установленные Правилами 491 в силу п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110, являются лицензионными требованиями к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами. Соответственно, указанные требования являются обязательными для исполнения управляющей организацией ООО «УК «Дом-Сервис и К», имеющей лицензию на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами *Номер* от *Дата*, и осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом *Адрес*

Таким образом, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *Адрес* по вопросу 2 повестки дня: «Установление платы за содержание и текущий ремонт жилого дома в размере 18 руб. 87 коп. за 1 кв.м. с *Дата* (в том числе текущий ремонт 6 руб. 00 коп.)», принятое без учета Минимального перечня и в нарушение пункта 17 Правил 491 нарушает установленные требования законодательства к содержанию общего имущества многоквартирного дома. Несоблюдение указанных требований может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, на благоприятные условия проживания в многоквартирном доме.

Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не может быть произвольным, при его принятии должны учитываться предложения управляющей компании, содержащее экономическое обоснование, и установленный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен обеспечить безопасное и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Решением собственников помещений утвержден перечень работ и услуг, размер платы содержания жилого помещения в многоквартирном доме без учета предложений третьего лица, и уменьшен перечень необходимых (минимальный перечень) услуг и работ, что является существенным нарушением требованием жилищного законодательства, установленных ч.ч.1, 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 17,29,35 Правил 391, пунктам 1,2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26 (1), 26 (2), 27, 28 Минимального перечня.

Истец полагает, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом *Номер* от *Дата* по вопросу 2 повестки дня: «Установление платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18 руб. 87 коп. за 1 м.кв. с *Дата* (в том числе текущий ремонт 6 руб. 00 коп.)» является недействительным.

На основании изложенного, истец просит суд:

Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом *Номер* от *Дата* по вопросу 2 повестки дня: «Установление платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18 руб. 87 коп. за 1 м.кв. с *Дата* (в том числе текущий ремонт 6 руб. 00 коп.)» (л.д. 236-237 том 1).

*Дата* определением Асбестовского городского суда указанное уточненное исковое заявление принято к производству суда (л.д. 232 том 1).

*Дата* определением Асбестовского городского суда производство по гражданскому делу приостановлено (л.д. 102 том 2).

*Дата* определением Асбестовского городского суда производство по настоящему делу возобновлено (л.д. 125 том 2).

Представитель истца - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, в лице отдела контроля по Южному управленческому округу, в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. 126 том 2).

Ответчик – Шинкарева Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам и обстоятельствам, изложенным в письменных отзывах (т.1 л.д. 251-252, т. 2 л.д. 65-69).

Представители ответчика Шинкаревой Л.А.Шакун Л.Е., Зонова А.С., Черепанова Н.В., действующие по устному ходатайству, в судебном заседании исковые требования не признали.

Представители третьего лица – ООО «Дом-Сервис и К» в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ранее представили суду письменное мнение (л.д. 220-223 том 1, 9 том 2), ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 127 том 2)

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном жилом доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме является органом управления многоквартирным домом. Последние, обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме (статья 45 Кодекса).

Системное толкование приведенных положений статей 156, части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что принятие решения об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку непосредственно затрагиваются интересы всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном жилом доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Из положений приведенных норм следует, что в случае, когда собственниками принято решение об установлении ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, то применению подлежит ставка, утвержденная решением общего собрания собственников. При этом, срок действия установленного размера платы за содержание и ремонт жилья временными рамками не ограничен, должен только в течение года оставаться неизменным. То есть, установленный на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилья считается действующим до момента установления в предусмотренном законом порядке на общем собрании собственников помещений в таком доме нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Применение ставки платы за ремонт и содержание жилья, установленной органом местного самоуправления, возможно только в том случае, если на состоявшемся общем собрании собственников помещений многоквартирного дома вообще не принималось решения об установлении размера такого платежа.

Таким образом, жилищным законодательством предусмотрено два способа определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: собственниками помещений в многоквартирном жилом доме или органом местного самоуправления.

Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Как установлено в судебном заседании, Шинкарева Л. А. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: *Адрес*.

ООО «Дом-Сервис и К» является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: *Адрес*.

