ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1503/2015 от 21.10.2015 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г.Гулькевичи 21 октября 2015 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Хайрутдиновой О.С.

при секретаре Юдиной Д.Р.

с участием административного истца Бирюкова А.А.

представителя административного истца Дементьевой К.Ю.

представителя административного ответчика Михайловой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Бирюкова А. А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края о признании протокола решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе во включении периода работы в страховой стаж незаконным, перерасчете пенсии

УСТАНОВИЛ:

Бирюков А. А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края о признании протокола решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе во включении периода работы в страховой стаж незаконным, перерасчете пенсии.

В обоснование требований Бирюков А.А. указал в заявлении, что с 26.07.2012 года Управлением Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края ему назначена трудовая пенсия по старости, в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет, а также наличием необходимого страхового стажа - 25 лет. Согласно записей о работе, внесенных в трудовую книжку, а также справок о работе в период с 13.05.1987г. по 24.05.1999г. он работал в совместном советско-монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт» выполняемой на территории Монголии в должности старшего мастера службы вспомогательного производства ремонтно-строительного цеха (начальника административно-хозяйственного отдела), из которых с 13.05.1987г. по 31.12.1991г. по направлению на работу, с 01.01.1992г. по 24.05.1999г. по индивидуальному трудовому договору. При назначении пенсии из указанного периода работы в страховой стаж ему не был засчитан период работы с 16.10.1991г. по 24.05.1999г., причем протокол решения комиссии с мотивированной причиной отказа во включении ему в стаж указанного периода работы своевременно изготовлен не был. По этой причине в ноябре 2014г. он вновь обратился в УПФР с заявлением о включении ему в стаж ранее не засчитанного периода работы с 16.10.1991г. по 24.05.1999г. одновременно, помимо ранее представленных справок о работе имеющихся в материалах пенсионного дела, им была дополнительно представлена справка о работе от 20.10.2014г. . По результатам рассмотрения вопроса о его праве на перерасчет пенсии с учетом периода вышеуказанного работы решением комиссии УПФР в Гулькевичском районе Краснодарского края от 24.11.2014г. в зачете периода работы с 16.10.1991г. по 24.05.1999г ему было отказано. Свой отказ комиссия УПФР обосновала тем, что трудовой стаж, приобретенный на территории Монгольской Народной Республики может быть засчитан при условии подтверждения справкой, выданной компетентными органами монгольской стороны. С решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края от 24.11.2014г. он не согласен, считает его незаконным и ущемляющим его право на получение пенсии в полном объеме. Не включенный ответчиком в стаж, период работы с 16.10.1991г. по 24.05.1999г. на совместном советско-монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт» подлежит включению по следующим основаниям. В силу пункта 6 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В соответствии со статьёй 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются непосредственно действующими. В Монголию работников посылали как наставников от производства, с ним ездила жена и дети. Оформлением всех документов занималось объединение «Зарубежцветмет», и у всех работников забрали паспорта и трудовые книжки, а взамен были выданы загранпаспорта. По прибытию в Монголию он приступил к работе, ему своевременно выплачивали заработную плату и дополнительную надбавку в размере 60% от заработной платы. Все выплаты осуществлялись официально, всем без исключения работникам предоставлялись очередные отпуска. Перед направлением в командировку ему разъяснили, что период нахождения в командировке будет засчитан в стаж. В Монголии их принимало консульство, но документы они уже не оформляли, занимались обеспечением жилья. В Монголии он работал по специальности. Согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденному приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190 трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями. Согласно п. 1.1. указанного Положения основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. Согласно п. 70 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 25 12 1974 г. № 365 за работниками, направляемыми в служебные командировки из СССР за границу, сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Согласно справок от 10.11.1999г. № 12/ЗК выданных АО «Внешнеэкономическим объединением «Зарубежцветмет» и от 20.10.2014г. подтверждается, что он был командирован в «ВО «Зарубежцветмет» и находился в заграничной командировке в Монголии с 01.08.1990г. по 31.12.1991г., работа осуществлялась им на совместном монголо-советском предприятии «ГОК Эрдэнэт». С 01.01.1992г. им с указанным предприятием был заключен индивидуальный трудовой договор (контракт) по которому он проработал до 24.05.1999 года. Справка оформлена надлежащим образом, имеет основание выдачи и заверена печатью и подписью руководителя. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, был принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года, вступил в законную силу 17 декабря 2001 г. Позиция УПФР, согласно которой справка не заверена Посольством России полагает несостоятельна, так как им ответчику были предоставлены надлежаще оформленные справки от работодателя. Включение спорного периода в общий трудовой стаж было гарантировано ему законодательством, действующим в тот период. В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией РФ, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод граждан в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.1-2 ст. 19, ч.1 ст.39, ч.ч.2,3 ст. 59 Конституции РФ. Кроме того, согласно п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (ред. от 17.10.2009)) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями, при этом обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, лежит на работодателе (страхователе), который своевременно и в полном объеме должен производить соответствующие платежи (пп. 1 п. 1 ст. 6, п.2 ст. 14 ФЗ №167-ФЗ). Застрахованным лицам предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда информацию о начислении и уплате страховых взносов, осуществлять контроль за их перечислением в органы Пенсионного фонда РФ. Согласно п. 6 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Считает, что на основании записей в трудовой книжке, а также справок, выданных работодателем достоверно возможно установить, что он находился в загранкомандировке, и в спорный период осуществлял трудовую деятельность в совместном Монголо-Советском предприятии, причем сам по себе факт работы ответчиком не оспаривается. Необходимость предоставления дополнительных письменных доказательств, подтверждающих периоды работы, согласно абз. 2 пункта 6 Правил возникает лишь в случае отсутствия трудовой книжки либо, если в ней содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы. Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П обязанность государства признавать соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статьи 2, 17, 18, статья 45 ч.1 Конституции РФ), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию. Просил признать протокол решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Гулькевичском районе Краснодарского края от 24.11.2014г. незаконным. Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края включить в страховой стаж период его работы с 16.10.1991 год по 24.05.1999 года в совместно Советско-Монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт», обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края произвести перерасчет пенсии.