В период с *Дата* по *Дата* по инициативе собственника квартиры *Номер* ответчика Шинкаревой Л.А. в форме очно-заочного голосования проведено общее внеочередное собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *Адрес*, результаты которых оформлены протоколом *Номер* от *Дата*. В очно-заочном голосовании приняли участие собственники, обладающие <данные изъяты> кв.м., что составляет <данные изъяты> % от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Кворум для проведения общего собрания в форме очно-заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме имеется. (л.д. 12-13 том 1)

Согласно указанного протокола, в повестку дня включены ряд вопросов, в том числе: по вопросу 2: «Утверждение платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18 руб. 87 коп. за 1 м.кв. с *Дата* (в том числе текущий ремонт 6 руб. 00 коп.)».

Решено: установить размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18 руб. 87 коп. за 1 м.кв. с *Дата* (в том числе текущий ремонт 6 руб. 00 коп.)

При этом, как следует из сообщения о проведении внеочередного общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *Адрес*, бюллетеней для голосования, протокола *Номер* от *Дата*, собственниками жилых помещений на собрании не рассматривались предложения управляющей компании ООО «Дом-Сервис и К» (л.д. 20-191 том 1) о размере платы за содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, в размере 31,05 рублей за м. кв., направленные ООО «Дом-Сервис и К» организаторам общего собрания. То обстоятельство, что данные предложения были направлены организаторам вышеуказанного общего собрания, ответчиком не оспаривается.

Протокол общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *Адрес*, проведенного в форме очно-заочного голосования *Номер* от *Дата* вместе с приложением, состоящим из: реестра собственников МКД *Адрес*, сообщения о проведении собрания, реестра собственников, принявших участие в очной форме голосования, решений (бюллетени) голосования, протокола счетной комиссии, были переданы инициатором собрания Шинкаревой Л.А.

В ходе проверки ООО «Дом-Сервис и К» представлены сопроводительным письмом от *Дата* (вх. *Номер*-К): пояснения по порядку начисления платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, копии платежных документов для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений указанного многоквартирного дома, копия технического паспорта на многоквартирный дом, предложение управляющей компании по размеру платы за содержание жилья с *Дата* по *Дата* с отметкой о вручении представителю собственников помещений многоквартирного дома.

Как следует из акта проверки органа государственного надзора юридического лица *Номер*, при проведении проверки выявлены нарушения собственниками жилых помещений многоквартирного дома *Адрес*, при проведении общего собрания собственников жилых помещений, оформленного протоколом *Номер* от *Дата* положений ч.ч. 1, 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 17,29,35 Правил № 391, а именно: утвержденный размер платы за содержание жилого помещения в размере 18,87 руб. за 1 кв.м., установлен произвольно без учета предложений управляющей компании и не включает в себя перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. (л.д. 192-196 том 1), а именно: п.п. 1,2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26 (1), 26 (2), 27, 28 Минимального перечня.

В соответствии со ст. 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.

Статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для признания ничтожным решения собрания.

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Положениями ч.1 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 181.3, ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, нарушающее требования Гражданского кодекса Российской Федерации или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно (п. 107 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Правоотношения по поводу содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома регулируются нормами гражданского и жилищного законодательства.

Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации также предусматривает право общей долевой собственности собственников квартир в многоквартирном доме на общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьями 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме возложено бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 29 Правил № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (п. 35 Правил № 491).

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

Таким образом, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не может быть произвольным, при его принятии должны учитываться предложения управляющей организации, содержащие экономическое обоснование, и установленный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен обеспечивать безопасное и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правительство Российской Федерации, действуя в целях реализации полномочий, предоставленных ему ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило своим постановлением от 03.04.2013 № 290 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Суд полагает, что собственниками МКД, расположенного по адресу: *Адрес*, не утвержден и не указан конкретный перечень работ, которые Управляющая компания должна выполнить в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и периодичность этих работ, исходя из стоимости 18 руб. 87 коп.