В судебном заседании Бирюков А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Просил признать протокол решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Гулькевичском районе Краснодарского края от 24.11.2014г. незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края включить в страховой стаж период его работы с 16.10.1991 год по 24.05.1999 года в совместно Советско-Монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт», обязать произвести перерасчет пенсии с момента обращения за назначением пенсии.

Представитель административного истца Дементьева К.Ю. настаивала на удовлетворении требований Бирюкова А.А. по изложенным в заявлении основаниям. Пояснила, что когда истец находился в заграничной командировке на территории Монголии, действовал закон № 340 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» и данным законом предусмотрено, что включение периодов работы нахождения в заграничной командировке засчитываются в стаж, без какого-либо дополнительного подтверждения. На его основании считает, что ответчик необоснованно применяет к Бирюкову А.А. оценку пенсионных прав по нормам действующего пенсионного законодательства, поскольку право на включение спорных периодов работы у него возникло еще по ранее действующему законодательству, это предусмотрено тем законодательством которое действует сейчас, в частности законом № 400 и № 173 законом, который утратил силу с 2015 года. Кроме того, включение данных периодов гарантировано ему Конституцией. Никаких заявлений о пересчете пенсии истец не подавал. Он обратился по ее запросу, предоставить перечень документов, чтобы выяснить есть ли спорные периоды, не включенные в стаж, и только тогда протокол комиссии был изготовлен. Подавая заявление на перерасчет истец подразумевал, что пенсия будет пересчитана с даты первоначального назначения, поскольку сведениями о данном периоде работы пенсионный фонд располагал еще когда назначал ему пенсию. Это был как дополнительный документ, но он, не основываясь на нем, просил пересчитать пенсию, заявление подавалось именно для того, чтобы получить отказной протокол решения комиссии. Настаивала на признании протокола решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Гулькевичском районе об отказе включить в страховой стаж Бирюкова А.А. период его работы с 16.10.1991 год по 24.05.1999 года в совместно Советско-Монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт», незаконным, обязать включить этот период работы, и обязать произвести перерасчет пенсии Бирюкову А.А. с момента обращения за назначением пенсии.

Представитель административного ответчика, Михайлова Н.Н. полагала, что заявленные требования не обоснованы. Просила отказать Бирюкову А.А. в удовлетворении требований. В обоснование возражений пояснила, что Бирюков А.А. обратился с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости за работу на совместном монголо-советском предприятии «ГОК Эрдэнэт» в Монголии с 01.08.1990 года по 31.12.1991 года без направления на работу и 01.01.1992 года по 24.05.1999 года по контракту. Согласно ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Согласно закону периоды работы, которые выполнялись за пределами РФ, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в добровольном порядке. Пенсионное обеспечение российских и монгольских граждан, регулируется Соглашением с Монгольской республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения. Для категорий лиц, которые самостоятельно устраивались на работу, без направления нормы ст.9 Соглашения не применяются. В отношении данных лиц применяется ст. 4 Соглашения, в соответствии с которой при назначении пенсии и пособий засчитывается полностью трудовой стаж, приобретенный на территории обеих договаривающихся сторон, на территории которой был приобретен стаж. Исчисление стажа работы производится по законодательству стороны на территории которой протекала работа. То есть трудовой стаж, приобретенный на территории Монгольской республики должен быть подтвержден справкой, выданной компетентными органами монгольской стороны. Согласно представленным справкам о работе Бирюков А.А. работал без направления на работу и самостоятельно заключил договор. А поэтому не относится к лицам, которые предусмотрены ст. 9 Соглашения. По этим основаниям периоды работы Бирюкова А.А. на территории Монгольской республики могут быть подтверждены справкой, выданной компетентными органами монгольской стороны, такие документы отсутствуют. В связи с этим комиссия приняла решение об отказе Бирюкову А.А. во включении в страховой стаж указанных периодов работы. В удовлетворении требований Бирюкова А.А. просила отказать.

Суд, выслушав стороны, их представителей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 08.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как установлено в судебном заседании 04.07.2012 года Бирюков А.А. обратился в УПФР В Гулькевичском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии (по старости), которая ему была назначена с 26.07.2012 года.

19.11.2014 года Бирюков А.А. обратился в УПРФ по Гулькевичскому району с заявлением зачесть в пенсионный стаж период работы на Монголо-Советском предприятии «Эрдэнэт», период с 01.08.1990 года по 24.05.1999 года, в подтверждение периода работы представил справку от 20 октября 2014 года.

24.11.2014 года на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан , Бирюкову А.А. отказано в перерасчете трудовой пенсии по старости по представленным справкам о работе на совместном монголо-советском предприятии «ГОК Эрдэнэт» в Монголии с 01.08.1990 года по 31.12.1991 года без направления на работу и с 01.01.1992 года по 24.05.1999 года по контракту, так как отсутствуют документы, подтверждающие возможность включения указанных периодов работы в страховой стаж по законодательству МНР, выданные компетентными органами Монгольской Народной Республики.

В силу пункта 6 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», действующего на момент обращения Бирюкова А.А. с заявлением, основным документом, подтверждающим периоды работы трудовому договору, являлась трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий, утвержденному приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями. При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Положением. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Согласно п.70 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.1994 г. № 365 (признанного недействующим на основании Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 января 2003 года № 3), за работниками, направляемыми в служебные командировки из СССР за границу, сохраняется место работы (должность) и средний заработок.

С 01.01.2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Между тем, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным пенсионным законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относится Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, 6 апреля 1981 г.). Россия выступает их участником как государство - правопреемник СССР.

Согласно данному Соглашению, оно распространяется на все виды социального обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Договаривающихся Сторон. Под социальным обеспечением по настоящему Соглашению понимаются все виды обеспечения, которые предоставляются гражданам государственными органами, в том числе по старости (ст. 1).

При осуществлении социального обеспечения применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает гражданин, если Соглашением не предусмотрено иное (ст. 3).

При назначении пенсий и пособий засчитывается полностью трудовой стаж, в том числе стаж, дающий право для назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон и подтвержденный компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж. Исчисление стажа работы в каждой из Договаривающихся Сторон производится по законодательству той Договаривающейся Стороны, на территории которой протекала работа или приравненная к ней деятельность (ст. 4).

Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.

Согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Монголо-Российской компании с ограниченной ответственностью «Предприятие «Эрдэнэт» от 01.07.2003 года (Постановление Правительства № 380 от 01.07.2003 г.) Советско-Монгольское совместное горно-обогатительное предприятие «Эрдэнэт», созданное в соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Монгольской Народной Республики о деятельности совместного горно-обогатительного предприятия «Эрдэнэт» от 22 ноября 1973 г. и Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Монгольской Народной Республики о деятельности Советско-Монгольского совместного горно-обогатительного предприятия «Эрдэнэт» от 5 июня 1991 г., преобразуется с 1 июля 2003 г. в Монголо-Российскую компанию с ограниченной ответственностью «Предприятие «Эрдэнэт» (далее именуется - предприятие) с местом нахождения и регистрации в Монголии. Предприятие является правопреемником Советско-Монгольского совместного горно-обогатительного предприятия «Эрдэнэт» - юридическим лицом в соответствии с законодательством Монголии. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Монголии, положениями настоящего Соглашения и устава предприятия.