Ответчиком Шинкаревой Л.А.*Дата* был представлен суду проект сметы расходов и список работ по содержанию общего имущества жилого дома *Адрес* с *Дата* (л.д. 70-79 том 2)

При этом, ответчик и представители ответчика пояснили, что расчет ими был сделан исходя из анализа расчета стоимости работ и услуг, выполненного Управляющей компанией, предоставленного по запросу инициатора собрания, однако стоимость части работ они считают завышенной в связи с указанием в предоставленных документах большей площади (единицы измерения работы), количества единиц измерения, периодичности, кроме этого включены расходы на текущий ремонт, но так как акты осмотра не предоставлены, этот показатель рассчитывался примерно, так как Управляющая компания не предоставила документы, подтверждающие проведение ремонтов, а также сметы и акты выполненных работ, в связи с чем, стоимость получилась ниже, чем та, которую предложила Управляющая компания. Полагают, что расчет обоснован. Данный расчет был рассмотрен на общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома *Адрес* от *Дата*.

Однако с данными доводами ответчика суд согласиться не может, расшифровка – обоснование, утвержденного собственниками с *Дата* по *Дата* размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме *Адрес*, в размере 18 руб. 87 коп. за 1 кв. м. в месяц, в материалах, приложенных к протоколу собрания не имеется, указанный расчет не был предоставлен организаторами собрания в ни Управляющей компании, ни в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, при проведении проверки по заявлению Шинкаревой Л.А., доказательств того, что расчет собственниками произведен с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, в материалы дела не представлено, указанное также подтверждается и текстом самого протокола *Номер* от *Дата*

Как следует из п. 3 Раздела 1 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", в случае, если содержательная часть протокола общего собрания содержит указание на наличие приложений, к протоколу общего собрания прилагаются перечисленные в ней документы.

Согласно из п. 20 Раздела 2 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются, в том числе. документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания.

К протоколу *Номер* от *Дата* не приложен расчет размера платы за содержание жилого помещения, принятый собственниками помещений в МКД, не приложен перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества. Соответственно, на основании вышеизложенного, суд не принимает проект плановой сметы расходов и список работ по содержанию общего имущества жилого дома *Адрес* с *Дата*., предоставленный суду *Дата*, в качестве допустимого доказательства по делу, так как, данный документ не отражен в протоколе общего собрания собственников жилого помещения от *Дата**Номер*.

Таким образом, не установление перечня работ и услуг, либо ссылки на то, что необходимо выполнить работы в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, и не принятия в полном объеме обоснованного размера платы за содержание жилого помещения, не соответствует действующему законодательству, а произвольное уменьшение размера платы приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, приведению его в непригодное состояние, неоказанию услуг, предусмотренных договором управления.

Поскольку решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом *Номер* от *Дата* в части оспариваемого пункта не соответствует требованиям закона, суд полагает, что решение собственников помещений в МКД в этой части недействительно в соответствии с ч.1 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылки ответчика и её представителей на то, что управляющая организация не оказывает в полной мере собственникам все необходимые услуги по содержанию общего имущества, не могут быть признаны состоятельными, поскольку законодательством предусмотрены иные способы воздействия на управляющую компанию, оказывающую услуги ненадлежащего качества.

Также судом не принимаются доводы ответчика и её представителей о том, что у истца – Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, отсутствуют полномочия на предъявление указанного иска, так как указанные доводы основаны на неверном толковании закона и противоречат положениям ст. 20 Жилищного кодекса РФ, а также разъяснениям, данным в Информационном письме «Об актуальных вопросах практики рассмотрения дел об оспаривании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах», утвержденном президиумом Свердловского областного суда 19 декабря 2018 г. Относительно ходатайства о прекращении производства по делу по указанным доводам, суд принял протокольные определения об отказе в прекращении производства по делу.

Таким образом, на основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд полагает возможным исковые требования Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, в лице отдела контроля по Южному управленческому округу надлежит удовлетворить, а именно:

1. Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирном доме, оформленное протоколом *Номер* от *Дата* по вопросу 2 повестки дня общего собрания: «Установление платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18 рублей 87 копеек за 1 кв.м. с *Дата* (в том числе, текущий ремонт 6 рублей 00 копеек».

На основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей, так как истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, в лице отдела контроля по Южному управленческому округу удовлетворить.

1. Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирном доме, оформленное протоколом *Номер* от *Дата* по вопросу 2 повестки дня общего собрания: «Установление платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18 рублей 87 копеек за 1 кв.м. с *Дата* (в том числе, текущий ремонт 6 рублей 00 копеек».

2. Взыскать с Шинкаревой Л. А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 1 месяца.

Судья ___________________________ И.В. Архипов