Согласно справок от 10.11.1999г. /ЗК выданных АО «Внешнеэкономическим объединением «Зарубежцветмет» и от 20.10.2014г. подтверждается, что Бирюков А.А. был командирован в «ВО «Зарубежцветмет» и находился в заграничной командировке в Монголии с 01.08.1990г. по 31.12.1991г., работа осуществлялась им на совместном монголо-советском предприятии «ГОК Эрдэнэт». С 01.01.1992 г. им с указанным предприятием был заключен индивидуальный трудовой договор (контракт) по которому он проработал до 24.05.1999 года. Справка оформлена надлежащим образом, имеет основание выдачи и заверена печатью и подписью руководителя. Достоверность справки у суда сомнений не вызывает.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973г. и Правилами, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.1974г. работникам, направленным в учреждения СССР за границу, а также членам их семей, принятым на месте на штатные должности, время работы в этих учреждениях засчитывается в их непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу по возвращению в СССР в течение двух месяцев, не считая временим проезда к постоянному месту жительства и нахождения в отпуске, неиспользованном за время пребывания за границей.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, был принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года, вступил в законную силу 17 декабря 2001 г.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года №. 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Согласно Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой при назначении пенсий и пособий засчитывается полностью трудовой стаж, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон и подтвержденный компетентными органами той Договаривающейся Стороны, на территории которой был приобретен стаж.

Материалами настоящего дела подтверждается и не оспаривалось сторонами то обстоятельство, что истец в спорный период являлся работником Российского совместного объединения, непрерывно являлся гражданином Российской Федерации, не вступал в гражданство Монгольской республики ни на момент работы в Монгольской республике, ни на момент возвращения в Российскую Федерацию, ни на момент обращения за назначением пенсии.

С учетом изложенного суд считает, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Гулькевичском районе от 24.11.2014 года необоснованно не включен в стаж Бирюкова А.А., дающего право на перерасчет трудовой пенсии по старости период его работы с 16.10.1991 год по 24.05.1999 года в совместно Советско-Монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт». По указанным основаниям доводы представителя ответчика о том, что Бирюков А.А. работал без направления на работу и самостоятельно заключил договор, и не относится к лицам, которые предусмотрены ст. 9 Соглашения, суд находит необоснованными.

С учетом изложенного, требования Бирюкова А.А. о признании протокола решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Гулькевичском районе Краснодарского края от 24.11.2014г. незаконным, обязании Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края включить в страховой стаж Бирюкова А. А. период его работы с 16.10.1991 год по 24.05.1999 года в совместно Советско-Монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт» являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению.

Требования Бирюков А.А. о перерасчете пенсии с момента ее назначения, то есть с 26.07.2012 год, удовлетворению не подлежат, а доводы представителя Бирюкова А.А. о том, что Бирюков А.А. подавая заявление на перерасчет подразумевал, что пенсия будет пересчитана с даты первоначального назначения, поскольку сведениями о данном периоде работы пенсионный фонд располагал еще когда назначал ему пенсию, суд находит необоснованными, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 абз. 2 ст. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.

Бирюков А.А. при назначении ему трудовой пенсии по старости, не включении оспариваемого периода работы при назначении трудовой пенсии по старости, в 2012 году в суд не обращался. Из осмотренного в судебном заседании пенсионного дела следует, что с заявлением о перерасчете трудовой пенсии и включении оспариваемого периода работы в стаж, Бирюков А.А. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гулькевичском районе 19 ноября 2014 года, а поэтому обязанность ответчика по перерасчету пенсии наступает с 1 декабря 2014 года.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Бирюкова А. А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края о признании протокола решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе во включении периода работы в страховой стаж незаконным, перерасчете пенсии – удовлетворить в части.

Признать протокол решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Гулькевичском районе Краснодарского края от 24.11.2014г. об отказе включить в страховой стаж Бирюкова А. А. период его работы с 16.10.1991 год по 24.05.1999 года в совместно Советско-Монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт», незаконным.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края включить в страховой стаж Бирюкова А. А. период его работы с 16.10.1991 год по 24.05.1999 года в совместно Советско-Монгольском предприятии «ГОК Эрдэнэт».

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда в Гулькевичском районе Краснодарского края произвести перерасчет пенсии Бирюкову Александру Андреевичу с учетом указанного периода работы с 01 декабря 2014 года.

В остальной части требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 23 октября 2015 года.

Председательствующий